Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
" ...в знойной жаркой Африке, в верхней её части..."
Этот боевой самолёт всем хорошо знаком ...- на постсоветском пространстве! А за этими границами он известен много-много меньше... почему-то... - но сейчас не об этом.
Аэрокобру Белл Р-39 у нас все (- кто хоть немного интересуется историей авиации) хорошо знают и я бы даже сказал - любят. С детства. И надо признать - есть за что.
Она хоть и явная заокеанская иностранка, так непопулярная сейчас, "пиндосска" по рождению (- как принято сейчас говорить даже с телеэкранов), но всё-таки такая ... наша, родная. И даже "абрис" киля так походит на самые массовые наши Яки...
А ведь несмотря на такое близкое знакомство, мы на самом деле довольно плохо её знаем! Да, мы с детства хорошо помним про двигатель расположенный, за кабиной, про карданный вал промеж ног лётчика, про большую пушку, носовое колесо, автомобильные двери...и другие её новаторства на момент создания...Но давайте всё-же повнимательнее приглядимся к ней... Начнём с размеров - до чего же она маленькая! - по меркам американского самолётостроения тех лет Кобра прямо-таки крошка- самый европейский из американских истребителей!
Из-за отсутствия в то время в штатском авиапроме достаточно мощного двигателя жидкостного охлаждения - поставили на неё то что было - несколько модифицированный двигатель от дирижабля. Но тем не менее на ней был полный комплект необходимого в те времена оборудования, мощного вооружения и бронирования особо чувствительных мест. Дублирование систем - очень важное, но обязательное, особенно на боевом самолёте... но недавно я узнал, что дублирован был даже пневматик носового колеса! - нет не вторым колесом - там была одна камера внутри другой, и при повреждении наружной - внутренняя позволяла приземлиться или продолжить взлетать...- Кому как, но для меня это неожиданно!
А ведь Кобра была и аэродинамически очень чистым самолётом. В своё отроческое время, когда я узнал, что любому поршневому мотору нужен маслорадиатор, а двигателю жидкостного охлаждения - ещё и водорадиатор, познавая историю авиации, я был просто поражён видимым отсутствием их на Р-39! - Вспомните как они нарочито торчат в набегающем потоке практически на всех истребителях того времени. А на Кобре всё было упрятано вонутрь - в поток ничего не торчало!
А сама необычная компановка - двигатель за пилотской кабиной - казалось бы искали новую компановочную схему, молодые конструкторы выёживались, тупиковая ветвь... но в это был заложен глубокий смысл - самый тяжёлый агрегат расположить как можно ближе к центру масс! - Это очень важный момент. Поясню на простом примере. Многие из Вас хорошо могут себе представить что из себя представляет байдарочное весло - лёгкая, почти невесомая разборная конструкция из трёх дюралевых трубок и двух перьев-гребков из листового дюраля толщиной около 1,5 мм по концам. Не скажу её веса - не взвешивал, но длина в сборе - чуть более двух метров. Мне однажды в походе пришлось идти по реке в начале ноября и на этих самых перьях началось образование льда. Совсем немного - в местах соединения гребков с трубой. Не скажу, чтоб само весло стало заметно тяжелее, но в процессе гребли приходится всё время крутить этим веслом по довольно сложной криволинейной траектории. И во постепенно вдруг появилось впечатление, что гребешь не длинной и лёгкой дюралевой трубкой, а тяжеленным ломом!
В другой год, уже летом, обдумывая тот неожиданный эффект, я для эксперимента подвесил во время гребли в центре весла груз примерно равный сумме намёрзшего тогда на концах весла льда - грести было легко и комфортно, совсем "не ломом" - и всё это из-за разноса масс по концам весла!... - возможно как раз этому Кобра обязана своей великолепной вёрткостью, так любимой многими нашими лётчиками. Да и не только нашими - Сабуро Сакаи - ас из асов японского флота во время боёв на Новой Гвинее считал Р-39 весьма трудной целью даже для сверхманевренного японского Зеро.
Очень интересна у Кобры и конструктивная силовая схема фюзеляжа - составленная как бы из разных блоков - такая больше ни у кого не встречается (- кроме Р-63 - прямой наследницы!)
Эта "блочная" схема особо интересна для моделистов, увлекающихся стилем "Вот иф?" - хочешь поставь её с винтом впереди, хочешь - сзади! Хочешь - сделай утку, или двухбалочный по типу СААБ-21, или третьим двигателем на Р-38...- огромный простор для "творчества"! В любом случае бонусом + носовое колесо!
...Кстати на Р-39 носовая стойка позволила не только упростить разбег и взлёт, но и сильно увеличить скорость руления по земле! Прежде всего из-за улучшения обзора вперёд - не нужно рулить "змейкой" - все препятствия впереди и снизу стали хорошо видны! + можно более энергично тормозить не опасаясь поставить "змею" на нос!
Интересно, что в отличии от линий развития и модернизации других истребителей того времени - Кобра на протяжении всей войны ВИЗУАЛЬНО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЛАСЬ! Подвесные пулемёты и мачта антенны - не в счёт! Вы возразите - а как же!, а - Кингкобра Р-63? - но справедливости ради надо сказать, что это всё же уже совсем другой самолёт!
- О чём это говорит? - ...не знаю - наверное была изначально очень хорошо продумана... Мне возразят - мол нет резервов в конструкции!... - ну, не уверен. Думаю, что если бы на неё поставили вместо Алисона - бритский Мерлин, как на Р-51 и Р-40... или вообще Гриффон - как у Спитфайра...- данные её бы сильно повысились. А если бы Кобру в процессе модернизаций тюнинговали так же, как кромсали как Мессершмитт 109, Спитфайр или Яки - то результата просто не могло бы не быть...
Так она и осталась в истории той войны совершенная формами и неизменная, без радиаторов - как Венера милосская без рук... Так же не повезло ей и с разнообразием подвесного "антуража", выразительностью и яркостью окрасок. Тут нам мУделистам выбор совсем не богат! - Ну кто видел Кобру с ракетами, с базуками? - или бомбовыми гирляндами? - строго одна скромненькая бомба или стандартненький подвесной бачёк ! - и всё! С окрасками тоже не разбежишься : либо СССР (- все почти все на одно лицо), либо тихий океан (- там хоть чуть поярче, попестрее)... - А где скажите разноцветие палитр, выбор камуфляжей? - Где полосы вторжения на худой конец?! Послевоенных французов и пОляков - я не рассматриваю (- тем более они всё равно - в тех же самых "мундирах"!) ...небольшое разнообразие добавляет РАФ.... впрочем так по существу и не повоевавший на них!
А ведь модель на полке ДОЛЖНА БЫТЬ "СМОТРИБЕЛЬНОЙ"! - Поэтому нам мУделЁрам остаётся только ... - " в яркой жёлтой Африке, в верхней её части..." - как там пел Володя Высоцкий? И вот по-этому по-всему я - выбираю знойную и яркую - в мУделях она всегда выигрышнее! ....- и в попугаях - тоже!
Алес! ...пока. До след. встречи с Коброй.
Дед
Aardvark в 23.08.2022 - 00:17 - где ты раньше был?
На ППЛС ХХ МР, Н-ской бригады НМ ДНР, ранее в ХХХХ ПБ той же бригады. Почему только одно фото? Потому, что читать надо написанное: Следующей модификацией стали 250 Р-39L. их всего ничего было...цельных 250 штук...но они были. И да, фото хоть и атрибутируется как "rare", вполне себе находится поиском. |
Ltl в 23.08.2022 - 01:57 "- Нравится-не нравится..." - и мне она нравится... и Мартин тоже :facepalm: ! - но они, ...как бы совсем другие самолёты. :wink: |
Aardvark в 23.08.2022 - 02:11 Ты на фото-то посмотри внимательнее
Забавное, с рокетами и подвеской стрелковой. Штурмовая версия для ВВС СССР? Однако, здания ссзади совершенно не нашего архитектурного стиля...- и чего? Не, ну к таблеткам, надо бы еще и капель каких глазных добавить или там очки новые. |
mmoustaf в 23.08.2022 - 08:05 Ты на фото-то посмотри внимательнее
Забавное, с рокетами и подвеской стрелковой. Штурмовая версия для ВВС СССР? Однако, здания ссзади совершенно не нашего архитектурного стиля...- и чего? Не, ну к таблеткам, надо бы еще и капель каких глазных добавить или там очки новые. Так Ниагара Фоллз. Завод |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
- а они вообще применялись где-то? -Почему только одно фото? :roll: