Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Уже в конце 30-х годов 20-го века ведущие авиаконструкторы мира пришли к выводу, что вскоре будет достигнут потолок технических возможностей поршневых двигателей с традиционным воздушным винтом. Дальнейшее увеличение скорости и высоты полёта возможно только лишь с помощью газотурбинного двигателя, точнее, одного из его вариантов - турбореактивного двигателя (ТРД).
Работа над воздушно-реактивными двигателями, в которых для повышения давления использовался турбокомпрессор, были начаты практически одновременно в Британии и Германии, однако первым серийным турбореактивным двигателем стал JUMO-004 немецкой фирмы Юнкерс. В Советском Союзе одним из первых, ещё в 1937г., к созданию ТРД приступил А. М. Люлька, на тот момент сотрудник кафедры авиационных двигателей Харьковского авиационного института. В конце 1939 г. Архип Люлька продолжил работы по перспективному двигателю в Ленинградском СКБ-1 на базе Кировского завода. Однако, разработки были прерваны в связи с началом войны и эвакуацией СКБ на Урал.
Работа над реактивными двигателями возобновилась лишь в 1944г, когда вышло постановление правительства «О создании авиационных реактивных двигателей» и был создан специализированный НИИ-1, объединивший все КБ, работавшие над созданием реактивных двигателей.
В результате в начале 1945 г. появился первый экземпляр экспериментального реактивного двигателя С-18, созданный под руководством А. М. Люльки.
Предварительные изыскания по истребителю с двумя ТРД С-18, начатые в ОКБ П.О.Сухого в инициативном порядке, можно отнести ко второй половине 1944 года. В конце 1944 года данная тема была включена в проект тематического плана завода № 289 НКАП на 1945 год, со сроком выхода машины в декабре 1945 года. Правда, отсутствие на тот момент лётного образца двигателя С-18 привело к переводу проекта снова в разряд инициативных, к тому же, с заменой двигателей на «трофейные» JUMO-004.
Тем не менее, в октябре 1945г. эскизный проект самолёта с двумя ТРД JUMO-004, получившим в ОКБ шифр «Л», был утверждён.
В выводах заключения по эскизному проекту указывалось, что «... Летно-тактические данные... будут несколько лучше летно-тактических данных однотипно-го немецкого реактивного самолета Ме-262...». Машины и внешне должны были быть довольно похожи, однако даже при беглом сравнении можно увидеть ряд коренных отличий - таких, как расположение крыла и форма его в плане, наличие зализов в зоне сочленения крыла и фюзеляжа, эллиптическая (а не треугольная) в сечениях форма фюзеляжа и так далее.
26 февраля 1946 года СНК СССР своим постановлением утвердил план опытного самолетостроения на 1946-47 годы. Это постановление и приказ НКАП от 27 марта 1946 года обязали главного конструктора и директора завода №134 П.О.Сухого, наряду с другими самолетами, «... спроектировать и построить одноместный истребитель с двумя ЮМО-004...»
В процессе проектирования и постройки опытного экземпляра, самолёт получил заводской шифр «К» и обозначение «Су-9», были внесены многочисленные изменения в конструкцию планера, шасси, радиооборудования, а так же «трофейные» двигатели были заменены на их отечественные аналоги РД-10.
Первый полёт Су-9 состоялся 13 ноября 1946г. под управлением лётчика-испытателя Г. М. Шиянова. Испытания машины шли тяжело, многочисленные отказы двигателей и проблемы с управлением элеронами на скоростях более 480 км/ч существенно затянули процесс.
Из-за необходимых доводок и доработок конструкции самолёта заводские испытания затянулись до июля 1947г.
18 августа 1947 года самолет Су-9 передали в ГК НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. Ведущим летчиком-испытателем был назначен А.Г.Кочетков, а ведущим инженером - И.Г.Рабкин.
В процессе гос испытаний на самолёте была отработана установка двух стартовых пороховых ускорителей взлета типа У-5, которые позволяли сократить длину разбега на 45-50 % (457 м с ускорителями против 910 м - без них). Стартовые ускорители тягой по 1150 кг, работавшие в течение 8 с, монтировались по бортам фюзеляжа за задней кромкой крыла. Специальные замки обеспечивали автоматическое сбрасывание ускорителей после их выключения. Отрабатывалась так же и установка парашютной тормозной системы, в сочетании с тормозными щитками позволившая сократить пробег после посадки почти вдвое.
Прорабатывалась возможность установки на «Су-9» бортовой РЛС «Торий», превращавшей самолёт во всепогодный истребитель-перехватчик.
В целом нужно отметить, что на этом самолёте впервые в СССР были отработаны целый ряд новых направлений развития авиационной техники:
18 декабря 1947года государственные испытания были успешно завершены, однако самолёт в серийное производство так и не пошёл, предпочтение было отдано более перспективной конструкции - МиГ-15.
Модель первого реактивного самолёта КБ П. О. Сухого в масштабе 1: отлита из полиуретановой смолы российской модельной фирмой Prop&Jet, и является, судя по всему, единственной производящейся сейчас моделью этого самолёта.
Отливки светло-серого цвета практически без следов облоя, с гладкой и ровной поверхностью, не требующей дополнительной обработки. Воздушные пузырьки в поверхностном слое отсутствуют. Расшивка внутренняя и весьма тонкая. Крыло и центроплан отлиты одной деталью, что позволило решить проблему получения тонкой задней кромки крыла.
Ввиду того, что модель из полиуретановой смолы довольно тяжёлая, стойки шасси дополнительно армированы стальной проволокой в процессе отливки, для достижения большей жёсткости и прочности. Фонарь кабины вакуумформированный, в наборе имеется два одинаковых экземпляра. Имеется в комплекте и декаль, которая ограничена только красными звёздами, каких либо тактических номеров и других надписей единственный лётный экземпляр этой машины не нёс.
Инструкция по сборке модели отпечатана на двух листах формата А4 и содержит достаточно подробные рисунки этапов сборки и окраски модели.
Собственно сборка модели из полиуретановой смолы в данном случае не особенно отличается от сборки обычной пластиковой модели, за исключением использования цианокрилатного клея. «Ванна» кабины пилота и ниша передней стойки шасси устанавливаются на свои места в уже окрашенном и тонированном виде, что требует определённой аккуратности.
Таким же образом собираются и гондолы реактивных двигателей.
Стоит отметить, что для окраски кабины в интерьерный серо-металлический цвет «А-14» был использован водорастворимый акрил производства «Акан», сопла и воздухозаборники двигателей окрашивались различными металликами «Allclad 2».
После установки на своё место ниши шасси, всё свободное место над ней было заполнено свинцовыми шариками - рыболовными грузилами, как это требуется делать практически со всеми моделями самолётов с передней стойкой шасси. Тут нужно отметить, что для закрепления свинца не стоит использовать цианокрилат, со временем он вступает в химическую реакцию со свинцом и выделившиеся продукты распада могут просто разрушить модель. В данном случае я воспользовался эпоксидной смолой для закрепления свинцовых грузов
Дальнейшие работы по соединению половин фюзеляжа, монтажа крыла, мотогандолл и горизонтального оперения особенностей не имеют, но требуют определённой аккуратности и точности позиционирования деталей перед приклеиванием, ошибок на данном этапе цианокрилат практически не прощает. Но если всё сделано аккуратно, шпаклевание и последующая шлифовка с восстановлением утраченной расшивки практически не понадобится.
Посадочное место фонаря кабины практически ровное, что существенно упрощает подгонку и монтаж вакуумформованного фонаря, да и запасная деталь может добавить уверенности в своих силах недостаточно опытному моделисту. Главное тут не слишком увлекаться и не забыть перед приклеиванием фонаря поставить на свои места прицел и кресло пилота
Перед покрасочными работами фонарь кабины был замаскирован тамиевским скотчем.
После грунтования на модели была имитирована клёпка риветтером производства «RB Productions».
Поскольку прототип модели имел комбинированную окраску «серебрянкой» и часть деталей, главным образом капоты и воздухозаборники, в «чистом» металле, модель окрашивалась различными оттенками и цветами металликов «Allclad 2» для получения «листового» эффекта.
В качестве грунта использовалась обычная грунтовка белого цвета от того же производителя, обеспечившая вполне удовлетворительную адгезию к полиуретановой смоле, чёрный глянцевый грунт не использовался, так как фактура поверхности не требовала имитации полированного металла. На фото прототипа на воздухозабор-никах можно разглядеть незначительные остатки краски, по всей видимости, RLM-04, доставшиеся «по наследству» от «трофейных» двигателей JUMO-004, они также были имитированы легкими мазками кистью водорастворимым акрилом соответствующего цвета.
Отдельно окрашивались детали шасси, стволы пушек и пулемётов, ПВД, колёса и стартовые ускорители - акрилом «Акан» и металликами «Allclad 2».
На следующих этапах работы модель была покрыта слоем глянцевого лака «Future», выполнена смывка жидкостями «Ammo MIG» «Air weathering set» и нанесены декали опознавательных знаков.
В качестве финишного покрытия использовался полуматовый лак на основе «Future» с матирующей добавкой от «Gunze». После нанесения минимальных следов эксплуатации различными сухими пигментами была произведена окончательная сборка модели, установлены на свои места все мелкие детали.
Завершающими штрихами в работе над моделью стал монтаж проволочной антенны из эластичной нити «Хообби+» и покрытие фонаря кабины слоем «Future» мягкой кистью для повышения степени его прозрачности.
В заключение могу сказать, что работа над этой моделью доставила мне немало удовольствия и не вызвала особых затруднений, на мой взгляд, с ней достаточно легко справится моделист без большого опыта работы с наборами из полиуретановой смолы.
Александр Гришин
Redstar_72 в 06.09.2015 - 17:12 Отлично! |
AleksGRI в 06.09.2015 - 20:19 Приветствую, коллеги!
Вроде он так полированно не блестел... Да вроде бы и не блестит, почти 30% матовой основы в Футуре, в финишном слое. С копипастом в начале статьи перебор, нет? Нет там копипаста, статья писалась в расчёте на бумажную публикацию, и редакции за этим следят строго. Другое дело, что информации по самолёту не так и много, так что любые исторические справки выглядят одинаково. Что интересно, статья в итоге вышла в сентябрьском "SCALE AIRCRAFT MODELLING" вообще без моей короткой справки, а с отдельной статьёй другого автора по истории создания Су-9 и Су-11. Воздухозаборники охлаждения сопел проточить не получилось? Честно говоря, не вижу особого смысла, они и так в смоле сделаны достаточно аккуратно. Очень-очень интересует следующий момент: AleksGRI писал(а): Завершающими штрихами в работе над моделью стал ........... и покрытие фонаря кабины слоем «Future» мягкой кистью для повышения степени его прозрачности. Вот тут, если можно, просветите, пожалуйста. Интересуют все подробности. В частности, маски на переплет наносили или нет? Или просто так аккуратненько, стараясь не заступить на переплет это делалось? Кисть какого размера? Какие-нибудь еще особенности этой операции? Какие маски, зачем? Всё предельно просто, берём обычную круглую кисть -"колонок" №2 и аккуратно наносим футуру, стараясь переплёт не задевать. Если задели, ничего страшного, это практически незаметно. Единственный нюанс - на весь процесс у Вас есть секунд 10, дальше футура начинает полимеризоваться, если её в этот момент тронуть, останутся потёки и заметные дефекты. Если "накосячили" - дефекты удаляются раствором нашатыря, или самой футурой :wink: |
DimaADA в 06.09.2015 - 22:41 Какие маски, зачем? Всё предельно просто, берём обычную круглую кисть -"колонок" №2 и аккуратно наносим футуру, стараясь переплёт не задевать. Если задели, ничего страшного, это практически незаметно. Единственный нюанс - на весь процесс у Вас есть секунд 10, дальше футура начинает полимеризоваться, если её в этот момент тронуть, останутся потёки и заметные дефекты. Если "накосячили" - дефекты удаляются раствором нашатыря, или самой футурой Wink
Понял :cool: За подробности спасибо. |
tolthe1st в 06.09.2015 - 23:22 Какие маски, зачем? Всё предельно просто, берём обычную круглую кисть -"колонок" №2 и аккуратно наносим футуру, стараясь переплёт не задевать. Если задели, ничего страшного, это практически незаметно. Единственный нюанс - на весь процесс у Вас есть секунд 10, дальше футура начинает полимеризоваться, если её в этот момент тронуть, останутся потёки и заметные дефекты.
Вот тут вопрос: а в чем смысл обработки фонаря после завершения работы? Почему бы не окунуть фонарь целиком в футуру ДО начала работ - так и внутренние дефекты уходят. Потом его аккуратно на бумажное полотенце для кухонь уложить торцом, который потом будет приклеен к фюзеляжу. Я накрываю все это стеклянной банкой на период высыхания, чтобы пыль не оседала. Но допускаю, что я чего-то не уловил в Вашем способе. Пожалуйста, разъясните С уважением Анатолий |
Beloruss в 07.09.2015 - 02:15 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Су-9(К) Реактивный первенец ОКБ Сухого Хорошо сделано! |
DimaADA в 07.09.2015 - 03:03 Вот тут вопрос: а в чем смысл обработки фонаря после завершения работы? Почему бы не окунуть фонарь целиком в футуру ДО начала работ -
Отвечу свою версию. Окунать до начала работ можно, но потом в процессе работ фонарь подвергается всяким воздействиям. Ну например, я клею маски на фонарь. Скотч имеет клеевой слой, он может на лаковой поверхности остаться, и его надо будет удалять, может даже с применением чего-нибудь эдакого по типу тиккуриловского уайт-спирита. Химия будет воздействовать на поверхностный слой футуры. А вдруг какая реакция произойдет? Далее. Банально во время работ с моделью какая-нибудь потертость возникнет, или царапина. Вот я лично, чего так заинтересовался этим вопросом. Сейчас делаю Ф-15, а у меня на фонаре маленькая потертость есть. Фонарь вакуумный, и полировать такой фонарь очень тяжело (пластиковые фонари почему то в разы легче полируются). Поэтому для меня очень актуальным был вопрос о том, как коллега в заключении работ с моделью фонарь футурой обрабатывал. А вот до начала работ с фонарем у меня вообще нужны в покрытии фонаря футурой не было, так как он у меня весьма качественный. |
AleksGRI в 07.09.2015 - 08:27 Вот тут вопрос: а в чем смысл обработки фонаря после завершения работы? Почему бы не окунуть фонарь целиком в футуру ДО начала работ - так и внутренние дефекты уходят. Потом его аккуратно на бумажное полотенце для кухонь уложить торцом, который потом будет приклеен к фюзеляжу. Я накрываю все это стеклянной банкой на период высыхания, чтобы пыль не оседала.
Но допускаю, что я чего-то не уловил в Вашем способе. Пожалуйста, разъясните Я для маскировки фонаря обычно использую либо тамиевский скотч, либо жидкий маскол на основе клея БФ-6. И тот и другой способ оставляют на футуре трудно удаляемые следы, да и дефекты покраски тонкого переплёта иногда приходится корректировать. Так что мне удобнее наносить футуру на фонарь после завершения всех работ над моделью. На внутреннюю поверхность фонаря футуру наношу только при реальной необходимости, если фонарь откровенно мутный и отполировать его не возможно. Давно заметил, что на покрытый футурой изнутри фонарь гораздо охотнее липнет оставшаяся в кокпите, несмотря на все старания её удалить, пыль, причём липнет "намертво". |
Usatiymen в 11.09.2015 - 09:59 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Су-9(К) Реактивный первенец ОКБ Сухого Мастерски! Великолепная модель! |
борис в 05.11.2015 - 00:14 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Су-9(К) Реактивный первенец ОКБ Сухого Отличная работа |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|