Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Обзор смоляного kit’а этого симпатичного шведского самолёта, сделанного отечественной НеОмегой, представлялся вашему вниманию раньше. Впечатления от изучения содержимого коробочки были самыми благоприятными. Действительность оказалась куда более суровой…

Сборка модели

Силовая установка

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк Аккуратно отпиливаем носовое кольцо воздухозаборника, первую ступень компрессора, турбинку, воздуховод. Подклеиваем на «Супер Момент» носовое кольцо на трубу, красим внутреннюю поверхность XF-16. Той же краской красим компрессор и турбину, тонируем их акриловой XF-1. К трубе воздуховода приклеиваем компрессор. Внешне всё замечательно и аккуратно.

Только при сборке фюзеляжа оказывается, что труба воздуховода из-за избыточной толщины даже близко не укладывается между кокпитом и нишей носовой стойки шасси. Кроме того, выяснилось, что для того, чтобы утолкать всю конструкцию на место, необходимо воздуховоду придать некоторый наклон относительно строительной линии фюзеляжа. Это, разумеется, предопределяет несоосную установку носового кольца на воздуховод с последующей шпаклёвкой образовавшегося зазора. В моём случае это всё вылилось в опиливание воздуховода, отрывание носового кольца и т.д.

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Рекомендация: Выбросить воздуховод, и сделать новый из жестяной банки. Он получается тонкий, легко устанавливается на место, не нуждается в окраске. Сделать его – пара минут, а с родным завязнете надолго.

Кокпит

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстякСобирается легко, напутать что-либо невозможно. После сборки ванны и задней перегородки вся конструкция окрашена R79, тонирована заливкой XF-64, и сухой кистью. Окрашены рукоятки и тумблёры. Приборная доска окрашена XF-1, тонирована теми же красками, приборы – капельки XF-2. Кресло окрашено R67, тонировано. На ванну устанавливается приборная доска, и к ней сзади подклеивается блок педалей. Боковые панели тоже устанавливаются однозначно, красятся, тонируются. В принципе, превосходное качество смоляного литья позволяет довести кабину до весьма высокого уровня, особенно, если планируется сделать фонарь открытым.
Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк
Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Фюзеляж

На большом листе мелкой наждачной бумаги, уложенной на стекло, пришлифовываются места сопряжения половинок фюзеляжа, из проёмов для ниш удаляется мелкий облой. Вклеиваются ниши основных стоек. Посадочные места этих ниш на фюзеляже необходимо расширить бормашинкой. В переднюю часть фюзеляжа устанавливается кокпит (задняя перегородка уступом упирается в стенку фюзеляжа, приборная доска поднимается над обрезом фюзеляжа до упирания в него блока педалей), вклеивается собранная силовая установка и ниша носовой стойки шасси, посадочные места для которой также необходимо расширить бормашинкой.

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк 

Обе половины фюзеляжа промазываются «Супер Момент Гель», совмещаются по верхнему краю и склеиваются. При этом образуются выраженные уступы на нижней части.Профиль места сопряжения носового кольца и фюзеляжа сильно не совпадает, по нижней поверхности между фюзеляжем и кольцом образуется небольшая щель. После высыхания клея все швы тщательно шпаклюются, носовое кольцо всё обмазывается шпаклёвкой с переходом на фюзеляж на глубину не менее 4 мм.

Пока сохнет носовая часть, обрабатываем и склеиваем хвостовую. Те же проблемы.

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Мы с Котом так и не поняли, в чём был волшебный смысл членения фюзеляжа на носовую и отъёмную хвостовую части, но проблем это принесло с избытком. Если разработчики модели хотели потрафить любителям делать модель разобранного самолёта, так, извините, сколько их в общем числе тех, кто будет делать эту модель? В общем, профили сопряжения носовой и хвостовой частей фюзеляжа не имеют между собой ничего общего … Попытка собирать фюзеляж по левой/правой частям на плоской плите тоже ни к чему не приведёт – поперечные профили всё равно рвутся, но при этом еще не удаётся обеспечить симметричность половинок в сагиттальной плоскости. Всё, что я мог придумать, это после сборки носовой/хвостовой частей срезать монтажные приливы на носовой части, склеить половинки, ориентируясь по верхней части, и начать шпаклевать. В качестве шпаклёвки использовался двухкомпонентный герметик «Момент», по механическим свойствам очень близкий к основному материалу.

После нанесения шпаклёвки на достаточную, с запасом, площадь, экспозиция 4 часа, первоначальное удаление лишнего широким жёстким ножом (не забывать обмакивать лезвие в воду). Через двое суток окончательной полимеризации обработка шпаклёвочной массы надфилями, шкурками, полировка. Разумеется, несмотря на всю тщательность и осторожность обработки, были повреждены великолепные накладные элементы фюзеляжа. Что-то восстановил, что-то оставил, как есть. На эпоксидную шпаклёвку втёр тонким слоем тамиевскую, просушил, прошлифовал с водой. После восстановления линий кроя весь фюзеляж отполировал тамиевским полиролем. В соответствие с фотографиями устанавливаются дополнительные воздухозаборники – большие на месте стыка носовой/хвостовой частей, маленькие, изогнутые – рядом с выхлопным соплом. Для всех четырёх воздухозаборников установочные места на фюзеляже размечены. Круглая пупочка, долженствующая изображать АНО, устанавливается на брюшке хвостовой части. Место установки тоже размечено. Правильнее выточить такую же пупочку из красного оргстекла, я оставил родную.

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Перед нишей носовой стойки шасси имеется прямоугольное отверстие для выдвижного блока посадочных фар. Самого блока в наборе нет. Поэтому, сообразуясь с фотографиями, из эпоксидной шпаклёвки была вылеплена заготовка, установлена на фюзеляж, после частичной полимеризации обрезана ножом в размер, после окончательной – подправлена надфилем и отшлифована. Сами фары высверлены, после окраски получившиеся отражатели окрашены ММ1790 и залиты жидким стеклом.

Крыло

После отделения консолей от литьевой основы на передней кромке образуются щербины и раковины. Правая консоль по передней кромке, внутренней части, вообще недолита на 2 мм. Недолив восстановлен эпоксидной шпаклёвкой, обточен в профиль. Тамиевская шпаклёвка, мокрое шлифование, полировка. Левая консоль устанавливается на фюзеляж хорошо, уверенно позиционируясь по углам. Её и можно использовать в качестве эталона. Посадочное гнездо в фюзеляже для правой консоли необходимо проточить по нижней кромке, чтобы не образовывался уступ. Консоль подклеивается, выверяя угол установки по левой консоли. Щели шпаклюются, шлифуются. Прекрасно отлитые аэродинамические гребни плохо совпадают с профилем крыла, поэтому после их установки необходимо пролить образовавшиеся щели разбавленной тамиевской шпаклёвкой. В правой консоли подсверливается отверстие 0,35 мм. для последующей установки трубки Пито. На нижней поверхности обеих консолей есть отверстия для установки пилонов, однако сами пилоны в наборе отсутствуют. Пришлось отверстия зашпаклевать. А жаль. На фото J-29 со связкой НУРСов смотрится очень симпатично.

Вертикальное и горизонтальное оперение

На примерке вертикального оперения к фюзеляжу выясняется, что стабилизатор существенно уже, чем ответная часть фюзеляжа. Поскольку разбирать фюзеляж у меня желания не было, снял фаски на фюзеляжной части шва, подклеил вертикальное оперение, зашпаклевал, прошлифовал. Усиливающую накладку, снесённую при шлифовке, вырезал из толстой фольги и приклеил на «Супер Момент» после окраски.

Рекомендация: собрав без клея хвостовую часть фюзеляжа, промерьте штангельциркулем ширину посадочного места для вертикального оперения. Если в вашем kit’e указанные размеры тоже не совпадают, прошлифуйте на листе наждачной бумаги хвостовую часть, поскольку даже при тщательной шпаклёвке и обработке это место на моей модели удачным назвать нельзя.

Горизонтальное оперение, после шпаклёвки и шлифовки передней кромки, вклеивается в фюзеляж, зазоры (надо отметить, не маленькие), шпаклюются и обрабатываются.

Шасси

Особых проблем – чего куда, нет. Стойки уверенно встают в положенные места, с подкосами тоже особо не напутаешь при наличии фотографий. Но правая основная стойка оказалась на 2 мм. короче левой, и Tunnan приобрёл вид хромой утки с подбитой лапкой. Из кусочка смоляного литника сделана надставка, подклеена, по оси стойка и надставка просверлены 0,3 мм., вклеена медная проволока. Надставка обточена в профиль стойки, после чего самолёт уверенно встал на ноги. При окончательной сборке возникнут проблемы с установкой тяг привода створок, их 6, но, ориентируясь на фото, я их как-то поставил. Получилось всё равно не так, как на фото, поскольку сама топография внутренних поверхностей створок отличается от того, что в наборе. Но всё равно, весьма похоже.

Фонарь

Сделан в технологии ваку. Не очень высокого качества, хотя и тонкий. Вроде и ровненький, и после полировки поблескивает, но всё равно какой-то не стеклянный… Работа с ним достаточно проста, только требует терпения и большого листа наждачной бумаги. Для тех, кто, как и я, не специалист по ваку – кладёте фонарь на ровную фанерку и мощным ножом обрезаете по вертикали. Получается избыточная высота на толщину пластика. Кладёте целый лист наждачной бумаги на стекло, плотно прижимаете фонарь к наждачке, и сошлифовываете лишнее. Чуть убираете в передней части, и фонарь ложится на своё место, как влитой. Дальше – как обычно, маски.

Окраска

Вся конструкция и навеска дважды грунтуется сильно разведённой ММ2748. Сухая полировка. На два слоя планёр задувается очень жидко разведённой ММ1401 (растворитель только специальный – ММ1479). На всех фото Tunnan невероятно пятнистый. Поэтому и мы с Котом, запасшись терпением и тамиевским скотчем, выкрашивали отдельно практически каждый лист. Использовано 12 оттенков, в ход были пущены и ММ, и Humbrol, и Tamiya.

Стойки шасси окрашены XF-16, оттонированы. Носовое кольцо воздухозаборника окрашено ММ1550. Обратите внимание – дополнительные воздухозаборники на боках фюзеляжа очень тёмные, уж не знаем, из чего их делали. Окрашены ММ1406. После окончательной окраски планёра ниши шасси отграничены скотчем и окрашены XF-16.

В окончание весь планёр и створки задуты ММ1469. Н-да, получилось забавно, но очень похоже.

Декали

Традиционно для «Бегемота» высокого качества. Наложены с использованием МикроСкейловских жидкостей, приварились великолепно

Окончательная сборка

Удалена защита кокпита, подфонарное пространство отграничено скотчем и окрашено XF-1. Ею же окрашена накладка с прицелом и механизм открывания фонаря. Прицел сделан из тонкой плёнки, подклеен на жидкое стекло. Установлены стойки шасси, подкосы, створки, тяги. В хвостовую часть установлено предварительно окрашенное Н27002 сопло. Трубка воздухоприёмника сделана из двух обрезанных на станочке шприцевых иголок – в/мышечной и инсулиновой, вклеена в правую консоль на «Супер Момент».

Тонировка

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстякНа всех фотографиях J-29 не только пятнистый, но и весьма попачканный по стыкам листов обшивки. Поэтому в швы – XF-64, очень жидко разведённая 70% спиртом. Подсушиваем. Отграничивая стыки листов плотной бумажкой, тонируем оттенками масла. Сиенну жжённую в различных оттенках разводим пиненом №4, лёгкими мазками наносим вдоль швов и тушируем ватными палочками. Нанося тонировочные слои, помним, что через неделю это покрытие станет полупрозрачным, и существенно высветлится.

Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведский толстяк

Резюме моё

Впечатление неоднозначное. С одной стороны, конечный результат нас с Котом очень даже устроил. Модель делалась охотно, с удовольствием, что и отразилось на её конечном виде. Да и в пластике этой машины нет. С другой стороны, за 2000 рублей хотелось бы лучшего качества отливок. Дефектов много, части фюзеляжа откровенно поведены и собираются очень плохо. Работа с этим kit’ом требует большого опыта и уверенных навыков работы в объёме. Огорчило отсутствие целого ряда элементов – блока посадочных фар, пилонов, подвесного вооружения. Да и схема сборки не помешала бы. Складывается впечатление, что на внутренний рынок сброшена откровенная некондиция с некомплектом.

Но в целом, даже зная все проблемы с изготовлением «Tunnan»’а, мы бы всё равно его стали делать снова. Уж больно симпатично смотрится этот пузатик. А рядом потом поставим Як-15 (есть у нас какой-то чешский). Потом, глядишь, и МиГ-9 кто-нибудь сделает…

Резюме Кота

Французский с нижегородским акцентом. Прототип, наверное, шведы с традиционным шведским качеством делали. Но наша модель… Потрудились мы с хозяином, конечно, но самолётик получился симпатичный. У хозяина в аквариуме плавает какая-то крокодила, тоже серебристая и пузатая, очень похожа. Если бы не стекло сверху аквариума, она бы у меня поплавала… Чего это я опять про еду? А модель рекомендую. Если это ваш период, и не жалко за ваши же две тысячи напильником помахать, берите. Блицкрига не получится, но и страшного ничего нет. Рекомендую.

Олег Якушенко
Кот
  

» Информация о статье
Michael_XIII в 23.11.2006 - 13:18
Тема: Неомега 1/48 SAAB J-29 Tunnan - Шведск...(#219) - обсуждение

Олег, поздравляю с редкой моделью, насколько я слышал их выпущено всего несколько десятков - даже до сотни не дотянули...

По статье - видно, что сборка была трудная и результат получился вполне достойный. Как сказал Макс Гуменюк, собиравший демонстрационный экземпляр для самой НеОмеги - "все верно , проблемы были точно такие же"

За точность цитаты, к сожалению, поручится не смогу - ДиШ падал и найти тему в тамошнем форуме я не смог.

Правда хочу обратить ваше внимание на два небольших нюанса
Судя по фотографиям, красное кольце немного неаккуратно накрашено, а также имеются странные царапины вот на этой фотографии
http://scalemodels.ru/images/library/posts/1163582301_g_48_tunnan_13.jpg

Все остальное понравилось :-) Спасибо за статью

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy