Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Так уж вышло, что в свое время я несколько лет проработал в автомобильном журнале. Потом еще несколько лет писал обзоры на автомобильную тематику. Потому время от времени рассуждаю категориями мира машин. Вот и в этом случае возникает желание провести аналогию между автомобилями и моделизмом.
Все автомобили по их применению можно было бы разделить на три большие категории. Первая – машины просто для езды. Это самая большая группа, в которой машины используются по прямому назначению – перевозят пассажиров и грузы из пункта А в пункт Б. Сюда я б отнес продукцию таких компаний, как Nissan, Toyota, Peugeot, Citroen, Opel, Volkswagen, Ford и другие. Вторая группа – машины для «секоса». В отличие от первой группы автомобили из этой не столько перевозят пассажиров и грузы, сколько кочуют, причем далеко не всегда своим ходом, из гаража на СТО и обратно, и заставляют своих владельцев заниматься «интимом» с ними, т.е. не столько ездят, сколько находятся в ремонте. Это вам и продукция всем известного АвтоВАЗа, и отечественного ЗАЗа. Ну и наконец третья группа – статусные авто. Они предназначены не столько для перемещения пассажиров с одного места в другое, сколько для того, чтобы демонстрировать статус своих владельцев. И по большому счету место им где-нибудь в музее, как и другим произведениям искусства, чем на дорогах массового пользования. Понятное дело, речь идет об авто иаких марок, как Rolls-Royce, Bugatti и Bentley.
Все тоже самое и в мире моделей. Есть модели для сборки, производимые Airfix, Hasegawa, Academy, Trumpeter, Звезда и многие другие. Есть модели для «любителей острых ощущений» - это разного рода вакушки и продукция ЮМТК и А-модел. Есть и статусные модели, к которым можно смело отнести продукцию таких производителей, как Prop&Jet и Vector.
Вот о модели от Prop&Jet сейчас и пойдет речь.
Имею на руках недавно вышедшую модель одного из первых советских опытных реактивных самолетов Сухого – Су-9(К). Сам по себе прототип представляет определенной интерес, потому имеет смысл и о нем сказать несколько слов.
…Одним из первых в Советском Союзе к созданию ТРД приступил А.М. Люлька - сотрудник кафедры двигателей Харьковского авиационного института. Вместе со своими сподвижниками он разработал в 1937 году проект "Ракетного турбодвигателя" РТД-1 с тягой в 500 кгс. Ученый Совет ХАИ невысоко оценил проект необычного двигателя, но все же рекомендовал направить автора с материалами проекта в Москву.…
22 мая 1944 года состоялось постановление правительства "О создании авиационных реактивных двигателей", один из пунктов которого предписывал начальнику НИИ-1 П.И. Федорову и конструктору А.М. Люльке построить экспериментальный газотурбинный ВРД со статической тягой 1250 кгс и предъявить его на заводские испытаний к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было, решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений №165 развернули опытно-конструкторскую базу по изготовлению реактивных двигателей. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального ТРД С-18, спроектированного группой А.М. Люльки.
В начале 1945 года 7 ГУ НКАП СССР утвердило план I квартала со сроком завершения работ по реактивному истребителю к 1 марта 1946 года, но во II и III кварталах тема была исключена из плана, и работа по ней опять перешла в разряд инициативных. К тому же, отсутствие летного образца двигателя С-18 вынудило проектировщиков использовать трофейный двигатель Jumo-004.
В октябре 1945 года эскизный проект самолета с двумя ТРД Jumo-004, получивший в ОКБ шифр "Л", был утвержден 7 ГУ НКАП СССР, а в середине декабря - главным инженером ВВС КА.
Согласно эскизному проекту, самолет предназначался для ведения активного воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника в прифронтовой зоне и представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехколесным убирающимся в полете шасси.
В процессе проектирования и постройки опытного экземпляра самолета, получившего заводской шифр "К" и обозначение Су-9, в его конструкцию внесли ряд изменений, в основном коснувшихся планера самолета, шасси и оборудования, а взамен трофейных немецких двигателей Jumo-004 установили их отечественные аналоги - РД-10…
Более подробно о прототипе можно почитать в Интернете.
Вернемся к самой модели. До сих пор модель Су-9 в пластике, насколько мне известно, не производилось. Несколько лет назад компания Микромир анонсировала модель в 1/72 масштабе, но что-то у них не заладилось, и модель до сих пор так и не появилась. Зато вышла модель в смоле.
Коробка довольно компактная и имеет следующие размеры 220х150х30. Верх и низ из обычного картона. Очень ненадежная для хранения и особенно для пересылки. Мне модель пришла в стандартной почтовой коробке, но даже это не спасло упаковку от повреждений: почта в очередной раз «отличилась». Хорошо еще, что хоть сама модель была упакована в защитную пленку с пупырышками и не пострадала.
Боксарт. На коробке размещено одно из известных фото Су-9(К). Вполне нормальное решение, ибо, как говорит поговорка: «Масло в рекламе не нуждается, это маргарину требуется реклама». Потому в данном случае зрелищность коробки большого значения не имеет.
На коробке также размещены логотип компании, название летательного аппарата на английском и русском языках Сухой Су-9(К)/Sukhoi Su-9(K). Здесь же размещена надпись на русском и английском языках «Сборная модель из полиуретановой смолы. Для опытных моделистов/Limited edition polyurethane resin kit, For experienced modelers». Также указан масштаб модели 1/72. На торцах дублируется информация с верха и указан номер модели по каталогу 72218. На одной боковине указан масштаб и название модели на русском языке «Су-9(К). Опытный истребитель П.О. Сухого». На второй боковине идет предупреждение на русском и английском языках: «Набор содержит мелкие и хрупкие детали. Не предназначен для лиц моложе 14 лет/ This kit contains small and fragile parts. Not suitable for persons age under 14 years old», Надпись «Сделано в России/Made in Russia» и логотипы Prop&Jet и Scalemodels.ru.
В коробке четыре пакета с клапанами с деталями из полиуретановой смолы, два ваку-фонаря в отдельном пакете, инструкция и декаль с защитным слоем.
Инструкция представляет собой распечатку на двух листах формата А4, сложенных вдвое. На первой странице размещена информация о прототипе на русском языке. На второй странице дается предупреждение относительно работы с полиуретановой смолой, ЛТХ прототипа и перечень деталей. На третьей странице дается схема смоляных деталей с их нумерацией. Четвертая-седьмая страницы - инструкция по сборке модели, на восьмой странице - схема окраски и схема нанесения декалей.
Все довольно четко и понятно, за исключением, пожалуй, пункта сборки шасси на шестой страницы. В этом месте произошло явное перенасыщение информацией, потому довольно непросто разобраться, что к чему.
В этом же пункте производитель предлагает из тянутого литника сделать упор под щиток размером 3 мм длиной и примерно 0,2 мм диаметром. Из обсуждения на форуме становится ясно, что отлить из смолы такие мелкие детали довольно проблематично, чтобы при этом они сохранили свои свойства и не поломались. Могу, конечно, ошибаться, но и детали из тянутого литника с такими параметрами вряд ли будут надежными. Думается мне, что лучше сделать их из отрезка инсулиновой иглы или трубки соответствующего диаметра. Наверняка получится куда надежнее.
Декаль небольшая, ее размеры 85х40 мм. На ней даны два комплекта звезд, один с двойной красно-белой окантовкой, второй с одинарной красной окантовкой. Причем декаль сразу на две модели, на Су-9(К) и Су-11(ЛК). При этом комплект с красно-белой окантовкой идет на Су-11(ЛК). В принципе, для модели экспериментального самолета, на котором не было никакой графики или заметной технички, вполне достаточно. Декаль отпечатана на Бегемоте, так что в качестве печати сомневаться вроде как не приходится.
Смола светло-серого цвета. Имел возможность сравнить со смоляными конверсионными и афтемаркетными наборами от NeOmega, Olimp Resin, ARMORY, Aires и некоторыми другими, и должен заметить, что смола от Prop&Jet по своим качествам не похожа на многие видимые мной смоляные наборы. Мелкий облой присутствует, и он имеет свойство откалываться, но в отличие от других производителей, эта смола выглядит довольно прочной и более всего схожа на продукцию Aires. Слышал мнение, что смола от Prop&Jet обрабатывается так же легко, как и пластик. Потому в этом плане моделист вряд ли заметит существенную разницу. Также слышал мнение, что и стыкуемость моделей Prop&Jet такая, что применять шпатлевку практически не потребуется. Тем не менее, есть и отличие – для сборки модели из полиуретановой смолы требуется циакриновый клей, а это означает, что придется тщательно обрабатывать детали до их склеивания, поскольку после приклеивания вряд ли будет возможность внести исправления.
Крой очень тонкий и я давно не видел такого аккуратного кроя. Есть единственное опасение, как бы после грунтовки и окраски он не пропал. Деталировка поражает своей проработкой и ажурностью.
Детали разделены по пакетам.
Первый пакет – половины фюзеляжа. Питатели очень тонкие и, думаю, проблем с отделением деталей возникнуть не должно.
Второй – крыло, отлитое одной деталью. Такой вариант позволяет сразу задать правильный угол плоскостей. Кроме того, в этом случае задняя кромка крыла будет настолько тонкой, насколько это вообще возможно, и пропадает потребность ее стачивать.
Третий – стабилизаторы, поворотная часть киля, колеса, створки ниш шасси, мелочевка. Стойки армированы стальной проволокой, потому наверняка достаточно прочные и смогут выдержать вес модели. Конечно, если не пытаться их разломать специально. В принципе, в качестве перфекционизма я б еще стволы пушек заменил бы на трубки подходящего диаметра. Это еще больше оживит модель.
Четвертый – детали двигателей, пороховые ускорители, передняя ниша шасси, кабина пилота и кресло. Где-то на форуме проскакивала информация, что в скором времени должны еще выйти двигатели в раскапотированном состоянии. Но и без дополнительной опции все выглядит вполне пристойно.
Пятый – два ваку-фонаря (второй – запасной). Как и положено ваку-фонарям, оба тонкие и прозрачные. А отдельный пакет защищает их от повреждений и царапин.
Наконец-то начинаю понимать любителей смоляных моделей. Настолько тонкой, проработанной модели до сих пор я еще не встречал. Насколько могу судить, если шпатлевка и потребуется, то разве что в месте крепления крыла к фюзеляжу и в местах крепления двигателей к крылу. Кстати, слышал мнение человека, который уже собирал эту модель. По его словам, это сплошное удовольствие: два вечера на сборку и два – на покраску. Поверим на слову человеку, для кого сборка модели – пройденный этап.
А вот любителей вкладывать модели в чертежи должен огорчить: в данном конкретном случае этот номер не пройдет по простой причине – на Су-9 просто нет нормальных чертежей. Чтобы подтвердить это утверждение, я просто наложил имеющийся чертеж из монографии «Первые реактивные истребители Сухого» издательства Polygon на фото прототипа. И сразу же выясняется, что чертеж заметно длиннее, причем в хвостовой части за счет чрезмерной ширины самого киля. При этом стабилизаторы уже, чем надо. Также бросается в глаза, что двигатель на чертеже заметно короче того, что на фото. А крыло, соответственно, уже. Я спросил Мусу по этому поводу, и он ответил, что так и есть, нормальных чертежей на данный самолет не существует. И для изготовления модели ему пришлось заново рисовать графику по имеющимся фото. Так что прикладывать модель к имеющимся чертежам попросту бессмысленно. Ну а если кто и не верит, пусть сам проверяет.
Ну и несколько фото собранной модели с сайта сайта Prop&Jet.
Эта модель явно из числа тех, которые непременно нужно иметь в своей коллекции. Но чтобы заполучить ее в свою собственность, недостаточно просто иметь на это желание или определенную сумму денег в кошельке. Нужно еще обладать и определенным статусом в модельном мире.
Поскольку я не считаю себя достойным моделей такого уровня, да и не имел пока что опыта работы со смоляными моделями, то по договоренности с производителем я передаю ее человеку, который проведет он-лайн сборку и по ее окончании опубликует детальный обзор.
Выражаю благодарность Мусе Зекорееву за предоставленную для обзора модель.
Павлыгин Александр (foxbot).
![]() Тема: Обзор Prop-n-Jet 1/72 Су-9(К) - Модель для гурманов Я про этот Су-9 прочитал в каком-то из номеров "Моделиста-конструктора" в начале 80-х. И потом, читая про перехватчик Су-9 (Т-3), впадал в некоторое недоумение, пока не разобрался что аэропланов Су-9 было два. |
![]() Саша, у меня есть маленькая придирка к твоему в остальном очень полезному и хорошему обзору. Как человек, потративший много часов на попытки воссоздать облик самолета по фотографиям, могу с уверенностью заявить, что вот такое наложение чертежа на фото очень проблематично в силу неизбежно присутствующих на фото искажений, степень которых будет зависеть от фокусного расстояния. Грубо говоря, чем ближе мы присунулись к самолету с нашим объективом, тем больше будут искажения, а именно, в данном случае, тем меньше будет казаться киль. Что мы и наблюдаем, похоже. Но это так, записки на полях шляпы. :)
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_8037_1420886679_Su-9K_55.jpg.html |
![]() Спасибо за отзывы!
А вот вопросик, в статье написано, что в дальнейшем будущем выйдут допы в виде раскапотированного движка. А зачем? Честно говоря, для меня самого это новость. Раскапотированные РД-10 в мои планы до сих пор не входили. Речь шла об РД-500 для серии 174-Ла-15-180 и т.д. |
![]() Bubnov
Забавный магазин... регистрация у них не работает... из контактов только телефон.... Похоже,глючит что то у них. Да и до 11 они не работают. |
![]() Bubnov
Ага, зато заказы с 15% скидкой до 11 числа принимают))) Ну это видать только для своих, зарегистрированных. Интересная модель. Больно похож на Ме-262. Спасибо за обзор. |
![]() Bubnov
Ага, зато заказы с 15% скидкой до 11 числа принимают))) Ну это видать только для своих, зарегистрированных. . Да нет, глючит. Попробуйте выбрать в корзину без регистрации и оформить заказ. Так все работает вроде б . Все равно потом ребята с вами свяжутся для потверждения. |
![]() Интересная модель. Больно похож на Ме-262.
На самом деле кстати не похож. Разве что двигателями, в фюзеляже и крыльях нет ни одного сходного сечения. Схема сходная, но они отнюдь не родные близнецы-братья. Максимум, двоюродные. Отсюда дополнительный бонус в модели - можно поставить рядом всю троицу - Ме-262, Кикку и Су-9. Модель отличная, но я пока не готов свою мучить )) |
![]() ......................... Больно похож на Ме-262. .............. Я бы сказал, что несколько (!) похож на Не-280. Я свой сделал ("из коробки", это во-первых беспроблемно, во-вторых более, чем достаточно, там "все включено", что нужно), получив массу удовольствия и от процесса и от результата. Жду Су-11. :wink: Добавлено спустя 9 минут 14 секунд: ..................................Он хорошо бы смотрелся в камуфляже каком-нибудь. ................................ Его родной брат, Су-11 - будет! :wink: :wink: Скорее всего в АМТ-11 - АМТ-12 (по периоду правильнее, хотя в мелкий 4-6 было бы красивее). Я заказал себе два Су-11. :wink: :wink: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тема: Обзор Prop-n-Jet 1/72 Су-9(К) - Модель для гурманов
Только вот прочитав, что этому "знатному благотворителю" автор модели ее передал .... В общем , чуть перефразировав : Никакого бизнеса, только эмоции. Как то так.