Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Всем привет!
Задумал я собрать линейку Bf 109E в разных масштабах, ну а первым стал этот тропический E-7 от Eduard в 48-м. По итогам сборки информации на тему скопилось немало, поэтому постараюсь поделиться знаниями в этой статье. Надеюсь она будет полезна для уважаемого сообщества.
По ходу постройки склонялся то к одному, то к другому варианту из инструкции, но, в конечном счете, остановил свой выбор на желтой 4 из 3./JG-27 (аэродром Ain-el-Gazala в Ливии, 1941 год). Этот Эмиль несет типичный для Африки камуфляж из RLM 78/79 с пятнами RLM 80. Кок винта желтый, а 1/3 окрашена в RLM70. Просматривается, что бронеспинка без заголовника, а на одной из фото виден типичный для данной модификации ПТБ.
Думаю, многие со мной согласятся, что в настоящее время идеальной модели Bf 109E в 1/48 нет. Эдуардовский Эмиль как в 48-м, так и в более крупном 32-м не предел совершенства. У него несколько искажена геометрия, особенно это касается гаргрота (например, по сравнению со Звездинским F его фюзеляж выше примерно на 1 мм), требуют коррекции обводы водорадиаторов, грубовата имитация киперных лент на управляющих поверхностях, слишком длинные щитки со стойками, довольно много ошибок в расшивке и линиях заклепочных швов, неправильный тропический фильтр и т.д. Ну а к немалым достоинствам можно отнести аккуратные и чистые отливки, хорошую деталировку и тонкие линии расшивки.
При всех минусах, на мой взгляд, это вполне неплохая модель.
При постройке я решил геометрию оставить на совести производителя, но уделить внимание деталировке, выполнить коррекцию расшивки и линий заклепок и исправить ряд других ошибок.
Заранее оговорюсь, что хронология повествования и процесса сборки не всегда будут совпадать, так как часть узлов дорабатывалась в несколько подходов, периодически всплывали разные ошибки пластика, но в статье, для удобства восприятия, такие моменты будут объединены. Итак, поехали…
Линии расшивки и заклепочных швов правились на протяжении всей сборки. К сожалению, в этом плане ошибок на модели более чем хватает:
- нужно удалить по 4 лючка на верхней части каждой плоскости, а с одной стороны добавить лючок ФКП;
- размеры лючков на нижней части крыла у передней кромки неверны. Они должны быть разного размера;
- нужно перенести лючок на одной половинке фюзеляжа в хвостовой части;
- на модели отсутствуют многие линии заклепок, а часть (особенно на фюзеляже и нижней части крыла) расположены неверно;
- есть некоторое количество заклепочных швов, которых на реальном самолете не было;
- вместо заклепок в нескольких местах должны быть головки винтов и т.д.
Здесь, для наглядности, я взял отливки другого Эмиля от Эдуарда и несколько примитивно, используя обычный Paint, решил показать итог этих правок на пластике. На фото представлены не все изменения, а только наиболее существенные. Если кому-то захочется повторить эту работу, то для уточнения расположения клепки советую посмотреть, прежде всего, фотографии Эмиля поднятого у нас на севере: https://www.net-maquettes.com/ru/pictures/messerschmitt-bf-109e/?afg234_page_id=1#afg-234
Пояснения по маркировке на фото:
- синим показаны отсутствующие линии заклепочных швов, которые нужно добавить на модель;
- желтым показаны отсутствующие линии головок винтов;
- красным те линии заклепок, лючки и расшивка, которые нужно удалить;
- зеленым отмечены линии расшивки и лючки, которые надо добавить.
На одной из половинок примерно показал, как должны выглядеть линии заклепок на предкрылках (сам предкрылок на фото отсутствует).
Едем дальше…
Одной из первых доработок стало стачивание излишней толщины винта. Затем доработал управляющие поверхности, точнее очень уж грубую имитацию киперных лент. Исправлял многослойной задувкой грунтовкой с последующей шлифовкой. По-хорошему, можно было еще и поработать над торцами, так как в реальности они не просто плоские. Слегка отклонил рули высоты, прорезав их скрайбером и бритвой.
Кабина со штатным травлением выглядит неплохо. Я решил этим не ограничиваться и с помощью проволоки, припоя и пластика добавил и от себя некоторые детали. Педали немного повернул, чтобы впоследствии отклонить руль направления. Поскольку это модификация E-7, которая допускает подвеску дополнительного топливного бака, то в кабине должна присутствовать топливная магистраль. Её сделал из тонкого прозрачного пластикового прутка, а хомуты из тянутой ватной палочки. Квикбустовский прицел посадил на штифт и дополнил проводкой из припоя.
Вся травленка в кабине была приклеена сразу, до покраски, включая ремни. Мне значительно проще замаскировать травленые детали перед малярными работами, чем потом клеить их к крашеному пластику. Кабину покрасил сначала в черный, потом в RLM66 (наиболее вероятный на данный период), вместо предлагаемого инструкцией RLM02. Для высветлений добавил в базу каплю белого цвета. Слегка полупрозрачным слоем дунул 66-м на приборку и электрощиток, чтобы сгладить контраст, т.к. RLM66 крашенного эдуардовского травления отдает сильной синевой, да и менее заметным становится растр печати крашеной травленки. Затем кисточкой, смоченной в ИПС, очистил шкалы приборов. Акрилом кистью раскрасил мелочевку и выполнил тонировку масляными красками и эмалями. Пол слегка припылил пигментами.
Переднюю часть остекления дополнил ручками из тянутого литника.
На откидной части фонаря добавил рукоятку открывания из травления и прозрачные ручки (вырубил пробойником из прозрачного листового пластика), а на этапе покраски надул тонкие диагональные красные полосы. Основательно сточил по толщине бронеспинку. Заголовник на прототипе отсутствует, поэтому я его удалил. Трос откидной части фонаря из нити Хобби плюс, а пружинка проволочная (сложил вдвое тонкую проволоку, обмотал ее совсем тонкой, штифт крепления тоже из проволоки). Трос и штифт крепления вклеил в заранее просверленные отверстия.
В задней части фонаря кабины закралась ошибка, на которую обратили мое внимание уже в ходе покрасочных работ – средняя верхняя линия переплета отлита внешней, а на самом деле это внутренняя часть каркаса фонаря. Пришлось уже приклеенный и окрашенный фонарь шлифовать и полировать, а внутреннюю часть каркаса я изобразил тонким профилем прямоугольного сечения, который окрасил в RLM66. По-хорошему, форма этой секции была не чисто прямоугольной, да и можно было для пущей достоверности добавить трубчатые элементы каркаса. Кстати, эти моменты актуальны не только для Эмилей, но и для F и G с таким остеклением.
Нишу хвостовой стойки шасси сформировал Миллипутом. Вклеил заранее стойку хвостового колеса, затем отрезал часть бритвой, т.к. велик риск, что в процессе может сломаться. Потом, уже после окраски она была приклеена на штифт.
Фюзеляж клеил последовательно – сначала хвост, потом передняя часть, потом середина. Благодаря тому, что заранее сделал фаску, не было необходимости нарезать шов за кабиной пилота сверху и снизу. Отступил от инструкции и не стал до склейки половин монтировать двигатель с патрубками, чтобы было проще выбирать изнутри лишний пластик в районе вентиляционных отверстий и кромок обтекателя радиатора.
В задней части обтекателя маслорадиатора добавил скобу и двойную трубку под совком. На моей модели травленые радиаторные решетки были без покрытия, натурального цвета латуни. Поэтому задул решетки в металл, а место под них в пластике окрасил в черный – после приклеивания на суперклей нет необходимости в дальнейшей покраске и тонировке. Готовые решетки замаскировал. Сделал тоньше кромки обтекателя маслорадиатора и приклеил блок радиаторов на место. Конструкция этого узла в модели не продумана - после приклейки образуются щели, которых, конечно, на оригинале не было. Пришлось закрывать это безобразие милипутом и выводить стыки.
