Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Двое из ларца, одинаковых с лица.
Ну что жe, не прошло и года после постройки и журнальной публиуации как руки дошли до написания на сайте статьи о постройке сразу двух моделей от всем известной и прекрасно зарекомендовавшей себя фирмы Проп энд Джет. Итак, обо всем по порядку.
Семейство Ла-152/156 продолжило линейку экспериментальных истребителей реданной схемы, созданных в ОКБ С.А. Лавочкина в первые послевоенные годы. В то время еще никто не мог точно сказать, какая схема будет наиболее оптимальна для будущего реактивного истребителя, и потому «работали с листа», как говорится, пробуя различные варианты. Одной из таких "проб" стали машины Ла-152/156, испытанные в 1946-1947 годах летчиками-испытателями И. Федоровым, С. Машковским и Н. Кривошеиным.
Выбранная реданная схема была к тому времени вобщем-то уже опробована, и имела как свои преимущества, так и недостатки (например струя выхлопных газов высокой температуры требовала устанавливать дополнительную защиту на редан). Относительно слабые характеристики имеющегося в распоряжении инженеров КБ Лавочкина двигателя РД-10 (в девичестве - Jumo-004) на ряду с поисками способов улучшения летных характеристик и повлекли за собой создание двух довольно похожих друг на друга машин: на Ла-156 (первоначальное название «152Д» - дублер) двигатель форсировали, что, в итоге, несколько улучшило ЛТХ машины.
Другой составляющей, заметно повлиявшей на улучшение ЛТХ было крыло (отличавшееся на Ла-152 и Ла-156), имевшее более «скоростные» профили, что вкупе с удачно выбранной компоновкой дало ощутимый эффект, и машины Ла-152/Ла-156 довольно уверенно превосходили свои аналоги других фирм (МиГ-9, Як-15/17).
Различия в крыльях Ла-152 и Ла-156 схвачены в моделях точно.
Однако платой за тонкое крыло была невозможность разместить в нем шасси, а это, в свою очередь, привело к узкой колее, и, как следствие, к ограничениям в эксплуатации.
Ла-152 потерпел аварию в процессе испытаний, Ла-156 и Ла-156/2 прошли их успешно, но так и остались в разряде экспериментальных самолетов. Пожалуй можно сказать, что это был максимум для "прямокрылых" реданных истребителей. Впереди были трансзвуковые и сверхзвуковые скорости и совершенно иная аэродинамика….
Ну что сказать... буду краток - отличные. В отличие от подавляющего большинства смоляных моделей, таковые от Проп-энд-Джет сделаны действительно филигранно. Безусловно у цельносмоляных моделей есть свои особенности по технологии сборки, однако, на мой взгляд, с постройкой этих моделей должен справиться любой усидчивый и аккуратный моделист.
Вот такими комплектами деталей представлены эти две модели. И тут же - одна из «особенностей» сборки смоляной модели: приходится выправлять поведенные детали.
Особенно хочется отметить тончайшие задние кромки крыльев, отлично проработанную кабину и двигатель, армированные стойки шасси. Все это поистине не сможет оставить равнодушным ни одного поклонника ранних реактивов.
Хотя я и уверен в качестве проработки каждой модели этим производителем, но все же к чертежам модели было приложить интересно. Информация о данных самолетах собиралась производителем как говорится «с миру по нитке» - схемы Султанова из Крыльев Родины, были дополнены им таковыми же из книги Гордона и Якубовича, а затем выверены по фото, как открытым, так и из запасников. Общий результат, моей личной скромной проверки полностью совпал с мнением производителя – модели вцелом соответсвуют проекциям Султанова из КР, с некоторыми ремарками, особенно в хвостовой части, которые вполне можно «поймать» сверяя модели с имеющимися фото. Итак, совесть была успокоена и можно было приниматься за дело.
Поскольку надо было построить две модели сразу, сборка велась параллельно, благо и окраска у них практически одинаковая. Для начала были отделены необходимые детали, окрашены, оттонированы и вклеены внутренние узлы, такие как ванна кабины, кусок двигателя, видимый через переднюю нишу и сопла.
Должен сказать, что вопреки рекомендациям инструкции, я сторонник вклейки сопла в самый последний момент, пусть даже для этого приходится срезать крепежные штифты и вклеивать «на глазок» – зато так и его, и саму модель красить удобнее. Однако на этот раз я решил пойти другим путем, а именно сделать все пошагово, строго как в инструкции ради интереса помучаться с масками и понять насколько сложно потом будет его окрасить, либо замаскировать для окраски остальной модели. Краткий результат таков – вклеивайте уже окрашенное сопло в уже окрашенную модель на самой последней стадии, иначе потратите минимум лишний день на всю подобную возню.
Итак, детали отпилены, нутрянка вклеена, окрашена и замаскирована, пришла пора собирать фюзеляж.
На этой стадии случилась первая неприятность из трех, за время сборки этих моделей – я ошибся с весом груза в носовую часть. Естественно выяснилось это много позже, когда ничего уже нельзя было поправить.
Но как бы то ни было, фюзеляжи были склеены на циакрин, к ним в стык, с выверкой по линейке и транспортиру приклеены плоскости и оперение, руль поворота (отломив на Ла-152 от него кусочек, пришлось доделать его самостоятельно из тамиевской epoxy putty), носовая обечайка. Через несколько часов просушки все швы были зашкурены под водой и отполированы заподлицо с поверхностью. Я вообще предпочитаю бОльшую часть крупных деталей (не только смоляных, но и пластиковых) клеить на хороший фирменный циакрин – он выступает одновременно и в роли клея и в роли шпаклевки, и не выкрашивается потом при нарезании расшивки. Если не использовать катализаторы для его застывания, а дать ему засохнуть самому, то он несложно шкурится и полируется под водой, позволяя сравнительно легко и быстро вывести все швы.
После ошкуривания и полировки модели были загрунтованы белой тамиевской грунтовкой из баночки, и вот тут вылезла вторая неприятность. Если с моделью Ла-156 все было ок, то на носовой части Ла-152 вылезли каверны, часто встречающееся «зло» на смоляных моделях других производителей, но весьма НЕхарактерное для Prop & Jet. Побеждать их пришлось долго и мучительно, ибо было их много, и с каждым разом вылезали все новые и новые…
Чтобы не грустить совсем за расшивкой, я параллельно сделал кресла с ремешками из тамиевского скоча, немного оттонировал сухой кистью кабины, замаскировал приклеил, подогнал и зашпаклевал фонари, просверлив заднюю часть остекления на Ла-156 и вставив предварительно в него мачту антенны. К слову, еще на начальной стадии я решил немного разнообразить эти «близнецовые» модели и распилил один вакушный фонарь, решив сделать его на Ла-152 открытым.
Затем модели были еще раз отполированы, вымыты и подготовлены к покраске. Сама покраска производилась акрилом Тамии, металликами Citadel и акрил-уретановым Аканом из старых запасов. Покраска таких маленьких моделей дело простое и приятное – базовый цвет, прешейдинг (да-да, я знаю, что самолеты эти были вобщем-то как новые, но масштабное восприятие модели еще никто не отменял), затем собственно окраска-растушевка прешейдинга, окраска металлических частей (первые ступени турбин, редан у Ла-152) и после суток просушки – пара слоев глянцевого лака.
Еще сутки спустя были переведены и приварены декали очень приятного качества от всем-известного-производителя и закреплены глянцевым лаком. Затем еще сутки ушли на выполнение смывки и ее просушку, после чего модели были задуты сатиновым лаком собственного смешения из футуры и тамиевской матирующей присадки Х-21.
Параллельно я сделал шасси, окрасив стойки и колеса, предварительно выпилив из передней вилки отлитое зацело колесо и позже заменив его свободным, для придания большего реализма. Просверлил оси, но в итоге сделал все-таки колеса зафиксированными – для надежности.
После высыхания лака наступила финальная стадия – снятие масок, постановка моделей на «ноги» (вот тут-то и всплыл косяк с грузиками), приклеивание самодельных стволов и пвд из игл, натягивание антенн-растяжек из витебской нити хобби+ и тонировка тамиевскими «пудренницами»-пигментами реданов. Не удержался, чтобы не сделать на металле следы «загара»
» Автор | |
---|---|
REDCAT | |
Опыт: | 1445 |
Репутация: | +313/–1 |
URL Сайта: | http://rotekatze.pho... |
Откуда: | Масква |
KSL в 14.12.2013 - 13:06 А че это за прикол такой, финальную фотосъемку для статьи проводить на фоне жеванной бумажки с полу-оторванным штрих-кодом по самому центру :???: . Эта фишка специально так задумывалась? |
tolthe1st в 14.12.2013 - 13:57 Тема: Prop @ Jet 1/72 Ла-152 и Ла-156 Добротная работа, прекрасный результат, читается с удовольствием! Спасибо! |
dora в 14.12.2013 - 17:47 + за модели и за статью! :smile:
...но фишки со штрих-кодом тоже не понял... :roll: |
REDCAT в 18.12.2013 - 15:14 Спасибо всем за внимание и за отзывы!
Насчет фоток - упрек справедливый. В свое оправдание могу сказать только то, что в настоящий жизненный период фоткать могу только когда занимаюсь моделизмом (читай - по ночам) на телефон, буквально "на коленке", на чем придется. Опять же ночью не полезешь в комнату к дитям за фоном, фотиком и лампами. После изменения жилищных условий обязательно сделаю отдельный фотоугол :wink: (и заодно восстановлю работоспособность фотоаппарата). |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Prop @ Jet 1/72 Ла-152 и Ла-156(#6879) - обсуждение
От меня плюсик за статью. Спасибо!