Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Здравствуйте, коллеги.
Представляю модель шведского истребителя AJ-37 «Viggen» от Special Hobby в масштабе 1/48, и краткое описание «стройки».
Подробно описывать «Вигген» не буду – в и-нете информации предостаточно. Необычная схема этого истребителя – биплан-тандем оказалась очень рациональна для обеспечения сверхзвуковому истребителю высоких взлётно-посадочных характеристик, обеспечивающих базирование на автострадах. Уровень технологий ’60 годов уже позволил воплотить идеи вихревой аэродинамики в «металле». Силовая установка – Volvo Flugmotor RM8A – это усиленый «гражданский» лицензионный Pratt&Whittney JT8D-22, оснащённый форсажной камерой и системой реверса. Первый полёт уже серийного самолёта состоялся в начале 1971 года. 35 лет состоял на вооружении шведских ВВС.
Самолёт всегда вызывал у меня большой интерес и мечту заполучить его модель.
Обзор набора есть на скейле. Модель выпускается относительно недавно. Чехи - Special Hobby выпускают ударную модификацию - AJ-37, а шведы - Tarangus – истребитель-перехватчик JA-37.
Наборы от Special Hobby / Tarangus отличается в лучшую сторону от старого набора Airfix / ESCI, благодаря использованию систем проектирования CAD, хорошей стыкуемостью, детальной проработкой стоек шасси, неплохой декалью, фото-травлением в кокпит и более точной геометрией… Однако, никакая CAD система не поможет разработчику модели выпустить хороший продукт, если у него нет: достаточного количества информации о геометрии прототипа, опыта разработки столь геометрически сложных моделей, и, в конце-концов – навыка работы в этой CAD системе… Что и случилось у разработчиков. «Из корообки» модель имеет досадные геометрические неточности, которые проявляются в процессе сборки. Эти ошибки можно обнаружить, сравнивая модель с многочисленными фото из airliners.net.
Они следующие:
- не верные сечения фюзеляжа в районе мотоотсека под средней частью киля (исходно, на модели, это место - практически цилиндр) – очень заметная неточность: она заметна по форме линии пересечения гаргрота и мотоотсека фюзеляжа;
- не верна форма поверхностей и их пересечения в хвостовой части фюзеляжа, между окном реверса и срезом сопла;
- не правильные сечения фюзеляжа в районе задней стенки кокпита, где уже начались каналы воздухозаборников: в этих местах разработчик построил вогнутые внутрь фюзеляжа поверхности, тогда-как, по сечениям, они, конечно-же, выпуклые (наиболее сложно устранимая неточность);
- не правильные сечения подкилевой балки, что над соплом (сечения должны быть полнее);
- основное крыло: неверно выполнена крутка носка на последней 1/3 размаха (даже Airfix даёт это место точнее);
- переднее крыло: неточность изображения крутки передней кромки; не правильное расположение закрылка (его передней кромки и угла стреловидности его оси);
- по мелочам: неверно выполнен в/заборник (с центральным пилоном) под средней частью фюз; отсутствие «балки», соединяющей этот пилон и подфюзеляжный киль; боковые фюз пилоны – ничего общего с прототипом; подкрыльевые пилоны – не верны (больше подошли-бы на вариант JA-37)…
Осознав объём предстоящих исправлений, посетила первая мысль: а не вернуться-ли к модели JA-37 от Airfix, которая лежала в шкафу уже давно, и к которой за долгое время «накупилось» куча афтермаркета… Но оказалось, что, заредким исключением, там всё совсем плохо, даже с наборами смолы от Maestro Models…
Для моделей AJ/JA-37 (как для Tarangus/Special Hobby, так и для Airfix/ESCI) существует большое количество разнообразного смоляного и травлёного афтермаркета, в т.ч. различного вооружения и пилонов.
Итак, для начала, были приобретены корректирующие наборы:
- Maestro Models conversions R4895 – переднее крыло с закрылками по-отдельности;
- Maestro Models conversions R4842 – ветро-генератор с отсеком и створкой (в 90% случаев, на земле ветрогенератор открыт);
- Master AM-48-074 – ПИТО основной, дополнительный и датчик угла атаки;
- Maestro Models 4876 – маски для нанесения камуфляжа;
- Maestro Models 4826 – все колёса;
- Maestro Models 4902 – подфюзеляжный пилон с в/заборником (не правильный; применялся только небольшой фрагмент).
На кокпите останавливаться не буду – всё как обычно, с применением травлёнки из набора.
Киль: стачивались задние кромки его и руля направления.
Основное крыло: шпаклевалась и исправлялась крутка. (Сначала думал отпилить элевоны, докупить смоляные и установить под неким углом, но до этого не дошло).
Переднее крыло - смола. Исправлены их зализы. В конце сборки, после покраски, приклеены закрылки под углом, соотв стояночному их положению.
Фюзеляж был подсобран: вклеены кокпит, канал в/заб, сопло и форс камера, отсек ветрогенератора, воздухозаборники распилены вдоль(для лучшего доступа при корректировке поверхностей) после – приклеены. На поверхности мотоотсека наклеены полоски Evergreen 2 x 0.5 (можно было-бы и 2 x 0.75) и прошпаклёваны. Исправлены верхние «совки» ВВР, что на гаргроте. Подкилевая балка – просто нашпаклёвана… Центральный подфюз пилон - из набора с добавлением смоляного заборника (такой вот неболшой scratch…). Боковые фюзеляжные пилоны взяты из модели Airfix (те пилоны, что даются в наборе – в помойку).
После исправлений (тех, которые получились), фюзеляж выглядел так:
Приклеены несущие поверхности:
После слоя грунта нанесены маски для камуфляжа:
Далее, процесс такой: окрашиваем низ и, через сутки, маскируем его. Затем верх: снимаем «осколки» маски одного цвета, «задуваем», через сутки наклеиваем маски этого цвета обратно, на окрашенные места, снимаем «осколки» другого цвета,.. и так – все четыре цвета. У меня это растянулось на 2 недели.
Краски – акрилатлатексный АКАН - 7ХХХХ серии, подбор цветов. (у Аканихина пока нет аутентиков на шведов…) Металлические части – ALCLAD2. “Лёгкая” тонировка – AK interactive и Tamiya weathering set.
Базовым прототипом для модели выбран AJS37, msn 37047, reg F7-47 из F7 Såtenäs Air Force Base unit. Фото из книги “AJ/JA/SF/SH and SK37 Viggen in Flygvapnet (Swedish Air Force)” by Jan Jorgensen.
... и модель
... Можно, конечно, порекомендовать модель J-37 от этого производителя, но теперь, я бы дождался всё-таки Pilot Replicas (надеюсь они когда-нибудь выпустят Вигген …:)).
С уважением,
Андрей
VolshebNik в 01.08.2016 - 17:09 Не могу пройти мимо :)
Вигген Эллеровский (в 72-м) запилил лет 5 назад. Думал тогда взять модель для треннировки, шоб не жалко испортить. В итоге влюбился в него, набрал кучу инфы, облазил в 3-х музеях швеции и конечно ушёл в долгострой :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: Очень ждал JA-37 в 48-м от Tarangusa, чтоб что-то перенести с него на эллеровский, сделать их вместе. И уже даже потреннировался в камке на :) Доработки ваши удивили. Особенно исправление геометрии фюзеляжа.. За это отдельный респект и уважуха. Сам я на это время тратить не буду, и лучше использую на покраску и детализацию ниш. Вообще очень жаль, что сил не зватило на вэзеренг. Виггены успели налетать много часов и изрядно поистрепаться. Краска тое выгорала. Даже на фото вашего прототипа хорошо видно всё это.. Кстати я думаю если нанести светлый фильтр, это можно подправить. Но. Я знаю сколько возни с покраской, с масками, подкрасками, работой над ошибками. После всего этого у меня например весь прешейдинг пропал нафиг. Да и цвет подобрать ой как не просто. Жаль, что эти цвета так никто и не выпустил пока. Так что я Вас хорошо понимаю... Да и сколько я не видел на выставках, везде минимальный везеринг - мало у кого хватает сил допачкать этот самолёт. Уж очень сложная покраска и некоторые традиционные техники покраски просто не работают. От меня заслуженный плюс |
MaximF в 01.08.2016 - 17:20 Да и цвет подобрать ой как не просто. Жаль, что эти цвета так никто и не выпустил пока.
Ну почему же, Mr.Paint подходящий набор давно уже изготовил http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/234991404-saab-aj37-viggen-148-sp ecial-hobby/?p=2170051 |
VolshebNik в 01.08.2016 - 18:37 MaximF
Не знал про этот наорчик, спасибо :) прочем с Виггеном не всё так просто. Вроде как 5 цветом основных. Но сколько там промежуточных оттенков! Для художников и моделистов а-ля Мигель Химэнес полное раздолье! :mrgreen: |
rueveet в 06.08.2016 - 09:27 Kfir а вот покраска мне кажется простовата и не выразительна
Затонировать никогда не поздно. Самолёт, только что вышедший из цеха тоже имеет право на жизнь. А вот клёпки я не увидел. А её на Виггене немало. |
andbel в 06.08.2016 - 15:04 Спасибо, за отзывы.
Конечно, клёпка хорошо видна на неокрашенном самолёте... http://www.airliners.net/photo/Untitled/Saab-AJS37-Viggen/2562691/L http://www.airliners.net/photo/Untitled/Saab-AJS37-Viggen/2289488/L на камуфлированном, всё-же, не так... http://www.airliners.net/photo/Sweden-Air-Force/Saab-SF37-Viggen/2218314/L http://www.airliners.net/photo/Sweden-Air-Force/Saab-SH37-Viggen/2081391/L Для меня, всё-таки, в модели важнее - геометрия. На чём и сосредоточился... С везерингом - поработаю... С уважением, Андрей |
CTS в 28.04.2023 - 10:31 andbel
Приветствую, краски мешали, или есть какие-то подходящие готовые цвета? Если можно, то напишите номера, пожалуйста |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Конверсия Special Hobby 1/48 SAAB AJ...(#10192) - обсужд
Ёпрст! Такой красивый самолет, и опять, как всегда - огромные трудозатраты для создания вменяемой по похожести копии, даже из свежего набора... Автору большой респект и всё такое!..
Если б модель 10 долларов стоила - можно и попилить, но ведь за такие нехилые деньги...
Автор - молодец, а что везеринга нет, так после таких перепилов у многих на него сил уже нет, доделать бы до конца...