Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Назовём её технической. Свою первую эдиковскую кобру я собирал очень давно, в 2002 году, после её появления на свет. В 2017 познакомился через скалу с одним замечательным человеком, который попросил стать его наставником при постройке кобры, именно от Эдика. Пришлось снова пройти этот путь с некоторыми улучшениями и именно тогда я понял, что этим не закончится - ностальгия по нововским моделям не отпускает, ну и нравится мне этот самолёт!
Появившийся у чехов перепак с красивой коробочкой под названием "Bella" был приобретён с целью сделать сразу две кобры - американскую и советскую. Подходящий момент появился в прошлом году, когда Юра Богачик заявил о старте пин-аповского турнира в контакте. А незадолго до этого появилась декаль с тётями от UpRise, что позволило отказаться от безуспешных поисков декали с этим вариантом от Pyn-up decals - эдиковское исполнение слишком грубое и неправильное. А советская "Q" изначально планировалась с нестандартной окраской, но ввиду ничтожно малого количества информации по прототипу был выбран другой вариант - речкаловский "N-0", но "Q" я потом всё-таки построю, из хасегавы.)))
В сети долго ведутся дебаты о "кривизне" чешской модели, особенно при сравнении с хасей. Между тем, детально это никто не описывает. Да, у эдика сразу же бросается в глаза толстое крыло, при стыковке которого с фюзеляжем сразу же пропадает желание собирать модель. Но так ли всё ужасно? Давайте посмотрим. При практически одинаковой длине и одинаковом расположении фонаря у эдика, относительно хаси, крыло выдвинуто вперёд на 2,5мм, стабы сдвинуты назад на 2мм. Проём пилотской двери сдвинут вперёд на 2мм, из-за этого, естественно, и вышла длиннее задняя часть фонаря. При виде сбоку хася потолще за крылом. Рулевые поверхности у японской модели сделаны гораздо страшнее, чем у чеха, с крылом тоже не идеально... Есть повод задуматься...
Сборку начал с крыльев. Сточил изнутри задние кромки, законцовки и переднюю кромку. Толщина крыла стала меньше где-то на миллиметр. Думаю, что фотографии прояснят ситуацию.
Замазал суперклеем всю ненужную расшивку на нижней поверхности крыла и начал стачивать нижнюю поверхность крыла. Основная чрезмерная "выпуклость" находится в корневой части консолей. Да такая, что посадочные щитки там тоже выпуклый профиль имеют! Закончив с одним крылом, сделал то же самое и со вторым.
Перед склеиванием половинок консолей крыла приклеил отражатели на огни и фару, подклеил подкрашенный пластик в районе гильзовыбросов. Подогнал шиши шасси, точнее, посадочное место под их "потолок".
Слегка подточил хвостовые части фюзелей, чтобы снять лишнюю толщину с киля и РН. Склеил половинки за фонарём и сразу же вклеил шпангоут за мотором. Силовая рама фюзеля была отпилена сразу же за противокапотажной - так проще будет потом засунуть её на своё место.
Стабилизаторы при виде спереди они имеют загадочную переменную толщину. Многие не обращают внимания на такие детали, но мне глаз режет. Подточил сначала ближе к законцовкам, а потом прошёлся по плоскости - ближе к корневой части имеется "хорошенькая" такая усадка... Углубил расшивку на границе стаба и РВ. РВ при приклеивании к фюзелю соединил между собой общей осью. Повторил то же самое и для второй кобры. Заделал лишние швы суперклеем и удлинил зализ на модели до конца стаба.
Хвосты почти закончены. Приклеил куски свинца к стенкам ниш передних стоек. Обточил по профилю - морды на моделях уверенно "клюют". Задул переднюю нишу в беллгрин, воткнул весь кусок в сборе на место и склеил носовую часть. Как и на предыдущей кобре, которую собирал с учеником семь лет назад, вышло лёгкое смещение половинок фюзеля - мне гораздо важнее было выдержать осевую линию. Это так, мелочи по сравнению с "мировой революцией", там всё равно править расшивку надо будет. Нарастил необходимое на носовой части и добавил по 2,5 грамма в каждый нос - для пущей уверенности.
Возвращаюсь к крылу. На верхних плоскостях заделал ненужную расшивку суперклеем. После просушки сточил выступающее, прошёлся по всей плоскости наждачкой - крыло готово к нанесению необходимой расшивки. Попутно надо увеличить центральный проём под водорадиатор. С помощью пилки сделал сначала запил с внешней стороны, потом допилил с внутренней. Сделал поперечный паз скрайбером изнутри и снаружи по расшивке снова отработал лезвием. Потом сделал поперечный пропил в задней части и подрезал оставшиеся треугольнички.
Между делом позанимался с коками и пушками. Разница между калибрами 20 и 37мм весьма ощутима!
Продолжил с крылом. Глядя на "наращивания" и "отрезания" лишнего на пузе кобры у моих соратников по запилу, немножко впал в ступор - там всё стачивается и "выводится" без проблем. Нарастил и подогнал по ширине проёмы выходов радиаторов.
Снова вернулся к фюзелю - отдыхаю от крылышек. Подправил носовые части и дунул серебром с перламутром. Сделал более правильными ВЗ нагнетателя двигателя, на "N" воткнул в него изогнутую направляющую пластину, а в "D" - поворотную заслонку. Впоследствии выяснилось, что я неправильно понял про заслонку и этот момент был исправлен.
Вновь вернулся к крылу и начал делать каналы маслорадиаторов на дэшку. Начал с неё, поскольку нужно понять - имеет ли смысл имитировать все тонкости и нюансы, чтобы потом на энке сделать попроще - только то, что реально будет видно. Каналы к маслорадиаторам из прямоугольной формы переходят в круглые. А вот к радиатору охлаждения двигателя они посложнее - из овала переходят в круг, а затем в прямоугольную форму. Вспомнил, что у меня где-то были зиповские пластиковые трубочки диаметром 4мм - вот из них и изобразил. Сделал сеточки и после вклеивания надмоторной полки можно присоединять крыло.
Вклеил переделанную для американца надмоторную полку. Приклеил крыло. Сразу намазал суперклеем-гелем там, где надо.
Прочертил линии на РН и РВ. Выяснилось, что на заводе-изготовителе был использован отличный от других метод приклепления полотна к нервюрам. ВЗ масло- и водорадиатора получились вполне смотрибельно и какое-то подобие сеток там в глубине можно увидеть, но только с использованием направленной подсветки - фотографировать там бесполезно. Но одно то, что каналы сделаны, меня здорово утешает!
Основная расшивка на моделях готова - дорисовываю лючки согласно модификациям и добавляю нужные элементы. Сточил бронестекло по толщине (оно там слишком толстое) и вклеил стальную перемычку в раму. Добавил пару крупных деталей в ниши основного шасси. Задул в беллгрин их и кабину. На сточенное бронестекло приклеил кронштейн и изобразил "громкоговоритель".
Стойки шасси лучше сделать заранее, чтобы правильно выставить углы. Решил заменить штоки амортизаторов на металлические (никакая краска не заменит настоящий металл!). Для этого идеально подошла игла от шприца диаметром 1,6мм. При рассверловке верхней части передней стойки слишком быстро перешёл на "финишное" сверло и поплатился за это - пластик начал "разбухать"... Пришлось усиливать верхнюю часть подходящей проволокой из большой скрепки, так как она отлично входит в иглу этой размерности. Теперь нижняя часть отлично держится на трении и её можно повернуть, что добавит зрелищности. Потом сделал основные стойки шасси по тому же принципу, только без захода штока амортизатора в верхнюю часть. В процессе изготовления передней стойки я удлинил шток амортизатора на 2мм и нос модели стал слишком "задранным". Укоротил стойку в верхней части на 1мм.
Слегка доработал подкос передней стойки - просто проверил себя, смогу ли аккуратно сделать паз? Вроде получилось... Подточил створки передней ниши. Доработал ПТБ и упоры под него.
Рассверлил эдиковский выхлоп и сравнил его с имеющимся от "Колибри". Второй мне нравится явно больше, но и он не точен. На помощь пришёл Лёша Матвиенко и напечатал патрубки разных видов, за что ему огроменное спасибо! Вот сделанное на американце и советской.
Пробило меня на перфекционизм! С какого-то перепугу решил высверлить лишнее в подкосе передней стойки шасси. После такого пришлось углубить перфорацию створок...
На ранней кобре стоял прицел ST-1A, изобразил его подобие. В наборе "Bella" есть травленка на рамку переднего бронестекла - безо всякой "задней" мысли собрал и поставил на место..., жуть, оно короче!!! Снял, сделал удлинённую версию - теперь намного ближе к истине. Приклеил фонарь. Сел на посадочное место он у меня практически идеально с единственным "но". С правой стороны его пришлось прижать к противокапотажной раме, с левой получилась щель. Её я заклеил, да там и видно ничего не будет из-за закрытой двери. Подогнал по обводам левую, "закрытую", дверь, сделал в ней проточку под РУД. Потом подогнал правую, "открывающуюся", дверь и заклеил тянутым литником прорезанный паз под шарнир. Подклеил кусочки доширака в увеличившуюся после проточки верхнюю точку навески двери. Дверь работает как надо! Доделал интерьерное хозяйство со стороны закрытой двери, запылил и приклеил левую дверь.
Потом пошёл процесс покраски "американца" (вернусь к нему во второй части статьи) и после нанесения декали с тётками он был "заморожен" - выявилась неточность в изображении на правом борту и производитель пообещал исправить этот недочёт. Продолжил с советской коброй - добавил нужные лючки, лишние зашпаклевал. Каналы в крыле решил не выклеивать и выгибать по месту, а собрать отдельными деталями, по крайней мере к маслорадиаторам. И они вышли гораздо лучше предыдущих. Приклеил основные уголки и выштамповки на надмоторную полку - остальные буду на месте добавлять. Установил сетки радиаторов и приклеил крыло, здесь оно у меня встало на своё место практически идеально.
Будем считать, что основные технические моменты изложены, а более детальные отличия изложу позже. Могу смело заявить - кобры получаются! Надо только правильно подойти к процессу исправления крыла и результат Вас порадует. А можно подождать, пока сделают отдельно "правильное" крыло... ))) Хочу сказать большое спасибо коллегам по запилу - sgst и KSL, без них мне было бы одиноко... Отдельная благодарность Лёше Матвиенко за техническую консультацию и изготовление выхлопных патрубков! Также большую помощь в познании матчасти оказали Андрей(jetac) и Сергей(KSL). Ну и всем сочувствующим, поддерживающим и ободряющим тоже спасибо!
Для желающих более подробно погрузиться в процесс изготовления, добро пожаловать в тему со стройкой - http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_90725.html, ну а кому лень и некогда - просто подождите вторую часть.
С уважением ко всем форумчанам, Альберт.
prokhor в 28.05.2024 - 19:12 Правда сталь это уже попозже N-0 наверно, но все же - наши почти все без брони.
Очень сомневаюсь, что без брони. На первой фото очень хорошо видно раму бронестекла. Да и снималось/ставилось оно очень легко. Надо было всего лишь ослабить рукой верхний болт, затем стекло поворачивалось на нижних опорах вперед, в "салон" и извлекалось. Оно просто прозрачное было в отличие от наших "мозаичных". Там еще и на самом шпангоуте "подкова" из брони была, чтоб голову лучше беречь. Сплошной бронезаголовник пошел не ранее середины серии Q. Где-то с Q-15. Добавлено спустя 27 минут 31 секунду: |
jetac в 28.05.2024 - 20:24 prokhor
Так это американская, а на фото выше где у Прошенкова сзади на полке чемодан/ящик лежит, например, как то сомнительно, что игрались туда-сюда... Ну и в любом случае не возражаю автору, просто раз таки снималось легко - можно для разнообразия и на модели так делать) Добавлено спустя 4 минуты 18 секунд: Причем "болта с цепочкой" как раз и не видно в т.ч. на фото Речкалова |
prokhor в 29.05.2024 - 15:40 Причем "болта с цепочкой" как раз и не видно в т.ч. на фото Речкалова
Болт с цепью - один из вариантов. Два варианта: с крупным шлицем снизу и без цепи, а второй вариант с "барашком" и цепью, чтобы он не потерялся, очевидно. Цепь - 10 дюймов и свободным концом крепится к шпангоуту рядом с этим верхним болтом. На фото ее, видимо, скинули с верхнего крючка и она свободно болтается. Насчет выполнения боевых вылетов без заднего бронестекла все-таки очень сомневаюсь. В полете доступ к задней полке вряд ли нужен, а лишать свою драгоценную голову защиты вряд ли было много желающих. Тем более, что летчикам как раз нравилось кобрино бронирование, то что летчик очень хорошо защищен. Брони-то было будь здоров на самолете, почти 90 килограмм. |
jetac в 29.05.2024 - 16:11 Читал где то вроде облегчали, в т.ч.за счет брони сзади, может конечно имелась в виду другая... Там же не только кабина, а и двигатель с агрегатами сзади прикрывался, а за счёт облегчения сзади и центровка подравнивалась против штопора. Также было типа "лётчики в конце войны уже не давали себя сбивать сзади и потому броня не особо ценилась, да и двигателя в качестве защиты было достаточно". Однако источник не помню и за точность не ручаюсь потому |
prokhor в 29.05.2024 - 16:19 А там броня очень интересно распределена была - бронеплиты сзади защищали именно пространство не закрытое мотором. Так-то Кобра - машина с нормальной центровкой, ~ 22% САХ, поэтому что-то там менять, снимая броню только сзади, чревато для для устойчивости и управляемости. Можно было бы облегчить, убрав броню и спереди, контролируя баланс. Но проблема в том, что броня была местами интегрирована в конструкцию в качестве силовых элементов. Да и регулировать центровку удобнее, перемещая агрегаты и радиооборудование. |
jetac в 29.05.2024 - 17:50 Так а чего тогда везде пишут про "заднюю" центровку? В мемуарах в т.ч., как лётчики разбивались вряд ли сочинили |
prokhor в 30.05.2024 - 06:31 Так а чего тогда везде пишут про "заднюю" центровку? В мемуарах в т.ч., как лётчики разбивались вряд ли сочинили
Здесь "задняя центровка" - это такая метафора в мемуарах лётчиков, описывающая в двух словах комплексную проблему компоновки и аэродинамики самолета. По факту, из-за своей компоновки, машина была очень требовательна к соблюдению центровки и летных ограничений. У Рабкина очень хорошо описано про борьбу с недостатками Кобры и работу с летным и техническим составом в этом плане. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Ну пусть на речкаловской будет! :cool: На фото видно, что там оттенок другой по сравнению с задней частью фонаря. :wink:
С декалями- славная эпопея
Да, давненько такого не было у меня, Сергей...
тому виной отблеск на глянцевой поверхности)))
Скорее всего. Тоже удивился такой контрастности. Фотографировал в 9 часов утра, когда солнце ещё не сильно поднялось.