Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
До недавнего времени, большинство продававшихся в России моделей МиГ-21 имели чехословацкие корни. Маленькие фирмы, их производившие, имели сомнительные авторские права на пресс-формы, а сами модели были растиражированы в различных версиях и красочных коробках. С одной из таких моделей столкнулся и автор на рубеже тысячелетий.
Модель я, как обычно, получил из рук отца в конце 1999 года. Годом ранее я уже успел познакомиться, также не по своей воле, с другой моделью этой фирмы Корпак – Lockheed P-38 Lightning. Впечатления были «не айс» уже до открытия содержимого. Ну не умел мой отец правильно выбирать модели…
Осмотр содержимого коробки также не изменил ситуации. Было ясно одно – малой кровью кое кому было не обойтись, и, судя по довольному лицу отца, этим «кое кто» был я. Мой тогдашний уровень и опыт не позволял делать такую модель, и вскоре коробка с МиГ-21бис (это не опечатка и не оговорка) легла на последнюю полку стеклянной витрины – в запасники.
Шли годы, я дважды делал творческие перерывы, и в конце 2004 года, уже будучи студентом, делая уборку в запасниках витрины, откопал давно позабытую коробку с моделью. Набив руку на своих последних Фроговских моделях и отточив аккуратность на Академии и Италери, я решился на сборку. Как раз была первая сессия, первые огромные новогодние каникулы в 10 дней, а в перспективе намечалась покраска нескольких алюминиевых самолетов. Чем не повод сделать еще одну модель?
Постройка модели началась в первые дни января 2005 года. Покраска началась 29 января и закончилась 10 февраля 2005. На все ушло чуть более месяца, что для меня почти рекорд.
В сентябре 2008 года модель была доработана с помощью технических надписей фирмы «Бегемот».
Модель упакована в невзрачную черную коробку с графикой аля 80-е. Надписи на коробке уверяют покупателя, что внутри МиГ-21 БИС. В тоже время на нижней стороне коробки изображение на схеме окраски изображен СМТ. Кое где встречаются орфографические ошибки. Ни о каких упаковочных пакетах речи и не шло.
Инструкция была предельно простой на нескольких листах. Простые схемки, почти никаких указанных посадочных мест. Как показал ход работ, она мне не пригодилась. К сожалению, в моих архивах она не сохранилась.
Декаль была достаточно простой: приборка и боковые панели, 6 звезд, 2 б/н и технички. Качество печати было средненьким, подложка была довольно сильно размазана вокруг элементов. Я использовал только звезды.
Небольшой экскурс в историю. Откуда собственно появился этот пластик? Во времена перестройки маленькие, только что образовавшиеся, различные фирмы на основе пресс-формы МиГ-21МФ от КР стали плодить свои МиГи. Так тернопольская «Аэрос» сделала МиГ-21СМ, нагло содрав МиГ-21МФ от КР. Минская «Мир» использовала и доработала МФ в СМТ, изменив гаргрот и добавив 4-й литник с вооружением. Потом «Восточный Экспресс» стал выпускать СМТ, БИС, 21-93, Р, УМ. Происхождение СМТ можно предположить – от «Мира», а остальные видно были своей доработкой небезызвестного МФ. Потом минская «Мир» на рубеже столетий стала именоваться Корпаком. Так ко мне и попал минский МиГ-21СМТ.
Всего в комплект входило 4 литника и фонарь. Три литника были стандартными для всех вышеперечисленных моделей. Отличались только некоторыми особенностями модели и расположением некоторых деталей. Четвертый литник был с вооружением, которое было сделано «Миром». Число деталей за счет 4-го литника увеличилось почти до 70. Точно сколько было на модели – не могу сказать. Могу привести только цифры по родному набору МФ от КР – 57 деталей.
Качество литья было паршивым. Практически все детали были отлиты со смещением и имели облой. Края многих деталей были неровными и замыленными. Расшивка наружная, грубая, неровная. Стыковка деталей выявляла щели и уступы. В общем, без напильника и шкурки на оправке никак. По сравнению с предком от КР, модель лишена какой либо клепки. С одной стороны это даже плюс – меньше сошлифовывать.
Фонарь был отлит неплохо, но оптические искажения портили весь вид. Зеркало в козырьке было выполнено грубо.
Во время постройки модели использовались чертежи из журнала Аэроплан 2/1993, Авиамастер 1/1997 и Крыльев Родины. Хорошая графика от Юргенсона у меня появилась только в 2007 году. На начало постройки, я действительно думал, что пластик модели соответствует МиГ-21БИС. Это стало моей ошибкой, которую я обнаружил уже на этапе достройки модели, когда попался чертеж СМТ и БИСа из Авиамастера, и я увидел разницу в килях и гаргротах.
Промерка готовой модели по чертежам Юргенсона из АиВ позволила установить первоначальную картину:
Сравнение чертежа БИСа из Аэроплана (именно ими я пользовался на начальном этапе сборки, пока не были найдены чертежи СМТ из Авиамастера) и БИСа Юргенсона дали следующий результат:
Проверка правильности чертежей с помощью пересчета длины и размаха в 72-й масштаб ничего не дала. Так или иначе, размах чертежей соответствует действительности, но с длиной проблемы. Непонятно, между какими точками меряют длину самолета? Ни одна из комбинаций длины (от кончика ПВД до перпендикуляра от кончика киля, и другие )не попала в пределы 2 мм… Поэтому я не берусь судить о длине модели.
Интерьер модели состоял из ванны, кресла, заголовника, приборки и ручки. Приборка была слабо похожа на оригинал. Декаль на нее я сразу выкинул, процарапав сам приборы по фотографиям. Ручку я выкинул и сделал новую из проволоки. Боковых панелей в кабине не было. Вместо них были невразумительные отбортовки «аля ванная» с заваленными под углом 45° стенками. Довольно странно, ведь на МиГ-15 от КР был не такой уж плохой интерьер. Сделал простенькую имитацию боковых пультов. Катапультное кресло вообще не похоже на реальность. Но в то время у меня не было смоляного кресла от НеОмеги. Пришлось оставить как есть, все равно через размытое остекление мало что видно. В дополнение поставил прицел из прозрачной пленки.
Для начала вложил обе половинки с отлитым на одной из них килем в чертежи БИСа из Аэроплана. Киль, как ни странно, основанием неплохо лег в чертеж. Верхушка вообще не ложилась. Проблему с килем оставил на потом.
Собрал обе половинки фюзеляжа и вклеил интерьер. Удлинять гаргрот и стачивать выпуклости шасси по бокам от него не стал. Сразу до установки фонаря я прорезал носовую нишу. Глубина на модели у нее была не более миллиметра. Особенно портил вид мерзкий стыковочный шов половинок фюзеляжа. Из-за того что по размерам она была мелкой и узкой – то не стал заморачиваться с изготовлением стенок и потолка. Сразу чтобы избежать пыли загерметизировал как мог кабину и поставил фонарь.
Установив фонарь, я обнаружил все его недостатки – чрезмерную высоту, горб, неверный наклон лобового стекла, недостаток длины. Все это сильно изменило пропорции фонаря и его косяки стали бросаться в глаза. Давить новый из плексиглаза я не решился. Возможно и зря. (именно на Р-38 от Корпака я давил свой первый в жизни фонарь)
Фонарь и его стыки подшпаклевал жидким пластиком и циакрином, прошлифовал и заполировал с пастой ГОИ.
Потом взял в руки напильник, надфили и шкурки на оправках и стал вышлифовывать расшивку и неровности фюзеляжа. Заодно сточил до приемлемой толщины подфюзеляжный гребень.
Затем настала очередь киля. Первым делом я срезал законцовку киля с неверным обтекателем антенны. Отторцевал заднюю кромку киля, срезав ее почти на 1 мм. Потом я сделал треугольную вставку в заднюю кромку киля. На верхушке киля я наращивал ширину на 3 мм, а у корня – на 1 мм (на толщину отторцованной задней кромки). Вышлифовал киль, придав кромкам острый профиль. Законцовку киля с обтекателем антенны выточил из литника. Переход от законцовки в переднюю кромку киля сделал из толстого листового пластика и на месте обработал. Теперь киль как влитой ложился в чертеж из Аэроплана. Вот сравнение килей в чертежах из "Аэроплана" и "Авиации и Время":
.
