Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В этой статье пойдёт речь о сборке модели истребителя Лавочкин «168» производства Prop&Jet в масштабе 1:72.
Подробно о самой модели можно узнать собственно на сайте производителя:
http://propjet.ucoz.ru/forum/4-89-1 http://propjet.ucoz.ru/news/la_168_pervaja_otlivka/2012-12-06-20
Перед тем, как начать рассказ о сборке, хотелось бы дать немного информации о прототипе.
В инструкции по сборке модели приведён краткий справочный материал по истории создания этого истребителя, но хотелось бы кое-что прояснить.
Внешний вид истребителя в процессе испытаний и доработок заметно менялся. Можно выделить три различных конфигурации этого самолёта.
Предлагаемая производителем модель, представляет собой третью финальную конфигурацию истребителя «168», о чём говорит увеличенная, в сравнении с первоначальной, площадь киля и подфюзеляжного гребня.
Забегая вперёд, хочу отметить, что не согласен с предлагаемой в наборе и изображённой на схеме в инструкции, конфигурацией подфюзеляжного гребня увеличенной площади и исхожу из соображений приведённых ниже в описании сборки, в частности исходя из имеющегося изображения финальной версии истребителя. Помимо этого, приведённые в инструкции ТТХ истребителя и его фото не относятся к предлагаемой основной версии сборки, а соответствуют промежуточной второй конфигурации истребителя, которую создатель модели предлагает построить при желании, доработав киль и подфюзеляжный гребень. Последнее не является замечанием или чем-то подобным, а скорее уточнением, вносящим в инструкцию больше ясности.
Хочу перед описанием сборки так же уточнить, что создатель модели вынужден был работать над мастером в условиях тотального дефицита информации о прототипе и поэтому допустил некоторые условности и неточности. К сожалению, после начала тиражирования модели, появившуюся информацию о самом «168», а так же истребителях этой линейки «174», «176», Ла-15 было использовать уже поздно. Хочу дать совет моделистам, собирающим модели «Prop&Jet». Не ленитесь следовать рекомендациям по сборке в инструкциях «Prop&Jet», они там написаны не просто так и описывают максимально комфортные условия для корректной сборки, а так же учитывают особенности физико-химических свойств материала, из которого изготовлены детали модели.
Хочу обратить внимание моделистов, которые приобрели или собираются приобрести модели производства Prop&Jet, на аккуратность при отделении деталей от литников. В частности при отделении литников от таких деталей, как подфюзеляжный гребень или киль. Границу разделения литника и кромки детали, необходимо аккуратно и тщательно прорезать, так чтобы литник отделялся легко без приложения значительных усилий, в противном случае вместе с литником может быть вырван и кусочек детали. Кроме того хочу обратить внимание на хрупкость таких узлов, как штифты стоек шасси. Их так же необходимо очень аккуратно обрабатывать, не подвергая значительным нагрузкам на излом, в противном случае штифт может отломаться, вырвав кусочек стойки, что у меня произошло, когда я срезал литник ножом, просто надавив на него, положив на коврик саму стойку, а не штифт на край коврика. Так же обращаю внимание на то, что материал, из которого изготовлены наборы Prop&Jet, очень лёгок в обработке. Поэтому очень важно не переусердствовать по привычке прилагая значительные усилия, занимаясь подгонкой, зачисткой и полировкой деталей. Оставляют следы на деталях и ногти, если ими с силой надавить на деталь, особенно с глянцевой поверхностью. В остальном сборка моделей Prop&Jet, гораздо комфортней, чем сборка большинства других смоляных наборов.
Итак, сначала часть деталей была отделена от литников и подготовлена к сборке. Были собраны детали ниши основного шасси.
Толщина стенок носовых частей половинок фюзеляжа была увеличена шпаклёвкой, для устранения ступеньки между передним торцом фюзеляжа и внутренней поверхностью обечайки воздухозаборника.
Затем было обработано посадочное место фонаря и проверена в первом приближении его стыкуемость с фюзеляжем.
Следующим шагом стала окраска деталей ниш шасси (Акан 86001-86030), удлиннительной трубы с реактивным насадком (Акан 86015), внутренних поверхностей половин фюзеляжа (Акан 86001-86015), внутренних поверхностей щитков и створок шасси (Акан 86001), внутренней и наружной поверхности детали образующей перегородку воздухозаборника и кабину пилота (Акан 86001-83040), стоек шасси и гидроцилиндров (Акан 83029), внутренней поверхности обечайки воздухозаборника (Акан 86001), приборной доски (Акан 88003), кресла пилота (Акан 83040).
Кресло пилота было доработано. На нём установлены, изготовленные из медной проволоки, подножки и поручни. Сразу хочу уточнить, что всвязи со сходством конструкции «168» и Ла-15, часть информации была использована из ТО самолёта Ла-15.
Далее была покрашена кабина пилота, отсек посадочной фары, а на её посадочное место я смонтировал рефлектор фары производства Elf.
Самодельная рукоятка сброса фонаря тоже была покрашена, но впоследствии я её отломал и переделывал. Рукоятка сброса фонаря на «168».
Посадочная фара получила прозрачный обтекатель, изготовленный из скотча. То есть вариант, предложенный в инструкции по сборке, для меня оказался наилучшим.
Створку переднего шасси я дополнил гидроцилиндром её уборки, которую изготовил из медицинских иголок. В нише переднего шасси было просверлено отверстие под гидроцилиндр, как на прототипе по типу Ла-15, конструкция шасси которого сходна, что подтверждается имеющимися фото, компановочной схемой «168» и чертежами шасси Ла-15. Верхний узел навески гироцилиндра находится выше уровня ниши. Саму створку я, естественно, дополнил узлом навески гидроцилиндра.
Установка гидроцилиндра створки переднего шасси на Ла-15. (Аналогично выполнена на всей серии «168» - «180»
Следующим шагом стал монтаж узлов и деталей в фюзеляже и монтаж балласта для придания модели передней центровки. В качестве балласта были использованы рыболовные грузила и пластилин.
Склеил фюзеляж. Точно свёл расшивку левой и правой половины, постепенно проклеивая фюзеляж по длине, как предложено в инструкции. После склеивания обработал.
После зачистки шпакли, нанёс на микрораковины точечно клей.
Продолжил доработку кабины. Установил самодельный прицел и кроштейн для него (пластик). Просверлил для кабелей прицела отверстие в козырьке. Установил самодельные рукоятки "Стоп кран" и "Сброс (ПТБ)" (проволока, пластик). Добавил левый кронштейн для блока кнопок (пластик).
Ориентировался на компановку кабины Ла-15 и её фото. В том числе…
Затем кабина была окончательно доделана. Добавлены электрокабели прицела (проволока), добавлена левая панель блока кнопок и всё покрасил.
Затем восстановил расшивку фюзеляжа.
Изнутри козырька фонаря кабины пилота смонтировал самодельный (проволока) поручень. Поручень на «168»
Аналогичный поручень на Ла-15. Поручень на модели.
Просверлил отверстие в носке киля под будущую антенну. В него впоследствии было вставлено микро-кольцо.
Прорезал узлы навески тормозных щитков. На мой взгляд с ними лучше.
Продолжил покраску передней стойки шасси…
Гидроцилиндр уборки передней стойки шасси переделал, заменив шток на металлический из медицинской иглы. На конце шток расплющил и просверлил, в результате он стал надеваться на узел навески на стойке. Докрасил стойку с колесом.
Продолжил доработку переднего шасси самодельными деталями. Справа по полёту проложил в нише кабель из проволоки (на фото не видно). Слева по полёту проложил в нише гидражку (проволока), подведя её к гидроцилиндру. На гидроцилиндре сзади приклеил узел навески (ушко). Возле узла навески стойки сделал чёрный концевик ВК-44. Возле купола колеса сделал замок стойки, а на вилке колеса стойки, ответную часть слева по полёту.
Фонарь кабины пилота покрыл лаком “Pledge” (“Future”) и установил его на своё штатное место.
После нанесения временной маски из скотча и шпаклёвки по шву, фонарь был окончательно вписан в фюзеляж.
После этого прорезал расшивку откидной части фонаря и узлы его навески справа.
Исходя из формы подфюзеляжного гребня на единственном имеющемся фото прототипа "168" после доработок, формы его же гребня до доработок, формы гребня на более поздних, последовавших "174" и "176", решил перепилить штатный подфюзеляжный гребень из комплекта, который соответствует скорее истребителям «174Д», Ла-15 и «180».
Фото «168» после доработок с увеличенным вертикальным оперением.
Это фото несколько отретушировано и вокруг убран фон, скорее всего самолёт стоит на подъёмниках в ангаре, о чём говорит светотень от окон, но хорошо видно, что подфюзеляжный гребень имеет форму отличную от формы гребня из набора.
Форма подфюзеляжных гребней «168-176».
Форма подфюзеляжных гребней появившаяся на доработанном для серии «174Д», серийном Ла-15 и его спарки «180» (предложена в наборе деталей модели).
В результате переделки штатного гребня получилось следующее.
Перед килём штатные круглые лючки модели убрал за ненадобностью и прорезал ближе к килю справа. Реально это лючок над горловиной топливного бака. На центроплане самый передний лючок укоротил и слева от него сделал отверстие в окантовочке под снижающий канатик антенны. Перед укороченным лючком прорезал круглый лючок над горловиной верхнего топливного бака. Просверлил отверстие за фонарём под антенну. В задней части фюзеляжа (сверху и снизу) прорезал четыре лючка подхода к термопарам.
Из фольги были изготовлены три люка перед подфюзеляжным гребнем (наложены на оригинальные), два оружейных люка в районе казённых частей пушек (наложены на оригинальные), два лючка в районе узла навески передней стойки шасси (на модели отсутствуют).
Затем на оружейные люки в райне окон выброса гильз были наклеены накладки (на этой версии прототипа окна закрыты дюралевыми накладками).
Сделал люк с замками над отсеком аккумулятора (наклеил на штатный). Прорезал отсутствующую расшивку люка отсека радиостанции и сделал на нём замки из фольги.
Затем наклеил ещё четыре лючка на штатные в районе центроплана.
У зализа крыла добавил пару лючков. На месте крепления ПТБ изобразил четыре круглых лючка, ориентируясь на скему монтажа ПТБ истребителя Ла-15.
Дополнил отсутствующую расшивку зализов крыла спереди и сзади (на прототипе они в этих местах склёпаны, на фото заметна расшивка).
На наклеяных лючках и люках изобразил винты (замки).
Сделал справа спереди от подфюзеляжного гребня самодельный обтекатель дренажного штуцера.
Сделал из проволоки самодельный стяжной болт стыковочной ленты, предварительно вырезав в фюзеляже под него углубление.
Наклеял саму стыковочную ленту поверх штатной (красил затем с маской).
Добавил подкосы между топливным баком и нижней частью фюзеляжа, как на Ла-15. Изготовил из медицинских игл.
Из проволоки изготовил замки створок основного шасси. Изнутри створок сделал смывку.
На нижнем торце щитка передней стойки сделал иммитацию резинового уплотнения из проволоки и на щитке показал, заметные на фото, винты.
Замки створок истребителя Ла-15.
На основных стойках сделал из проволоки узлы навески гидроцилиндров.
Колёса загрунтовал и диски несколько детализировал. Ориентировался на фото колёс «168» и "176". Отверстие с обратной стороны колеса это под шланг тормозной системы.
Затем докрасил основное шасси. Стойки (Акан 83029), диски колёс (Акан 83040), резина колёс (Акан 89042), штоки цилиндров (Chrome Silver Modelmaster). Изготовил из проволоки шланги тормозной системы, покрасил их в чёрный цвет и отбортовал на стойках лентами из фольги самоклейки. Свободные концы шлангов тормозной системы вклеил в отверстия на дисках колёс. В нижних частях стоек шасси просверлил отверстия и вклеил в них разрядники статического электричества. Разрядники покрасил металликом.
В изготовлении шасси хорошо помогла вот эта схема шасси «168»
Следующим этапом сборки стали гидроцилиндры основного шасси.
Штоки изготовил металлические из игл, на концах расплющил и обточил, те что работают со стойками на концах просверлил, чтобы надевались на узлы навески на стойках. На цилиндрах сзади изготовил узлы навески.
Пришлось переделывать порты пушечных стволов. На модели они даны неверно. Слишком короткие и правая пара дана с уступом. В результате переделки порты стали длиннее и расположены на одном уровне. Изготовил пушечные стволы из медицинских игл разного диаметра (соразмерно калибру пушек на прототипе), загрунтовал их и покрасил (Акан 86013). Примерил по месту монтажа.
Края фюзеляжа в районе монтажа гидроцилиндров уборки основного шасси подточил, примерил гидроцилиндры, стали собираться со стойками без проблем и ложиться параллельно продольной оси самолёта.
После примерки, места обработки закрасил.
На стабилизаторе изобразил триммеры руля высоты и узлы его навески.
Приклеил к фюзеляжу, зашпаклевал и обработал киль. Изготовил из фольги зализ киля и изобразил на нём винты. Приклеил к килю стабилизатор.
При помощи шпаклёвки облагородил сопряжение киля и стабилизатора.
Из фольги изготовил зализ киля, используя имеющиеся фото «168» и ТО Ла-15. Большая верхняя часть зализа представляет собой одно целое с законцовкой киля, поэтому показал её расшивкой. Штатный зализ стабилизатора модели убрал, ибо он показан очень упрощённо и имеет неверную прямолинейную форму по килю в нижней части.
Приклеил к фюзеляжу крыло. Облагородил стык крыла и фюзеляжа. Сформировал зализ со стороны крыла, «навинтил винтиков» крепления зализа.
Хочу обратить внимание на сопряжение крыла и зализа по задней кромке. Его надо формировать самому. На модели по умолчанию получается острый угол.
Плавный переход в этом месте характерен для всего семейства этих Ла.
Вот эти линии расшивки на зализе крыла удалил. Они не нужны. В этих местах были только винты на всей серии "168-180".
В конечном итоге расшивка зализа крыла должна быть в следующих местах.
Что и было выполнено на модели после монтажа крыла. По зализу показал винты его крепления.
ПВД из набора использовать не стал, так как посчитал более простым изготовить альтернативный, нежели обтачивать литники на штатном.
Собрал из смолы и булавки ПВД.
ПВД снабдил штивтом для крепления в крыле, а в крыле просверлил под него отверстие.
На законцовках крыла убрал поперечную расшивку за ненадобностью.
Подготовил модель к покраске, наложив маску из скотча на фонарь и стыковочную ленту.
Надул интерьерную (А-14 Акан 83040) краску на фонарь.
Планер, створки и щитки, ПВД и стволы были загрунтованы (Акан-84014).
Затем на стволы была нанесена чёрная основа (Акан – 88005), а на остальное белая глянцевая (Акан – 88002). Дело в том, что металлики Акан 8-ой серии выглядят намного лучше если их наносить на глянцвую краску или лак.
Стволы пушек были покрашены краской Акан 86013.
Створки, щитки, часть ПВД, планер самолёта - краской Акан 86001.
Покрасил носовую часть фюзеляжа кроме обечайки воздухозаборника (Акан-86034), хвостовую часть фюзеляжа в районе тормозных щитков (Акан – 86004), тормозные щитки (Акан – 86000).
Покрасил замки на люке аккумуляторного отсека (Акан 86001).
Покрасил лючки в районе узла навески передней стойки (Акан 86001)
Покрасил накладки на оружейных люках (Акан 86001)
Покрасил козырёк фонаря (Акан 86033)
Покрасил лючки (или накладки) в районе зализов крыла сверху (Акан 86033)
Снял маску с фонаря кабины пилота, поправил переплёт.
При сборке шасси столкнулся со следующей проблемой. Узлы навески гидроцилиндров створок основного шасси находятся на торце топливного бака...
... и сами гидроцилиндры должны быть в плоскости параллельной шпангоутам фюзеляжа, то есть перпендикулярной продольной оси самолёта...
... но у модели стенка топливного бака на которой расположены узлы навески гидроцилиндров слишком далеко вынесена вперёд и находится в разных плоскостях по отношению с узлами навески гидроцилиндров на створках шасси. Из-за этого гидроцилиндры можно приклеить только под большим углом подвесив их задние узлы навески в воздухе. Собственно так все 168 и 176 и собирают.
То есть должно было быть как-то так...
Так есть...
Так примерно надо...
Гидроцилиндры ложатся на углы бака.
Надо примерно по зелёной линии или если с углом (в чём я сомневаюсь) то по синей.
Я обрезал гидроцилиндры створок вот на столько.
И приклеил их не к вертикальной стенке бака, а к горизонтальной. Пусть не правда, но выглядит гораздо более похоже на прототип, по крайней мере гидроцилиндры перпендикулярны продольной оси самолёта.
Собрал шасси, изобразив ряды винтов на створках шасси в районах узлов навески, позже выделил их смывкой.
Затем истребитель получил своё штатное вооружение и ПВД.
Из пластикового стаканчика вырезал заготовку, торцы обточил под БАНО и покрасил Тамиевским лаком.
Для крепления антенны изготовил с помощью медицинской иглы и груза - микрокольцо.
Затем вклеил его в носок киля.
Вот эту регулируемую тягу выполнил из проволоки, отломав оригинальную ибо она вынуждено треугольная для прочности.
Истребитель получил БАНО.
Собрал антенну радиосвязи со снижающим канатиком, используя рыболовную лесу диаметром 0,12мм и изоляцию от тонких проводов добытых из наушников телефона.
Сделал кое-где смывку. Модель этого практически не требует. Можно было и не делать.
Собрать модель мне очень помогли материалы сайта PropJet.ucoz.ru> , за что его администратору и форумчаном огромное спасибо!
Подробнее о сборке этой модели можно так же почитать на сайте: Всё закончилось фотосессией. Никогда этим не занимался, ну… уж что вышло…
ErgNoor в 01.12.2013 - 19:19 Благодарю, and!e... :smile: |
ErgNoor в 15.12.2013 - 23:06 Собираю Лавочкин "168" в первоначальной конфигурации. Модель дополнительно детализируется и совершенствуется с учётом прошлого опыта. Процесс отчасти выкладываю на сайте Prop&Jet.
По готовности снова будет статья. |
Redstar_72 в 17.12.2013 - 23:33 Собираю Лавочкин "168" в первоначальной конфигурации. Модель дополнительно детализируется и совершенствуется с учётом прошлого опыта. Процесс отчасти выкладываю на сайте Prop&Jet.
А не хотите? Мне кажется, Ла-168 прекрасно подходит под условия конкурса. |
ErgNoor в 18.12.2013 - 00:00 Собираю Лавочкин "168" в первоначальной конфигурации. Модель дополнительно детализируется и совершенствуется с учётом прошлого опыта. Процесс отчасти выкладываю на сайте Prop&Jet.
А не хотите? Мне кажется, Ла-168 прекрасно подходит под условия конкурса. Даже не знаю. Подумать надо. Сроки для 168 большие. Я сейчас быстрее собираю, сказывается, что уже второй 168. Завтра определюсь. |
Redstar_72 в 18.12.2013 - 00:07 Подумать надо. Сроки для 168 большие.
Не совсем понял. Вы хотите сказать, что Вы его быстрее соберёте? Так это ж только приветствуется! |
ErgNoor в 18.12.2013 - 00:48 Подумать надо. Сроки для 168 большие.
Не совсем понял. Вы хотите сказать, что Вы его быстрее соберёте? Так это ж только приветствуется! Ну да... Что 9 месяцев делать в этой модели? На неё не существует даже точной схемы. Многое надо додумывать... По аналогии, интуитивно... с оглядкой на несколько фото... Соберу быстрее. Но я хотел статью о сборке сделать, а конкурс подразумевает выкладывание процесса в созданной теме и фотосессию на чём-то однотонном... Нужна ли будет тогда статья? Хотя... в прошлый раз я на сайте производителя процесс выкладывал и ничего. |
DimaADA в 18.12.2013 - 02:16 Но я хотел статью о сборке сделать, а конкурс подразумевает
выкладывание процесса в созданной теме и фотосессию на чём-то однотонном... Нужна ли будет тогда статья? Хотя... в прошлый раз я на сайте производителя процесс выкладывал и ничего. Вообще то в этом абсолютно ничего страшного нет. Наоборот, в этом даже есть свои плюсы. Процесс выкладывается для того, чтобы коллеги со стороны могли что-нибудь подсказать, подкорректировать, посоветовать и т.д. А статья - это просто как итог работы. |
ИгорьКио в 24.06.2015 - 22:21 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Лавочкин-168 Впечатлён обстоятельностью подхода. Эх, жаль я не эксперт по первым советским реактивам )
когда читал статью про Григоровича почему-то вспомнил эту статьи и не ошибся: стиль достаточно узнаваем ) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|