Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Семейство истребителей F-16 стало до того популярным во всем мире, что многим набило своей серой однообразностью оскомину. И не только из-за своего характерного серого окраса. Истребитель стал самым многочисленным боевым самолетом в последней четверти XX века и принял активное участие во многих локальных конфликтах и войнах того периода. И, кажется, что F-16-му уже не удивить никого. Но, «даже на Солнце есть пятна», и об одном из них, я хочу вам рассказать. Вашему вниманию представляется один из самых необычных самолетов семейства F-16 Fighting Falcon — экспериментальный тактический истребитель F-16XL и его скромная китография моделей.
В предыдущих двух частях статьи я рассказал про смоляные конверсии от Attic и Wild Hare Ass' n, пластиковые модели от Monogram и Kangam/Ace/Revell. Теперь пришел момент рассказать про самые маленькие модели этого самолета в масштабе 1/144 и подвести итог этой разношерстной китографии.
В этом маленьком масштабе есть много моделей F-16XL. Это модели от Arii, Airfix, Heller, LS, Lee, Mini Hobby Models. Все они являются перепаковками одной и той же модели. Кто кого перепаковал – сложно сказать. Также сложно выявить родоночальника этой пресс-формы.
Оставлю на суд аудитории вопрос о происхождении пресс-формы и перейду к непосредственному описанию одной из этих моделей.
Обзор модели от Lee #2206 1/144 F-16XL, сделанной на такой же пресс-форме, уже был на сайте http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1493.html , но я на этот раз расскажу о модели #80423 Mini Hobby Models 1/144 F-16XL с высоты своей колокольни, несмотря на то, что модель почти игрушка. Модель была разработана в 80-х годах и к моменту выхода модели от MHM (Mini Hobby Models) в 1996 г. пресс-форма модели была уже изрядно разбита многочисленными перепаковками и копиями.
В коробке с простой графикой лежат запакованные в пакет 2 литника с серым пластиком, литник прозрачного пластика, декаль и инструкция. Инструкция представляет небольшой листок бумаги со слабой и мелкой графикой сборочных схем. Понять и разобрать по 3-м примитивным схемкам что-либо сложно. Цветовая схема дана по каталогу Gunze Sangyo Hobby Color.
Декаль дается на один вариант – традиционный F-16XL #1 USAF б/н 749, первой половины 80-х годов. Увы, но декаль неверная. Цвет бортовых номеров 749 в декали желтый вместо белого. Качество декали сопоставимо с ранними декалями от Academy… Очевидно, что декаль имеет толстую и жесткую подложку и будет плохо привариваться к поверхности модели.
Всего в модели 45 деталей: 44 из серого пластика и 1 из прозрачного. Пресс-форма помечена как F-1323. Возможно, кому то это поможет идентифицировать ее происхождение. Модель отлита из мягкого светло-серого пластика. Облоя немного. Утяжин и недоливов не было. Расшивка на модели грубая, «траншейная» внутренняя, мало того, она с оплывшими и заваленными краями. Как будто модель подверглась термической обработке. Даже на моделях 48-го и 72-го масштаба подобная расшивка неуместна. А на модели 144-го масштаба она вообще смотрится просто ужасно, как будто модель поели пластиковые жуки-короеды, обезобразив до неузнаваемости ее внешний вид. Местами расшивка внешняя – лючки на крыле, а на большинстве деталей видна неровная, словно нанесенная от руки траншейная расшивка. Это наводит на мысль, о том, что модель в молодости могла иметь внешний крой, что еще больше старит ее возраст и запутывает ее корни в глубине 80-х годов.
Деталировка модели находится на уровне ранних моделей от Dragon. Большую часть из деталей составляет подвесное вооружение модели:
16 пилонов для бомб – это сильно, учитывая, что бомб в комплекте на 10 штук меньше. Но всю эту деталировку убивает литье – смещение литьевых форм и многочисленные толкатели. Все это присутствует на всех деталях. Деталировка кокпита вообще отсутствует, а шасси и ниши максимально упрощены. Носовая стойка отлита неверной формы, толщина створки передней ниши шасси просто огромна – более 1 мм. В сопле и канале ВЗ обнаружены толкатели с облоем. Форма входного отверстия ВЗ верной пухлой формы. Детали мотогондолы с заваленными краями и смотрятся как «пластиковые обмылки». Антенны естественно не соответствуют действительности. Киль неверной формы – короче в длину. Пилоны расположены почти верно, но их качество литья никакое. Лучше сделать заново. Ракеты сделаны не так плохо как бомбы и имеют похожую форму.
Теперь о самом главном – геометрии модели. Из-за старости пресс-формы фюзеляж с крыльями отлиты очень грубо. Задние кромки почти сливаются с облоем, на передних кромках присутствует и облой и смещение литьевых форм. Поэтому сложно понять где крыло, а где облой. Никаких разговоров о профиле крыла речи быть не может. Но в целом, геометрия и пропорциональность крыла выдержана верно. даже правильно отлиты крыльевые обтекатели – их форма, профиль очень похожи на реальность. Верхний зализ крыла сделан верно. Но нижний наоборот, не имеет ничего общего с реальностью. Но вся носовая часть фюзеляжа сделана неверно. Снизу она просто плоская, широкая как лопата, с неверным профилем наподобие клюва… Носовую часть надо делать абсолютно новой. Также абсолютно неверно сделан фонарь. Его форма, переплет, отсутствие тонировки – не имеют ничего общего с фонарем от F-16. Ко всему прочему у него оптические искажения и неровная шероховатая поверхность. Фотографии все красноречиво объяснят.
Как ранее я писал – эта модель не более чем игрушка, которую будет сложно собрать. Ее можно отдать на растерзание детям, пускай играют, так как ее вид на полке может только испортить всю картину. Все портит возраст модели, ее плохое литье и неверная носовая часть фюзеляжа. Не будь этого, можно было бы простить и расшивку и скудную, сильно упрощенную деталировку.
Я описал несколько моделей и конверсионных наборов для F-16XL. Модели в масштабе 1/144 и старую модель Kangam/Ace/Revell 1/32 я не рассматриваю как базу для изготовления стендовой модели F-16XL. Подведем краткий итог по двум основным моделям Monogram и Attic:
Плюсы:
Недостатки:
Плюсы:
Недостатки:
Выбор сложный и сложно сделать его однозначным. Там и там надо много пахать. В первом случае с резаком, шпаклевкой, шкуркой и циакрином, а во втором с пластиком, напильниками и морем афтемаркета. Единственная модель, которая могла быть названа победителем в вопросе что выбрать, была Wild Hare Ass' n. Но ее недостаток в непомерно огромной цене и раритетности. Найти такую конверсию за несколько сотен долларов — уже будет счастьем. Если вы «нефтяной магнат» и «болеете» F-16XL, то флаг вам в руки. Поэтому модель не рассматривается в выборе. Но если вы готовы поступиться с огромными суммами на эту конверсию и модель для нее, то это ваш выбор и вы получите отличную и качественную конверсию.
Мысли изготовления самодельного F-16XL стали посещать меня срузу после начала написания обзора моделей и конверсий. Какую модель ни возьми — у всех фатальные недостатки. Может самое сложное с виду решение окажется наиболее простым в реализации? Берем за основу F-16A (тут надо смотреть, какая у фонаря тонировка. К примеру для F-16A Бельгии и Нидерландов она дается желтой, а такая не подойдет), если повезет то — F-16C от Revell 1/72, или F-16CG/CJ от Academy 1/72. Модель сделана на высоком уровне в 2000 году (Академи в 2007–2008 году). Деталировка модели вполне позволяет обойтись без смоляного афтемаркета. Для переделки малой кровью в F-16XL понадобится следующее:
Объем работ, как видим намного меньше, чем с моделью Monogram, и они не такие нудные и утомительные, как в случае с моделью Attic. Для 48-го масштаба можно взять ту же модель от Tamiya или более дешевые модели от Academy или Hasegawa. Фотографии самолета имеются в хорошем качестве в интернете, а их удобные ракурсы позволяют обойтись без чертежей и отлично передают в мельчайших подробностях все формы этого необычного самолета.
При написании статьи использовались фотографии и информация со следующих сайтов:
В своей статье я не только детально раскрыл недостатки какой то одной модели, я рассмотрел возможные варианты выбора, сравнив имеющиеся в продаже модели и конверсионные наборы, оценив уровень работ по доработке каждой из них. Также я рассмотрел возможность самодельного изготовления модели. Я надеюсь, что каждый из тех, кто хотел бы иметь у себя в коллекции очень необычную модификацию обыденного F-16 Fighting Falcon, сможет вынести из данной статьи для себя итог по моделям F-16XL и принять наиболее подходящее для себя решение в непростом вопросе выбора. А что же выбрал SilverGhost? Как ни странно, я для себя решил, что есть еще много моделей «Тамигавы» и «Ревеллограма», которые я хотел бы сделать. А модель красивого F-16XL пусть останется в далеких и призрачных планах…
Конечно, статья получилась не в том виде в каком планировалась. Надеюсь, мне удастся в будущем побороть синдром «интернет болтливости», генерирующий большие объемы сложного текста, неудобные для чтения и восприятия. Поэтому я заранее извиняюсь перед читателями, которым это чтиво придется не по душе или вкусу.
А что касается главного героя статьи – General Dynamics F-16XL, то он так и не получил название Strike Falcon, не засыпал бомбами арабский и балканский миры, не снискал особой славы и популярности, оставшись малоизвестным, редким, необычным, красивым, ярким экспериментальным самолетом в сердцах истинных поклонников американской авиации.
P.S. Выражаю благодарность Pavel_P и Andrey_Ru за помощь в приобретении моделей, а также Славе Демченко за конструктивную критику и всем тем, кто вовремя меня направил и исправил.
С уважением, Андрей Кузнецов
» Автор | |
---|---|
![]() SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
![]() |
![]() Спасибо за отзыв Лёнь!
Писать про "избитые" модели, оставаясь КопиПастером с оружием в лице Google, не интересно. А вот создавать чтото новое по редким и раритетным моделям действительно интересно. А тем, кто отважится построить F-16XL, я выражаю свой респект! С уважением, Андрей |
![]() Поздравляю с очередным великолепным обзором! Действительно XL во всех отношениях! :) Думаю, с обладателем награды за лучшую публикацию марта уже всё предельно ясно :). |
![]() Андрюша, ты молодец. Молча дочитал все части до конца - жаль, что всё это будет востребовано не столь часто, скорее всего лишь фанатами линейки F-16 :sad: Согласен с Сергеем полностью - ковыряй дырочку в мундире для девятой награды :lol:
С уважением - Олег. |
![]() Сергей, Олег
Спасибо за отзывы, но я думаю, еще не время думать о мундирах и наградах. Конец месяца еще далеееко впереди;) Зато этой статьей я избавил себя от иллюзий в постройке F-16XL. И я не буду препарировать классный F-16C Thunderbirds 1/48 от Tamiya, а сделаю его просто из коробочки, когда нибудь... с уважением, Андрей |
![]() Андрей, остается для звершения китографии по F-16 последний штрих - Лави. Мой беглый взгляд на этот самолет убеждает меня, что это тоже клон F-16. |
![]() У Лави другой двигатель. Крыло расположено по другому, другой киль, добавлено ПГО, переделано шасси. в общем, от F-16 остался лишь фюзеляж с ВЗ.
С уважением, Андрей |
![]() Лави как клон, имеет общий фюзеляж с F-16.
Строго - есть еще клон F-16 - Mitsubishi F-2. И есть еще маленькие веточки - F-16 J79 и F-16 AFTI. Это для тех, кому серый цвет надоел. |
![]() А есть еще более "попугаистые" - F-16 Vista, F-16I Sufa, YF-16CCV, F-16 "Thunderbirds" и европейские Фалконы с телками, сиськами и тиграми на килях.
Из 4 с половиной тысяч Фалконов можно найти интересные вариантики;) C XL у меня не получилось, надеюсь, что с Sufa и YF-16CCV у меня идея реализуется в дело. А пестренький F-16 "ВВС Страны Укурков" с телкой у меня уже есть. С уважением, Андрей |
![]() Тема: Китография F-16XL – MHM 1/144 и заключение лежит у меня Mini Hobby Models 1/144 F-16XL... наверное так и останется лежать) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тема: Китография F-16XL – MHM 1/144 и заклю...(#2597) - обсуждение
Да Андрюш, разложил все "киты" по полочкам да по косточкам - мало кто теперь делать F-16XL соберется.
Ну а если серьезно - очередной прекрасный информативный обзор по редкой машине. Спасибо!