Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Сороковому Яку как-то не особо везло с моделями. С одной стороны первенцы появились очень давно – была и Кругозоровская поделка в масштабе 1:137 со слепыми окошками, и красивый Пластикарт с иллюминаторами и замечательными наклейками. Но все они, мягко говоря, не отличались излишней точностью. Да и масштаб был не совсем типовым для ГА. 

 Затем начали появляться разные наборы в «классическом» 1:144. Был ЛНДэшный Як-40 от ОКБ-144 (но редкий, собака), от AZ-model (не держал в руках), была моделька от Восточного Экспресса (тоже ЛНД), от AWM. Но все с какими-то недостатками. И вот (наконец-то!) появилась моделька от Звезды. Купил, не особо задумываясь. Всё-таки Звезда совсем уж неприличных моделей не выпускает. А Як-40 лично мне симпатичен.
Прежде чем взяться за обзор модели, попытался разобраться в истории изменений прототипа. Ведь если самолёт выпущен в количестве более чем 1000 экземпляров, самые первые от самых последних будут отличаться весьма ощутимо. Оказалось, что литературных источников, не смотря на то, что самолёт известный и снят с производства мягко говоря не вчера, не особо много. И история изменений конструкции в удобоваримом виде в каком-либо одном источнике целиком не особо-то изложена. Пришлось разбираться самому.
Вот тут результаты разборок хранятся:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_90242.html
Вооружившись всеми полученными знаниями, решил приступить к обзору собственно звездовской модели.
Упаковка традиционная для Звезды. Большая коробка из гофрокартона в глянцевом картонном же накоробнике.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

На тыльной стороне накоробника изображена модель в сборе. Аккуратно собранная и окрашенная. Но без изысков. Что в принципе правильно – не должно быть у потребителя завышенных ожиданий от товара.
В коробке лежат два пакетика, герметично запаянный с двумя литниковыми рамками деталей из серого полистирола, зип-пакет с прозрачной литниковой рамкой и декалью и отдельно, без пакета – подставка.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Кроме того лежит инструкция по сборке о четырёх страницах.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Цветной лепесток со схемами окраски на два варианта.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

И декаль.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Собственно модель. Одна рамка с деталями фюзеляжа и мотогондолами.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Вторая – с остальными деталями.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Прозрачные детали.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

И подставка.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Причём размеры подставки в соотношении с размерами собственно модели впечатляют:

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Будучи водружённым на подставку Як будет смотреться как на бетонном обелиске.
Крупные детали наконец-то практически лишены «фирменного» звездовского целлюлита, даже в сложных для обработки местах.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Расшивка тонкая и ровная, главное не залить её при грунтовке и окраске. Облой отсутствует как класс.
Замечательное решение – предоставить моделистам возможность сделать по обоим бортам как по восемь, так и по девять иллюминаторов. Причём для установки восьми надо отломить специально выделенный на полоске иллюминатор:

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

А для установки девяти – рассверлить намеченный на тыльной стороне отливки половинки фюзеляжа отверстие.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Не смотря на отдельно отлитые в подходящем для извлечения из пресс-формы положении кольца воздухозаборников 1 и 3 двигателей, отверстие в воздухозаборниках охлаждения генератора, к сожалению, проигнорировано.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

А в воздухозаборнике охлаждения генератора 2 двигателя сделать его сразу не позволяет положение на литнике.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Зато в модели неплохо воспроизведён интерьер кабины пилотов.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка
Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Причём «пассажирскосалонная» часть стенки кабины пилотов выполнена упрощённо, а вместе с полом кабины пилотов отлита ниша передней опоры шасси. Рельеф на ней смысла рассматривать нет – его при закрытых створках не видно и на настоящем самолёте. Кстати, можете оценить толщину створок ниш основных опор шасси, она попала в кадр на снимке с креслом пилота. На мой взгляд, такие детали надо в принципе делать из фольги или фототравления.
Отлично выполнены основные стойки: даже сборка тормозных дисков выполнена отдельной деталью, что позволяет изобразить масштабную щель между ней и диском колеса.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Даже внутренний «зубчатый» рельеф на дисках отлит! И изображены бороздки протектора на шинах.
А вот с передней опорой, которую на модели видно гораздо лучше, получилось не так однозначно. С одной стороны отдельной деталью отлиты цилиндры разворота передней опоры, с другой – колесо отлито зацело со стойкой.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

