Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
На сей раз покурим за недавно вышедший смоляной Ла-15 в масштабе 1/48 от уже довольно именитой фирмы Scale Bureau. Статейку обзорную я начал писать еще давно, как только купил эту модель (почти сразу после выхода), но обстоятельства отвлекли. Зато появилось время более подробно разобраться, что к чему.
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хочу Вам показать.
Ее мы ждали с детства,
А может и не с детства,
А может плохо ждали,
Но будем понимать....
И снова здравствуйте!
На сей раз покурим за недавно вышедший смоляной Ла-15 в масштабе 1/48 от уже довольно именитой фирмы Scale Bureau. Статейку обзорную я начал писать еще давно, как только купил эту модель (почти сразу после выхода), но обстоятельства отвлекли. Зато появилось время более подробно разобраться, что к чему.
Модель эта без преувеличений знаковая для всех любителей реактивов СССР (ибо многие довольно ошибочно считают Ла-15 несостоявшимся, или незаслуженно обиженным конкурентом МиГ-15) и давно ожидаемая любителями этого масштаба. Причем, надо отметить, были попытки создания Ла-15 в этом масштабе отнюдь не только у Scale Bureau, тот же ВЭС сильно грозился данным аппаратом и еще я знаю как минимум одну готовившуюся мастер-модель под литье тоже в смолу. Однако, как бы то ни было, SB поспешило всех опередить. И боюсь ключевое слово тут - "поспешило". Но не будем мешать все в кучу, пойдем по порядку.
Заранее хочу сказать, что все подтверждающие фото взяты с сайтов http://propjet.ucoz.ru/ , http://scalemodels.ru/ , ну и просто из гугла, за что владельцам сайтов, равно как и людям, опубликовавшим эти фото - ОГРОМНОЕ спасибо! Кроме того, использовано несколько фото из моего личного архива, сделанных во время попытки реставрации этого самолета в Монино. При публикации их на других ресурсах - прошу согласовывать.
Ну господа, даже лень нажимать Cmd+C и Cmd+V, думаю итак все знают самую лучшую энциклопию для просвещения. А если кто вдруг не знает - полистайте, прежде чем читать дальше.
Ну что ж... добротная картонная коробка 253х147х37 мм, исключающая травматизм при дальних почтовых прогулках, красочно оформлена, запечатана фирменным стикером, во избежание неоправданных потерь и содержит в себе инструкцию, модель из 39 смоляных деталей, расфасованных по пакетикам, декаль, маски для окраски красной носовой части и вакуумный фонарь. Все приятно-опрятно и при этом - ничего лишнего.
Сделана в виде фото-инструкции с номерами, на 3 листах А4. Все вполне доходчиво, вопросов не вызывает.
Схема окраски дается на отдельном листе и содержит 5 вариантов (в том числе на самолеты с синей обечайкой ВЗ, что лично у меня вызывает некоторые сомнения, относительно прототипа и эпохи), но если поиграться с цифрами БН, то вполне можно расширить номенклатуру аппаратов. Техничка есть, но не берусь судить о ее достоверности и полноте, не имея каких-то исходных материалов на этот счет.
К слову, на декали присутствует одна досадная ошибка ввиде просто белого логотипа силуэта самолета, тогда как оригинал содержал еще и надписи на этом логотипе
Позвав своего Главного авиакнструктора (чье имя в интересах сохранения государственной тайны я разглашать не стану), мы приступили к тщательнейшему анализу собственно деталей модели и ее соответствия
Отлиты без облоя, с разумным присоединением питателей. Расфасованы по пакетикам во избежание их повреждения при хранении и транспортировке.
Однако начиная с этого этапа и далее - появляются вопросы, которых постепенно становится больше, чем ответов.
Во-первых, детали содержат следы ручной обработки мастер-модели, ввиде всевозможных рисок и царапин, которые почему-то не были зашлифованы и загрунтованы, и которые прекрасно видны на смоляных отливках. Серебряная окраска самолета естественно еще больше подчеркнет эти прелести, если их не убрать.
Во-вторых, кроме рисок, пренеприятнейшим "сюрпризом" являются криво накатанные линии заклепки, причем почти все, имеющиеся на модели.
Не то чтоб это было сильно криминально, руки есть, поправим, но... как говориться, осадочек остался может лучше было бы вообще не катать эту клепку, которой все-равно 90% не хватает??
В-третьих. Еще более неприятным сюрпризом стали кое-как прорезанные лючки и линии расшивки. Не, ну я конечно все понимаю, но ведь по сути - это халтура в чистом виде....
В-четвертых. Ниши шасси. Хочется, как в роликах Земскова про ремонт квартир, громко спросить - Нафига и Зачем??? Нафига делать отсебятину, которую полностью надо зашпаклевывать и выводить, и зачем это вкладывать в серьезную модель, которую явно купят не пионеры-любители?? Да, полной информации по нишам Ла-15 нет, но это ж не повод просто так фантазировать с деталировкой, которую потом будет вполне себе непросто зашпаклевать и зашкурить... Модель и оригинал ниши:
В-пятых - стойки шасси. Сделано тонко, но без намека на штифты внутри, поэтому штоки амотризаторов основных стоек (с учетом их угла установки и "тоньшины", иначе и не скажешь) придется сделать самостоятельно из игл, иначе коллапс неизбежен. Кроме того, шток носовой стойки в моем наборе имеет какую-то дырку. Опять же проще переделать из игл. Не то чтоб это было серьезным недостатком, но в инструкции можно было бы обозначить подобные вещи.
В-шестых. Сами колеса отлиты с каким-то нелепым смещением-расплющиванием круглых центральных частей. Возможно - брак литья.
Диаметр основных колес передан хорошо, но они на 0,5 мм шире чем надо (3,7 мм вместо положенных в масштабе 3,2).
Носовое колесо наоборот больше в диаметре (9,2 мм вместо положенных 8,3), но зато хорошо совпало по ширине (3,1 мм)
В-седьмых. Почему-то турбина сделана со смещением от оси сечения детали-перегородки, что какбэ само по себе наводит на мысли - фюзеляж Ла-15 в том месте вроде как имеет форму правильного круга.... С чего надо было смещать ее от центра симметрии? Разве что вопрос в длине... но об этом подробнее - ниже.
В-восьмых. Зализ крыла. Самое видное место, и настолько неправильное... Опять же, ступеньку можно зашпаклевать и вывести, но неужели сложно было посмотреть фото при изготовлении этого узла????
Вцелом прозрачный, не "гуляющий". По форме вроде похож на большинство фото в профиль, если смотреть до линии отреза от излишков ваку-матрицы (зеленая линия на фото), хотя есть и фото, с несколько иным обликом фонаря (см. ниже)
Как-то бедненько. Явно в этом масштабе можно было постараться получше. Но уж что есть, то есть, остальное - руками... Кстати, это же касается приборки и механизмов внутри кабины вцелом.
Ну вобщем на уровне нормальной смоляной модели. Есть что поправить, но есть и размеченные места под штифты и т.п.
На этом про саму модель мы пожалуй закончим и перейдем (с Главным авиаконструктором) к матчасти.
Осознав "все блага вселенной", которые были изложены выше, естественно возникло смутное желание проверить на соответствие первоисточнику, т.е. Марксу
Сразу должен отметить - все чертежи, что есть в наличии на Ла-15 - в той или иной степени кривы. Впервые я эту догму услышал от нашего коллеги - дорогого Уокера, но осознал в процессе сравнения - на всю катушку.
Итак, были скачаны и распечатаны в масштабе наиболее правдоподобные рисунки (проверка по длине и размаху выявила погрешность, которая составила 1,5-2 мм. Забьем пока, погрешив на увеличение свыше 100% оригинала и растр печати), были расчерчены, поставлены маяки (здесь и далее - реперные точки и линии - красным, линии модели - прочими цветами), и произведены замеры...
Фюзеляж немного не вписался по высоте и ощутимо не вписался с заду... хммм..
Крыло. Ну думаю тут видно все и так. Все что заштриховано ручкой - сектора, обозначающие насколько чертеж больше крыла. Кстати сектора слева и справа разные, что еще раз подчеркивает неоднозначность чертежей, пусть даже и относительно правильных по размерам.
Киль. Удивил больше всех.
Естественно, сознание потребовало реванша, были срочно отысканы фото двух (для более достоверного результата) машин в профиль, одно левое, другое правое, оба отзеркалены, приведены в масштаб, распечатаны и размечены реперами для ориентировки смолы.
В принципе все размеры несоответствия Вы можете видеть ниже на фото. По обеим фотографиям погрешности, увы, сходятся.
Блок 1. Фюзеляж
Диаметр ВЗ - самая неоднозначная часть. Размер гуляет существенно в обе стороны. По замерам модели - 1,2 см, по чертежу 1,1 см, по замеру первого фото - 1,4 см, по замеру второго фото - 1,1 см... Думаю все ж это погрешность чертежей-распечаток-ракурсов, а сам ВЗ неправильно воспринимается из-за несколько "смазанного" скругления носовой части перед ним на модели.
Стык козырька фонаря с фюзеляжем немного уехал на модели относительно фото.
Высота фюзеляжа вроде "сползла" ближе к оригиналу, кмк, ее можно оставить в покое (опять же не забываем увеличение и погрешность).
Длинна фюзеляжа... вот это пожалуй самая большая и неразрешимая проблема. Длинна на модели плавно нарастает от начала крыла и дальше, до самого попного отверстия. Свидетельства тому - съезжающие ниши, стык отъемной части крыла и само сопло.. Сколько ни крутил - так и не нашел, где бы можно было однозначно вырезать один участок.
Блок 2. Киль.
Расхождение по высоте в 3 мм просто удивительно. Такое ощущение, что разработчики взяли за основу чертеж другого прототипа. Ломать конечно, не строить, но снимать сверху 3 мм как-то... непривычно
Кроме того есть и более трудноисправимая ошибка - угол установки руля поворота (линия стыковки киля с РП на модели отмечена на фото зеленой линией). Опять же подтверждается фото разных машин.
А что в итоге... в Итоге мы пожалуй имеем смелую попытку создать модель крайне интересного самолета, но... несколько не доведенную до конца. К тому же имеющую не самую дешевую цену.
Честно говоря, коллеги, не знаю, хватит ли кому терпения довести модель до ума, но как факт, первая Ла(сточка)-15 в интересном масштабе имеет место быть, и хочется надеяться, что не последняя.
Подбивая клинья, можно констатировать в итоге, что самая большая проблема - ровно растянутая длина фюзеляжа, а наиболее удачные узлы, на мой взгляд - кресло, створки шасси, и ГО.
Конечно за свою немалую сумму наверное не многие позарятся ее купить, но не могу не отметить, что если не глядеть особо в чертежи и фотографии, то модель, собранная из коробки, будет вполне передавать облик Ла-15 и радовать глаз. Ну а доработки.... осилит идущий.
Спасибо за внимание, и желаю всем решимости в постройке! Лично я свой экземпляр так или иначе соберу точно.
» Автор | |
---|---|
REDCAT | |
Опыт: | 1445 |
Репутация: | +313/–1 |
URL Сайта: | http://rotekatze.pho... |
Откуда: | Масква |
Лучшая статья - сентябрь 2014 http://scalemodels.ru/articles/7686-Scale-Bureau-1-48-la-15---obzor-s-pristrastiem.html |
Уокер в 08.09.2014 - 04:56 Отличный обзорчик!! Но.. когда же в 1/72 кто сделает этот прекрасный самолетик??? В начале 90-ых было три, вроде..!!! А сейчас не одного!!!
Нэ тара пыся. (с) :mrgreen: Работаю с чертежами, ибо все что есть кака а не чертежи. Как закончу чертить, начну пилить. |
Baiji@ в 08.09.2014 - 23:47 Касательно геометрии фюзеляжа, уточняющие данные: длина фюзеляжа: 8235 мм, длина передней части фюзеляжа до стыковочной ленты: 4875 мм. Диаметр воздухозаборника по лобику 570 мм, диаметр фюзеляжа по стыковочной ленте 1305 мм, диаметр сопла 470 мм, участок от шпангоута № 8 до шпангоута 14 цилиндрический, без двойной кривизны, это участок, если смотреть по боковому стыку листов обшивки перед основной нишей, и до стыковочной ленты.
|
Уокер в 10.09.2014 - 04:49 Baiji@, можете сравнить фюзеляж с этой боковой проекцией? Она сделана по ТО и тщательному обмеру Монинского экспоната. Не совсем закончена, но обводы и почти вся расшивка на местах.
[url=http://itmages.ru/image/view/1908667/00a2ac31][/url] |
Baiji@ в 10.09.2014 - 15:54 Baiji@, можете сравнить фюзеляж с этой боковой проекцией? Она сделана по ТО и тщательному обмеру Монинского экспоната. Не совсем закончена, но обводы и почти вся расшивка на местах.
[url=http://itmages.ru/image/view/1908667/00a2ac31][/url] Вот спасибо! Сделаю. Добавлено спустя 6 часов 31 минуту 17 секунд: В-седьмых. Почему-то турбина сделана со смещением от оси сечения детали-перегородки, что какбэ само по себе наводит на мысли - фюзеляж Ла-15 в том месте вроде как имеет форму правильного круга.... С чего надо было смещать ее от центра симметрии? Разве что вопрос в длине... но об этом подробнее - ниже. А вообще наличие там крыльчатки никого не смущает что-ли? Какая вообще разница куда она там смещена или нет? |
Уокер в 10.09.2014 - 16:33 Наличие турбины не смущает, смущает смещение относительно центра. Разница вообще-то есть. |
DenLo в 10.09.2014 - 17:03 ИМХО, Крыльчатка слегка не аутентична...
Это крыльчатка "выхлопа" Но тоже не айс. |
Уокер в 11.09.2014 - 00:30 Ну вот и отлично, а вы боялись... :mrgreen:
Правда косяк с зализами не отменяется. И насчет стабилизатора я не совсем уверен. Дорисую чертеж, выложу. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Муса спасибо!
На скорую руку:
По длине фюзеляжа погрешность - 0,8% (69 реальных мм)
Диаметр по стыковочной ленте - идеально.
Остальные размеры: +/- аналогично.
У разработчиков было ТО. Не всё так грустно ;)