Занялся вентиляционными отверстиями – как обычно стачиваем изнутри, высверливаем или скоблим снаружи. Сточил по толщине щитки патрубков. В самих патрубках выходные отверстия только слегка намечены, поэтому дополнительно их углубил. Насверлил отверстий по передней кромке капота за коком винта (они лишь едва видны при установленном винте, так что это почти стопроцентный «суслик»). Система крепления винта из металлических трубочек.
Сделал деталировку, видимую через вентиляционную щель нижнего капота двигателя. После обработки стыков половин фюзеляжа откорректировал форму и местоположение вентиляционной щели, нанес расшивку, лючок и доклепал. Обратите внимание, лючок должен быть несколько смещен относительно вентиляционной щели. На лючке добавил рояльную петлю. Позже приклеил створку маслорадиатора из листового пластика (предварительно подклеил тонкую пластиковую планку для лучшей фиксации, которая после приклейки створки не видна).
Огневые трубы пулеметов сделал нетрадиционным способом, с помощью двухкомпонентной шпаклевки: взял металлическую трубочку, подходящую по диаметру выходному отверстию, смочил трубку водой, вставил в отверстие, а снизу надавил кусочком милипута, одновременно вращая трубочку. Вынимаем - и все. Все чистенько и практически не нужно обрабатывать. В районе передних вентиляционных щелей капота изнутри выбрал пластик, чтобы уменьшить видимую толщину кромок. С торца верхнего капота двигателя насверлил отверстий (тот же «суслик», как и снизу). Сам двигатель пришлось основательно ошкурить снизу и немного сверху по углам для нормального прилегания верхнего капота.
Чтобы через вентиляционные щели капота (дет. А8 ) не было видно пустоты вклеил части деталей пулеметов (дет. D41) и детали Е31, Е33 на двигатель. Дополнил их проводкой из припоя. Все эти части пришлось подгонять и удалять лишнее для нормального прилегания верхних капотов. После окраски деталей двигателя и подкапотного пространства вклеил верхний капот над пулеметами. Чтобы капот двигателя при монтаже встал ровно и без перекосов я заранее приклеил по периметру полоски пластика, потом установил двигатель. Для надежного закрепления вклеил под двигатель отрезок ватной палочки. Смонтировал патрубки. В связи с тем, что я отступил от инструкции и клеил патрубки после установки двигателя, то патрубки с торцов пришлось подрезать, что совершенно незаметно после приклейки. Затем установил верхний капот двигателя, поджал его тисками и приклеил текучим клеем. В результате всех этих операций капоты встали ровно, последующая обработка не понадобилась.
Обнаружилась еще одна ошибка модели, на этот раз по тропическому фильтру. Он примерно на 2,5 мм длиннее, чем должен быть. Для такой маленькой детали это очень заметно, так как вместо 19 мм как дает Эдуард должно быть 16,5 мм (см. фото детали из набора и доработанной). Передний край фильтра должен доходить точно до вертикальной линии расшивки капота. Что интересно, в инструкции на вариантах окраски и расположения технички эдуардовцы размер фильтра нарисовали правильно, а вот в пластике допустили ошибку. Кроме того, на тропическом фильтре сеток сверху не было. Там была глухая панель, которая слегка заходит на капот.
Фильтр я укоротил, вырезал лишнее из травленой сетки, сверху приклеил глухую панель из тонкого пластика. Позднее добавил на тропический фильтр тросик управления заслонкой из нити Хобби плюс.
Шарнирные петли люков над патрубками из проволоки, надсеченной ножом. На капот добавил недостающие линии заклепок.
Приклеивание крыла начал с верхних половинок консолей, а потом уже клеил нижнюю часть. Никаких проблем со стыковкой не возникло, шпаклевка не нужна.
Матерчатые чехлы в нишах шасси сделаны из тонкой медной фольги, продавленной по шаблону (дополнительное травление от Эдуард для Bf 109 E-1).
В пилоне ПТБ насверлил положенные отверстия, излишнюю толщину выбрал изнутри сверлом большего диаметра. Откорректировал форму отверстия в центре пилона. Бак дополнил трубками. Стяжная лента из того же травления от Эдуард на E-1. Позже добавил видимые через отверстия детали (пробойником 0,7 мм вырубил кружки из листового пластика, приклеил к ним пластиковые ножки и вклеил изнутри в отверстия). Сам бак решил слегка помять для пущего натурализму.
После сборки основных деталей ошкурил стыки, дорезал потерянные линии расшивки, дополнил клепку.
Приклеил управляющие поверхности:
- для киля сделал проволочные штифты и приклеил в отклоненном положении, т.к. педали в кабине изначально сделал повернутыми;
- оба элерона слегка отклонил вниз, т.к. на Емеле они были т.н. «зависающими» и немного отклонялись вниз при отклоненных закрылках (если точнее, то зависали на 10 градусов к низу только когда закрылки были опущены на 40 градусов, как раз как в модели. В любом другом положении закрылков элероны находились в нормальном положении);
- предкрылки, на мой взгляд, слишком торчат, если делать по инструкции, поэтому на полмиллиметра обрезал посадочные штифты по длине.
Тяги ГО из травления, головки болтов на них вырублены пробойником из пластика. «Пяточку» за хвостовой нишей сделал из эпоксидного клея, смешанного для цвета с акриловой краской. Доделал нишу хвостового колеса – форма выведена многослойной заливкой грунтовкой, добавил пару деталей из полосок пластика. Примерил стойку.
Сделал тоньше входные и выходные кромки водорадиаторов, скруглил слишком острые углы, ошкурил для уменьшения высоты посадочное место (при сравнении с родными деталями от другого эдуардовского Эмиля видно, сколько пришлось шкурить), на створке выхода одного из водорадиаторов сделал вырез (правый при виде спереди).
Благодаря тому, что закрылки выпущены, а створки радиаторов я не отклонял, то почти ничего сзади не видно, поэтому мудрить не стал - вклеил только решетки из травления и изготовил для одного из радиаторов трубку, видимую через вырез. На входе добавил перемычки из полосок латуни. Заранее кистью окрасил в RLM 78 места, которые потом будет тяжело задуть аэрографом, да сразу замаскировал решетки. Приклеил обтекатели радиаторов. Стыкуемость не идеальна – пришлось шпаклевать щели и нарезать более аккуратные линии расшивки.
Дренажные трубки из отожжённой медной фольги.
Из медных трубок спаял ПИТО, основание вырубил пробойником из пластика. Лучше ПИТО не клеить сразу, так как он располагается на месте креста – неудобно будет размещать декаль. Впрочем, компенсаторы элеронов тоже лучше монтировать потом, у меня вот, несмотря на проволочные штифты, они в процессе постройки отломились и пришлось клеить заново.
Швартовочные кольца из проволоки (в принципе можно было просто наметить под них отверстия, так как швартовочные кольца могли выкручиваться).
Из листового пластика доработал узлы крепления элеронов.
Заглушки пулеметных портов на передней кромке крыла первоначально сделал из фольги, а потом заменил на аналоги из тонкого пластика, т.к. маленькие кружки из фольги на криволинейной поверхности держались плоховато.
Удалил БАНО, отлитые в пластике – после покраски заменил на эпоксидные, подкрашенные краской (естественно кроме прозрачного хвостового).
Одним из недостатков эдуардовского Эмиля являются длинноватые стойки. Если это не исправлять, то нос готовой модели будет задран слишком высоко, да и щель между центропланом и щитками шасси будет явно больше, чем на оригинале.
Начал с того, что отрезал с торца стойки фиксирующий шпенек, вклеил его на место для стойки в нише. Саму стойку укоротил примерно на миллиметр, обрезав верхнюю часть, заодно заменил шток на отрезок металлической трубки, который чуть меньше пластиковой части.
Щитки сточил по толщине, а верхнюю часть сделал из листового пластика. Заново проклепал, добавил на верхнюю секцию стяжку из пластикового прутка, а с наружной стороны просверлил отверстие, забытое производителем (на фотографиях для сравнения доработанная стойка и щиток в сравнении с изкоробочными деталями). Повторил для другой стороны.
Затем щитки со стойками собрал в единое целое. Это имеет смысл делать сразу, так как на мессерах, судя по имеющимся цветным фото, и щитки и стойки красились в цвет нижних поверхностей с обеих сторон. Для крепления стоек к модели сделал штифты из отрезков медицинской иглы, дополнил стойки тормозными магистралями из проволоки и замками убранного положения.
К доработке стоек вернулся снова уже на стадии покраски – заменил пластиковые детали тормозных магистралей из набора на тонкие из припоя и имитировал хомуты крепления. По-хорошему это надо было делать, конечно, сразу, так как изкоробочные детали совершенно не реалистичны (обратите внимание, что на оригинальном мессере эти части тоньше, чем резиновые тормозные шланги).
В стойке для антенны добавил крючок из тонкой полоски латуни (прорезал бритвой щель, вклеил, зашпаклевал суперклеем и ошкурил). Изолятор из пластика – сначала вырубил пробойником основание, потом из литника выточил верхнюю часть, склеил и после высыхания высверлил отверстие.
Отверстия фюзеляжа, которые служили для подъема хвоста при техническом обслуживании, на модели, почему то, показаны расшивкой. Я их высверлил и вставил в них по отрезку металлической трубочки.
На имеющихся фотографиях мой прототип отснят во время церемонии прибытия 3./JG-27 в Северную Африку. С момента перекраски в африканский камуфляж, судя по всему, прошло немного времени и самолет выглядит довольно свежим, за исключением заметных следов выхлопа. Я же решил сделать его более поношенным и со следами износа, типичными для африканских мессеров. По моей задумке модель должна быть более чумазой, то есть отражать мой прототип через некоторое время активной эксплуатации.
Процесс покраски модели был долгим, многие моменты повторялись, приходилось перекрашивать отдельные участки. В статье я перечислю лишь самое основное и не буду перегружать ее фотографиями промежуточных этапов. Интересующиеся могут посмотреть все это в блоге.
Для начала я надул белую полосу на хвостовой части фюзеляжа, замаскировал. Ниши основных стоек шасси сначала окрасил в металл, замаскировал молнии на чехлах, затем задул в брезент, замаскировал чехлы и окрасил остальное в RLM02. В 02 окрасил и нишу хвостового колеса. Ниши, само собой, после окраски замаскировал.
Винт первоначально окрасил в чистый ганзовский RLM70. Но он выглядел темновато, особенно на фото, поэтому потом на стадии финишной доводки высветлил винт, добавив в RLM70 около 30% RLM80.
За основу базовых цветов взял Hobby Color H418 RLM78 для нижних и боковых поверхностей и Mr. Color 19 Sandy brown (Немецкая авиация) для верха. Последний цвет, на мой взгляд, больше походит на RLM79 чем ганзовский же Mr. Color 119 RLM 79. 119-й показался мне слишком темным, да еще и с непонятным красноватым оттенком.
В целом остальной процесс покраски был таким:
- надул неплотно базовые цвета для верха и низа, тонировал их хаотическими пятнами осветленными базовыми цветами, а затем, наоборот темными оттенками базы. Коррекция выполнялась базовыми цветами, естественно неплотно, чтобы остались видимы предыдущие этапы;
- для загрязнений, следов потеков, выхлопа и т.п. использовал в основном различные оттенки коричневого;
- надул пятна RLM80. Фотографий моего прототипа есть несколько. С одной стороны это хорошо, а с другой пришлось много времени уделить вылавливанию формы и местоположения пятнышек;
- затем настал черед декалей. Техничку нанес не всю, а лишь часть, так как на прототипе просматривается далеко не все из того, что есть в наборе, тут я возможно даже переборщил;
- после декалей снова пришлось вылавливать форму и положение пятен, перекрашивать отдельные участки, устранять всякие дефекты поверхности (поддувы, непрокрасы, следы от масок в ненужных местах, подшкурить соринки и т.п.). Некоторые неточности по форме отдельных пятен остались, но в целом результат меня устроил.
- снова занялся тонировкой верха аэрографом, приглушил свежесть декалей;
- дальше применил соляную технику и нанес два фильтра - светлый и темный (очень жидко разведенные белая и черно-коричневые краски);
- окончательно надул следы загрязнений, потеков и выхлопа.
Снял маски. Собрал модель в единое целое. Кистью раскрасил всякую мелочевку.
Далее стал тонировать маслом и эмалями, сделал смывку, добавил пигментов, нанес сколы. Многие этапы повторялись, пока вид меня не устроил.
Смонтировал мелкие детали (Бано из подкрашенной эпоксидки, солдатики на крыльях из жесткой проволоки, ручка заводки двигателя из набора G-6 Эдуарда, ПИТО, стволы пушек).
Устранил некоторые ошибки, например, закрасил надписи на ПТБ (они появились не раньше 1943, а то и 1944 года, да и актуальны только для самолетов, летавших над территорией Рейха).
Заключительным аккордом стала натяжка антенны из нити Хобби плюс, изоляторы тянутые из пластика, пружинка из проволоки.
Ну вот, воде ничего существенного не упустил.
А в заключение хочу сказать большое спасибо Александру aka Steinhoff, Владимиру aka CTS, а также всем, кто помогал советами и подсказками, мотивировал своим интересом к моей работе.
Спасибо за внимание.
Сам процесс постройки можно посмотреть здесь
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=66241
» Автор | |
---|---|
Алексей_Крюков | |
Опыт: | 10275 |
Репутация: | +740 |
Откуда: | г. Оренбург |
Самая эффектная модель - 2018 http://scalemodels.ru/articles/11966-Eduard-1-48-Bf-109E-7-trop.html |
Burobes в 06.04.2018 - 10:52 Тема: Eduard 1/48 Bf 109E-7 trop Отличная работа, замечательная статья.
Выделю время и утащу ее в группу вконтакте. Если автор не против) |
Burobes в 06.04.2018 - 10:53 Тема: Eduard 1/48 Bf 109E-7 trop Отличная работа, замечательная статья.
Выделю время и утащу ее в группу вконтакте. Если автор не против) |
Алексей_Крюков в 06.04.2018 - 10:58 Спасибо за отзыв, Максим!
утащу ее в группу вконтакте. Если автор не против) Ну ничего плохого в этом не вижу. Автор не против ) |
Sigvard в 28.03.2023 - 21:33 Спасибо за фотку. Вчера массу пересмотрел, пытаясь найти с видимым швом, но так и не попалась. |
Алексей_Крюков в 29.03.2023 - 11:14 Спасибо за пояснения Владимир.
Когда стал смотреть фото мысли такие возникли, что шов нетипичен, так как нигде кроме этой музейной фотки шва нет. Значит для других Эмилей шва не должно быть. Стало интересно, почему я его сделал. Посмотрел, оказывается у Эдуарда в этом месте проходит стык деталей. В инструкции и на рисунке коробки шов тоже обозначен. Надо этот момент иметь вииду на будущее. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Eduard 1/48 Bf 109E-7 trop