В качестве отдельно отлитых мелких деталей изображены, помимо упоминавшихся выше, канал воздухозаборника второго двигателя, створки его реверса, лопатки компрессора и турбины двигателей, Г-образные антенны и трубы аварийного слива топлива вместе с обтекателями.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка
Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

На дне ниш шасси изображён рельеф.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Вроде бы исходный набор очень и очень не плох. Посмотрим, насколько модель точна?
Оценка графики есть по ссылке, приведённой выше. Литературных источников мудрости на русском немного. По большому счёту – всего два. Книга К.Г.Удалова и О.В. Шама, вышедшая в издательстве «Транспорт» в 1992 году (текст и графика из неё отчасти опубликованы в журнале «Крылья Родины» №12 за 1990 и 1 за 1991 год), да монография в журнале «Авиация и время» №4 за 2013 год.
Анализ доступных чертежей показал, что лучше всего на прототип похожа графика А. Юргенсона, опубликованная в журнале «Авиация и время» №4 за 2013 год. В части общих обводов. В деталях там ошибки можно комбайном собирать. И тем не менее.
Первая попытка сравнить модель с графикой повергла в трепет.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Да ладно! Не может быть всё настолько плохо! Перефотографировал отливки с расстояния 1700 мм и сравнил ещё раз.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Как видите, всё стало смотреться лучше. Ну, прочти всё. По крайней мере, ошибки, подтверждённые фотографиями деталей с разных ракурсов, практически отсутствуют (если на одной половинке фюзеляжа воздухозаборник второго двигателя кажется длинноватым и «поехало» положение иллюминаторов, то на другой всё в порядке). Разве что мотогондола 1 и 3 двигателей выглядит как-то подозрительно.
Сравнение с фотографиями самолёта даёт аналогичные результаты.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Результат получился в целом аналогичный. Всё хорошо, сомнения вызывают только мотогондолы 1 и 3 двигателей. Они не то слишком толстые, не то слишком короткие…
Присмотримся к общим размерам. На удивление, техописание Як-40 практически не содержит данных по размерам узлов и элементов самолёта. Возможно потому, что раздел «общие данные» содержится в РЛЭ, которое, судя по ряду признаком, считалось первым томом «Инструкции по эксплуатации». Но и там размеров не так много: для хвостового оперения, рулей и элеронов приводится только общая площадь. И тем не менее, кое-что удалось найти.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Обычно самые большие расхождения появляются в размерах колёс. Что не удивительно: детальки маленькие, погрешность даже в 0,1 мм приводит к очень и очень заметным отклонениям. Но тут ситуация интереснее. Погрешность более 1% вылазит в базе шасси, колее и… диаметре фюзеляжа! Ладно, на не собранной модели точно измерить колею и базу шасси проблематично, возможно я просто сильно ошибся при измерении. Но в случае с диаметром фюзеляжа штангенциркуль настолько соврать не может!
В общем, и тут всё не совсем однозначно.
Теперь давайте попробуем присмотреться к тем деталям, которые не были рассмотрены выше. Чтобы определиться, что можно построить из набора и что в любом случае потребует доработки. Даже общий осмотр позволяет установить, что в коробке лежит фюзеляж без выступающего вперёд обтекателя узла перестановки стабилизатора. Второй двигатель оснащён реверсом. Мотогондолы первого и третьего двигателей короткие. Воздухозаборник второго двигателя тоже короткий. Такой набор признаков характерен для самолётов после 20 серии выпуска. На правой половинке фюзеляжа расшивкой обозначен только один, задний аварийный выход.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Ничего криминального в этом нет – такие самолёты встречались вплоть до 30 серии, да и потом попадались (серийный 32-06, например). Кроме того, процарапать второй люк в нужном месте не сложно, главное, чтобы его форма и размер совпали с прототипом и обводкой на декали. Да и встречался этот второй люк в разных местах. Так что это не проблема. Даже наоборот – правильное решение.
Все самолёты после 20 серии имели расположенные на фюзеляже фары, датчик обледенения РИО-3, ракетницу, патрубки дренажа аккумуляторов на створках передней опоры шасси. Маленький воздухозаборник в носовой части появился начиная с 23 серии и стал постоянным явлением начиная с 25.
Посмотрим, что из этого есть на модели?
Ракетница расположена на своём месте, рядом с обозначенным расшивкой клапаном системы регулирования давления.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