Тут видна разница, которую я заметил только перед покраской и не смог уже исправить.
Потом отрезал обтекатель антенны над соплом. Выточил новый, более изящный, из литника и куска пластика.
Затем приступил к носовой части фюзеляжа. Родное кольцо воздухозаборника пришлось отправить в мусорку изза грубости литья. Нашел пластиковую трубку подходящего диаметра и из нее сделал кольцо ВЗ. Обработал и обточил, придав кромкам ВЗ острый профиль. Носовой конус пришлось делать заново. Родной был мелким и кривоватым. Из кусков толстого пластика выточил на дрели новый конус. Канал воздухозаборника деталировать не стал.
На боковинах фюзеляжа доработал обтекатели колес (те которые над крылом). Родные были мелкими по высоте и грубыми по форме. Из Италовской шпаклевки удалось нарастить новые с более плавным профилем. Сами обтекатели были не на месте, как и сами ниши, но я не стал передвигать все шасси на 1.5 мм. К сожалению огрехи и пузырьки этой шпаклевки доставили мне массу неприятностей перед покраской, и я ее так и не смог ее победить.
Изнутри расточил сопло, убрав излишнюю толщину пластика. Сопло вообще отсутствовало как класс. В наборе была имитация лопаток компрессора, которую предлагали ставить (!!!) в сопло. Но другого ничего не было. Подобрал пластиковую трубку (в ход пошла старая перьевая авторучка). Заточил ей кончик сопла и нарезал на нем надфилями ребра, чтобы придать рельеф. На дрели аккуратно нанес резаком внутри сопла рельефные полоски – голое сопло вообще не смотрелось бы. И в довершении всего, поставил ту имитацию лопаток из набора в свое самодельное сопло. Хотя зря, у меня же были запасные камеры сгорания от Академовского F-15C…
Вклеил сопло и на этом с фюзеляжем почти завершил.
Крылья модели имели избыточную толщину кромок и неровные плоскости. С них срезал все гребни и обтекатели тяг закрылков. Прошлифовал плоскости напильником и шкурками, придав плоскостям божеский вид и сделав тонкие кромки. Аэродинамические гребни были вырезаны из тонкой жести и установлены в заранее прорезанные в крыльях пазы. Из тонкого пластика сделал обтекатели тяг элеронов (или закрылков) на верхней и нижней плоскостях крыла. Затем установил крылья, срезав установочные штифты и отторцевав стыковочные плоскости. Но и это не спасло от применения шпаклевки. Размах каждой консоли крыла на 1 мм меньше нормы. Но в тоже время, все параметры крыла кроме размаха и длины кромок совпадали с чертежом. Наращивать не стал. Возможно, что несколько десятых миллиметра размаха как раз сошлифовались при обработке стыка крыла. Крылья на модели смещены на 1.5 мм назад, но из-за также смещенных ниш шасси, я не стал их передвигать.
Стабилизаторы геометрически верные. Единственная претензия – на 1 мм короткий обтекатель на законцовке. Стабилизаторы, подобно крыльям, обточил, выровняв поверхности и заточив кромки. И также, как и крылья, не без помощи шпаклевки установил на фюзеляж.
С шасси вообще отдельная тема. Родные стойки и щитки были просто омерзительными. Смещения форм, заваленные края, непонятные наросты пластика и облоя. От всего этого пришлось избавиться. Ниши также были не фонтан – примитивные, без намека на рельеф, да еще и смещены на 1.5 мм в хвост.
Так как все детали шасси кроме колес попали в мусорку, то пришлось делать самодельные. Стойки выточены из литника, штоки амортизаторов из скрепки, ось колеса и набалдашник стойки из кусочков литников. Механизм уборки стойки был выточен из проволоки разных диаметров. Шлиц-шарниры стойки сделаны из тонкого пластика. Имитация гидравлики - из жилы провода. Всего по 9 деталей на каждую стойку. Колеса оставил родные, слегка подрезав их, сымитировав стояночный эффект.
Большие «лопухи» шасси сделал из пластика коробки, форма которой практически совпадала с формой щитка. Изнутри их обточил, сняв лишний пластик. Щиток на стойке вырезал из сыростирола.
Имитацию обтекателей ниши на фюзеляже пришлось сточить и сделать заново из пластика. Родные были слишком мелкими по размерам. Внутри ниши тупым резаком процарапал имитацию гофрированной обшивки. Но она у меня не очень получилась…
Носовая стойка была отлита вместе с колесом, и как обычно со смещением и облоем. Створки ниши также никуда не годились. Все это полетело в мусорную корзину. Стойка была собрана из кусочков литника разной толщины. Вилка стойки делалась из листового пластика. Колесо подошло по диаметру от старой готовой модели Як-40 от Plastikart 1/100. На фото еще видна черная краска колеса. Обточил его по толщине чтобы убрать бочкообразность пневматика. Итого 7 деталей на стойку. Створки ниши вырезал из сыростирола.
Так как родная грубая внешняя расшивка была стерта, то необходимо было резать новую внутреннюю. Но из всей расшивки я нарезал только руль поворота, элероны, закрылки, тормозные щитки и прорезал створки перепуска движка по бокам от кабины. Отсутствие других линий расшивки стало следствием сжатых сроков и моего отвращения к этому муторному и однообразному процессу.
Вся мелочевка на литниках пугала одним своим грубым замыленным видом, а на фюзеляже остались лишь единичные обтекатели и воздухозаборники, до которых не дошел напильник. Из того что было на фюзеляже, я не срезал только пару обтекателей у стабилизаторов и пару воздухозаборников у подфюзеляжного гребня. Из тонкой жести я вырезал гребни по бокам кабины. В крыльях рассверлил отверстия под фары, выклеил их фольгой, а стекло сделал из прозрачного литника. На законцовках крыльев спаял из проволоки и скрепки Т-образные антенны (на время сборки я их защищал с помощью маркеров из ватмана - на фото постройки это видно). Из пластика выточил 5 воздухозаборников, которые располагались по бокам фюзеляжа в районе двигателя. Перед носовой нишей шасси согнул из тонкой жести обтекатель. Такой же обтекатель установил перед фонарем кабины. Г-образную антенну спаял из обточенных на дрели скрепок. ПВД выточил из иглы.
Всякие мелкие антенны и баллансиры я не стал делать, не имея травленки. Обтекатель на боках киля оказался больше нормы, и я его так и не исправил.
Изза слишком активного применения жестких мер по выравниванию плоскостей, крупнозернистых шкурок и шпаклевки Italeri - как бы я не вышлифовал и не заполировал модель после покраски алюминием вылезли мелкие царапины и раковины в шпаклевке. Но с тех пор прошло 4 года и я теперь владею средствами борьбы с этой заразой.
Вот сами фотографии сборки. К сожалению качество фоток низкое так как цифровой техникой еще не обладал и фоткал на свой мобильник Siemens SX1 с камерой 0.3mpx. Первая фотка по состоянию на 21 января, остальные датированы 28 января.
Изначально к модели прилагался следующий набор вооружения:
• Двухствольная пушка ГШ-23
• 2 УР Р-3С
• 2 ПТБ 490л
• 2 ФАБ-500
• 2 ФАБ-250
• 2 ФАБ-100
• 2 НУРС С-24
• 2 УБ-16-57У
Но по внешнему виду назвать это вооружением язык не поворачивается. Смещения, уступы, толстенные стабилизаторы, непонятные замыленности… При написании статьи я полдня потратил на то, чтобы приблизительно идентифицировать эти кусочки пластика. Ни о каком использовании подобного набора речи и не шло, за исключением 490-литрового ПТБ.
Вот для сравнения фото деталей с их чертежами.
ПТБ был внешне похож на оригинал, но на 1.5 мм короче, стабилизаторы просто ужасны по толщине.
НУРС С-24 деталь и реальность…
УБ-16-57У реальность и как ее видели разработчики…
А вот и сами бомбы. Калибр пришлось на глазок определять. Сами видите какое качество…
Бомбы так и не смог идентифицировать ни по фото и по чертежам. Самому интересно, где такие бомбы были?
Ракеты Р-3 среди неиспользованных деталей я так и не нашел. Внешне это были просто палки со стабилизаторами как на бомбах.
Пилоны я даже не стал с литников снимать и проверять на копийность.
Вариант вооружения выбрал чисто истребительный:
• Пушка ГШ-23
• 2 УР Р-3С
• 2 УР Р-3Р
• ПТБ 490 л
Двуствольную пушку выточил заново из пластика, наросты на ней из сыростирола, а стволы из проволоки, хотя надо было из иглы шприца.
С ПТБ срезал стабилизаторы и обточил его на дрели, заточив нос и хвост. Стабилизаторы вырезал из сыростирола. ПТБ, изначально дававшийся как подкрыльевой, решил установить под брюхом. Пилон сделал из тонкого листового пластика.
Теперь пришла очередь самодельных ракет. Р-3С отличалась от Р-3Р только головкой, поэтому я позволил себе максимально унифицировать процесс изготовления. Выточил на дрели 4 туловища ракеты из литника одинакового сечения (было и больше, но брак выкинул) и 2 головки, засверлил 4 сопла, нарезал из сыростирола 32 стабилизатора, отрезал у двух ракет лишний кусок. Потом собрал все воедино, получив 4 ракеты из 38 деталей. Пилоны и АПУ также сделал, применяя серийное производство. Делал из листового пластика, затачивая переднюю кромку, проставки сделал из сыростирола. Всего ушло по 4 детали на каждый пилон (пилон, АПУ, 2 проставки между АПУ и пилоном).
Изначально я использовал 6 звезд из декали в наборе. Бортовые номера взял из запасной декали Су-15ТМ от Amodel.
Летом прошлого года одним из призов, которые я получил в ходе весеннего конкурса на scalemodels.ru, стали декали от фирмы «Бегемот» и в частности технические надписи на МиГ-21. В течение недели в сентябре 2008 я наносил их в соответствии со схемой.
Декали обладают отличным качеством печати и подложки. Единственное что напрягло и вызвало некоторые вопросы - а не великоваты ли технички? Текст некоторых техничек по размерам сопоставим с экраном 15-дюймового ноутбука – так ли это было на самом деле? На фото серебристых МиГ-21 технички вообще практически не видны. Мой же МиГ-21 как попугай пестрит ими. Пожалуй технички чересчур оживили модель. Отчасти в этом виновата серебристая окраска, которая подчеркивает все инородные объекты на своей поверхности.
Вот результат недельного "декаления":
Представляю обзорный walkaround получившейся модели.
Модель была построена за 28 дней. Покраска и окончательная достройка длились еще 13 дней. 7 дней занял процесс нанесения техничек от Бегемота. Всего было использовано только 16 деталей из набора и изготовлено 138 самодельных деталей. Использовано 398 декалей, из которых технички Бегемота – 390 штук.
Время не жалеет модели. Когда то, 20 лет назад предок этой модели МиГ-21МФ от КР считался хорошей моделью. Но спустя 20 лет, его доработанные потомки от Восточного Экспресса, Кондора, ICM, Корпака стали анахронизмом прошлого (которая еще пока не стала ценным раритетом как модели 60-х и 70-х), растеряв большую часть своих первоначальных достоинств, приобретя некоторые другие особенности, по-прежнему привлекают несведущих покупателей низкой ценой, яркими и пестрыми коробками.
Несмотря на простоту и убогость исходной модели, я сделал попытку своими силами доработать модель. В целом, попытка сделать не самую легкую модель с доработками в сжатые сроки удалась. Большую часть деталей набора пришлось выкинуть и делать их заново. Но получилось, конечно, не все – расшивка, фонарь, геометрия киля, деталировка мелочей так и остались не решенными мною проблемами. По хорошему, от набора можно использовать только 6 деталей. Проблема с чертежами, жертвой которых был киль, решилась только после выхода чертежей Юргенсона в 2007 году в «Авиация и Время».
С выходом в свет МиГ-21ПФ от Звезды и МиГ-21Ф-13 от Revell актуальность этой модели пропала. В дальнейшем планирую сделать нормальный МиГ-21Ф-13 от Revell и применить с умом немасштабный корпус от Академовского Миг-21 для изготовления экспериментального самолета на базе МиГ-21. Но навыки, приобретенные в попытках сделать из нее конфетку, не пропали даром, а витрина с моделями пополнилась очередным нетривиальным самолетом – МиГ-21 СМТ «изделие 50».
