Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

1/48 Tamiya Grumman F4F-4 Wildcat - Что в имени тебе моём?

Трудно подобрать более неподходящее имя – дикий кот – для этого творения фирмы Grumman. Толстый бочкообразный фюзеляж, огромная двойная звезда Pratt-and-Whitney, всё это наводит на другие ассоциации.

Однако, следуя фирменным традициям, созданный в 1937 году палубный истребитель получил своё имя из семейства кошачьих.

Результаты боевого применения этой машины американцев особо не радовали – F4F заметно уступал японскому А6М Zero, выделяясь только незаурядной манёвренностью. “Хотя истребители Curtiss Р-40 Tomahawk и Bell Р-39 Airacobra были заметны благодаря своей высокой скорости пикирования, а флотский истребитель Grumman F4F Wildcat обладал замечательной манёвренностью, их общие характеристики не позволяли им соперничать с «Зеро»” – писали Д. Харикоши и М. Окумия в книге «Японская авиация во второй мировой войне» (М., 2001г.).

Достаточно возрастная модель Wildcat'а фирмы “Tamiya” в масштабе 1:48 и на сегодняшний день является одним из лучших наборов этой машины. После пробной стыковки основных узлов без клея было установлено следующее:

  • Поверхности модели сочетают оба вида заклёпочных швов – впотай, имитировано заглублением, и выступающие головки заклёпок. После пробной окраски участка фюзеляжа с обоими видами заклёпочных швов, было принято решение сохранить головки заклёпок, что сразу повлекло массу технологических проблем, о которых я расскажу далее.
  • Кабина пилота практически недоступна осмотру, особенно с закрытым фонарём, из-за круглого сечения фюзеляжа в этом месте.
  • Двойная звезда двигателя заглублена под капот, однако хорошо просматривается даже второй ряд цилиндров, что потребует внимания при окраске и тонировке.
  • Своеобразная конструкция шасси и его расположение требуют некоторой доводки и тщательной тонировки, поскольку вся ажурная конструкция хорошо просматривается.

Итак:

Кабина пилота

Собрана по инструкции. Окрашена XF-16, далее – в основные цвета. Сколы краски – соскабливанием, тонировка – художественными масляными красками. На кресло пилота добавлены привязные ремни с пряжками из тонкой проволоки. После установки в фюзеляж видимым осталось только пилотское кресло.

Фюзеляж

После окраски и тонировки бортов кабины, фюзеляж склеен и зажат в колодочки. К сожалению, имело место несовпадение стыковочных поверхностей. Возможно, это произошло из-за проявления остаточных напряжений в пластике, поскольку модель выпущена почти 10 лет назад. После полимеризации клея вдоль всего шва, с обеих сторон, наложены полоски липкой строительной ленты. Это позволило шпаклевать и обрабатывать шов без повреждения соседних участков. Выбор ленты обусловлен её толщиной, механической прочностью и стойкостью к воде. После полимеризации шпаклёвки и зачистки шва до ленты, маски удалены и произведена окончательная обработка и полировка шва. Восстановлены единичные повреждённые потайные заклёпки, стыки листов обшивки на гаргроте. Углублены и доработаны замки на съёмных панелях капота и фюзеляжа.

Центропланный модуль

Состоит из кабины и силовой перегородки с механизмом уборки шасси. Окрашен по инструкции, перегородка тонирована, цепь и звёздочки окрашены Н11 и тонированы.

Крыло

Собирается из трёх основных элементов, передние кромки образовавшейся конструкции нуждаются в шпаклевании и полировке. Для защиты поверхностей крыла также использована строительная лента. Маски наклеиваются возможно ближе к шву, с вырезами под пулемётные порты. После полной обработки и полировки шпаклёвочного шва, профиль пулемётных портов восстановлен стоматологической фрезой с небольшой конусностью. В центре образованного порта высверлено отверстие для ствола.

Остекление (дет.5) для осмотра нижних секторов пространства плохо подходит к вырезам в центроплане. Детали установлены на жидкое стекло, подшпаклёваны, отполированы, закрыты масками. После установки центропланного модуля крыло пристыковано к фюзеляжу. Стык правой консоли с фюзеляжем безупречен – ни малейшего зазора.

Стык левой консоли – тонкая щель до 0,2 мм. С помощью микроиглы в зазор подлит “SuperGlue”, консоль поджата к фюзеляжу, зазор исчез. Однако впоследствии, при многочисленных «водных процедурах» клеевой шов щёлкнул и появился небольшой зазор. Поскольку это произошло на этапе покрасок, я оставил дефект. Тем, кто будет делать эту модель, рекомендую более внимательно отнестись к заделке зазора, не полагаясь на простое и лёгкое решение с “SuperGlue”. Стык нижней поверхности центроплана и фюзеляжа совершенно неконгруэнтен, что удивительно для модели такого уровня. Сопредельные поверхности защищены лентой, многократно прошпаклёваны и обработаны. К сожалению, не удалось избежать повреждения части заклёпок, поэтому после снятия масок и окончательной полировки шва повреждённые заклёпочные швы удалены и нанесена имитация потайных заклёпок. Чуть-чуть погрешив против истины, удалось сохранить внешнюю аккуратность конструкции.

Винтомоторная группа

Сборка двигателя несложна, но требуется тщательная окраска и тонировка. В силу того, что вся конструкция хорошо просматривается, необходимо уделить этому этапу достаточное внимание. Для большей достоверности желательно пользоваться фотографиями реальных машин. Оттенки цилиндров, картера и т.д., необходимо подбирать, учитывая затенённость внутрикапотного пространства. Совки радиаторов, установленных на передней кромке капота, тонируются после окончательной окраски всего самолёта. Кромки лопастей воздушного винта чуть обрабатываются мелкой шкуркой.

