Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Конец советской эпохи совпал с рождением нескольких интересных летательных аппаратов, которые сейчас еще не нашли широкого применения. К ним относится и разработка ОКБ Камова – многоцелевой вертолет Ка-60 и его модель от фирмы Макет в моем исполнении.
Как водится, начну с описания прототипа.
Ка-60 проектировался и создавался как многоцелевой вертолет в дополнение вертолетам огневой поддержки Ми-28 и Ка-50 в начале и середине 90-х гг. уже прошлого, XX века. Он должен был занять удобную нишу ушедшего на пенсию вертолета Ми-4, который довольно славно и надежно прослужил в нашей стране.
Некоторые коллеги отмечают влияние западных веяний и тенденций на внешний вид вертолета – плавные обтекаемые обводы, впервые применение рулевого винта типа фенестрон. Необычен для КБ и выбор схемы вертолета – классической, обусловлен также экономическими показателями.
В конструкцию вертолета широко внедрены композиционные материалы, улучшающие показатели БЖ и эксплуатационные характеристики.
На мой взгляд, вертолет вобрал в себя, практически весь опыт, имеет не плохие характеристики и он, быть может, уже служил бы на благо Родины, однако, ему не повезло «родится» в эпоху перемен. Как и многие ЛА советской разработки, не запущенные в серийное производство, вертолет, пока, не нашел себе широкого применения.
Модель этого вертолета не стояла в списке «обязательных» к постройке в рамках собираемых мною коллекций, просто захотелось собрать необычный вертолет с весьма обычной судьбой всех ЛА, создаваемых на рубеже советской и постсоветской эпох. На рынке стендовых моделей данная модель представлена в каталоге фирмы Амодел, чью модель мне и удалось приобрести в упаковке фирмы Макет (РФ).
Итак, пред нами набор сборной модели вертолета Ка-60 Касатка 1/72 от фирмы Maquette (кат. № MQ-7254).
В коробке моделиста ждет 6 небольших литников белого, мягкого пластика в стиле раннего амодела, 4 литника деталировки, 1 литник с половинками фюзеляжа, 1 прозрачный литник с остеклением, инструкция на листике А4 (сложен пополам) и декаль от фирмы Анна и Ко.
Коробка выполнена из простого картона, что привлекло внимание – краткая инструкция выполнена на русском, английском и японском языках.
Что можно сказать... на кромках крупных деталей и мелочевке часто встречается облой, местами встречаются утяжины (район люков обслуживания ВСУ, район силовой установки за несущим винтом и перед выхлопными патрубками + канал фенестрона). На внутренних поверхностях присутствуют следы толкателей, стенки кабины, дверцы и кромки рулевых поверхностей, на мой взгляд, несколько толсты, а мелочевка несколько груба. Эти моменты первыми бросились в глаза при осмотре.
Сверку модели по чертежам не производил, ввиду отсутствия таковых. Во многих изданиях печатается одна и та же схема с 3 проекциями А. Михеева. Проверить достоверность схемы у меня не получилось, да и для сборки не было такой необходимости.
Из коробки моделисту предлагается к сборке модель первого прототипа Ка-60, т.н. Ка-60-1 с б/№ 601 в его первоначальной конфигурации.
По окраске. Предлагают окрасить в цвет прототипа – однотонный черный (веяния модной технологии stealth середины 90-х) и некоторый фантастический серийный борт с полностью придуманным камуфляжем – должно же оставаться в моделизме место творчеству. Для соответствующего варианта предлагается и подвеска блоков НАР.
Декаль дана универсальная, на оба варианта, техничка отображена практически вся, благо, она бесхитростная – без надписей, одни пиктограммы. Цвета соответствуют требуемым. В работе декаль жестковата, если не прикладывать усилий – будет заметное серебрение.
Доселе мне не доводилось собирать вертолеты, отлитые по технологии ЛНД, да и с таким обширным остеклением, как на Ка-60, но модель куплена, есть немного свободного времени и приступаем к сборке.
При совокупности всего вышесказанного были поставлены и соответствующие задачи: аккуратная подгонка, сборка и окраска, отработка новых и шлифование уже опробованных технологий.
Частично сборка освещалась на нашем форуме, пользователи могли отслеживать и давать некоторые советы по постройке. Начал довольно обычно – подгонка и сборка внутренностей фюзеляжа – грузовая кабина и кабина экипажа.
Кабина экипажа в наборе представлена приборкой из 3 деталей, 2 кресла Памир-К (мало похожи на оригинал), задняя стенка (к слову, тоже с утяжинами) и ручки управления вертолетом + педали.
Изначально меня смутило слишком большое расстояние от кресел экипажа до педалей и, как мне показалось слишком большой объем кабины. Из-за этого я на 5 мм передвинул заднюю стенку – до переборки между остеклением и дверью кабины экипажа.
Следующий, смущающий меня момент – приборная доска, точнее ее отсутствие у члена экипажа на левом кресле (согласно фото прототипа). Доска, боковая панель, ручки и кресла были доработаны, согласно фото. На сегодняшний день видно лишь небольшую часть моих стараний, несмотря на обширное остекление. На заднюю стенку повесил «подстаканники» огнетушителей, коробку с оборудованием и ребра жесткости.
В грузовой кабине, согласно инструкции, ничего не предусмотрено, кроме пола и потолка. Я немного исправил положение, добавив сидения из грузовой кабины Ми-8. Также, на полке, особо, ничего не видно, но если кто-то заглянет, так все же не в пустую кабину.
Попутно с кабиной, уделил внимание изготовлению прорезей новых лючков, изготовлению выхлопа и установке вала и редуктора рулевого винта. Когда работы с половинками фюзеляжа и внутренностями были завершены я собрал все части в единое целое. Не без трудностей – больше всего вопросов возникло с районом кабины экипажа. Помимо того, что именно там плохо сходились половинки, так и соединение там довольно слабое – все держится буквально на 2 перемычках.
В общем, в натяг, с тщательной сушкой каждого соединения я собрал фюзеляж и принялся шпаклевать швы. По верху был простой шов, а на днище образовалась еще и приличная ступень в 1-1,5 мм между половинками фюзеляжа. Вызвано тем, что кромка левой половинки фюзеляжа была загнута внутрь. Частично ступень сточена, частично зашпаклевана.
После этого принялся за окончательную сборку фюзеляжа. Из-за интересных особенностей членения деталей кабина экипажа полностью закрывается 4 отдельными деталями – лобовым стеклом, входными дверьми и крышей + закрытие отверстий под остекление. В общем, сборка была достаточно проблематична из-за особенностей членения деталей и не удачного исполнения модели в технологии ЛНД.
После сборки и шпаклевания швов опробовал новый вариант ведения сборки – нанесение грунтовки до финишного вышкуривания и нанесения линий расшивки. На мой взгляд, на данной модели этот ход себя оправдал – ликвидировано большое количество царапин и ям.
Попутно занимался доработкой и изготовлением мелочевки: ПВД, стойки шасси, несущий и рулевой винты, внесение дополнений в деталировку модели на днище и район силовой установки.
Как и любая модель, моя не лишена недостатков. Я перечислю некоторые.
Фары больше нужного в диаметре - просто, ставил те, что были в запасе, не нашел меньше
Не ровно установлено лобовое стекло (здесь нет моей вины – половинки фюзеляжа не симметричны, одна из них выступает несколько вперед)
Налипание пыли, белесый налет и царапины на остеклении - пока не решенный вопрос
«Не аккуратности» в покраске, лакировке, шлифовке
Не обжатая стойка хвостовой опоры шасси - не рассчитал длину
На хвостовой опоре забыл добавить подкос стойки - после нанесения декалей сильно увлекся окончательной сборкой
Забыл обработать стыковочный шов между втулкой и лопастями НВ
При правильной сборке стабилизатора он несколько выгнут назад, хотя на прототипе никакой стреловидности я не заметил. Явные недочеты с кабиной – помимо проблем с нормальной сборкой, так еще, мне кажется, нарушены обводы – лобовое стекло имеет значительно больший угол наклона, нежели прототип, из-за чего обводы, конечно, стали более изящными, но менее правильными. Помимо этого остекление имеет разный радиус с поверхностью модели (такое же наблюдал на Су-26).
Не проработано днище, район выхлопа и грузовая кабина – в большей части, я думаю, из-за отсутствия фото. Не верно изображена «коробочка» редуктора рулевого винта.
В итоге, хочу сказать, что сборка у не достаточно опытного моделиста вызовет массу не нужных ему вопросов и на начальном этапе творчества от постройки Ка-60 в 1/72 лучше отказаться в пользу других моделей. Опытные моделисты будут иметь в своих руках неплохую заготовку для постройки модели Ка-60-1 в его первоначальной конфигурации.
В работе использовал материалы
книг:
Российские вертолеты. Ружицкий Е.И. стр. 107-116
Самолеты. Вертолеты из серии Энциклопедия техники. Изд. Росмэн. Стр. 58-59
ОКБ Н.И. Камова авт. Г.И. Кузнецов стр. 118-121, стр. 240 – 251
сайты:
Официальный сайт фирмы Камов http://www.kamov.ru/
Авиационная интеренет-энциклопедия Уголок неба http://www.airwar.ru/
Сайт авиационной фотографии http://www.airliners.net/ и http://www.myaviation.net/
Сайт отечественной авиафотографии http://russianplanes.net/search.php
Фотообзор с сайта В. Кондратенкова http://www.photoka.info/ka60/index.htm
Фотообзор М. Хусаинова с нашего http://scalemodels.ru/
Рекламный проспект с МАКС-2005
С уважением к читателям Дмитрий Любомирский.
Одесса-2010.
P.S. спасибо коллегам с форума и отдельно Егору FreshDrummer и коллеге Kent за моральную поддержку в постройке.
» Автор | |
---|---|
Любомирский | |
Опыт: | 1436 |
Репутация: | +77 |
Откуда: | город-герой Одесса |
Kent в 04.10.2010 - 12:37 Тема: Maquette 1/72 Камов Ка-60 Касатка Дима, привет! Хорошая статья и тем более хорошая модель в твоем исполнении Игорь. |
omega в 04.10.2010 - 12:55 Учитывая исходный пластик - результат весьма и весьма неплох. Подробность фотоотчёта о работе впечатлила :smile: Мои поздравления с окончанием нелёгкого процесса и плюс за настойчивость в борьбе с ЛНД.
С уважением - Олег. |
Ramin в 04.10.2010 - 14:58 Тема: Maquette 1/72 Камов Ка-60 Касатка Поздравляю с окончанием проекта! Отличная модель, прекрасная статья. Возьму на заметку при постройке своего Ка-60 |
Любомирский в 04.10.2010 - 18:49 Спасибо за отзывы и плюсы, очень приятно.
Фото, кончено, не так много, хотелось бы еще пару кадров показать, фото не хотели сжиматься до нужного объема :smile: Я рад, что кому-то смог помочь своей работой. Спасибо за отзывы! P.S. Кроме того хотел бы поблагодарить редакторов, что немного подправили текст. |
Soosnik в 05.10.2010 - 23:18 Тема: Maquette 1/72 Камов Ка-60 Касатка Красивая получилась модель. Хорошая, подробная статья с большим количеством фоток.
Собирал такую в варианте от Amodel. Чувствовал себя Папой Карло - столько лишнего нужно было отсекать от этого "полена". Вряд ли куплю еще что-нибудь от этого производителя. Буду ждать когда "Звезда" сделает "Касатку" с качеством последнего "Крокодила". |
Redstar_72 в 06.10.2010 - 00:47 Чувствовал себя Папой Карло - столько лишнего нужно было отсекать от этого "полена". Вряд ли куплю еще что-нибудь от этого производителя.
А это зря. Во-первых, большинство моделей этого производителя безальтернативны; а во-вторых (и в-главных) - модели Ка-60 уже лет 10, а новые разработки AModel гораздо лучше качеством. |
VMMaster в 06.10.2010 - 21:35 Модель получилась замечательная.
Отдельный респект за объем проделанной работы. Супер! |
Древс в 09.01.2012 - 00:12 Тема: Maquette 1/72 Камов Ка-60 Касатка(#3310) - обсуждение То что вы потратили уйму терпения и проявили смекалку, чтоб из этих отливок сделать очень неплохую модель, достойно моего восхищения. У меня бы не хватило терпения и на половину проделанной вами работы. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Maquette 1/72 Камов Ка-60 Касатка(#3310) - обсуждение
Спасибо за статью.Модель на мой взгляд удалась.