Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Прототип
Хорнет F/A-18 изменил облик авиации флота США. Его предшественник YF-17 не нашел заказчиков, потому что не выдержал конкуренции с F-16. А вот его глубокая переработка F-18 оказался в нужное время в нужном месте: на палубе авианосца в момент развала СССР и пережил всех современников.
На момент появления в самолёте не было ничего выдающегося, но как бывает с удачными конструкциями, совокупность надёжного двигателя, прочного планера с хорошей аэродинамикой и цифровой платформы системы вооружения позволили ему отправить на пенсию пять других типов: Фантом, Корсар, Интрудер, Праулер, Томкэт.
F/A-18A самых перых серий. База морской авиации Фэллон, в ходе переучивания VF-151 с Фантомов на Хорнеты. Октябрь 1986. Можно оценить состояние самолёта, полученного с завода 3 месяца назад.
К 2006 году Хорнет стал единственным универсальным самолётом флота США и попал на вооружение ещё семи других стран. Я решил построить именно самую раннюю модификацию, так как с неё всё и началось. За прототип взял ранний самолёт NF212 из состава VFA-151, представленный в декали Cut Than Add "Legacy Hornets".
VFA-151 Vigilantes
Подразделение боевое, с длинной историей, сейчас уже перевооружилось с Super Hornet на F-35. Примечательно тем, что совершило последний в истории флота США полёт палубного Фантома с палубы, и тут же перевооружилось на F/A-18A. Именно эти самолёты нанесли первые дневные удары в Буре в Пустыне.
Половина самолётов VFA-151 в одном строю. Прототип с декали бн 212 — третий. Видны характерные отличия — тёмный прямоугольник под носовым бортовым номером. Предположительно следы ремонта и перекраски люка доступа к блокам РЛС.
Модификация А
Семейство Хорнетов состоит из трёх основных модификаций:
A/B – первые серийные модификации (1986)
C/D – улучшенные самолёты с более мощным двигателем (1991)
E/F – глубокая модернизация Super Hornet с новым крылом, и удлинённым фюзеляжем (1998)
В отличие от модификаций E/F (Super Hornet) или C/D, серия A/B не так популярна среди моделистов. И вообще, A и C это не совсем модификации, а серии одного и того же самолёта, отличающиеся двигателем, локатором (не всегда), лазерной INS, более совершенной RWR и GPS. Просто в какой-то момент, модификацию F/A-18A стали продавать под другим названием.
Чтобы превратить C в A, нужно:
Антенны, которые нужно удалить на модификации C, чтобы получить модификацию A.
Также, нужно заменить цветной MPCD (нижний МФИ) на монохромный, заменить аналоговые блоки РЛС на цифровые и заменить двигатели, но в модели эти признаки внешних проявлений не имеют.
Из других проявлений, например ранние Хорнеты не могли применять бомбы JDAM/JSOW так как не имели GPS (или могли только в режимах заранее заданной на земле цели).
Из современных наборов нам доступны Kinetic и Hobby Boss.
Модель Hobby Boss груба и примитивна. Модель Kinetic в части точности и детализации сделана с любовью. В модели учтено всё: комплекты антенн, формы и конструкции мелких элементов, два комплекта килей и стоек шасси, гаков. Мне попался набор Kinetic F/A-18 A+/B/CF-188. Но по запасу деталей, из него можно собрать все четыре модификации раннего Хорнета: A / B / C / D.
Четыре разных вида решёток для любой модификации A/B/C/D.
В наборе Kinetic есть подробная декаль на пять экспортных вариантов и полный набор технических надписей, но мне нужен был US NAVY. Поэтому я купил декаль CUT THEN ADD Legacy Hornets. Выбрал вариант VF-151 потому что череп — красиво.
Пять вариантов ранних, очень ранних и самых ранних Хорнетов. Например TF-18A VFA-125 это первая спарка, на которой первые морские лётчики переучивались на Хорнет
В результате изучения прототипа выяснится что у декали есть небольшие недостатки:
Декаль не везде угадывает с цветом и размером элемнтов
Модель из коробки собирается плохо — ни одна большая деталь не стала на место без подгонки. Наплывы требовали рихтовки и шпатлёвки. И вообще верх и низ стыковались будто две детали от разных фирм. Я удалял все направляющие и штифты, чтобы можно было свободно позицонировать детали. Иначе все детали становиись со сдвигами.
На фюзеляже оказалось много тонких швов и ступенек, которые я заметил только после покраски.
Ванну кабины и приборную доску я использовал из набора. Удалил рельеф пультов, перевёл на них декали Quinta. Я случайно купил декаль для Hasegawa, но она прекрасно подошла, почти без подгонки.
Закабинный отсек РЭО и кресло SJU-5 взял из смоляного набора AIRES. В наборе идёт также травление, но я из него использовал только рамку HUD (ИЛС).
Обе части фонаря имеют шов стыка пресс-форм, поэтому их нужно полировать. Козырёк фонаря шире чем его посадочное место, и на нём предусмотрены зацепы. Видимо конструкторы модели предполагали что моделист сдавит козырёк и вставит его на место в нагруженном состоянии. Таким образом они, вероятно, хотели упростить геометрию пресс-формы. Но от повторения операции сжатия-установки у меня на стекле появились еле заметные усталостные трещины. Поэтому я срезал направляющие зацепы, и приклеил фонарь в несжатом состоянии, а выступающие края подфонарной рамы сошлифовал.
Видно, как подфонарная рама козырька выступает за обводы фюзеляжа. Сошлифовывается легко и без следа.
Я установил все поверхности в состояние «После запуска двигателя». Закрылки автоматически отклоняются на 45°, стабилизатор устанавливается на кабрирование 12° и выпускаются предкрылки. Рули направления отклоняются внутрь на 20°. Это положение рулевых поверхностей для полёта на минимальной скорости. Перед взлётом, лётчик установит закрылки на 20°, а стабилизатор в зависимости от загрузки в пределах 12°…17°.
Углы установки рулевых поверхностей удобно контролировать шаблонами. Так левые и правые рули точно станут симметрично, а не «на глаз».
Общие принципы для палубного самолёта ВМС США:
F/A-18, то ли поздний A, то ли ранний C. из состава VFA-151, середина 2000-х. Виден объём подкрасок и загрязнений примерно за 10 лет эксплуатации самолёта.
Загрязнения, типичные для Хорнета:
Следы подошв. Вот что бывает, когда ходят по помытому.
Основные цвета Mr Color C308 - снизу, С307 - сверху.
Я начал с чёрного грунта и прешейдинга голубым. Затем смесью голубого желтого и красного я выделил зоны, загрязненные смазкой.
Потом залил самолёт глянцевым лаком, высушил и отшлифовал влажной наждачкой 2500.
Из особенностей лётной эксплуатации палубных самолётов я отметил несколько:
Фото сделано в момент возвращения с практического бомбометания с контролем результатов разведконтейнером. Бак и многозамковый держатель только справа. Под левым крылом нет подвесок чтобы не загораживать обзор контейнеру ATFLIR.
Я выбрал типовую нагрузку: из 2-х GBU-12, 3-х баков, одной AIM-7M, два Сайдвиндера. Такая загрузка и заправка позволяет иметь радиус около 400 миль без дозаправки, что очень типично для действий ВМС США в Ираке или Афганистане.
Бомбы GBU-12 из набора выполненны посредственно, и головки наведения отлиты сплошной деталью. Хотя в реальности это очень ажурная конструкция из тонкого кольца и крылышек. Поэтому я взял головки от GBU-10 A-6A Trumpeter. Они, конечно, толстваты, но как минимум имеют сквозные просветы.
Реальная бомба собирается оружейниками на корабле из свободнопадающей бомбы Mk-82 и комплекта наведения Paveway II. Бомбы для USAF краясят в зелёный цвет, а бомбы для NAVY в серый. Тоже самое касается и комплектов Paveway II. Но в реальности на авианосец могут доставить одновременно и серые и зелёные и бомбы и комплекты Paveway. А оружейники не очень разборчивы к расцветкам. Поэтому буквально в одной зарядке может встретиться любая комбинация окраски бомбы и комплекта наведения.
Зелёный блок наведения с серой головкой. А на заднем плане серый блок наведения с зелёным коннекотром.
Сопла у Хорнета изнутри могут быть окрашены серой или белой краской. Встречаются сопла, набранные из секций разного оттенка. Это было бы интересно воспроизвести в модели, но на соплах из набора внутри обнаружились жуткие утяжины, которые я заметил только после окраски, И их получилось скрыть только чёрной матовой краской. Поэтому я рекомендую заменить эту деталь афтермаркетом.
Разные сопла на одном самолёта. А могут быть и разноцветные панели в одном сопле.
Прототип и модель.
После завершения модели у меня осталось чувство неудовлетворённости и желания построить ещё один Хорнет, лишь бы не от Kinetic. Но увы, если вы хотите копийный классический Хорнет, то этот набор не имеет конкурентов.
Я не рекомендую эту модель начинающим моделистам или тем, кто хочет получить медитативное удовольствие от сборки. Но если для вас цель — копийность, это набор неплохой фундамент для строительства.
roks в 05.04.2024 - 00:22 По поводу контейнера, он,если не ошибаюсь,используется в т.ч. для навигации, в частности,ночью. Так что,если без них и летают,то это единичное исключение.
Добавлено спустя 1 час 23 минуты 46 секунд: И,кстати,по поводу подвесок,сайт dstorm.eu показывает не возможные,а реальные подвески по миссиям в этой войне,часто с фото. |
Bertych в 05.04.2024 - 02:22 Грамотный подход к познанию матчасти!
Понравился "академический" стиль изложения данного материала - буду заглядывать при постройке своего. "+" за статью :cool: |
rum-ata в 05.04.2024 - 09:19 Тема: Как построить F/A-18A от Kinetic и не облажаться Отличная статья, отличная модель! Заслуженный плюс! |
Mordul в 05.04.2024 - 12:46 Грамотный подход к познанию матчасти!
Понравился "академический" стиль изложения данного материала - буду заглядывать при постройке своего. "+" за статью :cool: Отличная статья, отличная модель! Заслуженный плюс! Коллеги, спасибо! Рад быть полезным. _____________________ Добавлено спустя 14 минут 18 секунд: По поводу контейнера, он,если не ошибаюсь,используется в т.ч. для навигации, в частности,ночью. Так что,если без них и летают,то это единичное исключение. Добавлено спустя 1 час 23 минуты 46 секунд: И,кстати,по поводу подвесок,сайт dstorm.eu показывает не возможные,а реальные подвески по миссиям в этой войне,часто с фото. Насчет контейнера полностью согласен. Он неотъемлемая часть тактики применения самолёта. Так что самолёт без него — небоеспособен. А насчет подвесок, почему я уверен что самолёты с полной загрузкой в реальной войне не летают никогда. Это особенность полётов с авианосца в ВМС США. Корабль не может одновременно запускать и принимать самолёты, он работет в режиме cyclic ops — циклических операций. После отправки очередной смены они перетаскивают самолёты с кормы на нос и начинают принимать самолёты ожидающие посадки в marshall stack — зона ожидания. Цик длится час. Посадив все самолёты, они снова стаскивают самолёты с носа на корму и начинают запускать следующую смену. Так что если самолёт вернулся с задачи не в цикле посадки, он может до часа висеть в ожидании. Для самых прожорливых есть recovery tanker. Он вист над кораблём всё время полётов. Но он не бездонный. Поэтому у палубных лётчиков очень жесткий fuel management. К моменту возврата нужно иметь 4000 фунтов + запас до ближайшего запасного, это скажем ещё 2-3 тыщи фунтов. Итого получается что просто как аэронавигационный запас Хорент возит половину своей заправки (Заправка с двумя баками 11000 фунтов). Именно поэтому мы видим такие скромные боевые нагрузки в 1-2 500 фунтовые бомбы. И огромный упор на умение дозаправляться наравне с умением садиться на корабль. В каждом полёте не менее одного контакта с танкером. _____________________ |
Mordul в 05.04.2024 - 17:36 Ну, в указанной подвеске три бака и две 88х, это нормально.
Я понимаю что технически такая подвеска возможна, но всё зависит от поставленной задачи, насколько типична такая загрузка. Так что я предпочту ориентироваться на фото. _____________________ |
Sergey Novikov в 09.04.2024 - 01:58 Иван приветствую, благодаря вашей работе я больше погрузился в изучение подвески и специфики некоторых вариантов из декали CTA, автор декали Олег Касаткин не просто так написал на выбранном вами варианте F-18A а на инструкции не изобразил аэродинамические гребни на наплывах. Я пока не полностью изучил этот вопрос, но сделанная вами прототип - это восьмая из построенных машин...
Так что я предпочту ориентироваться на фото. вот наглядное фото, все как я ранее описывал по подвеске - наличие второго Сперроу пока подтвердить не могу, еще в поисках...))) Обратите внимание, что машина без гребня на наплыве, пока что по этому признаку я различаю F-18A от F/A-18A |
Mordul в 10.04.2024 - 13:48 Иван приветствую, благодаря вашей работе я больше погрузился в изучение подвески и специфики некоторых вариантов из декали CTA, автор декали Олег Касаткин не просто так написал на выбранном вами варианте F-18A а на инструкции не изобразил аэродинамические гребни на наплывах. Я пока не полностью изучил этот вопрос, но сделанная вами прототип - это восьмая из построенных машин...
Так что я предпочту ориентироваться на фото. вот наглядное фото, все как я ранее описывал по подвеске - наличие второго Сперроу пока подтвердить не могу, еще в поисках...))) Обратите внимание, что машина без гребня на наплыве, пока что по этому признаку я различаю F-18A от F/A-18A Сергей, любопытно. А откуда у вас информация про то что это именно восьмая машина? И в каком смысле восьмая? Восьмой хорнет? Восьмой самолёт в блоке? Или как? Ну про гребнии я с вами полностью согласен, я их приклеил на автомате, не проверив. Хотя в уме знал что их быть не должно. Они появляются на фото примерно в 1988 году, видим просто в рамках очередного усовершенствования. Насчет названия, спасибо что обратили внимание, порылся, выяснил. Название F-18 упразднили в начале службы самолёта. В официальном перечне типов ЛА МО США самолёт FA-18A помечен как «ранее обозначавшийся как F-18». Получается что F-18 и FA-18 это один и тот же самолёт. Дело раскрыто)) Добавлено спустя 55 минут 30 секунд: отличная статья, много полезной информации. Спасибо!) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Как построить F/A-18A от Kinetic и не облажаться
Спасибо за отзыв!)
Добавлено спустя 18 минут 38 секунд:
Разделяю ваши мысли, посему имею в запасе смоленые BRU-55 переделанные в BRU-33, а так же есть AGM-65 - но чисто визуально нравятся Хармы 88е...
О, это круто. Я очень хотел повесить TER или MER или HARM, но ни Эдуард ни Reskit больше так быстро не купишь…
Я с самого начала исключил подвеску фюзеляжных контейнеров целеуказания, из-за отвратительной стыкуемости адаптеров под них...
Дело ваше, конечно.
Но я не видел ни одной фотографии Хорнета бех ATFIR. И слышал несколько упоминаний в подкастах палубных пилотов что это такая специфика у них: контейнер используется буквально в каждом полёте. Также как и контакт с заправщиком делается буквально в каждом тренировочном полёте. То есть вообще полёт начинается с контакта с заправщиком, а потом с отхода и поиска авианосца через ATFLIR для навигации.
Простите не знаю вашего имени - а чем вы апеллируете в утверждении того, что имя пилота и техника в обязательном порядке должно быть на борту, у меня есть фотографии безымянных Хорнетов...
Меня зовут Иван, но тут на форме нельзя сменить ник и у меня подпись не включается. Приятно познакомиться)
Да, в декали есть несколько имён но инструкция не указывает какое имя куда клеить. Да и на фото не видно имён. Поэтому я не стал фантазировать. Если разберётесь, дайте знать)