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Bubnov в 14.01.2009 - 23:15 Так различий, по моему ,достаточно, что б сказать , что минчане сделали новую модель ЛВД. Да и получилось у них модель получше, чем чех. Хотя литьё потом все уровняло . К сожеленью , минский моделизм умер , а не пошел дальше. Академия тоже с копий с улудшениями начинала.. А украинцы тупо скопировали чешские литники в ЛНД.
Во-обще говоря, я знаю мало фирм, у которой каталог состоит только из 100% оригинальных моделей . |
SilverGhost в 15.01.2009 - 00:08 черт его знает, я из чехов имею только Миг-15 и 19. 21-й ихний никогда не держал в руках.
но видно на 1999 год форма была уже сильно разбита... фюзеляж им точно пришлось переделывать на новый. остальное - почти без изменений - только пара деталей была переставлена на другие места - поменяли местами крыло и стабилизатор... в общем доработка формы. сейчас все это добро у Восточного Экспресса и один бог знает как он их разбил... |
Bubnov в 15.01.2009 - 00:48 Экспрес , когда то давно паковал Донецк, и добился от фабрики соблюдения технологии. Качество отливок было идеальное. Интересно, что получится у нынешних владельцев ЕЕ. |
AndyK в 15.01.2009 - 08:22 Неплохо смотрится моделька, НО: режет глаза жутко кривой родной фонарь (нужно давить новый), плюс окраска под "натуральный металл", конечно же, требует более тщательной шлифовки повехностей (ИМХО, в данном случае был бы более уместен камуфлированный окрас). |
SilverGhost в 05.04.2009 - 00:30 Привет Павел!
Да не стоит;) актуальность этих моделей прошла... я массу воспоминаний получил, читая Первоапрельскую статью Михаила по Миг-21 от Аэрос. там литники один в один как и на моем, только облоя чуть больше. |
machinsan в 19.09.2011 - 01:04 Тема: Конверсия Корпак 1/72 МиГ-21СМТ издел...(#1388) - обсуждение Руки у тебя под х.... ростут. Где ты видел модели идеально сходящиеся по чертежам?! А вообще судя по твоим фото, моя первая модель была во много раз лучше. |
Кошкер в 19.09.2011 - 18:19 machinsan, еще одно сообщение в подобном стиле, и Ваша короткая карьера на Scalemodels закончится |
jetac в 27.07.2016 - 20:14 Восточный экспресс лишь паковал СМТ, БИС, 21-93, Р, УМ производства Кондор, охаянного наследника Аэрос.
и ИСМ не производил, а тоже паковал тернопольские МиГи |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
- гаргрот
- фары
- новое вооружение на новом литнике
- новая расшивка
Зря что я ссылки в статье на источники не проставил.
год назад читал толи на румоде, толи на Дише статью про историю Мигов-21 в моделях. потом видел статью про китографию самолетов времен Вьетнама. там и вычерпал историю откуда корни этих Мигов. потом пробежался по фоткам литников остальных 21-х и увидел что разница минимальная.
потом откопал журнал Аэроплан 2/93 - там была вот такая статейка
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aV2JIs5A][/url]
Перестройка, начало 90-х. одному богу известно что творилось и какой правдой-неправдой чтото добывалось и делалось.
Это сейчас пошли умные фразы "Сделано на оснастке ...."
Человечество живет про принципу - у кого больше бабла тот делает новую пресс-форму с 0. у того у кого его меньше следит за успехами и выпускает следом свою модель. Это относится к группе Хасегава-Академи.
Итал как и Ревелл сейчас пакуют все что в руки попадется. и корни их моделей с внешней расшивкой растут именно от англичан 70-х годов - Фрог и Матчбокс , а то и вовсе их облагороженные репаки. сейчас в упаковках итала можно найти и Хоббикрафт, АМТ, фрог, матчбокс, звезду, тесторс, ревелл и других. я порой прихожу в магаз, прошу выложить на прилавок все модели от разных фирм, открываю коробки и ищу "10 отличий"
С-47 хочу приобрести от Итала, В-25 уже не имею возможности сравнить, так как месяц назад с небольшим трудом купил Хасин в упаковке Ревелл.
Не-111 - знаком только с Хасей. Итал видел только по фото.
С уважением, Андрей Кузнецов