Вот вы как хотите, а я динозавров, при всем моем неравнодушии к палеонтологии, не люблю. Попса! Нам ближе брахиоподы, криноидеи и прочие трилобиты! Так что вымерли динозавры – туда им и дорога! И ежели кого из всей мезозойской фауны жалко, так это аммонитов (вкусны были, гады!) и летающих ящеров – морская авиация, однако…
Вот собственно о морской авиации мы и будем говорить. Как летающие ящеры дали уже в конце своей истории гигантские формы с размахом крыла как у того же 109-го «мессершмитта» (самые большие летающие животные всех времен!), так и летающие лодки в ходе истории явно демонстрировали тягу к гигантизму. Останки гигантских летающих ящеров периодически находят в меловых отложениях на территории США, там же, в Штатах, некогда обитало и то железное чудовище, которому посвящена эта статья.
Звался монстр Tradewind, что на русский переводится как “Пассат”. Слово тоже не наше, и капитаны типа Головнина или Крузенштерна нет-нет, да и называли это явление “торговыми ветрами”. Да уж, ветра эти способствовали торговле как никто – благодаря этим тропическим воздушным потокам и Америку-то Колумб открыл! Являясь частью гигантской машины планетарного термопереноса, пассаты почти непрерывно дуют по направлению к экватору, но с отклонением к западу – сказывается вращение Земли. Так что спустился до 30 градуса широты, поднял паруса – и попер на запад, как заведенный! Пассатами пользовались и знаменитые чайные клиперы - преимущественно по пути домой, в Англию, а на восток их гнали ветры южных широт – другого “кольца” атмосферной циркуляции.
В общем, аэроплан с названием Tradewind боевым не мог быть никак. А он и не был, (хотя поначалу из него хотели сделать патрульный самолет), довольствуясь скромной ролью транспортника и заправщика. Разработка самолета началась уже после войны, задачей было создание современной летающей лодки с такими “фишками”, как крыло с ламинарным профилем и турбовинтовые двигатели. Фирма Convair с этим справилась, и весной 1950 года (кто хочет это дело отпраздновать, скажу дату – 18 апреля) четырехмоторный гигант XP5Y-1 поднялся-таки в воздух. Вот только флот США к этому времени решил сконцентрироваться на сухопутных дальних патрульных самолетах и летающих лодках поменьше, вроде “Марлина”, и в этом качестве XP5Y-1 уже не был ему нужен. Пришлось превращать его в транспортник под индексом R3Y-1, тем более что после Инчона амфибийные операции стали навязчивой флотской идеей. В такой конфигурации машина и пошла в серийное производство.
Это был настоящий «динозавр», достойный наследник летающих ящеров – размах крыла более 44 метров, длина 42.5 метра, масса - почти 75 тонн! Посредством четырех движков Allisson T-40 гигант разгонялся до 600 км/ч – куда там какой-то «Каталине», «Коронадо» или «Маринеру»! На борт машина могла брать не то 22, не то 24 тонны полезной нагрузки, в пассажирском варианте – чуть более сотни пехотинцев с полной амуницией. Вся эта орава забиралась внутрь через люк за крылом, что в процессе высадки было несколько неудобно: без лодки выбраться на берег, не замочив ног (а то и окунувшись с головой), не получалось. И тогда появился R3Y-2, у которого загрузка и выгрузка шла еще и через откидывающийся вверх люк в носовой части - как на «Руслане». Концепция же использования скорее напоминала экраноплан «Орленок» - высадка десанта прямо на побережье, отчего американы гордо называли такие «Трейдвинды» «летающими десантными баржами». Как и баржа класса LST, R3Y-2 мог перевозить и джипы, и пушки, и легкие тракторы. Но…
Хотя на учениях все проходило неплохо, стратеги понимали, что в боевых условиях морское чудовище от Convair – не самое лучшее решение. Баржа – штука дешевая и проверенная временем. Выпихнул ее на полном ходу на пляж, выгрузил народ, и облегченное суденышко само сходит с мели. Ну а не сходит – не такая уж и великая потеря. Но когда на берегу “обсыхает”, не в силах выйти обратно в море, несмотря на работу на реверсе всех двигателей, громадная и дорогая летающая лодка – это проблема, тем более что как мишень она куда более привлекательна для противника, нежели LST. Если днище самолета получит повреждения, он тоже, возможно, не сможет взлететь и будет обречен. А ежели осторожничать и не выбрасывать самолет, как баржу, на берег, а оставить слегка на плаву, удерживая его на месте тягой двигателей, тогда высадка десанта, с учетом прибоя, становится делом сложным и опасным. Ведь пилот вообще не имел обзора вперед при поднятом носу самолета!
Тогда «Трейдвинды» модифицировали для выполнения еще одной задачи – дозаправки палубных самолетов в воздухе. Одновременно стало возможным подкармливать до четырех «Бэнши» или «Кугаров», но на практике сложность обеспечения передового базирования крупных летающих лодок перевешивала все их достоинства. А что вы хотите, если для извлечения гиганта из воды и выкатывания на пандус (например, для ремонта) требовалась специальная самодвижущаяся тележка с четырьмя моторами! Это вам не «Марлин», которого без особого труда поднимет на борт кран плавучей базы…
Но главной проблемой были моторы самого «Трейдвинда». T-40, точнее, их редукторы, были не слишком надежными, пару раз случалось, что винты просто отваливались в полете! В итоге всего, включая два опытных XP5Y, была изготовлена чертова дюжина “Трейдвиндов”, транспортники служили в эскадрилье VR-2, но недолго – всего пару лет. Из-за проблем с двигателями было потеряно четыре самолета (включая один из прототипов), и в 1958 году все «Пассаты» были списаны. Какая ирония – их концептуальный предшественник и сослуживец по VR-2, тоже большой и четырехмоторный, но гораздо более технологически примитивный (довоенная разработка!) и малочисленный (всего 7 штук) Martin PB2M/JRM Mars, благодаря наличию вполне надежных поршневых движков протянул на должности “летающиего пожарного” несколько десятков лет! Вот тебе и супер-пупер-турбопроп…
Итак, «Tradewind”, аки птеранодон какой, умер. Но забыть характерный облик одной из самых больших и “стильных” летающих лодок не сможет никто из тех, кто его видел – даже на фотографии! А для тех, кто особенно тоскует по вымершему гиганту, есть его маленькая моделька.
Учитывая нетрадиционный масштаб – 1/166 – модель, сделанная в незапамятные времена (1956 год, еще при жизни прототипа!) фирмой Revell, годится преимущественно в качестве сувенира. Собственно, эта мысль подчеркивается уже оформлением коробки – опосля сборки нам предлагается аккуратно вырезать из нее репродукцию картины Кена Смита «Invasion Landing” (типа, “Вторжение”, по нашему), вставить ее в рамочку и повесить на стену. Меня такой подход сильно умилил, прямо-таки ощущаешь аромат старых добрых 50-х…
И инструкция та же, старая, точнее, ее новодельная копия. Оригинал изготовлялся, как явствует из сопроводительной надписи, в США методом литографии (это вам не ксерокс!!!), а новодел – опечатан по современной технологии в Германии.
Содержательная часть состоит не только из исторической справки и схемы сборки в картинках, но и текстовых наставлений по склеиванию (или, наоборот, не склеиванию) деталей, так что ошибиться будет сложно даже тому, кто не делал этого ни разу в жизни. Но вот идея красить все детали ПЕРЕД сборкой –это для меня стало открытием…
Еще заинтересовал меня указаный в инструкции номер патента. Интересно, на что он – на модели вообще или на конкретную реплику “Трейдвинда”?
При взгляде на содержимое коробки так прямо комок к горлу подкатывает и слезы на глаза навертываются – ностальгия!!! Ну боже мой, где, кроме как в архаике того же Revell” или, скажем, “Хока” вы увидите эту чудную клепку и надписи-опозновательные знаки, выполненные расшивкой? Разве у не менее легендарного “ФРОГа”, в его раннних работах...
А этот темно-синий пастик? Он ведь неспроста, он – чтоб не красить! Тут вспоминается “великий и ужасный”, но ныне покойный “Matchbox” – хотя и до него, и после многие фирмы лили (и льют) модели американских морских самолетов эпохи Sea Blue (1945-1956) в синем полистироле...
Деталировка – на минимуме. Корпус, крыло, винты (8 штук – они ж соосные, по два на мотор), поплавки и их подкосы, отдельно поднимающийся (если все сделать по инструкции) нос, пандус и радиолокатор. Остекления нет как факт – только дырки под него. И еще подставочка в виде гребня волны – что еще надо модели легендарного самолета, чтобы занять свое место на письменном столе?
О точности этой модели говорить грешно, даже мне. ЭТО R3Y-2 TRADEWIND!!! Он похож на себя внешне, и этого для такого антиквариата вполне достаточно. Взявшись рассуждать о копийности, вспомните о времени, когда создавалась пресс-форма, и вопросы отпадут сами собой – в те годы Враг с лозунгом «Делайте дерьмо, все равно купят!» еще не овладел душами разработчиков моделей. Если что-то в этом «Трейдвинде» не так, то это потому, что «Ревеллу» не была доступна никакая дополнительная информация по этой машине – поди, все еще секретно было! Если нет деталировки – так это потому, что технологически это сделать было сложнее, чем доверить ее изготовление моделистам. Да, «бедненько, но чистенько» – а вы хотели гламурной роскоши?! И чтоб травло-смола-маски-прочее фуфло? Да это ж то же самое, как какой-нибудь извращенец накинул бы на Венеру Милосскую пеньюар! Побойтесь богов!!! Ревелловский «Tradewind», , буде он вам достанется, должен оставаться в своей первобытной простоте, хотя, думаю, немного среди нас умельцев, которые сумеют собрать его и не испортить всю эту клепку.
Нанесение декалей (хотите на голый пластик, хотите после покраски) – процесс в данном случае нетривиальный. Дело в том, что посадочные места под них отмечены прямо на модели внешней (хвала Волосатым богам! А то американы тогда могли все внутренней сделать) расшивкой – и надписи, и опознавательные знаки (ограничительные полосы на фюзеляже, увы, сделаны «траншеями»), причем на последних еще и фактура поверхности сделана особая, чтоб их темно-синий цвет отличался от общего фона самолета. Сохранить это при нанесении декалей, видимо, не получится –на неровную поверхность они если и лягут, то с трудом. Значит, надо все же зачищать…
Для тех же «сухарей», которые не в силах проникнуться духом середины ушедшего XX столетия, и захотят сделать модель покопийнее, придется рекомендовать сточить всю клепку и «трафареты», зашпатлевать внутреннюю расшивку и прорезать ее по новой, а потом… Вот что делать потом, после покраски модели (цвета указаны в инструкции, правда, на верхней поверхности крыла и горизонтального оперения должны быть еще белые ограничительные полосы – смотри фото), я не знаю. Потому как и надписи, и опознавательные знаки в декали, скажем так, отличаются от того, что было на реальном самолете под номером 6 (он же BuNo 128450, первый R3Y-2) во время испытаний. Фото этого аэроплана можно найти и в интернете, и в книжке Стива Гинтера из серии Naval Fighters за номером 34 (да хотя бы и на обложке), и вот что-то никакого пеликана на хвосте в тех фотках, которые я видел, не заметно. Нет его и среди “тафаретов”, ибо он является плодом фантазии художника, картиной которого мы любовались на коробке модели. Хотите – лепите, но лучше не надо: пусть картина останется картиной, а модель моделью. Все остальное в принципе можно попытаться подобрать летрасетом, если где сумеете достать подходящий (его изготовление тоже, знаете ли, почти забытое искусство) или еще как нибудь…
Кстати, милый прикол: в декали четко указывается куда лепить каждый конкретный опозновательный знак (а все четыре абсолютно идентичны) и на какой борт клеить каждую надпись (они также похожи на две капли воды). Это позволяет полнее проникнуться идеей straightforward modelling – а то нынешние распоясавшиеся любители считают, что это течение – просто сборка модели без дополнительных аксессуаров, то, что именуется from the box.
Ретроспективное исследование на примере “Трейдвинда” показывает, что учение собаки Кутьки в плане декалей верно и для очень далекого прошлого, а посему, возможно, имеет силу закона. Можно также отметить, что косоватость декалей остается неизменной уже на протяжении полувека, и, следовательно, ее причины коренятся не в технологическом оснащении производства, а в головах разработчиков. В защиту этой конкретной деки я скажу, что изделие, к которому она прилагалась, было все-таки не стендовой моделью в сегодняшнем понимании этого слова, а обычной детской игрушкой, вся прелесть которой состояла в том, что можно было, выпросивши у папы тюбик клея и самостоятельно ее собрав за полчаса, сэкономить несколько центов на мороженое – ведь похожая, но готовая игрушка обошлась бы дороже! Насчет большой копийности и богатства деталировки тогда никто не заморачивался – главное, чтобы было похоже по обводам (и оно похоже!), а мелкие детали все равно быстро сломаются в ходе “эксплуатации”. Сейчас, когда для юных потребителей подобных игрушек есть многочисленные и недорогие китайские поделки в ярких коробках, МОДЕЛИ так делать нельзя! Потому как взрослые дяденьки начинают злиться и ругать изготовителя на чем свет стоит. И в данном издании модели, для их ублажения, было бы все-таки неплохо положить и вторую деку, правильную – хотя бы для живописания прогресса фирмы в плане декалестроения. Все ж “Трейдвиндов” больше никто не делает…
Фотографии собранного и покрашенного ревелловского «Трейдвинда» вы можете поискать при посредстве небезызвестного «Доктора Гугельса» - и найти их. Правда, сборка там не совсем «аутентичная», но, думаю, что и ваш «Tradewind», несколько выиграет от антенн и остекления кабины. А еще, если кто сумеет с помощью маленьких электродвигателей с редукторами заставить винты конвэровского чуда вращаться в разные стороны – вот это будет супер! И покуда батарейка будет давать ток, над вашим письменным столом будет веять пассат…
Значит так. Если вы человек, склонный к ностальгии, любите летающие лодки, летающих ящеров и прочую архаику, стиль 50-х, у вас есть в квартире немного свободного места и некоторая сумма денег (увы, современные барыги продают такой раритет, пусть и перевыпущенный к полувековому юбилею фирмы, отнюдь не за те гроши, за которые меленькие «Трейдвинды» можно было купить в конце 1950-х) – берите! Можете делать его и сами, и вместе с детьми, использовать как подарок шефу или игрушку для ванной (тут желательно заменить винты на диски из оргстекла – для прочности)– он на все сгодится!
А у меня «Трейдвинда» никогда не будет. Не потому, что он мне не нравится или нет «лишних» денег. Просто слишком я сентиментален, и эта игрушка будет напоминать о том, что слишком много хорошего осталось в прошлом веке…
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Ну беда в том, что я владею пером несколько лучше, чем напильником...
Но рад, что понравилось!
Кстати, братцы, пробейте кто нить номер патента 2551340 по базе
http://patft.uspto.gov/netahtml/PTO/srchnum.htm
или сразу сюда
http://patimg1.uspto.gov/.piw?Docid=02551340&homeurl=http%3A%2F%2Fpatft.uspto.gov%2Fn etacgi%2Fnph-Parser%3FSect1%3DPTO1%2526Sect2%3DHITOFF%2526d%3DPALL%2526p%3D1%2526u%3D %25252Fnetahtml%25252FPTO%25252Fsrchnum.htm%2526r%3D1%2526f%3DG%2526l%3D50%2526s1%3D2 551340.PN.%2526OS%3DPN%2F2551340%2526RS%3DPN%2F2551340&PageNum=&Rtype=&SectionNum=&id key=NONE&Input=View+first+page
А то я никак не могу - плюгин для просмотра картинок формата тифф не устанавливается.
Сам плюгин тут
http://www.alternatiff.com/
А то интересно, что же запатентовала фирма Ревелл на первомай 1951 года?
Тема: Revell 1/166 R3Y-2 Tradewind - Динозав...(#862) - обсуждение
Браво!