Шасси

Конструкция, напоминающая лапки диковинного насекомого, нуждается в дополнении шлангами гидравлики, тщательной окраске и тонировании. При тонировке не следует увлекаться загрязнением и следами износа, поскольку самолёт палубный и содержался лучше, чем истребители фронтовой авиации. Створки (дет. В12-13) лучше установить при окончательной сборке.

Окраска

Вариант окраски компилирован – трёхцветная схема с бело-красным рулём направления. Отступление от исторической действительности обусловлено необходимостью апробировать абразивную обработку декали на большой поверхности.
Итак:

  • Фонарь кабины закрывается масками из тамиевского скотча, крепится жидким стеклом так, чтобы жидкое стекло не попало на поверхность фюзеляжа. Носовое отверстие закрывается маской. Внутренняя поверхность капота и ниши шасси также закрываются масками. Модель моется мыльным раствором, промывается проточной водой и сушится в коробке.
  • Грунтовка белой тамиевской грунтовкой в 2 слоя с промежуточной полировкой.
  • Нанесение одного слоя смеси XF-16+Н11 в соотношении 1:1. После сушки – сухая полировка.
  • Нанесение глянцевого лака Humbrol Gloss Cote в 2 слоя с промежуточной сушкой.
  • Окраска нижних поверхностей крыла и фюзеляжа R 304 в один слой. Сушка, полное укрытие окрашенных поверхностей скотчем.
  • Окраска фюзеляжа, верхней поверхности крыла и стабилизатора смесью ММ 1717 и R 304 в соотношении 1:1. Сушка, сухая полировка.
  • Нанесение лака в 1 слой.
  • Маски на капот и фюзеляж.
  • Окраска верхней части фюзеляжа, крыла и стабилизатора смесью ММ1717 и R304 в соотношении 2:1. Сушка не менее 3 суток.
  • Наложение на заклёпочные швы с выступающими головками полосок строительной ленты шириной 0,5-0,7 мм. Удобно пользоваться большой лупой с фиксацией на столе.
  • Водостойкой шкуркой 001, постоянно обмакивая её в насыщенный мыльный раствор, очень осторожно вышкуриваем модель, добиваясь проявления нижних слоёв, вплоть до слоя металлизации, в соответствии с фотографиями и вашими личными представлениями. Если в процессе абразивной обработки произошло повреждение слоя металлизации, необходимо на повреждённых участках всё повторить.
  • Удаление масок с заклёпок, промывка модели в мыльном растворе и проточной воде, сушка.
  • Нанесение сколов краски до слоя металлизации специальным резаком.
  • Нанесение декали с обязательным использованием Микро Сет/Сол. Через сутки после нанесения, декали необходимо обработать насухую шкуркой 001.
  • Той же шкуркой, в одно касание, необходимо провести по заклёпочным швам, включая и те, что оказались под декалью. Малейший чрезмерный нажим, и всё покрытие снесёт до пластика, поэтому будьте очень осторожны.
  • Модель обдувается сжатым воздухом и обтирается х/б тряпочкой.
  • Покрытие всей модели полуматовым лаком. Я использовал «Humbrol» Satin Cote, и на этом он, к счастью, закончился. К счастью потому, что лак плохой. Очень долго сохнет, плохо реагирует на абразивную обработку из-за остаточной вязкости поверхностного слоя и т.д. Просто в своё время я им хорошо запасся. Лучше пользоваться продуктами серии MicroScale.
  • Снять фонарь кабины, отграничить скотчем пространство под козырьком и задуть XF-1. С козырька и сдвижной части фонаря удалить маски, аккуратно прополировать остекление.

Окончательная сборка

Установлен двигатель, капот. Смонтировано и установлено шасси, подвесные баки, стойка антенны, ПВД на крыле. В пулемётные порты установлены стволы из отожжёных шприцевых иголок. Козырёк и сдвижная часть фонаря установлены на жидкое стекло. Антенна из витебской нити.

Тонировка

Линии гравировки, по сколам краски, тонируются очень жидко разведённой жжёной сиеной. Это позволяет в нужных местах пригасить блеск слоя металлизации. Линии створок капота и панелей тонируются очень жидко разведённым марсом. Далее – в соответствиии с вашим пониманием тонировки. Повторяюсь, что увлекаться нанесением следов износа и загрязнений не нужно – уход за палубными машинами был хороший.
1/48 Tamiya Grumman F4F-4 Wildcat - Что в имени тебе моём?

Резюме моё

Модель хорошая. Проблемные места есть, но они вполне операбельны. Для любителей пышных форм F4-6-8 вполне можно рекомендовать, тем более, что в связи с почтенным возрастом нынешняя цена модели невелика. Весьма желательно приобрести смоляной двигатель, хотя и родной неплох.

Резюме Кота

Родственник всё-таки, хотя и толстенький какой-то, пузатенький. А модель у хозяина получилась – просто супер! Кстати, надеюсь, на ужин печень будет?!

» Информация о статье
N9i9k в 08.09.2007 - 23:28
Тема: 1/48 Tamiya Grumman F4F-4 Wildcat - Чт...(#129) - обсуждение

Хорошо получилось
LEO в 09.09.2007 - 05:43
Втулка винта без тонировки как то не таво, не вписывается в общий вид. И фоток опять мало.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy