Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Все детища Вилли Мессершмитта обладают какой-то магической притягательностью и красотой, граничащей с уродством. Угловатые, но в то же время аэродинамически чистые формы, изящные очертания, легкость и маневренность… каждый самолет завораживает. Так уж вышло, что с этими самолетами у нас связаны не самые лучшие чувства. Вот и у меня было двоякое чувство, когда я приобрел модель фирмы ICM – первую и последнюю модель мессершмитта этой фирмы, которую я соберу.
Историю мессера не знает только ленивый – первые прототипы, дебют в небе Испании, битва за Англию, Блицкриг… Так уж вышло, что после июня 1941го карьера мессера неуклонно покатилась вниз, и совершенное творение постепенно стало сдавать позиции, становясь все более тяжелым, неповоротливым и медленным по сравнению со своими конкурентами. Многие считают, что Bf-109F – самая совершенная модификация самолета, принятая в свое время. Именно его модель я и собирался построить. На тот момент, когда я его приобрел, еще не было звездовского чудесного мессера, и выбора, по сути, не было – украинский мессер был и лучшим, и самым доступным… ах, как же я ошибался.)
Но вернемся к модели – Когда я открыл коробку, меня посетило двоякое чувство. С одной стороны – самолет имел приятную расшивочку, прозрачные стекла почти без искажений, мягкий, приятный серый пластик… а с другой – были видны некоторые косяки – и траншейная расшивка на крыле, заваленные края на фюзеляже и многое другое. Озадаченный, я отложил коробку. На неопределенный срок…. А потом появился шедевр от Звезды (и в сотый раз спасибо господину Бережному!), и я не мог не поддержать отечественного производителя – модель была шикарна. Его украинский аналог на фоне конкурента выглядел, мягко говоря, неказисто. И было принято решение – одна модель будет кошкой, а вторую я буду «прокачивать по полной программе». Но, естественно, для всего этого был нужен опыт. А опыта тогда еще не было.
«Кошачья» жизнь для мессера началась, скажем сразу, неожиданно – на его крыле сперва отрабатывалась техника работы с акановскими акрилами, потом смывка, потом что-то еще… и наконец я «созрел», дорос до сборки модели лучшего немецкого истребителя 1941 года.
Перекочевав из запасников на рабочий стол, будущий мессер был тщательно осмотрен и сравнен с звездовским аналогом. Так я выявил, что стоит добавить в деталировку самолета, а чего сделать не получится. К тому времени приехали комплекты от Вектор – прицел, кок винта, патрубки и много чего еще, и я также положил их рядом. После недолгих раздумий был сделан вывод – делать всё «по мотивам», без выверки миллиметров и ловли блох. Но сделать всё так, чтобы это было красиво! То есть, основной целью работы была простая сборка и отработка улучшения модели подручными средствами, а также отработка окраски и тонировки. И вот, работа началась. В первую очередь (и не без труда) было склеено крыло, пристыкованы законцовки. Вот тут-то и вылезла первая «радость» - еще на сухой сборке было ясно, что профиль крыла намного толще профиля законцовок, и после приклеивания одного к другому последовали «шкурные» работы – ориентируясь на толщину законцовок, я сошлифовал лишний пластик на крыле.
Естественно, вся расшивка в процессе оказалась безжалостно уничтоженной. Часть мне удалось восстановить, на другую часть я забил.
Следующим этапом стала сборка кабины. Вот где я оторвался по полной! Не без труда собрав двигатель, пристыковал его к кокпиту и принялся наполнять его содержимым. Ориентировался на фотографии кабин мессеров, книжки и фотографии мессеров, сделанных другими авторами.
Попутно рассверлил выхлопные патрубки – тоже не самая простая задача ,учитывая их форму.
Поставил перегородку в воздухозаборник маслорадиатора под капотом из кусочка доширачного пластика – она великолепно просматривается на фотографиях, и эту деталь я упустить не мог.
Параллельно, собирая крыло, уделил внимание створкам водорадиаторов – облагородил нижние части ребрами и клинышками по бокам:
Пока суд да дело, потихоньку склеил половинки фюзеляжа, попутно поборовшись со щелями и поставив внутрь усиливающую накладку – айсиэмовские фюзеляжи идут без всяких стыковочных шпеньков, как у других нормальных фирм. Благо крыло стыковалось с фюзеляжем так, что внутрь в вырез можно было вклеить кабину уже после склеивания половинок фюзеляжа. На крыло, заранее склеенное из верхних половинок и нижней части, установил закрылки в чуть опущенном положении, как на одной из увиденных немецких фотографий
Продолжая насыщать деталями кабину, решил сделать кармашек под карты, что на правом борту, из подручных материалов, коим оказалась жесть от свечных гильз – шикарный материал в нашем деле! Сняв мерки со звездовского кармашка, сделал простенькую развертку... Затем немного времени и усилий – и вот что мы имеем на выходе... Получилось неплохо, и теперь – последний штрих, вклеиваем заднюю стенку из той же жести – карман готов к установке на самолет!
Немного поработав с кабиной, вклеил кармашек, кусочек пластика под пару «будильников» на правом борту, провода, какие-то приборы и коробки на полу (в матчасть не вдавался, делал чисто ради удовольствия, посему прошу прощения за косноязычие), провел к ним провода. Конечно, список необходимых деталей оказался неполным, но самые заметные я все-таки воспроизвел:
Приклеив створки капота и насадив, пока что насухую, кок винта с лопастями, я примерил к вырезу кабины фонарь – на тот момент он еще не поплавал в «Футуре» украинского разлива. Но, тем не менее, облик знаменитого самолета уже угадывался в куче пластика на моем рабочем столе... И самое главное, сквозь остекление были видны детали:
Вдохновленный первыми результатами, я пошел дальше: склеив две трубочки от шприцов (0,7 мм диаметром и 0,45 мм соответственно), отжег и развальцевал внутреннюю, подрезал и примерил – ну чем не пулемет?
Сделав такой же на второй створке капота, вернулся к кабине – её следовало уже доделать. В первую очередь, сделал проводку ко всем ранее наклеенным элементам...
Теперь сверху все богатство было великолепно видно. Продолжая работать с проволокой, сделал дополнительный элемент на рычаге управления самолетом, проводку от «коробочек на полу», наклеил привязные ремни из той же жести, а из тонкой проволоки сделал для них пряжки и крепления.
Закончив с кабиной (приборную панель я сделал отдельно и вклеил её уже после окраски кабины и вклеивания в фюзеляж), я вернулся к капоту мотора. Прежде всего, сверился с фотографиями и увидел одну интересную особенность. Вырезы под пулемет, недальновидно расширенные мной, в жизни были не такими уж и большими – пришлось зашпаклевать всё обратно и заново прорубать отверстия под стволы, благо они вклеены еще не были.
На фотографии также видно небольшую щель между створками капота – это отдельная головная боль. Створки не хотят нормально сходиться между собой, и пришлось клеить их поэтапно – сперва к фюзеляжу, а потом, ориентируясь на кок винта, склеивать их между собой. Вышло так, что нормально сходясь в местах присоединения к коку винта и кабине, они давали щель между собой – то ли нормально сойтись им мешал мотор, то ли это просто огрехи проектирования модели. Вздохнув, я залил щель суперклеем и зашкурил её – эту технологию я применил впервые, и в принципе, остался ей доволен.
С маслорадиатором тоже была беда – выставив створки капота и приклеив крыло, втиснул туда деталь – и узрел огромные щели.
Ну, делать нечего – надо шпаклевать и шкурить. В конце концов, это тоже опыт, и опыт довольно хороший.
Кабину красил «по мотивам» в темно-серый, топливную трубку – в желтый, передний сегмент – тамиевский металлик. Выделил привязные ремни и пряжки, подкрасил кнопки управления, РУС, прошелся сухой кистью.
Последним этапом самодеятельности стал прицел – довольно заметная часть интерьера самолета. Благо у меня был восхитительный набор от фирмы Вектор – в который раз не перестаю удивляться, насколько хороши их изделия! И моторы, и наборы очень хороши. Вот и сейчас, обмерив прекрасный прицел Реви, я воссоздал нечто похожее в пластике, благо формы его несложны, и имея перед глазами смоляную копию, можно легко сделать ее аналог из кусочков литника и доширачного пластика. Вот что получилось в итоге:
Забыл упомянуть – приборная панель красилась отдельно, и вклеил я ее уже после склейки фюзеляжа. Получилась достойно, по крайней мере, для меня – на будильниках прорисованы стрелки, размечены кнопки и переключатели, залил стекло футурой, разметил дырочку под прицел – клеить его сейчас было глупостью.
Итак, подошла пора краситься. Загрунтовав и пошоркав планер сперва зубной щеткой, а потом и полировочными женскими палочками, нанес прешейдинг и задул модель в базовый цвет: снизу это был RLM-76, сверху – RLM-79. Цвета мешал по палитрам с форума и выкладкам в теме «цвета немецкой авиации». Желтые законцовки были накрашены заранее, как и полоса на фюзеляже. После этого нанес аэрографом зеленые полосы RLM-71 – получилось довольно занятно и симпатично.
Схема камуфляжа была выбрана совершенно классическая – BF-109F-2 майора Ханнеса Траутлофта, JG54 из звездовской инструкции. Концептуальные схемы окраски из инструкции ICM показались мне либо излишне сложными, либо чересчур экзотичными (да, вот такой я закостенелый классик).
После нанесения основного цвета покрасил отдельно остекление, благо намешанной краски было в избытке и непопадания в цвет, как на собиравшейся в процессе постройки модели Тандерболта, быть не могло. Затем задул модель глянцевым тамиевским эмалевым лаком (вот тут-то собака и зарыта, господа смыватели..) и приготовился к нанесению декалей.
Декали использовал из трех наборов: родного набора ICM, звездовского набора и набора декалей от Autentic decals –" Эксперты люфтваффе на восточном фронте". Что примечательно, свастику использовал звездовскую – у айсиэм ее нет твообще, а аутентиковскую было жалко. При нанесении декалей использовал разные средства для приварки – классические микро сол и сет, и марк сеттер от Тамии. Айсиэмовские декали вели себя откровенно по свински, не желая втягиваться в расшивку и постоянно впитывая, как губка, всю жидкость. Звездовские оказались очень чувствительными и нежными для таких бессовестных операций с ними – сильно растягивались и рвались от микроскейловских чудо-жидкостей. Потом это сыграло со мной злую шутку…
Несколько дней я боролся с декалями. В итоге получилось что-то более-менее вменяемое. Косяки были следующие – кое-где декали треснули ,и эти места были закрашены (кресты и места наложения свастик – черным, стрелка- белым), кое-где декали не втянулись. Ну да бог с ними, подумал я, и покрыл все еще одним слоем лака. Настала пора выставлять антенную мачту и натягивать антенну. Мачту впервые сделал из проклеенной суперклеем зубочистки – технология не понравилась, насквозь дерево все равно не пропитывается, а верхний слой быстро сошлифовывается. Ну да ладно, вклеили мачту, примерили антенну. Закрыли всё масками ,покрасили мачту прямо на фюзеляже, сняли маски….вместе с половиной декалей! Это была катастрофа. Ушла половина сердечка с правого борта – дорисовал вручную белой и зеленой тамиевскими эмалями, а с левого борта содралась почти вся стрелка! Вот это было сложно исправить. Пришлось снова накладывать маски и накрашивать стрелку по ним. Конечно, получилось не совсем прямо – стрелка чуть похудела, стремясь к бутылочной форме, но в целом выглядело неплохо – всяко лучше, чем ее отсутствие. Подправив еще пару-тройку косяков, приклеил прицел и фонарь кабины на супермомент стекло – он не дает белесого налета. Шпаклевал щели между остеклением им же – потом закрашивал базовым цветом, благо получилось очень неплохо.
По стойкам шасси и нишам – никаких доработок не делал (даже нанести маленькие риски красным забыл, вот глупый), красил ниши и стойки зеленым интерьерным от Тамии, колеса – черным и новой резиной от Акана. «Прокачку» колес я делал на тандерболте, поэтому запала на мессер не осталось никакого.
И вот, наконец, еще один слой лака – и смывка. На этом этапе я должен был отработать совершенно новую для себя технологию. А новым в ней было то, что я смывал маслом на бензине Зиппо, по совету известного мастера Вячеслава Демченко. Этого человека я уважаю и доверяю его советам, поэтому смело бросился в бой… беда всплыла тогда, когда я начал стирать излишнюю краску. Вместе с ней уходил слой лака и базовая краска! Вот тогда-то я и схватился за голову. Как же так? Всё ведь было по технологии! Основной цвет, покрыл кистью футурой, в два слоя, потом глянцем, декали, снова лак… ну не должно было лак разъесть, бензин же нейтрален к этой химии! Оказалось, нет. Либо мне толкнули «неправильный бензин», либо где-то я допустил ошибку. Плюнув на эту досадную неприятность, я продолжил смывать – получилось немного грязновато, но что вышло, то вышло. После этого я для себя решил раз и навсегда – на самолетах всю смывку делать только по толстому слою глянцевого акрилового лака маслом и эмалью на тиккурилле 1050, либо по глянцевому эмалевому лаку акварелью+фейри! И никаких экспериментов, если только на кошках.
Итак, работа была закончена. Ну, почти закончена – подкрасил выхлопные патрубки, вклеил балансиры элеронов, натянул антенну из тонкой проволочки. Кстати, ушко для проволочки в киле я сделал из тонкой металлической пластинки, в которой просверлил дырку. Пришлось срезать с киля старую имитацию, вклеить пластинку и обильно залить ее суперклеем, потом немного пошлифовал его и подправил форму ножом – и вышло как раз то, что надо. Еще пара-тройка деталей, полуматовый лак (гамия глянец+матовая присадка Х21+Х22), имитация следов выхлопа – и всё, работа завершена! Последняя работа ушедшего 2011 года.
Фотосессию проводил уже в январе, на ярком зимнем солнце, с кучей белых листов – как водится, эффект все же подкачал, ушел в желтизну. Но возблагодарим же фотошоп за его чудесные возможности, и вот – он перед вами! Первая кошка, первый и последний мессершмитт от фирмы ICM, который я больше никогда не буду собирать!
Уже после фотосессии обнаружился один неприятный момент – один из балансиров на левом крыле подломился и на фотографиях сильно заметно, как он «уехал» в сторону. Дело в том, что один из балансиров в процессе потерялся, и мне пришлось делать замену из доширака и кусочка литника. Доширак плохо приклеился к пластику, и быстро «съехал» куда не надо. Сейчас всё вклеено на суперклей.
Я признаю, что модель далеко не шедевр – но как шедевр я ее и не планировал делать. Основная цель была такой – получить максимальное удовлетворение и опыт от постройки этого самолета, не вдаваясь в матчасть. Опыт я получил, удовольствие – тоже, даже удалось немного насытить модель деталями. Это здорово) Что же до будущего – упаси боже меня снова собирать мессер от ICM, да при доступной машине от Звезды! Потому-то он и последний.) Правда, далеко не последняя модель от этой фирмы – в запаснике лежат и ждут своего часа ЛаГГ-3 с векторовской смолой и биг эдом, Мустанг с векторовскими нишами шасси, Су-27… в общем, помучаться еще будет возможность.
В целом результат моей работы мне понравился. По большому счету, это – моя первая законченная модель самолета в 48м масштабе вообще, и первая модель на этом сайте. Я буду рад, если какие-то наработки и решения из этой статьи возможно, помогут кому-то при постройке уже своего мессера, ну а если нет – ничего страшного, в сети множество отличных строек хороших самолетов. Спасибо за внимание, удачи и хороших вам моделей!
С уважением, Михаил Беляев.
![]() Вячеслав_Демченко так точно! х) попробую еще поиграться с постшейдингом, если прешейдинг снова будет слишком забит. |
![]() Неплохая работа и отличная статья. Поздравляю с дебютом!
Про недостатки уже сказали - цвет ниш и стоек (на RLM 02 это не похоже совсем) и антенна. Ещё лично мне показалось, что цвет кокпита светловат (скорее напоминает не RLM 66, а наш А-14 :smile: ). |
![]() Redstar_72 спасибо!) да, вы правы, с цветами я явно не угадал (но в общем-то и не пытался...), все это припасено для второго мессера от звезды) там уже буду мешать конкретно по рецептам. И стойки с нишами хоть немножко доработаю, и в кокпите все по уму сделаю. Ну и антенна уже не из проволочки, а из бантика. И с выхлопом другое будет, и с винтом, и с провисом полотна, и смывка, и с декалями постараюсь не напортачить.. в общем, хоть вторую кошку заводи :mrgreen: |
![]() буду мешать конкретно по рецептам., Миша, а, может, не мешать, а взять готовые составленные цвета? Ну, что бы не заморачиваться и не гадать с попаданием в оттенок. Например, прикупить нужное от Ганза или Life Color. Или Акан, в конце концов... |
![]() Вячеслав_Демченко можно-то можно, но с Аканом у меня дружба не очень-то сложилась, а где брать остальные - не знаю. Нет, то есть знаю, что на интернет-магазинах, но это отдельная головная боль и немаленькие затраты. Стоит ли такой геморр одного самолета?)
Думаю, если буду делать второй мессер, создам тему - и в ней буду потихоньку строить. А там - либо намешаю что-нибудь, либо действительно прикуплю нужную краску. В общем-то не так уж и много ее потребуется. Может, к тому времени какие-нибудь еще краски понадобятся) |
![]() Стоит ли такой геморр одного самолета? Миша, дело не в модели одного самолёта, а в том, какой результат ты хочешь получить. ;) |
![]() Извиняюсь, что немного не по теме. Я про ЙСМовский Мустанг. Пишут, что это перепак Тамии:
Так что может эта "продукция ЙСМ" Вас не разочарует? ;) p.s. Мессер понравился. У самого такой лежит на полке, ждёт своего часа. |
![]() tinleedsР-51В и Р-51D ИСМ - есть не перепаки, а копии Тамии. Т.е. тупо передранные с ухудшением потребительских качеств. Р-51А, вообще, комбинация моделей Тамии (В) и Аккурата (А) со всеми вытекающими... Так что надежды на радость довольно призрачны. |
![]() Согласен с Вячеславом, уже складывал половинки фюзеляжа, да и так по деталям пробежался критическим взглядом. Вердикт - те еще дровишки..) Особенно "радует" стыковка, фюзеляж в некоторых местах поведен. Ниши шасси от вектора с большим трудом вписываются в положенное им место - крыло по передней кромке не сходится. Ну и т.д., и т.п... У меня ,кстати, P-51B(C), с фонарем Малкольма. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Миша, если объект удался, то его сложно испортить съёмкой. :) Это как вспышка никогда не даст блеска на матовой поверхности, так и на неважнецких снимках всё равно всё будет заметно.
Вывод из этой работы - попробуй делать эффект прешейдинга чуть более контрастным и без экстремизма со смывкой. ;)