В носовой части всё немного сложнее.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Фара, как и положено, расположена на фюзеляже (зелёная стрелка). Но как и находящийся перед ней маленький прямоугольный лючок доступа к механизму регулировки, она обозначена расшивкой. А вот датчик РИО-3, как и патрубки дренажа аккумуляторов на створках ниши передней опоры шасси, проигнорированы. Видимо за малостью собственных размеров. Что не удивительно, учитывая тот факт, что даже более крупные приёмники полного давления, тоже не воспроизведены в модели.
Синяя стрелка показывает на лючок вилки разъёма аэродромного питания. На модели изображен лючок вилки ШРАП-500К. Такой начал появляться с 20 серии, но типовым стал лишь с 30. Впрочем, машины с маленьким круглым лючком вилки ШРА-200 и разъёмом на 27 вольт на правом борту (на машинах с ШРАП-500К его перенесли на левый) встречались не редко. А ещё на этом рисунке видно, что разметка на нижней части фюзеляжа не воспроизведена по вполне понятным технологическим причинам. В результате не видно ни границ створок ниши передней опоры шасси, очень заметных на настоящем самолёте (см. фотографию выше!), ни расшивки мест установки большинства расположенных снизу антенн, что может создать некоторые трудности.
На левой половинке фюзеляжа ситуация схожая.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Изображены лючки разъёма аэродромного питания на 27В и СПУ, фара (зелёные стрелки) и даже (хоть это и не особо заметно на снимке) – круглешок антенны «изделия» возле самой линии стыка половин фюзеляжа. А вот дренажных патрубков аккумуляторов и тут нет (красная стрелка).
Маленький воздухозаборник на верхней части фюзеляжа намечен расшивкой.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Возле стыка крыла с фюзеляжем непонятно что обозначено.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Принятый мной поначалу за место установки Г-образных антенн круглый лючок с отметкой внутри (красная стрелка), на самом деле изображает непонятно что. На самолёте в этом месте нет ничего подобного. Место же установки антенны (зелёная стрелка) обозначено на модели площадкой размером с площадь стыковки антенны с фюзеляжем, но похоже чуть выше, чем надо. Положенная по штату круговая обводка вокруг места установки отсутствует. Разработчики модели заблудились в дебрях между самолётами с одной и двумя антеннами снизу?
Более пристальное изучение крыла модели и отлитого зацело с нижней половинкой крыла зализа между крылом и фюзеляжем тоже даёт довольно интересные результаты.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Овальный лючок доступа к кислородным баллонам (зелёная стрелка) на своём месте. А вот положение лючка доступа к ручке управления краном слива нечистот и обозначение места установки проблескового маяка соответствуют позднему варианту Як-40 (зелёные и оранжевые стрелки). Где произошёл переход точно установить не удалось, но как отмечалось в тексте по ссылке, самолёт 21-02 ещё с ранней схемой расположения, а 32-17 уже с поздней. Некоторые лючки (красная стрелка в обоих случаях) вообще проигнорированы.
Количество и расположение лючков на верхней и нижней поверхностях крыла более-менее соответствует «четырёхтонному» крылу, за нюансами отличий рекомендую отправиться на ветку про их исследование (ссылка в начале статьи).
Правда, есть нюансы.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

На верхней части крыла проигнорирован заходящий на центроплан лючок (стрелки с цифрой 1), а лючок датчика ИД-3 (стрелка с цифрой 2) показан и на правом крыле, хотя согласно техописания он есть только слева. Впрочем, справа он иногда тоже встречается, что подтверждено как минимум одной фотографией. Все остальные более-менее крупные детали (кроме пистонов вентиляции пространства под зализами и «солдатиков», индицирующих выпущенное положение основных опор шасси) – на своих местах. Из недостатков можно отметить разве что не прозрачные БАНО. Впрочем, все прозрачные детали, по размерам меньшие, чем иллюминатор, на этой модели или проигнорированы (как проблесковые маяки) или изображены расшивкой (БАНО и фары).
Нижняя часть крыла, как и у настоящего самолёта, имеет нюансы. Не похожа расшивка на ранние машины.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Вокруг лючка (стрелка с цифрой 1) изображена усилительная накладка, нет характерных для ранних машин ромбовидных накладок (стрелка с цифрой 2). Соединительная пластина между внутренней и средней секциями закрылков выполнена с обтекателем трубы аварийного слива топлива, а не с перфорацией (стрелка с цифрой 3). Ряд мелких деталей, таких как «пятаки» клапанов слива отстоя (стрелки с цифрой 4) в принципе проигнорированы. Впрочем, проигнорированы и характерные для всех типов четырёхтонного и шеститонного крыла накладки под ложемент (стрелка с цифрой 5) и треугольные накладки рядом с ней (стрелка с цифрой 6). При этом вроде как все основные лючки (включая обозначенный стрелкой с цифрой 7) на месте. И правильно изображён изгиб линии расшивки, отделяющей обогреваемый носок крыла (стрелка с цифрой 8).
Сравнение с поздней машиной даёт лучшие результаты.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Тут и накладка вокруг лючка по форме совпадает с моделью (стрелка с цифрой 1), правда на модели она изображена углублённой линией расшивки, и обтекатель трубы аварийного слива топлива на соединении секций закрылка уместна (стрелка с цифрой 2). По-прежнему некоторые мелочи проигнорированы (стрелка с цифрой 3), а некоторые так даже просто излишни (эллипс с цифрой 4 – это люки доступа к блокам КВ-радиостанции, они и на правом то крыле не всегда есть, а уж на левом так и вовсе не встречаются).
Три круглых отверстия на соединении внешней и средней секций закрылков (эллипс с цифрой 5) в данном случае не ошибка. Четвёртое расположено на приливе с нижней стороны верхней половинки крыла.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Такой способ изготовления позволяет получить тонкую ровную заднюю кромку, но заставит бороться с ненужным и не существующим на прототипе швом по всей нижней поверхности крыла.
Переход от «старого» типа 4-тонного крыла к «новому» произошёл где-то между 21 и 46 сериями, а обтекатель трубы стал почти типовым с 31 серии (сама труба стала регулярно попадаться с 47 серии).
Что ещё можно посмотреть? Можно попробовать сравнить стойки опор шасси и колёса.
Колёса основных опор шасси получились очень хорошо и правдоподобно.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Единственное что стоило бы добавить – это чуть порезче выделить границу между диском и покрышкой.
Не хуже получились и основные опоры шасси.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Конечно проигнорированы все тонюсенькие трубопроводы, но это мелочи. Зато опоры показаны «просаженными» под самолёт с заправкой (на снимке – пустая машина). Полностью «просаженные» опоры опускаются ещё ниже.
С передней опорой шасси результат чуть хуже.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Гидроцилиндр амортизатора почему-то сделан на модели под углом к собственно стойке! На прототипе он является её прямым продолжением. И как бороться с этим – непонятно. Хотя возможно дело в какой-то хитрой схеме крепления и на собранной модели этот узел будет смотреться нормально. Тем более, что стойку явно изучали подробно, так что даже цилиндры разворота сделали отдельной деталью. В общем, надо проверять.
А ещё можно сравнить вызвавшую после презентации рендеров форму кабины в районе остекления фонаря кабины пилотов.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Тут уж судите сами. Но как по мне, то получилось вполне похоже.
Осталось нерассмотренным соответствие расшивки в хвостовой части (на киле, стабилизаторе и в районе воздухозаборника второго двигателя), но эти места я оставлю на рассмотрение читателям – надо же и самому где-то потренироваться? Посмотрите, что там и как и сделайте выводы сами.
Осталось разобраться с декалями и предложенными схемами окраски.

В наборе лежит декаль на два варианта окраски: СССР-87498 и RA-88200. Проверил их по руссианпланесу и по Soviet data base, и оказалось что с такими регистрациями летало по одному самолёту, серийный 46-01 и 49-01 соответственно.
Посмотрим на фотографии? Для 46-01 нашлось 3 штуки.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

На что стоит обратить внимание. Под фюзеляжем две Г-образных антенны, торчит маленькая АМ-001 ответчика, антенна МРП плоская. Внутренняя и средняя секции закрылков соединены пластиной с выколоткой под трубу аварийного слива топлива. Но сама труба отсутствует. Что нормально для 46 серии. С 46 же серии почти все самолёты выпускались в «косом» варианте: на левом борту девять иллюминаторов, на правом – восемь. Так что и этот борт скорее всего именно такой. Во всяком случае, декаль именно для такого варианта.
Посмотрим, насколько изображения на декали похожи на фотографию советского периода.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

В целом всё очень и очень прилично. Нюансы, как всегда, есть. Но куда же без них? Из самого заметного – на прототипе отсутствует серийный номер (над синей полосой за двигателем). Но эту проблему решить не сложно – просто не надо переводить этот элемент декали. Не заметны на прототипе красные рамки возле кромки трапа. Не видна и надпись «рубить здесь» между верхними уголками прямоугольника под надписью «АЭРОФЛОТ». Да и сами уголки скорее жёлтые, чем красные. Впрочем, и это решаемо – надо просто вместо элемента с номером 28 перевести сюда элемент с номером 11 (предназначенный для другого варианта окраски), вырезав из него надпись. Благо он как-раз нужного цвета и по размеру подходит. Ну и совсем мелочи: ручка на передней двери цвета металла, а не красная, как на декали, и ноль в цифре «40» на прототипе более квадратный. С углами наклона флага тоже есть вопросы, но тут возможно дело в ракурсе съёмки. В общем, вполне себе рабочий вариант. О технических надписях, которые есть на декали, поговорим чуть ниже.

Второй вариант окраски, как уже упоминалось выше, на борт RA-88200. Фотографий этой машины очень много, т.к. на момент написания этого обзора она всё ещё была на крыле. Чтобы не искать, можно просто сходить по этой ссылке:
https://russianplanes.net/reginfo/9192
Благодаря тому, что снимков много, можно с уверенностью сказать, что у этого самолёта по правому борту восемь иллюминаторов и два аварийных выхода (передний на поздних снимках без обводки), а по левому – девять иллюминаторов. Передний иллюминатор и слева и справа не то закрашен, не то закрыт изнутри шторкой. Самолёт с шеститонным крылом «позднего» типа (по накладкам на нижней поверхности), труба аварийного слива топлива есть. Оснащён системой централизованной заправки топливом (есть круглый лючок на правом зализе и прямоугольный на фюзеляже). Г-образная антенна снизу одна, антенна МРП – выпуклая. На самолёте стоит TCAS со своими четырьмя антеннами и АРМ-406 с антенной возле воздухозаборника второго двигателя. Антенны радиовысотомера – круглые. Учтите всё это, если будете собирать именно этот вариант.

Собственно декаль


Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Замечаний много, но все мелкие. На самолёте в надписи «ЯК-40» буква К – заглавная, а на декали – строчная. Красная стрелка, указывающая направление движения рукоятки на двери, на декали явно не на своём месте, а сама рукоятка проигнорирована. Высота надписи «РОССИЯ» недостаточна, а вот расстояние по высоте между жёлтыми уголками наоборот, слишком велико. Технологическая надпись возле аварийного люка нарисована перед ним по полёту, а не за ним, как на было на самолёте. На декали отсутствует красный прямоугольник, означающий место установки струбцины на руле направления.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Надписи возле полоски на декали, изображающей стык капота на мотогондоле и три нажимных замка его фиксации, расположены немного не на своих местах. Форма надписей на дверях и люках, расположенных на правом борту, не совсем похожа на прототип. Да и контур переднего люка стоило бы дать на декали, раз уж его не стали изображать расшивкой на модели. Как и в предыдущем варианте, на самолёте красных окантовок возле контура трапа нет. Зато изображённые на декали можно использовать на руле направления для обозначения места установки струбцин.
А теперь, как и обещал, о технологических надписях. Як-40 был очень интересном в этом плане самолётом (как и Як-42). На нём было подписано практически всё. Я видел Як-42 с пронумерованными лючками. Всеми! А их очень, очень много. С одной стороны, декаль изобилует технологическими надписями. Есть много надписей для нанесения на фюзеляж и киль. Но у прототипа надписи были не только на киле и фюзеляже, но и на крыле. И сверху и снизу. А на крыле сверху у Як-40 лючок доступа к заправочной горловине ещё и маркировался характерным треугольником.

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

Так вот, ничего из этих многочисленных надписей на декали нет. А их много. Надписи есть возле каждого лючка! Что на них написано, можно посмотреть на ветке с историческим исследованием истории изменений самолёта (ссылка в самом начале). Так что для базового уровня исполнения декаль вполне сгодится, а вот если Вы эстет или любитель точности, то придётся искать что-то другое или дорабатывать и базовую декаль в том числе, изменяя некоторые её элементы и дополняя новыми.

ИТОГО

Получился немного противоречивый набор. С одной стороны общая геометрия не вызывает особого диссонанса, самолёт вполне узнаваем. С другой – есть вопросы к размерам мотогондол 1 и 3 двигателей, форме передней опоры шасси и толщине фюзеляжа.
С одной стороны набор неплохо деталирован и даже в базовом исполнении неплохо воспроизводит даже столь сложные места, как тыльная сторона мотогондолы с её изобилием щелей (двухконтурность даром не проходит!)

Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка

С другой стороны проигнорировано несколько достаточно крупных деталей, а передняя стойка отлита зацело с колесом.
Про особенности декалей – см. выше.
Так что же получилось у Звезды?
А получилась достаточно неплохая модель, даже в базовом исполнении вполне похожая на прототип. При этом, за счёт сравнительно небольшого количества деталей, не сложная в сборке и доступная для начинающих моделистов. Тем же, кто захочет получить точную копию – есть где приложить руки. Заложенная в базовый набор вариативность позволяет без особого труда воспроизвести почти любой самолёт, начиная с 21 серии (т.е. более двух третей выпуска). Разработчикам афтермаркета есть, где развернуться. Травлёные антенны, датчики, створки ниш шасси (а они на прототипе рельефные изнутри!), накладки на крыло (в двух вариантах), пластины соединения секций закрылка будут вполне уместны. Смоляные или выращенные мотогондолы и передняя опора шасси тоже могут пригодиться. Так что базовый набор получился на четвёрку. С плюсом. Отличный повод поработать!

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
фантом222 в 22.12.2023 - 12:37
Нет ли у Вас возможности сфотографировать стойку в сборе и выложить тут?
Что же до недостатков - то один отпал, а второй (отлитое зацело со стойкой колесо) к сожалению остался...
Пока ещё до сборки данного узла не дошёл. Но думаю в выходные "поработать" с моделью. Надеюсь как раз до стойки и дойду. А вот про зацело отлитое колесо ,тут согласен-недостаток, более мелкие колёса на Ту-134 и СуперДжете отлили отдельно...
Pit в 22.12.2023 - 17:13
Коллеги, в очередной раз спасибо за отзывы. Приятно, когда твой труд востребован :grin:
Anonymous в 22.12.2023 - 18:27
Тема: Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка
Отличный обзор. Толково и по существу.
Airliner-RC в 23.12.2023 - 10:55
Почитал обзор. Интересно и полезно. Скурпулезная и объемная работа проделана. Спасибо.
Единственное с чем не согласен, так это со сравнением общей геометрии модели по фотографиям и картинкам из интернета. Если уж и сравнивать геометрию модели с оригиналом с приемлемым уровнем достоверности выводов, то сравнивать надо 3Д-модель из которой выполнена сама модель и реальные чертежи дабы исключить субьективизм и всякие там перспективы изображений. Но понятное дело, что ни достоверные чертежи ни 3Д-модель простым смертным не доступны. Так что довольствуемся тем, что есть в общем доступе.
Pit в 23.12.2023 - 18:09
Это временное краткое техническое описание от 1967 года. К сожалению на мотогондолы картинки малоинформативны.

А можете как-то поделиться? Через личку?
Сейчас думаю, за что взяться дальше. Или начать ковырять изменения по сериям Як-42 или оформить результаты исторических раскопок по истории изменений Як-40 в виде отдельной статьи. Правда не понимаю, в какую рубрику такую статью можно засунуть на скале...

Добавлено спустя 5 минут 9 секунд:

Почитал обзор. Интересно и полезно. Скурпулезная и объемная работа проделана. Спасибо.
Единственное с чем не согласен, так это со сравнением общей геометрии модели по фотографиям и картинкам из интернета. Если уж и сравнивать геометрию модели с оригиналом с приемлемым уровнем достоверности выводов, то сравнивать надо 3Д-модель из которой выполнена сама модель и реальные чертежи дабы исключить субьективизм и всякие там перспективы изображений.

Во-первых, спасибо за отзыв.
Во-вторых, на счёт сравнения - не согласен с Вашим не согласием :mrgreen:
Зачем сравнивать исходную 3D-модель? Я-то собирать буду (если руки дойдут), то, во что она превратилась после кучи технологических операций. Так что результат и сравниваю.
В третьих, более-менее совпали с фотографиями чертежи Андрея Юргенсона. По обводам. И про это есть целый раздел (по ссылке в статье). А вот модель в части мотогондолы не лезет не в них, ни в фотографии. Почему и что точнее - вопрос отдельный. И интересный. Готов услышать любое аргументированное мнение.
И кстати, возможно на новогодних каникулах выпадет шанс померить живую мотогондолу. Если у ребят стремняка найдётся. И настроение будет. Но не факт :wink:
Airliner-RC в 24.12.2023 - 09:44
....Зачем сравнивать исходную 3D-модель? Я-то собирать буду (если руки дойдут), то, во что она превратилась после кучи технологических операций. Так что результат и сравниваю......
Чтобы исключить искажение геометрии в процессе фотосъемки отливок. 3Д модель этих искажений не имеет абсолютно никаких. А то что вы соберете из этого набора тоже будет выглядеть по-разному в зависимости от угла обзора.

......более-менее совпали с фотографиями чертежи Андрея Юргенсона. По обводам......
Вот и я про "более-менее". Эти чертежи они по каким источником создавались? По информации из документации на самолет, по фото, по заводским чертежам?
Как я уточнял выше сравнивать с заводскими чертежами это идеальный вариант, но малодоступный. Зато самый точный. Ну или хотя бы по заверенным чертежам (рисункам по сути) какого-то стороннего автора (как это происходит на соревнованиях по копиям допустим - там в качестве исходника для сравнения судьям предоставляют заверенные уполномоченной организацией чертежи).
Как вариант было бы интересно понять из каких источников брала информацию Звезда при создании данной модели, может тогда и станет понятно откуда растут ноги несоответствия геометрии тех или иных элементов модели.

А вообще конечно на мой неискушенный взгляд рассматривая, даже с пристрастием, готовую модель в 144м масштабе очень сложно выцепить небольшие отклонения в геометрии, к тому же надо еще учитывать, что ливрея может довольно сильно поменять внешнее восприятие модели и ее геометрии.
Pit в 25.12.2023 - 19:02
Чтобы исключить искажение геометрии в процессе фотосъемки отливок. 3Д модель этих искажений не имеет абсолютно никаких. А то что вы соберете из этого набора тоже будет выглядеть по-разному в зависимости от угла обзора.

С искажениями бороться легко - достаточно отодвинуть объектив на расстояние не менее 10 размеров объекта (лучше ещё дальше) и при съёмке выбрать правильный ракурс (сбоку - до совмещения основных опор шасси, снизу - до равных размеров половин стабилизатора и т.д.). А вот во что превратится 3D модель после превращения в отливку - вопрос интересный. Какие там допуски могут быть при производстве пресс-формы? И какие технологические ограничения?

Вот и я про "более-менее". Эти чертежи они по каким источником создавались? По информации из документации на самолет, по фото, по заводским чертежам?

А не важно. Главное, что они совпадают с фотографиями. И про выбор лучших чертежей по ссылке написано. Такое совпадение будет, на мой взгляд, тождественным визуальной похожести. А миллиметры я и так измерю.

Как я уточнял выше сравнивать с заводскими чертежами это идеальный вариант, но малодоступный. Зато самый точный. Ну или хотя бы по заверенным чертежам (рисункам по сути) какого-то стороннего автора (как это происходит на соревнованиях по копиям допустим - там в качестве исходника для сравнения судьям предоставляют заверенные уполномоченной организацией чертежи).

За заводские - не знаю. Но не раз убеждался, что профили из техописания, которое вроде как пишет создатель самолёта, совсем не похожи на прототип. Жуткие искажения и т.д. Да и есть ли на заводских чертежах весь аппарат в сборе с точным соблюдением форм и профилей?
У всех (!) Ту-154М правый закрылок в убранном положении немного не доходил до места. Или РН был чуть развёрнут от нейтрали. КОгда я это впервые заметил и начал выспрашивать отчего так получилось, то мне рассказали, что построенные по точным заводским чертежам стапеля вышли такими, что самолёт получился... кривым. И все вышедшие со стапелей самолёты тянуло влево. Для компенсации эффекта "убранное" положение закрылков было не совсем "нейтральным". Прада про кривой стапель или нет - не знаю, но положение закрылков видел сам. Своими глазами. И не раз.
А Вы говорите - "заводские чертежи" :mrgreen:
Кстати, на модели этот эффект будет вряд-ли заметен, "недоход" закрылка по внутренней кромке составлял, по памяти, 10-20 мм.

А вообще конечно на мой неискушенный взгляд рассматривая, даже с пристрастием, готовую модель в 144м масштабе очень сложно выцепить небольшие отклонения в геометрии, к тому же надо еще учитывать, что ливрея может довольно сильно поменять внешнее восприятие модели и ее геометрии.

Тут у кого на что глаз заточен. Я вот, например, несоответствия форм и углов вообще не ловлю. Не вижу и всё. Оттого и уделяю столько внимания чертежам. Зато мелкие детали хорошо замечаю. Но есть коллеги, у которых строго наоборот: малейшие отклонения от формы видят сразу...
Airliner-RC в 26.12.2023 - 15:06
Честно говоря не вижу никаких технологических ограничений в точности повторить геометрию 3Д модели в процессе изготовления оснастки. Скажу больше - 3Д модели рисуются с учетом технологических требований (особенностей) и возможностей оборудования для последующего изготовления оснастки. Ну и итоговая отливка пластика на 100% повторяет геометрию оснастки (так же не вижу объективных причин для расхождений геометрий). Так что останусь при своем мнении, что анализ геометрии по фотографиям итоговых отливок не совсем корректно, раз уж мы миллиметры ловим в несходимости.
В общем понятно, что все это рассуждения на тему обзора, со своей стороны подитожу свои мысли: обзор подробный, полезный, модель в итоге тоже хорошая и на мой взгляд похожая и я ее обязательно куплю и соберу, а в процессе постараюсь учесть все замечания, указанные в обзоре.
фантом222 в 04.01.2024 - 10:04
Тема: Звезда 1/144 Як-40 - Неоднозначная новинка
Вот наконец-то добрался я до модели.
# #
В общем вот так смотрится подсобранная передняя стойка. Я ещё деталь В11 не приклеил, она как раз будет прикрывать стык деталей В3 и В4.
Pit в 04.01.2024 - 17:28
Понятно, спасибо. Значит стойка таки прямая и это замечательно.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy