Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Выход долгожданной модели Густава от Звезды сделал возможным написание сравнительного обзора новинки с вышедшей в прошлом году модели от Eduard. Выясним, в чем отличия двух принципиальных соперников и потенциальных бестселлеров отечественного рынка, в чем их достоинства и недостатки. Слабонервным и верующим в правильность той или иной модели - лучше не смотреть! Будет много фоток и неприлично много букв.
Много лет назад, я дал себе обещание не связываться с матчастью и обзорами моделей таких самолетов как Су-27, МиГ-29, Spitfire и Bf 109. Мне не доставляло интереса изучение матчасти и написание обзора на модель сверхпопулярного прототипа, по которому написана не одна сотня монографий, существуют десятки кривых и не очень чертежей и не меньшее количество форумных спецов. Но годы идут и 2 обзора на 2 модели из «моего запретного списка» уже написаны. Выход новинки от Звезды и не прекращающийся холливар между фанатами и хейтерами обеих моделей подвигли меня на нечто новое для себя – на сравнительный обзор двух этих моделей. Охарактеризовать ситуацию вокруг моделей Мессеров можно было одной картинкой.
Сразу предупреждаю, что здесь не будет детального разбора матчасти самолета, копания в десятках чертежей и вкладывания каждой детали в фотки валков оригинальных и не очень реплик. Так как я не обладаю и толикой того огромного багажа знаний, которым обладают признанные отечественные специалисты в области 109-го – Мансур Мустафин и Александр Павлов. Но я постараюсь приложить усилия, чтобы скомпоновать полезную информацию для моделистов об этих моделях в одном месте. Чтобы моделисту в поисках этой информации не пришлось читать 60 страниц уныленького обсуждения на форуме от цвета отливок до шрифтов на коробке.
И так, для сравнения с новинкой от Звезды была выбрана модель от Eduard Bf 109G-6 late series в исполнении Profipack с артикулом 82111, которая была выпущена в марте 2016 г. Пластик во всех выпусках Густава одинаковый. Из него можно собрать и раннего и позднего 109G-6. Выпуск 2016 г. заметно отличается в пластике от более ранней модели, которую Eduard выпустил в 2015 г. С более ранней моделью Эдик по делу отхватил хорошую порцию форумных нечистот.
Ранее модели самолета Messerschmitt Bf 109G-6 в масштабе 1/48 выпускались следующими фирмами:
ранняя версия Fujimi с 1970-х
Желающие могут почитать китографии моделей Bf 109 в Scalewiki и на Scalemates
Новая модель Мессершмитта от Звезды имеет внешнюю коробку в новом более красочном дизайне по сравнению с предыдущими выпусками F-2 и F-4. Внутри по-прежнему коробка из жесткого гофрокартона, в которой лежат серые литники, запаянные в пакет, литник с прозрачными деталями в пакете с клапаном, инструкция и декаль. Ничего нового. Красиво и надежно.
Модель упакована в стандартную эдиковскую коробку. Литники запакованы в 3 пакета. Места в коробке предостаточно, хватит еще и на второй комплект литников. Большая красочная инструкция, два листа декали, плата фототравления, окрасочные маски.
Инструкция в целом обычная для Звезды. Но такие надписи как "для варианта 1/2", "для вариантов окраски 1/2/3", "для вариантов сборки 1/2" и "вариант сборки" добавляют неразберихи. Варианты окраски в инструкции не пронумерованы. Да и вообще не ясно, чьи это самолеты и прочее. "Ноу нейм" одним словом. Варианты сборки 1/2 это варианты с раскапоченным двигателем на земле и в полете с пилотом в кабине. А вот что означают "для варианта 1/2" и просто "вариант сборки"? Неопытного моделиста они могут поставить в тупик. Инструкции не мешало бы просто содержать перечень или хотя бы расшифровку возможных вариантов сборки, окраски, комбинаций и так далее.
Есть опечатки. Деталь Е42 в инструкции никак не отражена. В пункте 7 должно быть не "только для варианта 1", а "только для варианта сборки 1". В пункте 9 - присутствуют непонятные надписи "для варианта 1" при наличии пилота в кабине и "для варианта 2" при его отсутствии. Может наоборот? Вот так: "для варианта сборки 1/2" без/с пилотом в кабине. В пункте 10 просто дается высокий деревянный киль с пометкой "вариант сборки". А какой фонарь к нему нужен не написали? Хотя бы схемки-боковички небольшие накидали, что возможны такие-то комбинации фонарей и хвостов. В пунктах 16-b, 17 и 18 опять написали "для варианта 1/2", а не "для варианта сборки 1/2". В пункте 21-а опечатка: вместо двух деталей F5, должны использоваться детали F5 и F6. В пунктах 20, 20-d, 21, 23 и 23-a опять написано "для варианта 1/2", а не "для варианта сборки 1/2". В пункте 23-а опечатка: должен использоваться результат сборки пункта 20-b, а написан несуществующий пункт 23-b. В пункте 23 для деталей В18 и В49 просто написан "Вариант сборки". А с какими антеннами радиосвязи (детали В35 и Е58) возможно сочетание антенны FuG 16Z? Между самими деталями В35 и Е58 в сборочной схеме нет значка выбора между ними. По тому, что нарисовано в инструкции - надо ставить обе на одно посадочное место.
Боковики вариантов окраски черно-белые, никакой «легенды» про них, и для двух вариантов нет боковика на правый борт. И как теперь камуфляжные пятна на носить?
В общем, на мой взгляд, Звезде стоит делать инструкцию более информативной, когда модель подразумевает большое количество вариаций сборки из коробки. Если ваша модель позволяет многочисленные вариации, так преподнесите потребителю информацию о том, что он может сделать "вот так и так". А не сам догадаться, нафига эти Эрловские фонари, высокие кили, антенны FuG 16Z и прочие запчасти нужны, если варианты декали этого не позволяют. Не все такие прошаренные, как Мансур и Саша. Я понимаю там Eduard - у него этих коробок мессеров на базе одного пластика G-6 будут десятки в разных комплектациях и декалях. Соответственно бумажка у них у всех будет разная под тот вариант коробочки, который они выпускают.
С инструкцией у Eduard полный порядок. Формат А4, мелованная бумага, цветные боковики. Опечаток нет, все наглядно и понятно. По-человечески с цветной полиграфией нарисованы боковики с обоих бортов, сверху/снизу и анфас винта для каждого варианта окраски. Также для каждого варианта окраски приводится небольшая историческая справка с описанием особенностей окраски и маркировки. Отдельно приводится схема нанесения технички.
Декаль от Звезды напечатана неплохо, дается довольно много технички по сравнению с предыдущими выпусками 109-х от Звезды, где ее почти не было. Большая часть надписей почти читабельная, но на некоторых текст напечатан нечетко и расплывается. Более серьезные огрехи все равно есть – присутствует смещение цветов на немецких крестах, свастиках и отметках о победах на киле Гриславски.
Звезда предлагает декаль на 3 варианта:
Мне сложно объяснить логику выбора Звездой варианта для декали. Зачем надо было брать из всех швейцарских мессеров именно тот, на который существуют только 3 фото, на которых самолет стоит на фоне 701-го борта и его видно лишь фрагментарно и нечетко. Зато на J-701, J-704 есть много качественных фотографий, по которым легко воспроизвести схему окраски и камуфляж. К самим обозначениям в декали на швейцарский вариант у меня вопросов нет. Все ошибки в инструкции. Фонарь у 702-го в 1944 г. был не Эрловским, а обычным. Возможно, позже самолет получил высокий киль и Эрловский фонарь, как и другие швейцарские Мессершмитты, но фотоподтверждений этому нет. Схема окраски и расположения пятен камуфляжа в инструкции примерно похожа с тем, что было на самом деле в 1944-м году. Но так как все фотографии 702-го мелкие и нечеткие, проверить расположение всех пятен не представляется возможным. Боковик 702-го, взятый из сети сделан по мотивам – расположение пятен на нем неверное и не совпадает с пятнами на фотографиях 702-го.
В общем, вариант годный, главное поставить обычный фонарь (детали С8, С1 и В33), а не поздний (детали С7, С2 и В34), как написано в инструкции.
Схема камуфляжа и пятен в инструкции немного похожа на правду, но только лишь похожа. Много мелких пятен на фюзеляже и киле в инструкции расположены неверно, особенно на киле и руле направления. Поэтому надо сверяться с фото прототипа. Ошибка в варианте декали находится сразу - слишком большая в высоту желтая единица на борту. В реальности она была меньше по высоте. Скорее всего, эта ошибка перекочевала из боковика издания Kagero, где нарисована такая же непропорционально высокая единица. Потом цифра 100 на руле направления должна быть расположена чуть ниже и ближе к дубовым листьям.
В общем, из-за неверных пропорций бортового номера "желтой единицы", вариант в помойку.
Схема камуфляжа в инструкции неверна. Пропорции бортового номера 10 неверны. Отметки о победах не были симметричными на правой и левой стороне руля направления. В момент снятия руля направления (на кадрах кинохроники), на правой их было 75 (5 рядов по 15), а на левой - на 1 отметку меньше. В декали дано по 74 на каждый борт, что неверно. На самих отметках при печати сместились обозначения национальных принадлежностей сбитых самолетов. Монограмма Гриславски и лента рыцарского креста на киле сделаны в декали по мотивам. Также по мотивам дана эмблема бегущего человека с ружьем - левая нога слишком сильно опущена вниз, шляпа другой формы, в ней нет перьев, нет изображения выстрела из ружья.
В общем, весь вариант окраски в помойку.
Итого, из трех вариантов окраски: 2 варианта на немецких асов Хартманна и Гриславски имеют неверные пропорции бортовых номеров и различные мелкие ошибки, а швейцарский вариант довольно точный, но только инструкция предлагает его собрать с другим фонарем, что неверно.
Декаль в модели Eduard дается на 2 листах. На первом дана техничка, которая пакуется для всех выпусков модели 109-го без изменений. На втором листе представлены элементы декали для самих вариантов окраски. Качество печати декали Eduard лучше чем у Звезды. Нет смещения цветов при печати, почти все технические надписи хорошо читаются. Все четко и аккуратно. Для сравнения прилагаю сканы декалей Eduard и Звезда в разрешении 600dpi. Разница в качестве печати видна невооруженным глазом.
Eduard в исполнении Profipack предлагает декаль на 5 вариантов:
Существует всего 1 фото данного борта. К сожалению, оно малоинформативное и по нему нельзя проверить весь вариант окраски. Но из того, что на нем видно, отличий от декали и боковика в инструкции - нет. В общем, ни к боковику ни к декали от Eduard по этому варианту вопросов нет.
Изначально этот самолет был выпущен заводом Erla как G-5. Но Eduard в инструкции почему то уверяет, что самолет был позже доработан до G-6. Правда это или нет - не знаю. Но чтобы доработать из G-5 в G-6 необходимо заменить фонарь, снять из кабины оборудование (различные трубки) и приборы. Проще было заменить один самолет на другой с завода, тем более для такой значимой фигуры в немецкой пропаганде того времени как Граф. В пластике не содержится деталей для кабины от G-5 (козырек фонаря от G-5 в наборе есть). К декали и боковику инструкции по имеющимся фотографиям вопросов нет. В общем, в пластике будет немного проблематично реализовать вариант декали.
Самолет выпуска завода Erla. По трем имеющимся фотографиям самолета, вопросов к декали и боковику инструкции не возникло. Боковики из интернета выдают аналогичную картину. Eduard предлагает 2 варианта эмблемы JG5 на выбор - с белым или желтым цветом неба.
Самолет выпуска завода Erla. При обсуждении варианта окраски с Сашей "steinhoff" возникла мысль, что самолет скорее всего окрашен в RLM 76. Разница между RLM 76 и некрашеным металлом на черно-белом фото практически не видна. Некоторые лючки, панели и фонарь еще имеют родной камуфляж. В целом, по трем фотографиям к декали и боковику из инструкции вопросов не возникло. Боковик из инета оказался аналогичным.
Данным самолетов Hafner скорее всего пользовался с 28 (по другим данным с 30-го) июня 1944 г. по август 1944 г. Так как в августе 1944 г. он пересел на Bf 109G-6/R3 W.Nr.442013, на котором он уже разбился 17 октября 1944 г. По трем имеющимся фотографиям сложно проверить достоверность варианта окраски. Есть вопросы к расположению и форме мелких пятен камуфляжа на фюзеляже.
Всего в наборе 6 литников из серого пластика и 1 литник из прозрачного пластика. 3 литника (D и E) из серого пластика достались от модели F-2, 1 литник (F) - от F-4. Новыми даются только литник с прозрачными деталями (C) и 2 литника (A и B) из серого пластика. Старые литники имеют характерную матовую, шершавую поверхность. Новые литники – гладкие на ощупь. Так как часть литников заимствованы от предыдущих выпусков Bf 109F-2 и 109F-4, то с идентификацией литников небольшая путаница. Литник F в инструкции в реальности является литником D от модели F-4. Литник D в инструкции является литником D от модели F-2. Литник E в инструкции является литником А от модели F-2. В общем, надо быть внимательным. Всего в наборе 251 деталь, из которых используются только 217.
С литьем ожидаемо есть проблемы. Если старые литники имеют мелкий облой от износа пресс-форм, то литник А с новым фюзеляжем самое проблемное по литью место. Шагрени и крупы на новом литнике нет, но есть другое неприятное – граненость на криволинейных поверхностях и усадки пластика по расшивке на фюзеляже и лючкам. Фюзеляж в контровом свете выглядит как палка докторской колбасы в сетке. При этом старый фюзеляж от модификации F отлит нормально и лишен таких «сюрпризов». На старом фюзеляже только шагрень и местами облой. Полный перечень проблемных мест по литью следующий:
Всего в наборе 5 литников из серого пластика и 1 литник из прозрачного пластика. Всего 201 деталь (14 прозрачных), из которых используются только 125 (7 прозрачных). Намного меньше, чем в Звезде. Но тут нет двигателя и есть плата травления, которая дублирует некоторые пластиковые детали. Оставляя моделисту возможность выбрать между пластиковой и травленой деталью.
Литники модели Eduard (как и у Звезды) унифицированы с литниками от Bf 109F.
Схема заимствования литников у Eduard следующая:
Литники, которые лежат в наборе Bf 109G-6 выделены жирным. Отсюда видно, что вся мелочевка и нижняя плоскость крыла унифицирована с Bf 109F.
По литью у Eduard, как и у Звезды, не все хорошо. На некоторых деталях присутствует облой. Встречаются усадки пластика - нижняя поверхность крыла, закрылки, элероны, бронезаголовник и другие места. Есть утяжины - на лопастях винта, на стойках шасси. Есть недоливы пластика в районе заклепочных швов - выколотки под пулеметы на капотах и другие места. Поверхность пластика кажется ровной и гладкой, но при близком рассмотрении она оказывается немного шершавой, почти с шагренью. Тоже самое присутствует и на прозрачных деталях, из-за чего детали фонаря кабины дают небольшие искажения. Но у Eduard есть один несомненный плюс в литье - использование многоразъемных пресс-форм позволило отлить отверстия в стволах пушек, пулеметов, патрубках и мелких воздухозаборничках в носу на фюзеляже. У Звезды все эти отверстия необходимо рассверливать.
У Звезды в воздухозаборники на капотах имеют отверстия, тогда как отверстия в воздухозаборниках перед капотами надо рассверливать. Воздухозаборники на капотах и фюзеляже модели Eduard имеют отверстия. Зато клепка у модели Eduard сделана как попало и расположена где попало. Капоты от Звезды отлиты с характерной для ее последних моделей граненостью поверхности. Эта же граненость присутствует и на обтекателях пулеметов MG 131. На краях капота присутствует мелкий облой и пара усадок пластика. Еще Звезда не дает лотки под пулеметы на капотах, поэтому под установленными пулеметами образуется пустота. У Eduard эти лотки даются отдельными деталями. Также Eduard дает 2 варианта капотов - Erla и WNF/Mtt.
Что касается копийности, то тут проблемы у Звезды. Изначально капоты модели Звезды проектировались по обмерам Bf 109G-6 завода Эрла из Музея Техники Вадима Задорожного. Но не был сделан маленький обтекатель на правом капоте. В итоге расшивка капота Звезды была переделана под капот Mtt. А выколотки под пулеметы остались на своих местах как на капоте Erla - то есть оказались сдвинутыми вперед. Плюс выколотки еще сами по себе длинноваты - где то на 1 мм. Чтобы из Звезды сделать капот Mtt, необходимо перенести выколотки под пулеметы на 1 мм до линии расшивки. Обтекатели пулеметов на капотах Звезды имеют неверное сечение в своей верхней части. Радиус скругления поверхности в этом месте должен быть больше. Это немного заметно в сравнении с обтекателями на капотах от Eduard. У Звезды на капотах нет имитации рояльных петлей, у Eduard она есть.
В общем, капоты от Eduard больше похожи на правду, чем то, что изобразила Звезда.
На борту в районе кабины у Звезды наблюдаются усадки пластика. У Звезды фюзеляж между кабиной и килем испохаблен литьем. Явные усадки пластика идут по вертикальным линиям расшивки, от чего фюзеляж в контровом свете чем то напоминает докторскую колбасу в сетке.
Местами, вертикальные линии расшивки пропадают вовсе, особенно в нижней части фюзеляжа. Также наблюдается небольшая граненость поверхности фюзеляжа между кабиной и килем. Лючки бензобаков на фюзеляже позади кабины сделаны не вровень с поверхностью фюзеляжа. На зализе крыла невооруженным глазом заметна граненость поверхности. У Eduard в районе кабины наблюдается небольшой облой и наросты пластика.
У Eduard неверно сделана имитация ДЗУСов лючка доступа к радиостанции - они слишком близко расположены к углам, а сами углы лючка недостаточно скруглены. На лючке доступа к компасу дана имитация ДЗУСов, которых там не было. В реальности там был 1 ДЗУС по центру, как на лючке бензобака в верхней части фюзеляжа.
У Eduard не совсем верно по форме сделан небольшой обтекатель под левым стабилизатором. Имитация киперной ленты на моделях сделана по разному. У Eduard она более грубая с внешней клепкой (где они ее придумали), зато с верной зигзагообразной имитацией ленты. У Звезды нет этой зигзагообразной имитации ленты, зато сама киперная лента менее грубая и ее расположение поверх нервюр соответствует реальному прототипу. У Eduard имитация киперной ленты на обычном киле расположена неверно. На руле направления модели Eduard присутствует облой по задней кромке.
По правому борту у Звезды на лючке заправки кислородом расшивкой не сымитирован замок и петли. Неравномерная расшивка лючка доступа к бензобаку снизу фюзеляжа и утяжины на зализах правой (у Звезды) и левой (у Eduard) консолей крыла с фюзеляжем оказались у обоих моделей. На нижней части капота у Звезды присутствует мелкий облой.
Сечения фюзеляжей моделей за кабиной отличаются. Особенно сильно это заметно в районе хвоста. В данном случае Eduard накосячил.
Антенна FuG 16Z правильнее сделана у Eduard. Основание мачты радиоантенны у Eduard не совсем верно сделано.
На фото с правым зализом крыла обоих моделей я наложил скан профиля корневой части крыла из чертежа Коичиру Абэ. Как видим, профиль крыла Звезды хорошо лег в чертеж, а вот профиль крыла Eduard оказался неверным. Я чуть сместил вниз отмасштабированный профиль относительно стыка крыла у Eduard, чтобы была заметна разница в форме профиля. Это не лечится. На нижней плоскости крыла у обеих моделей есть усадки пластика в одних и тех же местах - вокруг ниш шасси и у закрылков. Клепка крыла у Eduard сымитирована не в полном объеме (вместо одинарных швов клепки должны быть двойные или тройные заклепочные швы) и местами заклепочные швы расположены неверно. Маленькие обтекатели на нижней плоскости крыла Звезды и имитация заклепок рядом с ними сделаны грубовато. А рядом с ними на центроплане нет двух небольших лючков. У Eduard на правой консоли крыла недолив в районе закрылка.
У Eduard БАНО на крыле даны из непрозрачного пластика, тогда как у Звезды они сделаны из прозрачного и есть имитация лампочки. Так сложно было сделать 2 маленьких прозрачных детали? На законцовках крыла у Звезды усадки пластика. Также у Звезды есть усадки пластика по линиям расшивки на верхней плоскости крыла и вдоль закрылка и характерная граненость. У Eduard есть усадка пластика на верхней плоскости правой консоли крыла. Длина ПВД на крыле у моделей разная. Имитация киперной ленты на элеронах у Eduard грубовата, но в целом верна. У Звезды на элероне неверно расположена точка крепления балансира и триммер немного иной формы. Имитация нервюр у Звезды на элероне на мой взгляд неверна, так как на фото прототипов я не видел подобного эффекта вздутия. На поверхности закрылков у Звезды есть различные царапины, которые необходимо зашпаклевать. На закрылках у Eduard есть усадки пластика.
На торцах створок радиаторов у Eduard есть бортики, которых не было на прототипе. У Звезды на предкрылках есть облой, а у Eduard непонятные или непролитые линии расшивки или царапины на предкрылках. У Звезды на внутренней поверхности радиаторов есть следы от толкателей, а у Eduard - небольшой облой. В отличие от Звезды решетки радиаторов у Eduard пролиты плохо. Балансиры на крыле у Eduard неверной формы.
Поверхность стабилизаторов Звезды покрыта царапинами, а форма триммеров на рулях высоты немного неверна. У Eduard на стабилизаторах и рулях есть облой, расшивка местами смещена относительно прототипа. При этом она не совсем полная. Имитация провиса полотна на рулях у Звезды утрирована.
В наследство от модели Bf 109F Звездовскому G-6 достались крепления привязных ремней, что неверно. Трубопровод в кабине у Eduard сделан прозрачным, что дает возможность сделать смотровое окошко в нем. Но вот сама форма трубопровода в его передней нижней части неверна. У Звезды он из непрозрачного пластика, похож на прототип, но нет прозрачной вставки для окошка. Надо делать свою самодельную вставку. На корпусе прицела у Звезды есть утяжина.
Деталировка кабин обоих моделей схожая. У Eduard многие детали кабины продублированы в травлении.
Так как у меня под рукой не было детальных фотографий неноводельной кабины G-6, то я не стал сравнивать деталировку кабины моделей с прототипом. Но по тем фоткам, что я видел есть мелкие отличия. Но это можно списать на работу реставраторов так и на мелкие огрехи самих моделей.
РУС от Eduard меньше похожа на прототип, чем от Звезды. Звезда дает 2 типа задней стенки кабины - с "ушами" и без. Eduard дает стенку только с "ушами". И "уши" у Eduard короткие, а крышка багажного отсека имеет неверные пропорции. Eduard дает 2 варианта приборной доски - пластиковую и под травление. Звезда аналогично 2 варианта - пластик и под декаль. Также Звезда дает 2 варианта сидения - для использования с фигуркой в кабине и без нее.
Звезда дает 2 заголовника пилота - непрозрачный и с бронестеклом. Eduard дает 3 варианта (но 2 в этом наборе не используются). На бронестекле заголовника Eduard есть усадка пластика, которая дает искажение изображения.
При сборке кабины Звезды, возникнет щель, если установить заднюю стенку кабины без "ушей", и щель между спинкой кресла и полкой за ней.
В общем, по кабине итог следующий: Звезда больше похожа на прототип, Eduard в мелочах неточен.
Eduard в наборе дает 5 вариантов откидной части фонаря кабины - 3 варианта завода Эрла и 2 варианта обычной откидной части, а также 3 варианта козырька остекления (один из которых под G-5). Правда не все они используется в данном наборе. Звезда дает 2 варианта откидной части - Эрла и обычную. И 2 варианта козырька кабины. Прозрачные детали от Eduard сделаны в более традиционном жестком пластике, тогда как Звезда дает их в своем "мягком" пластике, который плохо поддается обработке. Прозрачность обоих остеклений на высоте, у Звезды искажений почти нет, тогда как у Eduard они периодически наблюдаются.
Ширина верхнего переплета обычной откидной части у Звезды сделана неверно. Переплет на верхней части фонаря должен быть шире, чем на боковинах почти в 2 раза. У Звезды он сделан одинаковым. Не стоит обольщаться, у Eduard все тоже самое. Только искажений на фонаре у Eduard больше.
Задняя часть остекления кабины у Eduard отлита с искажениями. Но Звезда сделала с внутренней части фонаря Erla выемку под заголовник, которая портит внешний вид. Горизонтальный переплет у Звезды находится чуть выше, а у Eduard чуть ниже нужного.
Тормозной диск колеса Eduard сделан просто. Имитация протектора и надписей на пневматиках колес Eduard груба. Хвостовое колесо Eduard сделано неверно. Колеса Звезды сделаны получше. Створки ниш шасси у Звезды выполнены немного неверно. Это заметно в сравнении с оригиналом. Особенно бросается в глаза неверная задняя часть щитка колеса. Выштамповки на внутренней стороне щитка правильнее сделаны у Eduard. На стойках шасси Eduard есть утяжины. У Звезды тормозной диск фиксируется на стойке в одном положении, а у Eduard - нет. На стойках обоих моделей и шлиц-шарнирах стоек Звезды есть следы от пресс-форм. Ниши шасси правильнее сделаны у Звезды. У Eduard потолок ниши стойки плоский, а не арочный. Также в нем отсутствуют отверстия, а на стенках ниши не совсем верно сымитирована шнуровка кожанной заделки. Есть спор как зашивалась передняя стенка ниши. Бытует мнение, что на Густавах передняя часть ниши в отличие от Фридрихов не зашивалась. Если это так, то у Eduard эта стенка сделана верно, а у Звезды (зашита чехлом) - нет.
Воздухозаборник маслорадиатора у Eduard получился более похожим, чем у Звезды. У Звезды он слишком плоский с боков и имеет острые грани, тогда как они должны быть закруглены. Также у Звезды более грубая имитация вертикальных полос на решетке радиатора. И на боковинах маслорадиатора у Звезды усадки пластика. К задней части, стенки маслорадиатора должны сильнее сужаться, чем это сделано в обеих моделях. У Eduard есть небольшой облой.
Имитации двигателя в модели Eduard отсутствует. Она есть в смоле Brassin, которую можно приобрести отдельно. В модели Звезды двигатель достался в наследство от модификации F-2 и является силовым элементом, который необходимо монтировать, даже если не открывать капоты. Назвать этот двигатель очень точным я не могу - на G-6 стоял двигатель DB 605AM, тогда как в модели лежит нечто среднее между DB 601N и DB 605AM. Капоты Звезды даются в двух вариантах - обычные и открытые, с расшивкой и силовым набором на внутренней стороне.
Eduard дает 2 типа патрубков - отлитых зацело с полкой и без. Отлитые патрубки с жаропрочными экранами смотрятся откровенно грубо. Отлитые без полки сделаны хорошо, а торцы патрубков имеют имитацию отверстий. При этом у Eduard нет жаропрочного экрана по правому борту ни отдельной деталью, ни в травлении. Звезда дает все патрубки по отдельности. Торцы патрубков не имеют отверстий, а само сечение патрубков более квадратное, чем должно быть. Также на торцах патрубков Звезды присутствует мелкий облой. Патрубки Звезды лучше заменить на смоляные от Комплект ЗИП. Стволы пулеметов Eduard имеют имитацию перфорированного кожуха и рассверленное дуло. У Звезды дуло надо рассверливать, а имитации перфорации на кожухе нет.
Коки винта у моделей немного разные по форме. У Звезды он ближе к истине, но есть мелкий облой. У Eduard кончик кока винта имеет более заостренную форму. Но на обоих коках надо дорабатывать прорези под втулки лопастей винта. Или менять кок на смоляной.
Ширина лопастей винта у Eduard немного меньше, что сказывается на их пропорциях и бросается в глаза при сравнении с лопастью прототипа. Лопасти от Звезды очень толстые и на их поверхности есть усадки пластика. Кромки лопастей Звезды надо сильно затачивать и срезать избыточную толщину пластика. У Eduard лопастям тоже надо затачивать кромки, но там объем работ будет намного меньше.
Звезда предлагает 4 варианта подвески вооружения. Вариант А - без подвесного вооружения, Вариант B - 300 л ПТБ + 2 подкрыльевых гондолы с пушками MG 151/20, Вариант C - 4 50-кг бомбы SC 50 на пилоне ETC50/VIII и Вариант D - 250-кг бомба SC 250 на пилоне ETC500. Звезда сделала пилоны ETC50 и ETC500 с масками одной деталью, которые имели различные отверстия, но Звезда наметила их расшивкой. При желании их можно прорезать. А вот выбирать пластик с тыльной стороны маски будет куда сложнее. На модели Bf 109F у Звезды эти пилоны давались без масок.
Eduard для данного выпуска предлагает подкрыльевые гондолы с пушками MG 151/20 для двух вариантов окраски и два варианта 300-литровых ПТБ. Также на литниках Eduard есть пилон ETC50/VIII без маски, подфюзеляжный держатель иной формы под SC 250, 4 бомбы SC 50 и одна бомба SC 250. Но эти детали у Eduard используются в других выпусках модели Bf 109F/G.
Пилоны ETC50/VIII у Звезды и Eduard сделаны по разному. Судя по картинкам их handbook - проблемы есть в основном у пилона Eduard. У Звезды в лобовой части маски пилона нет отверстия (в пилоне без маски оно было, но фотографий пилона с маской у меня не оказалось. и возможно, что отверстия в маске действительно не было) и некоторые прорези для подвески бомб не сымитированы, так как они бомбами прикрываются. У Eduard все намного печальнее - пилон лишь отдаленно похож на прототип. Расположение и форма прорезей и отверстий на нем не соответствует действительности. Также у Eduard неверно сделано сопряжение пилона с центропланом, а для модификаций G-5 и G-6 его нельзя использовать, так как он без маски. Маску на пилоны ставили из-за того, что в нее выводились гильзосбросы пулеметов MG 131, которых не было на Фридрихах и ранних Густавах.
Стабилизаторы бомб SC 50 и SC 250 у Звезды толстоваты и имеют грани на поверхности. Их лучше заменить на травление или самодельные из тонкого листового пластика. Также у стабилизаторов бомбы SC 250 неверная стреловидность передней кромки стабилизатора. Квадратный стабилизатор на хвосте SC 250 слишком толстый. На бомбе SC 250 есть небольшая граненость поверхности.
Бомбы SC 50 у Eduard сделаны непропорциональными - у них излишне длинная средняя часть и короткая хвостовая. А на бомбе SC 250 сделана непонятная полоска. Да и с ее размерами большой вопрос. Она заметно крупнее чем бомба Звезды. Сам пилон для бомбы SC 250 Eduard сделал неверно. Этот пилон изначально появился в моделях Bf 109E в 48-м и 32-м масштабе, откуда без исправлений перекочевал на литники Фридриха/Густава в 48-м.
Держатель ПТБ более похожим на правду сделан у Звезды, но у нее неверно расположены точки крепления бака относительно отверстий у основания держателя и есть усадка пластика по центру. У Eduard наоборот, взаимное расположение точек крепления бака и отверстий соответствует прототипу, но форма зализа держателя с центропланом и расположение переднего отверстия на держателе - неверны. Подкрыльевые гондолы с пушками обеих моделей отличаются только расшивкой. Звезда сделала по чертежам уважаемого "герр Штайнхофа", тогда как Eduard немного изменил форму и расположение лючков. На стволах у Звезды есть облой, а дуло не рассверлено. У Eduard дула стволов рассверлены.
Eduard дает 2 типа ПТБ (длинный без выштамповки и короткий с выштамповкой) , Звезда - 1 (длинный с выштамповкой). Внешне они похожи. Но вот формы немного разные - у Звезды он менее пузатый. В реальности баки были разными, варьировался их объем и формы. Поэтому считать это за чей то косяк - не стану.
У Eduard не используется в наборе 2 типа обычной откидной части фонаря, задняя часть фонаря, один из 3 вариантов фонарей Erla, 2 из 3 вариантов заголовников и один из 3 вариантов козырька фонаря под G-5. На неиспользуемом фонаре Erla есть искажения.
К модели Eduard в комплекте идут 3 винта, 2 из которых с узкими лопастями от Фридрихов не используются. На поверхности лопастей присутствует граненость (ну прям как у Звезды), а на тыльной стороне лопастей присутствуют махровые утяжины.
Также в комплекте к G-6 от Eduard идут 2 типа колес основных стоек шасси с размерностью 650х150, 1 хвостовое колесо, два комплекта зашитых стенок ниш основных стоек шасси и 4 типа вилок хвостового колеса от Bf 109F. Имитация протектора и надписей на колесах основных стоек шасси груба и переразмерена. Пневматик хвостового колеса сильно шире диска. На одной из вилок хвостового колеса есть следы от пресс-формы.
В комплекте есть детали капотов, кабины, стволы 7.92-мм пулеметов MG 17, 2 варианта воздухозаборников турбонагнетателя, противопылевой фильтр, маслорадиатор меньшего размера от Фридриха. По краю на выколотках под пулеметы клепка сделана неравномерно и имеются недоливы на ней.
В комплекте есть 2 варианта рулей поворота под высокие деревянные кили, которые в данном выпуске не используются. Задние кромки рулей толстые, но еще больше их убивает, то, что вдоль всей задней кромки идет облой. Есть вопросы по точности расположения нервюр на руле.
На литниках, которые достались модели G-6 в наследство от Фридрихов осталось немало деталей для модификаций F-2 и F-4. В том числе и целый фюзеляж от Bf 109F. Пластик фюзеляжа шершавый, местами на зализах с крылом присутствует шагрень. Позади кабины присутствует довольно сильная ступенька. Лючки подножки по левому борту и доступа к компасу сделаны накладными и смотрятся грубо. На фюзеляже в районе киля и по бокам кабины присутствуют усадки пластика. Также в районе кабины и на подножке на фюзеляже присутствует облой.
На стойках шасси для Фридриха есть следы пресс-форм, облойчик в одном месте и некоторые кольца на стойке шасси плохо пролиты. Винт для Bf 109F в отличие от винта для G-6 отлит намного лучше. Лопасти тоньше, нет гранености поверхности и усадок пластика. Только на кончике одной лопасти оказался облой. В общем, с винтами ситуация полностью обратная по сравнению с моделью Eduard. Стволы 7,92-мм пулеметов MG 17 не имеют рассверленных отверстий, в отличие от стволов в модели Eduard.
На хвостовой части фюзеляжа Фридриха имеются усадки пластика вдоль стыка с остальным фюзеляжем и в районе крепления вилки хвостового колеса.
В комплекте есть воздухозаборник нагнетателя турбины, два варианта капотов на Фридриха, комплект патрубков, половинка обычного 300-литрового ПТБ без выштамповки, 3 варианта крышки пулеметных отсеков, руль поворота, хвостовое колесо Фридриха и прочие мелкие детали от двигателя DB 601N. Патрубки от Фридриха имеют те же проблемы, что и патрубки для G-6. На капотах есть усадки пластика, кое где мелкий облой от износа пресс-форм за 7 лет.
Модели проверялись только по чертежам Коичиро Абэ.
Размах Звезды на 1 мм меньше. Высота фюзеляжа на 0.3-0.5 мм меньше. Расшивка на фюзеляже немного съехала относительно чертежа. Выколотки на капотах под пулеметы у Звезды сдвинуты вперед. Предкрылки на 0.5 мм короче. Руль поворота на 0.5 мм ниже и уже. Ширина радиаторов под крылом на 0,7 мм меньше. Высота киля на 0.5 мм меньше.
Фюзеляж в носовой части примерно на 0.5 мм выше. При этом хвостовая часть легла в чертеж. Киль чуть шире на пару десятых миллиметра. Руль поворота шире примерно на 1 мм. Размах крыла примерно на 0.5 мм больше. Законцовки консолей крыла чуть больше. Ширина радиаторов под крылом на 0.3 мм больше. Торец элерона сделан неверно. Соответственно неверно сделан и торец закрылка. Сам закрылок чуть длиннее. Стабилизатор шире на 0.5 мм. Рули высоты также шире и их корневая часть немного иной формы. Кок винта чуть больше в диаметре. Диаметр винта больше на пару мм. Лопасти уже. По сравнению со Звездой модель Eduard хуже легла в японские чертежи.
Помимо кошерности самих моделей, одним из важных вопросов, стоявших передо мной перед написанием обзора была проверка взаимозаменяемости этих двух моделей. Может можно скрестить ежа с ужом... пардон, Звезду с Eduard и получить тот "Самый самый ..." Густав?
Увы и ах, нет!
Диаметр кока винта Eduard на 0.65 мм больше чем у Звезды. Фюзеляж Eduard примерно на 0.7 мм шире Звезды. Остекление кабины Eduard посажено немного ниже, чем у Звезды. Из-за этого само остекление Eduard по высоте немного выше (на 0.5-0.7 мм) Звездовского. Зато парадоксально, высота боковых стекол обычной откидной части у Звезды на 0.5 мм больше чем у Eduard. Крыло Eduard на 1 мм больше в размахе. Высота патрубков и выреза для них у Звезды чуть меньше чем у Eduard. Фюзеляж Eduard в носовой части выше примерно на 0.8 мм чем у Звезды. В районе кабины и хвостовой части фюзеляж Eduard он также выше, чем у Звезды примерно на 0.5 мм +- десятые. Зализ крыла Eduard на 1 мм длиннее чем у Звезды. Высота руля направления у Eduard на 0.5 мм больше чем у Звезды, а ширина - на 2 мм больше чем у Звезды. Ситуация одинакова что у обычного киля, что у высокого. Длина подвесного контейнера с пушкой у Eduard на 1 мм больше чем у Звезды. В тоже время обтекатель на контейнере Звезды на 1-1.5 мм длиннее чем у Eduard. Стабилизаторы Eduard по ширине больше на 0.7 мм, чем у Звезды (0.2 мм в корневой части и 0.5 мм в рулях). Радиаторы под крылом у Eduard на 1 мм шире чем у Звезды. Соответственно его створки также различаются между моделями на этот 1 мм по ширине. Закрылки Eduard на 0,7-1 мм больше в длину чем у Звезды. С предкрылками такая же ситуация - они длиннее чем у Звезды на 1-1.3 мм. Диаметр хвостового колеса Звезды на 0.3 мм больше чем у Eduard. ПТБ Звезды на 2.5 длиннее "длинного" ПТБ у Eduard. Пилон ETC50/VIII у Звезды на 1 мм шире и на 1.6 мм длиннее чем у Eduard. Ширина лопасти винта Звезды на 0.8 мм больше чем у Eduard. Диаметр винта Eduard на 2 мм больше чем у Звезды. Диаметр бомб SC 50 у Звезды на 0.3 мм больше. А длина средней части бомб SC 50 от Eduard на 1 мм больше. Отсюда и нарушенные пропорции бомб. Диаметр бомбы SC 250 у Звезды на 1 мм меньше чем у Eduard, а длина меньше на 3 мм.
В общем, модели нифига не взаимозаменяемы. Нельзя вот так взять и скрестить одну с другой. Лучше просто смоляными коррекционными наборами и своими ручками исправлять конкретную модель.
Плюсы
Минусы
Плюсы
Минусы
В работе над обзором моделей были использованы следующие источники информации:
Выпустив весной 2010 г. модель истребителя Bf 109F-2 Звезда заложила прочную базу в теме Фридрихов и Густавов. Эта модель была изначально спроектирована под расширение линейки модификаций Мессера. Но в силу определенных обстоятельств и решений, Звезда не воспользовалась шансом взять рынок за гланды и быстро наводнить его модификациями F-4, G-2, G-4, G-5, G-6, G-8, G-14 и т.д. Легкая доработка модели из F-2 в F-4 вышла только спустя 2 года – в 2012 г., а Густава вообще пришлось ждать еще четыре с половиной года – в январе 2017. В итоге время было упущено…
За эти 7 лет Eduard не остался в стороне и выпустил свою богатую линейку моделей Bf 109E/F/G, заполонив рынок всевозможными популярными модификациями этого самолета в различных исполнениях и комплектациях. На текущий момент Eduard за 5 лет выпустил 21 различную коробку 109-го мессера и 10 различных вариаций в исполнении overtrees.
Но чуда от выхода правильной модели Густава от Звезды, которого ждали не один год, не произошло. Модель Bf 109G-6 вышла откровенно сырой, сделанной наспех и недоработанной. Многих ошибок можно было избежать как на этапе проектирования, так и на этапе изготовления пресс-форм. На мой взгляд, эта модель шаг назад по сравнению с тем, что Звезда сделала с Bf 109F-2, Bf 109F-4, Пе-2 и другими моделями. Но что сделано, то сделано.
Решив сравнить в одном обзоре новинку от Звезды с аналогичной моделью от Eduard, я не смог найти ответа на вопрос «а чья модель лучше?».
Ни модель Звезды ни вышедшая ранее модель от Eduard идеалами не являются. Ошибки в достаточном количестве есть у обеих моделей. Где то больше, где то меньше. И однозначно сказать какая лучше сложно. Аргументы «за» и «против» есть у обеих моделей. Многим «за внешний вид» симпатичен Eduard, но его красота обманчива и бестолкова. В тоже время, за местами кондовом качеством литья Звезды скрывается потенциал модели, который в прямых руках можно успешно реализовать.
На мой взгляд, чтобы получить Правильную модель Густава, проще взять за основу модель от Звезды и дорабатывать ее самодельной клепкой, травлением, коррекционными наборами, декалью и прочим афтемаркетом. По сути, новинка от Звезды оказалась заготовкой для Густава. В отличие от полноценных и довольно правильных моделей Фридрихов.
Кому захочется собрать красиво и быстро, из коробочки, обильно и модно обмазать выделениями Хименеса, без претензии на геометрическую точность и правильность деталировки, то для этого лучше стоит взять модель от Eduard. Она больше похожа на завершенный конечный продукт для потребителя, завернутый в симпатичный фантик, который приятно взять в руки.
Модель Звезды больше подойдет тем, кто ставит во главу угла общую геометрию модели и готов пожертвовать ради этого литьем, декалью и не боится пользоваться наждаком и шпаклевкой.
Также может возникнуть вопрос "А стоит ли скрещивать обе модели для получения лучшего результата?". На мой взгляд это бессмысленно, так как геометрия фюзеляжей моделей сильно разная, и лучше потратить средства не на лишний набор пластика, а на смолу. Тем более, что скоро для модели Звезды выйдут коррекционные наборы от Вектора на капоты, рулевки, винт, патрубки. Тем самым закрыв откровенно проблемные места этой модели.
Недавно прошедший конкурс показал, что для эффектной и выигрышной модели необязательно брать самую правильную модель Мессера. В грамотных руках художника заиграют любые дрова, а неудачной окраской можно убить самую правильную модель.
А форумным Ждунам придется и дальше ждать идеальной модели Bf 109G. Ее еще не выпустили.
P.S. Это был самый тяжелый обзор из тех, что я когда либо писал и самый тяжелый из тех, что вам довелось прочитать или проскроллить до конца. Мой очередной обзор как всегда вышел длинным, скучным, унылым и неинформативным. 99,999% читателей уже наверное уснули по пути скроллинга к самому низу страницы или не выдержав мук нажали крестик в правом верхнем углу. Извините, я не смог в двух словах обмазать обе модели и с гордо поднятой головой завершить этот обзор. Нормальные моделисты за это время даже умудряются собрать модель Звезды или Эдуарда. Увы, такой я, лучше про Мессершмитт я уже не напишу.
P.P.S. Прошу не пинать меня за техническую безграмотность. Если увидите какие то неточности или ошибки - сообщите мне и я внесу коррективы в статью и картинки.
Выражаю благодарность Алексею “all” за предоставленную для обзора модель от Eduard.
"Герру Штайнхоффу" (Саша Павлов) Огромное человеческое спасибо за советы, консультации, терпение моего занудства и неграмотности в вопросах матчасти. Саня я постарался как смог с этим обзором...
Большое спасибо моему другу Антону "saigon" за картинку "форумного ждуна" и весь юмор связанный с нашими пластиковыми игрушками.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
mmoustaf в 25.03.2017 - 13:40 Согласен на модель Bf-190G за 500 рублей... :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Заходи - мне подогнали. Могу один отдать |
SilverGhost в 26.03.2017 - 01:30 Отличный обзор! Спасибо, Андрей!
Теперь я знаю, что купить, и как это доработать. А это - главное, что дает обзор моделисту. Что я для себя вынес? Эдик сделан красивее, Звезда - грубее. На первый взгляд. Но многие косяки Эдика не исправимы или потребуют несоизмеримых усилий. Клепка слишком велика, имитация полотна на рулях, на мой вкус, слишком гипертрофирована и выглядит абсолютно неправдоподобно (у Звезды полотно выглядит натуральней). Модель - в самый раз для новичков, чтоб вышло относительно красиво без приложения усилий. Звезда - грубее и имеет кучу косяков. Но все косяки исправляются куда проще, чем у Эдика. А при наличии рук из плеч, пластик Звезды дорабатывается до гораздо более красивого и правильного результата. И гораздо проще Эдика, что немаловажно. Вывод: для меня лично - только Звезда*. Но допускаю мысль, что для кого-то - Эдуард. Сугубо ИМХО. ________ * Прошу считать мой комментарий "особо сугубо проплаченным" Звездой. Хочу обратить на это внимание сотрудников отдела маркетинга Звезды, которые так и не поблагодарили меня за мой "сугубо проплаченный" обзор их модели Bf-190F. Пора бы уже и проплатить! Согласен на модель Bf-190G за 500 рублей... :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: Спасибо Саша! В принципе ты правильно уловил суть моего обзора :wink: |
Остап в 31.03.2017 - 10:08 Могу один отдать
Мансуру большое пионерское спасибо за подаренный мессер! Буду хранить как память! :mrgreen: Может, мне вообще сменить характер коллекционирования на собирательство коробочек? :roll: А что, штук 100 уже есть... ПС А мессер и вправду весь граненый. Притом, эта "огранка" видна при любом (не только контр) освещении. Первый раз вижу модель с такой поверхностью! :shock: И зачем-то поменяли оформление провиса полотна на руле направления, на 109 F (ИМХО) было более похоже на правду. |
Kunduz в 21.06.2017 - 13:45 Тема: Обзор Звезда 1/48 Bf 109G-6 vs Eduard 1/48 Bf 109G-6 late За обзор огромное спасибо. Если соберусь строить что-нибудь из 48-го, обязательно возьму "Эдуард". |
Starina в 21.06.2017 - 16:08 Пацаны, а что тут случилось? Я имею ввиду GLF. Трудно тему читать, без его постов. Зачем удалил? |
SergeiZhilinski в 18.07.2017 - 13:56 Пацаны, а что тут случилось? Я имею ввиду GLF. Трудно тему читать, без его постов. Зачем удалил?
Затроллили его, вот он и не выдержал. |
Alexander в 25.07.2017 - 13:35 Так это - хоть назовите как-нибудь.
Или это рекламная замануха? :mrgreen: |
maestro83 в 07.09.2021 - 10:22 Тема: Обзор Звезда 1/48 Bf 109G-6 vs Eduard 1/48 Bf 109G-6 late Спасибо за обзор. Очень полезно почитать. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Теперь я знаю, что купить, и как это доработать. А это - главное, что дает обзор моделисту.
Что я для себя вынес?
Эдик сделан красивее, Звезда - грубее. На первый взгляд.
Но многие косяки Эдика не исправимы или потребуют несоизмеримых усилий. Клепка слишком велика, имитация полотна на рулях, на мой вкус, слишком гипертрофирована и выглядит абсолютно неправдоподобно (у Звезды полотно выглядит натуральней). Модель - в самый раз для новичков, чтоб вышло относительно красиво без приложения усилий.
Звезда - грубее и имеет кучу косяков. Но все косяки исправляются куда проще, чем у Эдика. А при наличии рук из плеч, пластик Звезды дорабатывается до гораздо более красивого и правильного результата. И гораздо проще Эдика, что немаловажно.
Вывод: для меня лично - только Звезда*.
Но допускаю мысль, что для кого-то - Эдуард.
Сугубо ИМХО.
________
* Прошу считать мой комментарий "особо сугубо проплаченным" Звездой. Хочу обратить на это внимание сотрудников отдела маркетинга Звезды, которые так и не поблагодарили меня за мой "сугубо проплаченный" обзор их модели Bf-109F. Пора бы уже и проплатить! Согласен на модель Bf-109G за 500 рублей... :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: