Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Представляю Вам свой очередной «долгострой», самолет Первой мировой войны - Fokker D.II.
Впервые я решился написать подробную, нудную статью о постройке, «букафф» как говориться будет много, так что кому лень читать, можно просто посмотреть картинки (и так все будет видно) :D На истину в последней инстанции я не претендую, но надеюсь кому-нибудь, что-нибудь и когда-нибудь из моей писанины пригодится.
Засим приступим…
В 1914 году вступившая в войну авиация всех стран не несла на себе вооружения кроме личного стрелкового оружия пилотов, однако по мере понимания роли и масштаба влияния авиации на эффективность действий армий на земле, в целях недопущения противника в свое воздушное пространство возникла потребность в серьезном вооружении летательных аппаратов (личное оружие пилотов – пистолеты и винтовки были малоэффективными).
В начале 1915 года французы и англичане начали оснащать свои самолеты пулеметами, однако пулеметы ставились только на самолеты с толкающим винтом расположенным сзади, чтобы винт не мешал обстрелу в носовой полусфере. Через некоторое время теми же французами был предложен вариант – усиление нижней части пропеллера металлическими насадками (чтобы попадающие пули не повреждали деревянного винта), однако эта мера была малоэффективна так как со временем пропеллер все таки деформировался да и сама эффективность стрельбы (разброс пуль при рикошете от усиливающих вставок) при большом расходе боезапаса была мала. Но все таки это позволило на некоторое время получить перевес авиации Антанты над Центром.
В мае 1915 года фирма «Фоккер» разработала удачную версию синхронизатора. Это устройство позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемёту выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. Синхронизатор впервые установили на истребитель Fokker E.I.
Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все её истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 года по весну 1916 года, немцы доминировали в небе над Западным фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера».
Вообще, авиация вооруженных сил Германии - вторая по численности авиация в мире на начало Первой мировой войны насчитывавшая порядка 220 - 230 самолётов
Во время войны, немцы проявили большое внимание к развитию своих воздушных сил, одними из первых оценив то влияние, которое война в воздухе оказывает на войну на земле. Немцы стремились обеспечить себе превосходство в воздухе за счёт максимально быстрого внедрения в авиацию технических новшеств (например, самолётов-истребителей) и в определенный период времени с лета 1915 года по весну 1916 года практически удерживали господство в небе на фронтах.
Только летом 1916 года, Антанте удалось восстановить положение. Поступление на фронт манёвренных лёгких бипланов английских и французских конструкторов, превосходивших в манёвренности ранние истребители Фоккера, позволило изменить ход войны в воздухе в пользу Антанты.
Немцы ответили появлением новых истребителей-бипланов Albatros D.II в августе 1916 года, и Albatros D.III в декабре. За счёт более прочного, легкого и обтекаемого фюзеляжа, немцы придали своим машинам лучшие летные характеристики. Это позволило им вновь получить значительное техническое преимущество, и апрель 1917 года вошёл в историю как «кровавый апрель»: авиация Антанты вновь начала нести тяжёлые потери.
Однако мы немного перепрыгнули интересующий нас период, посему вернемся немного назад, к весне 1916 года. Именно весной 1916 года немецкой фирмой Fokker под руководством главного конструктора Фоккер Флюгцойгверк ГмБХ Мартином Кейцером (Martin Kreutzer), а в дальнейшем, после его гибели в авиакатастрофе - Рейнольдом Платцем, была завершена работа над проектом М-19.
Результатом работы стал поднявшийся в воздух в августе 1916 года прототип одноместного двухстоечного биплана со 100-сильным ротативным мотором Oberursel U.I – Fokker D.II
Первая машина была поставлена на фронт 1 сентября 1916 года, выпуск же самолета продолжался до февраля 1917 года. За этот период было выпущено всего 120 (по другой информации 181) машин данной модификации. Малое количество построенных самолетов и быстрое снятие с производства связано с тем, что Fokker D.II появился в одно время с Albatros D.I, которому уступал по всем показателям. Это и обусловило его быстрый "уход со сцены". А к марту 1917 года в строю осталось всего 10 машин, которые впоследствии были проданы Голландии.
Прототипом собираемого самолета был выбран Fokker D.II Баварских королевских ВВС с бортовым номером 2393/16 - «Dodo» с черно-белым хвостом. Пилота к сожалению мне установить не удалось.
Данный летательный аппарат запечатлен всего лишь на единственном фото, на аэродроме во Фрайбурге осенью 1916 года. Судя по построению машин на аэродроме (Fokker E.IV, Fokker D.III, Halberstadt D.II и на заднем плане два Fokker D.II) рассматриваемый нами аппарат скорее всего относился к «не боевым» машинам (учебной или курьерской), но сие есть предположение и исключать обратного не стоит.
Модель самолета производства Чешской фирмы «Special Hobby» в масштабе 1:48. Сама коробка с интересным рисунком по которому (после изучения модели и прототипа в процессе постройки) становиться ясно что художник предоставивший изображение для бокс-арта разбирается в данной модификации самолета лучше чем производитель его уменьшенной копии
В коробке два литника с деталями серого пластика выполненными по технологии литья под низким давлением, качества не сказать чтобы хорошего, но с учетом что это все таки ЛНД и в сравнении с моделями других производителей выполненных по этой же технологии – вполне приличное. Пластик обрабатывается хорошо. Деталировка невысокая, но… производитель вложил в коробку смоляные «плюшки» и плату травления, что выводит деталировку самолета на неплохой уровень. О копийности же самих деталей поговорим в процессе постройки.
Разумеется в коробке есть инструкция на двух листах A4, не шибко подробная, но для сборки вполне пригодная. Две декали очень хорошего качества «made in» Aviprint на два варианта окраски и небольшая прозрачная пленка для остекления.
Дабы «оживить» модель было приобретено еще пара «вкусняшек»:
«Пилите Шура, пилите, они золотые…» (с)
Сборка началась нестандартно – с пулемета. В наборе дан конечно пулемет, но общий вид и детализация его оставляет желать лучшего. Однако производитель попытался «оправдаться», добавив в набор смоляную коробку ударно-спускового механизма, а в плате травления уделив место прицельному приспособлению. Однако здесь нарисовался один момент, дело в том, что Special Hobby предлагает к установке на пулемет Spandau прямоугольный прицел, а Master круглый. К тому же на всех имеющихся у меня фото виден круглый прицел, лишь позднее я увидел одно фото с прямоугольным. Как оказалось прямоугольный прицел был на LMG 08/15 ранних версий, а круглый на поздних. В итоге руководствуясь фото других D.II был установлен круглый прицел.
Вообщем переделал пулемет – в смоляную коробку УСМ вставил иглу, в тонкой медной пластинке (содранной с заготовки печатной платы) проделал отверстия и обернул вокруг иглы, добавил прицел и затвор. Далее посмотрел на получившееся убожество на макро фото и купил стволы «Master» (кстати жаль что в их наборе нет коробки УСМ). Так как я считаю что самыми эффектными и «смотрибельными» деталями в авиации Первой мировой войны являются двигатель, винт и пулемет, а приобретенный «Master» оказался настолько ажурным, что заливать его краской было бы просто неблагодарно, то решил попробовать почернить ствол, что и сделал жидкостью «Birchwood Casey».
Винт. В наборе дан винт AXIAL, но судя по фото и чертежам D.II, на Dodo, стоял INTEGRAL, пришлось перепиливать – из тамиевской двухкомпонентки долепил лопасти и обточил их, гайки к сожалению травленой не нашлось, сделал из тонкого листа алюминия, насверлив в нем соответствующие отверстия. Красился винт по стандартной технологии, сначала базовый светлый, потом наклеил полоски-маски из тамиевского скотча, задул темным, нарисовал кресты и покрыл футурой.
Далее немного не в хронологическом, но в логическом порядке – двигатель (просто пока ждал заказанный двигатель успел еще кое где помахать напильником). Его я изначально не хотел делать из набора, он там просто «никакой», благо давно знал что подобные двигатели выпускает фирма «Vector», вот его я и собрал добавив пару деталей.
Опять же смотрим набор – намеки силового набора в кабине пилота на пластиковых отливках имеются, но плосковатые, не полные и немного не правильные. Однако вклеив смоляные борта и добавив травление из набора получаем на выходе очень неплохой кокпит, а приклеив пару проволочных тяг еще на шаг приближаемся к оригиналу
Фюзеляж отлит из двух половин, на которых воспроизведены стрингеры и шпангоуты. Вообще модификация D.II выпускалась видимо двух серий – ранней и поздней. Ранний имел в сечении фюзеляжа прямоугольник, а поздний шестигранник. Соответственно ранний фюзеляж был с плоскими бортами, на которых при провисании полотна были заметны шпангоуты, а вот на поздней версии стрингеры отстояли в сторону образуя шестигранник и полотно натянутое стрингерами не касалось шпангоутов, которые снаружи и не были видны. Судя по единственному фото, фюзеляж «Dodo» был поздним, а вернувшись к модели видим плоские борта ранней версии. Что и пришлось исправлять.
Для начала были сточены все стрингеры и шпангоуты, по оси самолета наклеена проволока диаметром 0.5 mm на которую сверху приварены пластиковые полосы полотна «Evergreen» 0.25 mm, позднее выяснилось, что пластик оказался тонковат и провис – пришлось шпаклевать и вышкуривать фюзеляж заново. Из эвергриновского же пластика 0.13 mm вырезаны и наклеены металлические борта в носовой части фюзеляжа, лючок, накладки на отверстия тяг рулей направления и высоты, усиливающие круглые накладки под транспортировочные крепления крыльев. Сделаны из проволоки 0.3 mm сами крепления и транспортировочные петли в задней части фюзеляжа, нанесена расшивка и клепка. Из тонкого алюминия сделаны крепления РН и РВ.
Шнуровку сделал по технологии подсказанной Дмитрием (Mig-29) – нанесена расшивка, по сторонам от которой сверлом 0.2 mm насверлены дырки под шнуровку, сама же шнуровка просто прорезана в пластике иглой. Приклеил травленую подножку и стойки верхних крыльев, заменив их на проволочные (данные в наборе не устроили толщиной).
Далее приклеил капот с обтекателями (на правый позже приклеил техническую табличку из цветного Эдуардовского травления), предварительно обточив их края до масштабной толщины. Из-за того что на бока фюзеляжа были наклеены пластиковые полосы, общая толщина фюзеляжа увеличилась на 0.76 mm и обтекали не хотели вставать на место пришлось их немного стачивать.
На крыльях данных в наборе присутствует имитация нервюр, однако мне они показались как и силовой набор кабины слишком плоскими. Кроме того на них нет намека на усиливающие «полунервюры» (или правильнее назвать «третьнервюры»), которые отчетливо видны на фотографиях D.II. Сами нервюры пришлось исправлять, а «третьнервюры» делать с нуля.
Делалось это следующим образом: промежуток между нервюрами заклеивался полосками тамиевского скотча через одну, между ними наклеивалась полоска межу «третьнервюрами», оставшийся промежуток сначала обтачивался бормашинкой каменными шарошками, потом шлифовался резиновыми полировальными шарошками, далее вышкуривался поочередно наждачками с зерном 1000 и 2000 и в финале полировался тамиевской полировальной пастой бормашинкой с ХБшным кругом. Потом скотч менялся местами и все заново, в итоге две сточенных полировальных насадки, по два листа наждачки, треть тюбика пасты, месяц работы и… вуаля.
Подобной же участи подверглись рули направления и высоты. На крыльях, из проволоки 0.3 mm сделал крепления крыльев, на РН и РВ приклеил травленые тяги.
Стойки шасси оказались слишком толстыми, пришлось обточить их до приемлемой толщины добавив пару деталей и заменить подпорки на проволочные. Костыль оказался чуток коротковатым, а сами стойки толстыми, пришлось спаять из проволоки и иглы стойки, а из дерева вырезать костыль, наклеив на него алюминиевые накладки.
Вот тут возник интересный момент – ни в инструкции ни в наборе нет никакого намека на присутствие упора для костыля, однако на фото его хорошо видно, это и есть тот случай когда художник рисовавший картинку для боксарта знает матчасть лучше производителя модели – на картинке этот упор есть :D
Колеса в наборе есть как пластиковые, из двух склеивающихся половин, так и смоляные. И пластиковые и отлитые из смолы выполнены хорошо, можно вполне использовать и те и другие. Я решил поставить смоляные (зря их что ли в набор положили).
Далее была сделана тяга внизу фюзеляжа от ручки управления к рулям высоты, это кстати второй момент, когда художник оказался внимательнее производителя.
Ну и в добавок третий – крышки топливного и маслобака на капоте, опять таки на картинке (и на фото реальных D.II) они есть, а в инструкции нет, пришлось делать.
Сначала были окрашены металлические детали в носовой части самолета металликом Mr. Color Super Metallic Super Fine Siler, поверх которого тонкой кистью тамиеским X-11 Chrome Silver нарисовал свили и задул все футурой.
Замаскировав металл жидкой маской Mr. Masking Sol, задул низ, бока и крылья льняным цветом (смесь Mr.Color №44 Tan и №1White). Вообще нижние плоскости самолетов ПМВ могли быть как окрашенными в светло голубой цвет, так и оставаться неокрашенными – цвета льняного полотна, о чем свидетельствует тень от черных крестов на белом фоне, нанесенных на верхней плоскости – через голубую краску внизу тень вряд ли просматривалась бы так отчетливо (на некоторых фото тени и нет, возможно это из за пасмурной погоды в момент съемки, а возможно из-за окрашенного нижнего полотна). Так как фотографий нижних поверхностей прототипа не имеется, я решил сделать низ полотняным.
Нарисовал веерной кистью «дождик» на бортах тем же льняным (смесь Mr.Color №44 Tan и №1White) и зеленым цветом (смесь Mr.Color №120 RLM80 Olive Green и №320 Dark Green). Низ «дождика» высветлил MIGовским North Africa Dust.
Той же жидкой маской закрыв уже нарисованное задул хвост белым, закрыл тамиевскими масками нужные полосы и задул остальное черным. Далее накрасил кресты вырезав из миллиметровой тамиевской бумаги маски, аналогично накрасил кресты на крыльях и на РН (в обратном порядке).
Сняв маску с капотов задул их MIGовской жидкостью для имитации сколов – Scratches Effects, потом той же смесью зеленого Mr.Color №120 RLM80 Olive Green и №320 Dark Green и ободрал низ.
Задул все это дело тамиевским акриловым глянцевым лаком и приварил декали (бортовой номер, надпись «Dodo» и кресты на колеса) на Mark Fit от той же Тамии. К слову сказать декали оказались просто великолепными, это лучшее с чем мне приходилось иметь дело – на кристально прозрачной подложке, очень тонкие, но в то же время невероятно пластичные (неровные поверхности огибает на Ура).
Потом сделал смывку, местами черным, местами коричневой эмалями. Потом приобрел смывку Panel Line Accent Color (Dark Brown), все той же, будь она не ладна Тамии Хоть я и относился к ней скептически, но вещь оказалась очень достойная (знал бы, купил раньше), вот ей и довел все остальное.
Нанес потеки и грязь MIGовскими Engine Grime, Fresh Engine Oil, Streaking Grime и Rust Streaks, задул матовым акриловым лаком. Оттенил немножко стыки металлических пластин и швы пигментами.
Я к сожалению не смог найти информации имелась ли какая либо стандартная схема нанесения камуфляжа на крылья, поэтому камуфляж красился приближенно к схеме данной в инструкции и к схеме виденной на немногочисленных фото: зеленый – смесь Mr.Color №120 RLM80 Olive Green и №320 Dark Green, коричневый – смесь Mr.Color №29 Hull Red и №131 Propeller Color.
Коли низ у меня полотняный, то я решил немного поизгаляться и сымитировать тень от креста нанесенного на верхнюю проскость, для этого задул под белым фоном креста более светлое льняное поле, на которое нанес тень креста чистым Mr.Color №44 Tan через маску.
Помимо тени от креста, необходимо было сделать тень от нервюр. Прешейдинг я не делал, так как получившиеся при «перепиле» нервюры оказались слишком рельефными, но тень таки сделать было нужно и я просто нанес полоски Mr.Color №44 Tan с добавлением капли №131 Propeller Color (чуть темнее основного цвета полотна). В финале нанес на крылья легкие потеки MIGовской химией и задул все матовым лаком.
Ну и в финале собрал все окрашенные части в кучу, сделал тяги и расчалки из нити Hobby+Plus (очень тонкая, пластичная и хорошо клеящаяся нить), покрасил их черным звездовским акрилом и приклеил травленые талрепы, которые оказались великоватыми, но такими уж их дал производитель, а переделывать, затягивая завершение постройки я уже не хотел.
Вот на этом и закончилась долгая постройка…
В целом набор неплохой и позволяет собрать достаточно хорошую модель, если выбрать прототип не из предложенных производителем, а из самолетов с плоским фюзеляжем и не заморачиваться с силовым набором крыльев.
Хочу выразить огромную благодарность коллегам: sergio_vitalio, Нечаев, Mig-29, Максим Былкин, Rata2, korolevvlad и всем, кто помогал на форуме во время сборки, за подсказки и помощь с матчастью. Без Вашей помощи я, как нуб в авиации первой мировой войны, вряд ли собрал бы что-нибудь вразумительное.
P.S. Если я допустил где либо ошибки, не считайте это злым умыслом ;) Спасибо за внимание!
» Автор | |
---|---|
illustrator | |
Опыт: | 3316 |
Репутация: | +364 |
URL Сайта: | http://smallscale.ru |
Откуда: | Ульяновск |
illustrator в 18.05.2014 - 19:31 Спасибо коллеги. Очень приятно осознавать, что 10 месяцев потрачены не зря :) |
Нечаев в 18.05.2014 - 22:11 Ух тыж елы-палы! Супердебют в новой теме, однако! Срочно его на ДиШ, в "Великую войну" - буду голосовать за него. Даже добавить нечего - не хочется просто. |
Максим Былкин в 19.05.2014 - 23:39 Очень приятно осознавать, что 10 месяцев потрачены не зря
С такой -то моделью - конечно не зря! :smile: |
Dupon в 20.05.2014 - 02:52 Тема: Special Hobby 1/48 Fokker D.II(#7401) - обсуждение Замечательная работа! Браво! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Special Hobby 1/48 Fokker D.II
С уважением, Вадим