Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Решив немного отдохнуть от переделок, для быстрой сборки «из коробки» я выбрал модель Ан-32 от фирмы «Амодел». Это была большая ошибка в оценке этой модели. И далеко не последняя.
А сборка, между тем затянулась на долгие 4 года…
Но обо всем по порядку.
Останавливаться на всех подробностях судьбы и конструкции этого неординарного самолета не буду. Источников, где об этом можно прочесть, достаточно, для примера - вот: http://www.airwar.ru/enc/craft/an32.html#LTH
Опишу историю самолета очень кратко.
Ан-32 - единственный самолет в СССР, изначально созданный не для собственных нужд, а для зарубежного заказчика. Самолет разработали для Индийских ВВС. Задача ставилась непростая: нужен был транспортный самолет, способный работать с высокогорных аэродромов. Было принято решение глубоко модифицировать серийный транспортник Ан-26. На самолет поставили гораздо более мощные двигатели, оснащенные винтами большего диаметра. Для обеспечения необходимой удаленности винтов от фюзеляжа новые силовые установки было решено поднять над крылом. Это придало самолету Ан-32 характерные очертания. В конструкцию машины были внесены и другие, менее заметные на первый взгляд изменения: сокращена численность экипажа, перекомпонована кабина, усилено шасси, повернут относительно оси симметрии хвост самолета и др. В 1976 году самолет совершил свой первый полет, а в 1983 году был запущен в серийное производство.
Ан-32 состоял и по сей день состоит на службе во многих странах мира, включая и республики бывшего СССР.
Почти сразу после начала сборки модели я понял, что легкой и быстрой «прогулки» не будет. Изучение прототипа привело к пониманию, что в модели намного больше несоответствия прототипу, чем думалось вначале.
Сборка почти всех моделей самолетов начинается с кабины экипажа. Поэтому, первое, на что я обратил внимание: кабина оказалась совсем не такой, какой должна быть. Она, если говорить строго, вообще не от этого самолета. В модели Ан-32 внутри фюзеляжа всё от Ан-26. При внешней схожести фюзеляжей двух этих машин, внутри они были совершенно разными. Оставим это
на совести производителя, и лучше скажем «Амоделу» спасибо за то, что эта модель вообще появилась на свет! Альтернативы в 72-м масштабе этой модели просто не существует.
В общем, кабину пришлось полностью переделывать: начиная с её компоновки и заканчивая самостоятельным изготовлением всех приборных панелей. Производитель предлагает наклеить на приборные панели декали с приборами. Проблема в том, что эти приборные панели производитель предлагает сделать черными, а на самом деле они должны быть сине-зеленых оттенков. Кроме того, компоновка кабины в целом неверна. Мной из подручных материалов были изготовлены шкафы, простенки, недостающие сиденья, аптечка и многое другое.
В программе Corel Draw были нарисованы приборы, панели пилотов и штурмана, приборная панель на потолок кабины, электрощит. Графика была отмасштабирована и в зеркальном виде распечатана на прозрачной пленке с помощью струйного фото-принтера. Таким образом, были получены цветные приборные панели, имеющие с лицевой стороны пленку. С изнанки панели были покрыты белой краской (эмаль от Tamiya). Потом все панели были вырезаны по контуру и приклеены на свои места. После приклейки все панели задуты матовым лаком. Сделана антенна авиагоризонта на лобовом стекле.
Для того чтобы модель стояла на шасси и не заваливалась на хвост в нос пришлось положить много свинца. Балансировал я модель, собрав её почти полностью на скотч и подставив на предполагаемом месте размещения основных стоек шасси подставку, выровнял баланс кусочками свинца. Получились внушительные 70 грамм балласта. Чтобы разместить их в замкнутом пространстве носового обтекателя, я при помощи пластилинового слепка и гипса сделал форму и отлил туда требуемое количество свинца. Подробнее об этой операции написано в статье.
И вот, следующая моя ошибка заключается в том, что все эти доработки кабины (кроме цвета панелей) на собранной модели практически не видны…
На момент работы с грузовой кабиной я еще надеялся успеть к завершению турнира по гражданской авиации и совершил третью ошибку – решил сделать грузовой трап в закрытом положении. Поэтому я не доработал как следует грузовой отсек (а он тоже, к слову, от Ан-26). Закрытая рампа окончательно скрыла все мои доработки (впрочем, как и недоработки). К окончанию турнира я все равно не успел, а модель так и осталась с закрытой рампой и «невидимыми» внутренними переделками…
Снаружи тоже пришлось дорабатывать многие элементы. При очень приличной проработке поверхности и неплохой стыкуемости модели, некоторые детали, ввиду применяемой «Амоделом» технологии (ЛНД), пришлось переделывать. Были заново изготовлены антенны, БАНО, при помощи подручных материалов радикально доработаны стойки шасси (они тоже от Ан-26), накатана клепка, кое-где изменена расшивка.
На мотогондолах продольный стык пришелся как раз на воздухозаборники и решетки, которые пришлось изготовить заново. Также доработаны вентиляционные жалюзи на маслорадиаторах (выгнуты из жести) и сделан из жести выхлопной патрубок ВСУ.
По-хорошему, надо было дорабатывать и сами мотогондолы, имеющие в оригинале «талию» при виде сверху, которую на модели разработчики, увы, не предусмотрели. Но моей решимости на эту переделку уже не хватило. Еще доработан хвост самолета. Он также от Ан-26. Но, в отличие от Ан-26, имеющего прямостоящий хвост, у Ан-32 хвост повернут относительно оси самолета вправо. Для этого пришлось отпилить форкиль от киля и приклеить их по отдельности, с поворотом киля вправо. Окончательно профиль выведен при помощи шпаклевки. Снизу в районе рампы зашпаклеван один шов (ошибка модели) и прорезан другой. Также внизу фюзеляжа при помощи фольги сделана имитация накладок в носовой части и люк за передней стойкой шасси.
Сделаны болванки и вытянуты купол штурмана и стекатель к нему. Рамки сделал из фольги-самоклейки и окрашены. Внутри купола из тонкой фольги сделана шторка (она очень хорошо заметна на самолете), а также «брошены» наушники, которых почти не видно. Также сделаны петли на обтекатель радара и дворники на остеклении кабины.
И задолго до окончания самой модели была сделана подставка для нее – аэродромные плиты ПАГ-14 от фирмы «ICM». Водило на мини-диораме штатное, из набора Ан-32.
Декаль у «Амодела», мягко говоря, не удалась. Предлагается собрать предсерийный борт с номером СССР-21132, при том, что в пластике дан серийный самолет. Из видимых отличий – другие антенны. Инструкция также имеет целый ряд неточностей в рекомендациях по окраске этого борта. Глубже я не вникал, т.к. не собирался строить этот борт. Также предложен вариант Индийских ВВС.
Мной было принято решение делать борт 48116 времен СССР. Хотя в сети имеются только фотографии этого борта под более поздней регистрацией RA-48116, этот самолет в начале своей эксплуатации летал некоторое время в составе Аэрофлота СССР. На основании этого я предположил, что его внешний вид после вступления в ряды Аэрофлота России изменился только в части окраски. А именно: красный флаг заменили на триколор, а литеры СССР - на RA. Так что, моя модель окрашена с известной долей самодеятельности...
Для создания выбранного мной борта штатная декаль почти не пригодилась. Она не точна и имеет совсем не тот оттенок синего цвета, который реально был у самолетов того времени. Вообще, декаль сделана или небрежно, или поспешно: флаги имеют неверные пропорции, а серп и молот на них - желтый на одном и белый на другом; переразмерены шрифты и знаки. В общем, очень плохо! Декаль, предназначенную для модели индийского самолета, я не анализировал.
Исходя из сказанного, для постройки Ан-32 в ливрее Аэрофлота однозначно надо покупать декаль на стороне или делать окраску самостоятельно. Я сделал и то и другое: купил декаль фирмы AWM (четвертая моя ошибка) и сделал кое-какие опознавательные знаки сам. Так, самостоятельно изготовлены декали с фюзеляжным номером (декальная бумага, лазерный принтер, лак), а крыльевые номера надуты через трафарет. Надписи СССР на крыле – штатная декаль. Полосы и знаки Аэрофлота взяты у AWM, а «техничка» взята со штатной декали.
Пару слов о декали AWM. Декаль на очень толстой подложке, которую я бы охарактеризовал как пленку. Не имеет в своем составе белого цвета. Очень плохо облегает поверхность. Я так и не нашел, чем её можно приварить, чтобы не было серебрения основы, хотя клеил её на модель, покрытую «Футурой». Плюс, есть ошибки, хотя на имеющихся в сети фотографиях предлагаемого борта всё, что надо хорошо видно. Ввиду того, что эта декаль уже не выпускается, не вижу смысла останавливаться на ней подробно. Могу сказать лишь то, что я пожалел деньги, уплаченные за неё, и был ужасно разочарован. Декаль очень плохая, изрядно подпортила мне как настроение, так и окончательный вид модели.
С окраской у меня также вышел конфуз: пришлось трижды перекрашивать хвост. Сначала я поздно надумал сделать черным стабилизатор, окрашивал его уже после всех окрасочных работ, включая тонировку. При этом, плохо замаскировал модель и получил поддув черной краски на хвосте. При перекраске хвоста были испорчены флаги. При накрашивании флагов, не знаю как, получился поддув красной краски в районе стыка хвоста и стабилизатора. Опять пришлось исправлять… В общем, первоначальный вид хвоста был утрачен безвозвратно и мы имеем то, что мы имеем. Основные цвета окраски – краски Tamiya XF-53 (осветленный) и XF-2, остальные – водорастворимый АКАН, коего я в свое время закупил очень много разного.
Подводя итог, могу сказать, что модель, конечно, не настолько сложна, чтобы собирать её несколько лет. Просто, у меня так сложились жизненные обстоятельства. Но и новичкам порекомендовать эту модель я не рискну, уж очень много у неё неточностей, которые требуют доработки.
Сборка модели велась здесь же, на «Scalemodels», поэтому все подробности можно увидеть в форуме: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=31355
Статья получилась длинной, да и работа была не быстрой. Всем, кто сумел дочитать до конца, респект и большое спасибо за внимание!
Выражаю также благодарность нашим форумчанам, скрывающимся под никами: Pit, fsl, UA-320 за помощь в поисках истины и всем-всем-всем, кто оказал мне поддержку в трудную минуту.
С уважением, Остапец Александр, aka Остап.
Fritz в 28.01.2016 - 20:11 Вот что получилось с заборниками. Что у меня вышло из фольги, не понравилось. За основу взял швеллеры от эвергрин.
Глубина в клиновидных вырезах будет уменьшена. Лувры между заборниками позаимствовал из гондол Ту-22КД Моделсвит. Правда, немного крупнее чем на чертеже. Если не возражаете, результат семидневной работы. Крыло, гондолы, центроплан пока собраны насухо. Белый пластиковый лонжерон вложен временно, он должен быть шире, короче и тоньше. Его задача - поджать сверху металлические силовые элементы, лежащие на нижних внутренних поверхностях плоскостей, и быть опорой для верхней плоскости ОЧК при стыковке с центропланом. Кроме этого, подбором его высоты в районе гондол, устраняется щель в примыкании гондол к верхней плоскости центроплана. Планирую уложиться в один месяц, поэтому кокпит минимален, салон отсутствует. Груза 50г, но кажется хватило бы и 40. Груз свинцовая дробь в эпоксидке. Надеюсь, не рванет. Модель собирается отлично. Основные траблы (для меня) - восстановление расшивки на гондолах. |
Остап в 29.01.2016 - 21:34 Вот что у меня получилось с заборниками.
Нормально получилось. Только перед воздухозаборниками грушевидные углубления глубокие слишком. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В пластике они тоже переданы правдоподобно, но стык все осложняет.