Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Американские двухмоторные самолеты времен 2МВ обладают для меня какой-то особой притягательностью. По прошествии почти года с момента сборки Р-61 в моих руках совершенно случайно и без моего желания появилась модель штурмовой модификации Бостона. В придачу, на этом сайте очень кстати шел ГБ по бомбардировщикам, так что модель не отправилась в долгий ящик. Был куплен афтермаркет и началась работа. О том, во что она вылилась я и предлагаю прочитать вам в статье.
Наверное более, чем известен, во многом, благодаря в службе ВВС СССР. На сайте представлены несколько его моделей в варианте ВВС РККА. Но все же вставлю ссылку о нем с уголка неба.
Была приобретена вместе с афтермаркетом. По сути, я постарался взять почти все, что можно было использовать при сборке. В итоге получилось как обычно - цена "вкусностей" изрядно превысила цену самой модели. Но обойтись без дополнительных наборов при сборке сложно. Дело в том, что будучи выпущенной в начале 90ых годов модель уже не соответствует хотя-бы минимальным требованиям деталировки. Пустые ниши и кабина, квадратные моторы, кривая расшивка, слишком короткие стойки шасси, колеса с просто фантастическим протектором - все это портило впечатление от модели. В итоге к самой модели были куплены три набора травленки (пару эдиковских и один от аирвейвс), смоляные колеса и лодку от Тру деталс, а так же пару моторов и пулеметы от вектора.
Так же были куплены скрайбер и ревитер от RD production. По прошествии месяца с момента покупки всего этого в интернет-магазине посылка достигла получателя и настало время начать сборку. Подробно её можно посмотреть в ветке по постройке модели, тут же я постараюсь просто кратко описать это.
Была начата с попытки имитировать провисание полотна на хвостовом оперении. К сожалению я не смог сделать это так, как хотелось. Провис полотна на руле поворота в итоге так и не появился, а на рулях высоты он получился еле заметным. Из двух вариантов исполнения (выбирание пластика буром или намазыванием шпаклевки/грунтовки сначала по нервюрам, а потом поверх) больше понравился второй. Ну, и к сожалению, этот момент остался за кадром, потому как фотографировать не совсем удачный результат не стал.
Кабину, с которой обычно начинаю работу, в этот раз я делал на протяжении почти всей сборки. В какой-то степени это связано с членением модели, в какой-то с тем, что первичный результат меня совсем не устроил. Из наборов травления было использовано далеко не все. Так из эдуардовской травленки были поставлены кресло, педали, приборка, половина ремней, прицел, часть РУДов(после переделки) и еще пара приборов. Боковые панели остались родными. От английской травленки я взял только пару ремней и перфорированную пластину на кресло. В закабинном отсеке были использованы все эдуардовские детали (боковые панели), а так же пара аирвейсовских (уголки и тяга откидной части фонаря). А самое обидное заключается в том, что после сборки ни приборной доски, ни педалей, ни боковых панелей почти не разглядеть. Окраска кабины была выполнена акановским и цитаделевским акрилом (ими красил всю начинку), а для большей зрелищности, в ущерб копийности перевел пару декалей с техничкой.
Из-за особенностей членения модели перед склейкой фюзеляжа нужно поставить носовую нишу, в связке с кабиной. И хотя в носовой нише, в отличии от основных дано хоть какое то подобие силового набора его все равно нужно дополнить. Что я и сделал, использовав то, что попалось под руку. Пихая все это добро в нишу я ориентировался на фотографии из валков и на работу коллег с этого сайта.
Поскольку Хэвок имеет трехточечное шасси с носовой стойкой пришлось задуматься о балласте в носу. Памятуя неприятный сюрприз от Р-61, и учитывая то, что на А-20ом нужно изменять длину носовой стоки в сторону удлинения, груза надо было много. В итоге весь нос был заполнен парой увесистых рыболовных грузил, предварительно разрезанных и посаженных в нос на патафикс. Сначала нос показался мне пугающе тяжелым, но в итоге и стойки выдержали, и модель на хвост не села, да и центр тяжести вовсе оказался где-то в районе винтов.
Собрав начинку фюзеляжа, нос и хвостовое оперение, я вплотную приблизился к склейке половинок фюзеляжа. Обильно промазав половинки деталей простым тамиевским клеем, сложил сначала половинки фюзеляжа с начинкой, стянул их резинками и оставил сушиться на ночь. На следующий день приклеил нос и хвостовое оперение. Состыковались они не очень хорошо, местами с весьма заметными ступеньками. Высушив все это дело еще один день, я замазал все стыки шпаклевкой. В итоге увлекательный процесс возни с 600ой шкуркой, шпаклевкой и снова шкуркой растянулся на неделю. От расшивки, и так местами не глубокой, мало чего осталось.Что в принципе было и к лучшему. Взяв скрайбер(RBшный куда приятней в работе чем творение местных умельцев) занялся восстановлением, и местами заменой расшивки. На крыльях с расшивкой пришлось делать то же самое. В итоге работа с расшивкой и устранением мелких огрехов заняла еще пару недель. В середине этих работ выяснилось что фюзеляж недостаточно жесток и пришлось вставлять в него распорки из бамбуковых зубочисток. За кабину положил смоляную лодку(это да, лодка, спасательная).
Консоли были собраны, стыки зашпаклеваны, в воздухозаборники была вставлена сеточка(просто потому, что вдруг захотелось, не было её там, знаю). Расшивка прорезана по новой или исправлена(больно были заметны косяки мастер-макетчика). Полотно на элеронах решил не делать. В том числе и потому, что на фотографиях провиса полотна на хэвоках почти не видно. В консолях так же пришлось установить распорки из зубочисток. На законцовках высверлил отверстия под крепление каплевидных Бано, позже понял что забыл сделать больше прозрачные Бано. Выпилил места под них, сами Бано вырезал из прозрачного литника, высверлил в них "лампочки" и залил их краской. Приклеил, обточил до нужной формы, обшил по стыку фольгой.
Собрав консоли, я приблизился ,наверное, к самой неприятной(после расшивки) части работы. Ниши основных стоек на модели совершенно пустые. Я было решил, что эдуардовская травленка быстро исправит дело. Ага, наивный. Для начала пришлось делать канал воздухозаборника маслорадиатора из жестяной банки и ставить в него сетку. Потом ставить силовой набор, делать перегородку на передней стенке из жести и пластика, а потом подгонять и шпаклевать травло. И все это ради того, чтобы собрав пирамиду шасси и примерив мотогондолу к крылу понять.... понять, высказав пару ласковых в адрес Эдуарда, что не собираются детали вместе.
Эдуардовцы не удосужились собрать травло на модели. Тогда бы они увидели, что на модели пирамида шасси шире, чем вырез ниши, и что травленые борта упираются в онную и не дают закрепить мотогондолу. В итоге пришлось наплевать на копийность, разобрать травло и просто вырезать из него кусок. А потом снова ставить все обратно... Кроме того ширина потолка ниши была недостаточно, и его пришлось наращивать. После этого милиметровые щели и уступы по стыку крыла и мотогондолы показались мелочью. Кстати расшивку на округлых поверхностях я прорезал не скрайбером, а пилкой. Удобно, однако.
Кроме страшных ниш АМТ(а теперь итал) радует нас милыми кубичными моторами. Я решил заменить этот ужас на смоляные моторы от вектора. Претензий к ним у меня нет, разве что с возня с проводкой на нервы действует далеко не успокаивающие. Проводку я кстати решил оставить медной, так как на фотографиях её цвета различны. И кое где она все же медного цвета.
Моторы у нас ставятся в капоты. А оные на модели тоже не лучшего качества. Во-первых увидеть на них расшивку с первого раза не реально. Во-вторых каждый патрубок должен быть полым. В-третьих капоты сделаны под установку родных моторов, а под Векторовские их надо чуток расточить. Собственно говоря я все это сделал, спасибо бормашинке и скрайберу.
Крыло с фюзеляжем состыковалось почти без щелей. Для прочности пролил стык не только простым клеем, но после его высыхания и циакрином изнутри. Еще до склейки крыла и фюзеляжа задул модель грунтом. Исправив косяки положил второй слой, и совершенно внезапно для себя решил проклепать модель. Делал это по чертежам из книги "Бостоны в советском союзе" и по велению левой пятки. Причем больше по последнему.
Так же(тоже по желанию все той же левой пятки) решил подвесить под крылья базуки. Хотя с вероятностью 99% на "котейке" их не было. Зато хэвок с ними смотрится весьма хтонически. Высверлив в крыле отверстия под основные стойки каркаса собрал его из обрезков стальной, медной и латунной проволоки и обрезков травленки. Конечно копийность его хромает, но у меня не было обрезков проволоки квадратного сечения для основных стоек, и мои руки недостаточно прямые, что бы сделать распорки такого типа, какими они были в реальности. Тем не менее конструкция издалека на себя похожа, и вполне себе прочная.
Перед покраской высверлил в стойке антенны и хвосте отверстия и поставил туда ушки из тонкой медной проволоки для крепления самой растяжки антенны. На фонари наклеил маски(оказались на удивление хорошими, я то думал что они будут похожи на старые маски от эдуарда). К счастью я ошибался. Замаскированные фонари установил на модель.
Потом немного занялся мелочевкой. Носовая стойка на модели дана полностью обжатой, как и остальные. Вместе с чересчур глубокой посадкой стойки в нишу это дает то, что хэвок клюет носом, хотя на многих фотографиях даже увешанные и нагруженные машины стоят с задранным носом и не полностью обжатой стойкой. Я решил это исправить по мере сил. Срезал шток амортизатора, выбрал бором стойку изнутри и сделал новый шток из обрезка скрепки. В итоге получил правильную посадку носа и заодно натуральный металлический блеск. На основных стойках только зачистил следы стыка прессформы и чуток облагородил родную проводку. Родные пулеметы и в носу, и в турели заменил на Векторовские. На створки шасси поставил травленые узлы навески. Тут уже ступили англичане со своим травлом, дав половину от нужного кол-ва этих узлов. В итоге носовая наши осталась без них. На откидной части фонаря сделал крепеж солнцезащитной шторки, и саму сложенную шторку из фольги. Настало время красить модель.
Заняла в разы меньше времени, чем сборка модели и доставила больше удовольствия, хотя мне и не удалось сделать все то, что хотелось.
Красить модель начал с брюха. Сначала задул все тонким слоем тамиевского XF-53, затем нанес прешейдинг темно синей акановской краской, и снова задул все XF-53. К сожалению тамиевский акрил очень укрывистый и прешейдинг на все модели был забит. Для пущей зрелищности рулевые поверхности были задуты в отличный от базового, осветленный цвет.
Верх задул в основные цвета в разных оттенках. Пятна по краям - XF-26, не тронутый на основных поверхностях и более светлый на рулях. Основной цвет - XF-58. На рулях - осветленный. Потом часть панелей были задуты XF-62, смею 62 и 58 и смесью 58 и 26ого. На фотографиях конечно он очень темный. Реальный цвет близок к цвету на фото со вспышкой. В целом панельный эффект получился почти как на Р-61, местами чуток лучше, местами хуже. Главное на фотографиях реальных самолетов он есть, так что это не совсем плод моей фантазии. После покраски понял что получил еще один косяк - переходы цветов местами получились со ступенькой. Исправить это так и не удалось, не смотря на то что после задутия в основные цвета я полировал модель ХБ тканью(местами краска легла с шагренью),(Собственно говоря почти все косяки я допустил при покраске или обдекаливании). На следующий день я покрыл модель парой слоев Футуры, и не дожидаясь её полного высыхания(она высохла "от пыли, но не полностью полимеризовалась) перевел декали. Тут тоже не все оказалось гладко. Родные декали очень ломкие, из-за чего я немного подпортил оба ОЗ на крыльях и потом пришлось изображать на них сколы. Но при этом декали, после обработки Соловской жидкостью хорошо облегали рельеф, да и лак на них был тонкий. Zot-овские декали оказались полной противоположностью родным. Слой лака на них воистину богатырский, и сколько я не поливал их Солом, и сколько не покрывал после футурой - избавиться от видимой ступеньки от подложки не удалось. Вырезать же её по контору не реально из-за особенности рисунка(дым, множество надписей и так далее).
А расшивку пришлось прорезать. Носовой череп и вовсе больше нарисован от руки, чем состоит из декали. Но все это ничто по сравнению с жутким косяком с техническими полосами на крыле. Переводил я их на другой день утром, прерываясь на разговоры. В итоге - они дико не симметричны. Печально. Но исправлять это уже не было сил, или скорее желания. Решил пойти на сделку с совестью и оставить все как есть. После нанесения декалей сделал смывку(использовал готовую черную тамиевскую, очень приятная в работе), сделал чуток сколов серебристой гелевой ручкой(вышли средне, надо было все же сделать чуток сколов солью по передней кромке и зализу). Потом задул модель полу-матовым лаком и стал ставить мелочевку.
Установка стоек шасси по инструкции почти не возможна. Спасибо коллегам с Каропки за помощь. В итоге разобрался, поставил стойки, приклеил створки шасси и их тяги(тяги делал из запчастей от старых моделей). Установил антенну(мононить, изоляторы из ПВА), пулеметы, снял маски с фонарей. Припылил колеса шасси и крыло сверху, сделал копоть(все при помощи пигментов).По сути модель была готова, только не были подвешены базуки. В таком виде я и отснял модель.
Потом решил все же доделать подвесное вооружение, хотя бы временно. Получив пару наборов базук(академовский и тамиевские) понял что переделывать их под установку на модель(так то они были сделаны под тандерболд) будет очень трудоемко. Поэтому решил сделать базуки из стержней от шариковых ручек(хорошо подходили по диаметру).
Правда стержни нужны были пустые, и само собой они оказались совсем недавно выкинуты. В итоге я так и не смог наскрести нужное количество к сроку, в который надо было закончить модель. Поэтому подвес разный, одна базука академовская. Позже думаю или доделать их, или вовсе снести все к черту и подвесить бомбы на пилонах. Но модель с ними отснял.
Итак, модель окрашена под самолет из 388 бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в 1944ом году на аэродроме Гусап, что находится в Папуа Новая Гвинея. Хорошо жили однако. Сам самолет прослужил до 1947ого года, после чего был списан на слом.
Касательно окраски есть пара вопросов. Так не ясно, была ли на хвосте белая полоса(есть на больше части машин этого сквадрона, но на схеме окраски её не было, причем нет её и на паре других машин. Хотя возможно у меня на модели с этим все же ошибка. Так же базуки тут явно лишние. Но красиво же.
Касательно четкости или размытости зеленых пятен по периметру - мне больше по душе четкий переход. Хотя это и не очень копийно. Еще бы был он без ступеньки... На ряду с косяком полос на крыле - это больше всего действует мне на нервы. Но модель готова и радует мне глаз. Надеюсь и вам понравится!
Во время работы были использованы книги от Squadron, 41ый выпуск Monografie Lotnicze, книга "Бостоны в советском союзе", техническое руководство по самолету, книга из серии Camouflage&Markings а так же фотографии из фотообзоров.
Хочу поблагодарить за помощь Александра Никитина, Андрея Гудовича, mylord и freeman со склеелмодес, Сергея Косачева(Vector).
Желаю всем приятного просмотра. С уважением, Иван
dreamtim в 07.05.2012 - 00:00 Свои недочёты и сам знаешь, а в общем - мО-лО-дЕц!!!! |
Morgys в 07.05.2012 - 00:50 BatMan
Спасибо за отзыв! Полосу на винтах думаю исправлю. Благо винты съемные, не приклеены. Как знал :grin: На самом деле самый мерзкий косяк вышел с красными полосами на крыле. Я их не так приклеил, а отодрать без потерть уже не смог. Такие вот дела. Только тсссс. Я от этом не говорил :wink: А базуки - там зазор между трубкой и винтом получается около 1мм. Мизерный мизерный. Вот и верь после этого чертежам. АС Саш, спасибо! dreamtim Спасибо! Недочеты потом даже перечислю. Чего оставлять другим это удовольствие) |
Usatiymen в 07.05.2012 - 01:01 Отличная модель. Аккуратно, здорово. С базуками мне больше понравился, более грозно выглядит что ли. |
Redstar_72 в 08.05.2012 - 01:51 Хороший Бостон. Картинку на носу и надпись рядом - в раздел "Улыбнуло" :smile: . |
Dmitry2222 в 23.10.2012 - 09:03 Тема: Italeri 1/48 A-20G Sweet Li`l kitten(#5705) - обсуждение Очень нравится! Свой я так и не осилил и продал, побоявшись перепила! |
Ralf1985 в 23.10.2012 - 10:03 Тема: Italeri 1/48 A-20G Sweet Li`l kitten Ваня, привет! Мне модель понравилась! Здорово получилась! Ставлю тебе плюс с удовольствием! |
dora в 23.10.2012 - 10:46 Хороший аппарат получился, душевный! :)
Можно было бы попридираться "по мелолчам", но не хочется ;) |
Usatiymen в 23.10.2012 - 11:45 Ну вот и статья. Отличная работа, статью прочитал с большим интересом! Еще раз мои поздравления с завершением очередной замечательной модели! |
Morgys в 23.10.2012 - 14:16 Тема: Italeri 1/48 A-20G Sweet Li`l kitten Спасибо за отзывы! На счет мелочей - сейчас на модели добавил забытый БАНО на фюзеляже за турелью и трубку пито на хвосте сверху. К сожалению отснять нормально не получается. А еще с фотографиями в статье какая-то жуть, расскидало их совсем не так как расставлял. |
MAUS в 23.10.2012 - 18:22 Тема: Italeri 1/48 A-20G Sweet Li`l kitten Очень зрелищная и качественно выполненная модель! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|