Коллеги, представляю на ваш суд свою первую статью и свою первую законченную модель.
Вообще это вторая модель, которую собирал по всем правилам, но первая была больше тренировочной кошкой для отработки различных технологий, а также навыков использования аэрографа, и я её так и не стал заканчивать. Впрочем, и на этой я впервые попробовал много нового для себя. Так что прошу не судить строго, а лучше помочь советом на будущее.
Итак, предыстория. Года 3-4 назад был мне подарен ICM-овский Ишачок, тип 18. Решил вспомнить раннее детство и попробовать собрать, даже что-то окрашивал кисточкой... Но однажды он попал в руки к маленькой племяннице, после чего восстановлению не подлежал и был списан как боевая потеря. Остались от него только декали, до которых тогда еще не дошла очередь.
Потом со временем обзавелся аэрографом, холодильным компрессором. Хотелось все же собрать Ишачка, но уже нормально. В результате был куплен ICM тип 28, фототравление ACE, колеса Эльф и набор акриловых красок Акан для ВВС СССР в упаковке ICM.
С начала декабря начал неспешно собирать, примерно месяц назад закончил, но только сейчас решился написать статью.
Прошу прощения за качество фото - часть сделана во время работы подручным средством, то есть телефоном, потому и качество не очень. Насколько мог - поправлял в фотошопе, впрочем фотошоп и фотографирование моделей дело для меня новое и пока до конца не освоенное.
Первым делом собирал кабину.
Приборная доска собрана с использованием фототравления и ацетатной плёнки. Как для 72го масштаба и ширины 12 мм - очень неплохая детализация... Впрочем, у Ишачка она слишком глубоко и её всё равно практически не видно. Рельеф выделял сухой кистью.
Борта, кресло и пол кабины впервые красил акрилом Акан из аэрографа. Понравилось. Вот только сопло довольно быстро забивается, особенно на малом распыле. Пытался сделать смывку Звездовским акрилом.
В куполах шасси сделал смотровые окошки по Маслову и имитацию остекления с помощью Humbrol Clear Fix - тоже впервые пробовал эту штуку, оказалось очень удобно. Увы, в свете выложенных недавно на этом форуме фотографий (в теме о тип 29 Эдуард), получается, что окошки должны быть маленькими и прямоугольной формы... Но переделывать уже поздно. Также сделал отверстия в выколотках под лыжи - судя по фотографиям, там не было глухой стенки как даётся в модели.
С фототравлением работал впервые, а тем более с такими мелкими деталями, так что сборка органов управления в кабине доставила немало хлопот. За приборной доской просверлил осветительные отверстия и капнул в них капельки Clear Fix.
Потом приклеил крылья к фюзеляжу, замаскировал остекление в нишах шасси капельками Color Stop, загрунтовал Тамиевской грунтовкой из баночки, потом акрил Акан и сверху слой глянцевого лака X-22. Увы, как потом оказалось - слой грунтовки толстоват, в результате смазалась вся тонкая расшивка - клёпка на капоте и тп :( И лаковое покрытие вышло неудачно - наверное, лак был недостаточно разбавлен, в результате слой получился неровным - весь в каких-то пупырышках. Пришлось слегка прошлифовать наждачкой номер 3000 с водичкой. Сделал вывод - и грунтовку, и лак надо разбавлять более жидко и наносить более тонкими слоями, при необходимости в несколько слоёв с промежуточной просушкой... Далее был черёд декалей. Так как на тот момент ещё не определился с вариантом машины - наносил только звёзды.
До этого уже читал об отвратительном качестве ICM-овских декалей и был к нему морально готов. Но суровая действительность оказалась ещё хуже. Хорошо, что у меня остались декали от первого Ишачка - они очень пригодились, так как в процессе нанесения несколько звёзд расползлись на части при разглаживании. Очень хрупкие... И держатся отвратительно - не помогал даже Decal Fix. В итоге как раз два комплекта звёзд ушло. Каждую звезду вырезал скальпелем по контуру, чтобы лаковая подложка не серебрилась. Увы, на декалях белая подложка по размерам меньше, чем красный цвет, в результате после нанесения у звёзд проявилась отчётливо видимая тёмная кайма. Хорошо, что у меня остались декали от первого Ишачка - они очень пригодились, так как в процессе нанесения несколько звёзд расползлись на части при разглаживании. Очень хрупкие... И держатся отвратительно - не помогал даже Decal Fix. В итоге как раз два комплекта звёзд ушло. Каждую звезду вырезал скальпелем по контуру, чтобы лаковая подложка не серебрилась. Увы, на декалях белая подложка по размерам меньше, чем красный цвет, в результате после нанесения у звёзд проявилась отчётливо видимая тёмная кайма. Думаю, было бы лучше вообще не использовать эти декали, а вырезать трафарет и задуть красным цветом через него. В следующий раз с ICM скорее всего так и сделаю - на очереди лежит Су-2.
Пробовал делать смывку Звездовским акрилом. Как оказалось - даже водосмываемый Звездовский акрил хорошо въедается в акриловый лак. В следующий раз думаю покрывать не акриловым лаком Х-22, а глянцевым лаком ModelMaster. Мне кажется, что в него акриловая смывка не должна так хорошо въедаться. Пробовал также сделать смывку натёртой пастелью на уайтспирите - но оказалось, что лак Х-22 очень быстро размягчается под действием уайтспирита, так что такой вариант не прошёл. Покрыл всё это дело слоем матового лака - X-22 с добавлением матовой основы X-21. Заодно получился осветляющий эффект, а то (опять же, как оказалось... интересно что-либо делать впервые и делать для себя открытия на каждом шагу, порой приятные, а порой и не очень) Акановский акрил при высыхании заметно темнеет и получившиеся цвета камуфляжа выглядели темновато. После чего сделал всякие потёртости с загрязнения с помощью тёртой пастели.
К тому времени уже определился с вариантом - решил сделать машину с молнией как на фото, о котором спрашивал на форуме. В фотошопе перенёс хвост машины с боковика на чертёж 72го масштаба, распечатал и с помощью такого шаблона вырезал трафарет из широкой Тамиевской ленты. Больше всего проблем вызвало вырезание нолика.
Увы, при снятии маски повредилась звезда с левой стороны. Хорошо, что у меня оставалась последняя звезда нужного размера - она и пошла в дело. К сожалению, получившаяся молния по сравнению с фото выглядит толстовато. Но вручную вряд ли можно вырезать более тонкую, так что переделывать не стал.
Покрасил винт, при этом попробовал применять "солевую технологию". Сделал выводы, что для 72го масштаба надо использовать соль более мелкого помола.
Приклеил закрылки и стойки шасси. На стойках щитки заменил на фототравлёные детали - пришлось изрядно повозится, чтобы срезать пластиковые щитки со стоек. При этом на фотографии всплыл неприятный сюрприз - наверное, шпатлёвка со временем дала небольшую усадку и на фюзеляже внизу в месте стыка с центропланом проявился шов. Впрочем, его практически не видно - только при определённых ракурсах, как на фото. Обидно, что после сборки и грунтовки, пока ещё можно было легко его исправить - он не проявлялся.
Потом стал возиться с патрубками. Сделал из опиленных надфилем и выгнутых отрезков отожжённой иглы 0,8 мм, приклеил и покрасил тёмно-коричневым цветом с обильным добавлением матовой основы. После высыхания тонировал сажей. Затем вклеил двигатель, приклеил переднюю часть капота с вклеенными отрезками иглы на выходах пулемётов, ПВД из тонкой иглы от инсулинового шприца, винт, колёса и откидные дверцы кабины. Также серебристой гелевой ручкой попытался сымитировать сколы краски на металлических частях - центроплане, капоте и зализах хвостового оперения. Мне кажется, немного переборщил, да и ручка толстая, оставляет слишком крупные следы.
К сожалению, прозрачный козырёк из набора выглядит немасштабно толстым, поэтому я решил выдавить новый козырёк из плёнки. Купил новый пинцет в блистерной упаковке - плёнка от упаковки пошла на выдавливание фонаря. Козырёк из набора приклеил к куску литника и закрепил в тисочках, плёнку разогревал над огнём и быстро натягивал её на получившуюся болванку. Сделал несколько заготовок, потом выбрал из них лучшую и аккуратно вырезал лезвием готовый козырёк. Увы, с первого раза нормально вырезать не получилось, пришлось извести половину плёнки, пока не добился нужного результата.
Затем занялся прицелом. Фототравлёная деталь, плюс кусочки пластика и кусочек прозрачной плёнки от упаковки суперклея - вот что получилось. Увы, вышло кривовато... Примерил, как прицел будет смотрится под козырьком. По сравнению с фотографиями прицельное кольцо выглядит слишком крупным. Козырёк из набора приклеил к куску литника и закрепил в тисочках, плёнку разогревал над огнём и быстро натягивал её на получившуюся болванку. Сделал несколько заготовок, потом выбрал из них лучшую и аккуратно вырезал лезвием готовый козырёк. Увы, с первого раза нормально вырезать не получилось, пришлось извести половину плёнки, пока не добился нужного результата.
Затем занялся прицелом. Фототравлёная деталь, плюс кусочки пластика и кусочек прозрачной плёнки от упаковки суперклея - вот что получилось. Увы, вышло кривовато... Примерил, как прицел будет смотрится под козырьком. По сравнению с фотографиями прицельное кольцо выглядит слишком крупным.
Сделал пушки из отрезков иголок, оттонировал их с помощью X-19, из тонких полосок самоклеющейся фольги сделал переплет козырька и имитацию стяжной ленты капота, потёки масла из маслорадиатора - мазки кистью жидким X-19. В самом конце натянул тросики уборки шасси из нитки от бантика.
Теперь о косяках. Из того, что сам вижу - несколько кривовато собран капот и верхняя часть центроплана - на стыке центроплана и консолей сверху есть небольшие щели, но заделывать их не рискнул - слишком велик был риск угробить весь рельеф на поверхности и тонкую расшивку. Уже упоминавшийся выше шов на фюзеляже внизу. По покраске - я уже писал, слишком толстый слой залил всю мелкую расшивку, плюс цвета темноваты.
По закрылкам - нигде не нашёл ни фото, ни информации о том, как должно выглядеть пространство над закрылками - то ли там закрытая ниша, то ли просто ничем не закрытое отверстие в фюзеляже и сквозь него из кабины было видно землю.. Потому для упрощения сделал как даётся в инструкции к фототравлению - закрыл изнутри нишу закрылков плоской деталью с рифлением. Так что это тоже можно отнести к косякам.... Может ещё что - уже и не помню. Ну и мелочь - нижний воздухозаборник должен быть Т-образным, а не трапециевидным... Но переделывать это тоже не стал, оставил как есть. Ну и прицельное кольцо немасштабное, слишком большое.
Кроме того не стал делать имитацию замка на стяжной ленте.
Хочу поблагодарить участников форума за помощь и полезную информацию в процессе сборки модели.
Андрей хороший ишачек получился, особенно если учесть все проблемы при сборке о которых ты писал. Статья и фото очень хорошо отображают процесс. Может немного переборщил с тонировкой на нижних поверхностях но, это дело вкуса. Я тоже люблю сильно "замазюкать" модель :D Сколы очень реалистично смотрятся.
Молодец :wink:
Для второй - почти первой :) модели очень даже замечательно , есть ряд неакуратностей - грубо приклееных посадочных шитков и вроде неокрашен переплет или так бликует? но на это даже не стоит делать акцент т.к. у меня лично и десятая модель так не вышла , хотя это наверное мне тогда лет восемь было да и нечего кроме НОВО , Пластикарт и Огонька не было не говоря про травло :D Вообщем мне понравилась модель.
Андрей, мне понравились и статья и модель. Ваше желание и настойчивость дали хороший результат. Поздравляю.
Однако для прояснения картины по посадочным щиткам осмелюсь показать пример:
К сожалению я не нашёл фотографию, взятую за основу в постройке моей модели. Видать с кем-то из коллег поделился литературой.
Если Вы сравните со своими фотографиями, то увидите, что определили посадочные щитки в неверном месте, к сожалению.
Не растраивайтесь, ведь для того мы и общаемся, чтобы учитьтся и каждый раз делать всё лучше и лучше модели.
К теме "Ишачка" Вы ещё обязательно вернётесь и я уверен--это будет качественно другой подход.
Желаю успехов в новых начинаниях.
С уважением Thunderbolt.
есть ряд неакуратностей - грубо приклееных посадочных шитков и вроде неокрашен переплет
Переплёт и должен быть неокрашеным.
Добавлено спустя 16 минут 45 секунд:
Однако для прояснения картины по посадочным щиткам осмелюсь показать пример
Честно говоря, меня и самого смутила форма и расположение закрылков, которые даются в травлении. Однако точной информации по закрылкам не нашёл - потому и делал, как предлагается в инструкции к травлению. И зря! :D
Спасибо за уточнение!
sw(ws)в 10.03.2008 - 23:20 Тема: Re: И-16 тип 28 1/72 ICM (I-16 type 28)
Добрый день!
Очень интересная статья и весьма качественное изготовление.
Неточности, которые Вы допустили, относятся, к сожалению, к модели. По всей видимости модель делалась по чертежам Ю.Гугли, которые публиковались в журнале Аэрохобби. В них неверно отражен центроплан снизу, сравните с чертежами М.Маслова. Поэтому то, что сделала фирма АСЕ в травлении, не является закрылками, а являются лючками.
Вторым недостатком модели, насколько я понимаю, является место вывода канала маслорадиатора. На модели выход воздуха представлен как дыра, в которую выходит труба. В реальности это место закрывалось капотом. К сожалению, хороших фото этого места я не видел, поэтому говорю об этом, базируясь на чертежах М.Маслова и нечетких фото.
Переплёт и должен быть неокрашеным.
Я не совсем понял о чем речь :? , как переплет может быть не окрашен ? Вы про цвет дюраля или про прозрачность :)
См.фото
Я не совсем понял о чем речь , как переплет может быть не окрашен ? Вы про цвет дюраля или про прозрачность
На И-16-х очень часто встречался переплёт фонаря неокрашенный. Он действительно имел натуральный дюралевый цвет.
AndreyK очень достойная и интересная работа, спасибо!
По переплету - неокрашенный - это норма
Не понял, что за профильная пластина на бронеспинке. если это имеется в виду подушка, то почему не окрашена?
Не верно выполнены овальные отверстия для рук пилота + рукоятки за которые он держится, выбираясь из кабины
ПОсмотрите в темах про И-16 - KSL выкладывал отличные фото этого места.
Вторым недостатком модели, насколько я понимаю, является место вывода канала маслорадиатора. На модели выход воздуха представлен как дыра, в которую выходит труба. В реальности это место закрывалось капотом. К сожалению, хороших фото этого места я не видел, поэтому говорю об этом, базируясь на чертежах М.Маслова и нечетких фото.
Не могу не поправить: типы 18+ (с М-62/63) ИМЕЛИ ВЫРАЖЕННЫЙ КАНАЛ внизу капота с выхлопной трубой
[url=http://www.postimage.org/][/url]
Так что Гугля в этом моменте совершенно прав.
Маслов же действительно показал данный элемент в закрытом капотом виде, однако это справедливо только для типов с М-25 (по 17 включительно).
Что примечательно, у Маслова вообще НЕТ нижнего изображения планера типов 18-28
Никак не могу найти информацию как выглядела ниша, куда убирались закрылки. Если по самим закрылкам более-менее понятно, то этой нише совсем ничего. Помогите кто чем может...
Молодец :wink: