Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Сегодня вашему вниманию представляю обзор очень старой модели экспериментального сверхзвукового самолета Douglas X-3 Stiletto от Lindberg.
Немного истории об этом экспериментальном самолете. Douglas X-3 Stiletto проектировался в рамках заключенного в 1947 г. контракта по исследованию свойств трапецевидного крыла малого удлинения и аэродинамического нагрева при полетах со скоростями М=2,0-3,0. Работы по проектированию и созданию самолета продолжались 5 лет, Douglas за это время исследовала более 60 аэродинамических и компоновочных схем самолета, в том числе и двигательные установки того времени. В итоге выбор пал на классическую компоновку с двумя турбореактивными двигателями Westinghouse J46-WE-17 с тягой 31,14-37,75кН. Но в ходе проектирования, диаметр двигателей был увеличен и они оказались непригодными для самолета. Их пришлось заменить почти в 2 раза менее мощными двигателями Westinghouse J34-WE-17 с тягой 15кН и 21,6кН на форсаже. Это негативным образом сказалось на характеристиках Х-3, который превратился в летающую аэродинамическую лабораторию едва превосходящую скорость звука. Создание опытного самолета было закончено в ноябре 1951 г. Однако из-за замены двигательной установки и связанных с ней изменениями в конструкции, первый полет был отложен почти на год и был совершен только 15 октября 1952 г. С испытаниями Х-3 связывали большие надежды в повышении боевой мощи авиации ПВО, но они не оправдались и все испытания свелись фактически к исследованию бафтинга. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными, была достигнута только скорость соответствующая М=1,208, из-за большой удельной нагрузки на крыло, низкой тяговооруженности и высоких взлетных и посадочных скоростей эксплуатация самолета была небезопасной. План по переоснащению самолета ракетными двигателями для достижения проектной скорости был отклонен. В декабре 1953 г. программа испытаний по контракту из 26 полетов была выполнена и самолет был передан на испытания в ВВС. Самолет использовался для экспериментов при околозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях. Испытания совместно с NACA проводились до середины 1956 г. Последний полет совершил 23 мая 1956 г., после чего был передан в National Museum of the United States Air Force на авиабазе Wright-Patterson Air Force Base, Ohio. Данные, полученные в ходе испытаний X-3, были использованы конструкторами Lockheed при проектировании F-104 Starfighter, который имел схожую аэродинамику и конструкцию крыла. Также результаты испытаний стали причиной нововведений в области конструкции шин и составов резины при посадках на высоких скоростях.
Всего было заказано 2 самолета, но был построен только один. Всего самолет совершил 54 полета — 26 испытательных в рамках контракта фирмой Douglas, 7 в рамках испытаний USAF и 21 в рамках испытаний, проводимых NACA.
В 1955 г. вышла модель от Revell в нестандартном масштабе 1/65. После этого модель revell переиздавалась несколько раз:
Далее во второй половине 50-х вышла модель Lindberg в 48-м масштабе с кодом #530-98. Изначально модель комплектовалась моторчиком, но со временем она стала продаваться без него. Модель также неоднократно переиздавалась:
В 1989 г. вышла редкая нынче «вакушка» от фирмы MainTrack Project-X PX003 с деталировкой из белого металла. В начале 2000-х гг. вышла смоляная модель от PlanetModel PLT045 в масштабе 1/72, а в 2007 г. - модель по технологии ЛНД от Mach 2 MC0041. Модель от Mach 2 имеет отвратительное качество литья и обладает мерзкой стыкуемостью, скудную неверную деталировку и некачественную декаль. Модель от PlanetModels, также как и модель от Mach 2, не богата в деталировке и имеет аналогичные проблемы с литьем и стыкуемостью.
Самой свежей и одновременно лучшей по качеству является модель combo-kit от Dragon в масштабе 1/144 с артикулами 51028 , 51035 и 4637. Данная модель была выпушена в 2012 г. В каждом из этих наборов дается по 2 модели X-3.
Коробка небольшая, из мягкого глянцевого картона.
Инструкция простая, в духе старой эпохи.
Декаль средненького качества. Но на этом ее достоинства заканчиваются. Первое что бросается в глаза — неверный шрифт надписи Х-3. Он не соответствует ни ранней надписи, ни восстановленной надписи уже в музее. Шрифт дефиса также неверен. К тому же надпись на реальном самолете имела черную окантовку, тогда как в декали она просто красная. Далее, на самолете имелось большое количество различных надписей и стикеров. Шрифт надписи RESCUE не совсем верен — в реальности он был более жирным. Шрифт номера на киле также немного отличается от того, что в музее. Также есть вопросы к шрифту надписи US Air Force. Сама декаль больше соответствует музейному варианту окраски, так как на киле номер 92892, нет логотипа NACA, надписи Douglas рядом с Х-3 и различных обозначений и стикеров, которыми самолет был обклеен во время испытаний.
В ходе испытательных полетов было несколько различных вариантов окраски и обозначений самолета:
Всего набор содержит 2 литника из белого пластика и 1 литник из прозрачного. Всего 25 деталей из белого пластика и 2 из прозрачного. Что для модели в 48-го масштаба крайне мало, но не будем забывать про ее возраст. Расшивка внешняя, неаккуратная, ряды заклепок неровные, нелепая имитация шершавым пластиком жаропрочных панелей вокруг сопел. На фюзеляже имеются усадки пластика и утяжины в местах стыковочных штифтов, особенно усадка пластика хорошо заметна на остеклении кабины — оно толстое с усадкой посередине. Кое где присутствует мелкий облой. Полно утяжин на нижней поверхности фюзеляжа. Посадочное место детали 21 сделано очень неаккуратно. Всю расшивку необходимо перерезать заново.
Геометрия фюзеляжа, несмотря на возраст модели, не такая ужасная как можно было ожидать. Хороших достоверных чертежей самолета все равно нет и проверка геометрии основывается на фотографиях.
Форма хвостовой части фюзеляжа немного не соответствует действительности. Хвостовой обтекатель короткий и толстый. В районе кабины нет характерного излома на бортах фюзеляжа. Переход от бортов к верхней части фюзеляжа в районе остекления также не совсем верен — на модели остекление постепенно переходит в верхнюю часть фюзеляжа, тогда как на реальном самолете — закругление боковин фюзеляжа кверху начинается выше остекления. В модели нижняя часть фюзеляжа идет с изломом в месте стыка носового обтекателя. В реальности нижняя часть фюзеляжа шла без изломов до самых основных стоек шасси. Разница хорошо видна на сравнении боковых проекций. В центральной части фюзеляжа отсутствуют 8 мелких воздухозаборничков и щелей — по 4 с каждого борта. Также нет 2-х плоских точек под установку датчиков. Все отсутствующие детали отмечены на фото. В задней части мотогондол не хватает двух штырьевых антенн — по одной с каждого борта. В носовой части фюзеляжа по правому борту не хватает одной штырьевой антенны.
Крыло отлито единой деталью, которая вставляется изнутри в половинки фюзеляжа. Редкое сборочное решение, сопряженное с потенциальными щелями и нестыковками. Само крыло тонкое, но кромки желательно заострить, так как в реальности ими можно было нарезать салат.
Крыло дается раннее без усилительных накладок на верхней плоскости. Профиль обтекателей на нижней плоскости крыла возможно неверный, так как не располагал детальными фото этих узлов. Про геометрию крыла говорить не стану, так как в отсутствии хороших проекций ее проверять бессмысленно — а так — внешне похоже.
Это самая проблемная часть модели. Геометрия фюзеляжа в районе сопел и их вырезы неверны. Сделано слишком топорно и толсто. Словами не передать, проще взглянуть на сравнение с фотографиями реального самолета. Форма редана неверна — надо все переделывать, особенно обводы, в том числе и обводы хвостовой балки в районе жаропрочных панелей. Низ фюзеляжа между соплами плоский, нет характерной впадины по оси самолета. Двигатели даны отдельно, причем имитация их довольно неплоха. Необходимо много чего переделывать, чтобы стало похоже на истину хотя бы внешне.
Необходимо также доработать воздухозаборники. Каналы полностью отсутствуют, сразу за отверстиями ВЗ — пропасть в фюзеляж — это необходимо исправлять. Форма мелких вертикальных воздухозаборников перед основными воздухозаборниками немного отличается от того что в реальности. А сами они располагаются на 1-2 мм ближе к основным воздухозаборникам, тогда как на реальном самолете они начинаются сразу за остеклением кабины. Необходимо устранить угловатость их формы. Различия хорошо видны на фото.
Законцовка киля модели почему то обрезана по задней кромке. Литьевой брак или недостаток геометрии — неизвестно. Но все равно надо заднюю кромку киля у его верхушки наращивать. Также по правому борту на киле нет обтекателя тяги руля поворота. Стабилизатор сделан по аналогии с крылом — цельным и устанавливается изнутри половинок фюзеляжа. Кромки местами неровные, и их надо затачивать. По геометрии сказать что либо сложно, так как хороших проекций стабилизатора мало.
Кабина отсутствует как класс. Внутри нет никакой имитации — приборки, штурвала, боковых панелей, пола, задней стенки. Фигурка пилота, страшненькое кресло из двух половинок — вот и весь кокпит. Необходимо делать заново, особенно хорошо видимую через большое остекление приборную доску и штурвал. Форма больших боковых окошек немного неверна. В модели форма окна скошена, тогда как в реальности — она более округлая и полная по форме. Передние окошки в модели непропорционально высокие. Разница в остеклении хорошо заметна при сравнении боковых проекций фюзеляжа.
Шасси, как и полагает модели 50-х годов, сделано примитивно. Ниши со створками надо делать заново - ниши основных стоек шасси сообщались между собой, носовая ниша мелкая по глубине, рельеф внутренних частей створок шасси - неверн, стойки и колеса дорабатывать. Колеса внешне похожи, надо нарезать протектор.
Его не существует. Так что хорошая декаль при выборе модели/перепаковки решает многое. Или на худой конец придется самому эту декаль печатать, как это сделал в свое время AntonK55 при постройке своей модели, так как надпись Х-3, да и другие имеют неверный шрифт, а все остальное - типа ОЗ - можно набрать и не из декали. Детально это было описано в этой постройке прекрасной модели http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_29406_start_0.html
В качестве источников информации были использованы следующие:
Модель Revell примитивна и в нестандартном масштабе. Более новые модели от Planet Models, Mach 2 и MainTrack Project-X имеют целый ряд недостатков, на исправление которых будет затрачено не меньше усилий, чем на доведение до ума старой модели от Lindberg. Тем более, учитывая низкое качество литья ЛНД модели и смоляной модели. Наиболее оптимальным выбором мне видится маленькая модель от Dragon, но качество этой модели мне неизвестно, как и ее копийность. Однозначно, что качество литья и проработка этой модели будет выше чем у других.
Поэтому в чем то модель от Lindberg альтернативы себе не имеет, а хороший пластик и средненькая геометрия позволяют ей стать отличной платформой для доработок деталировки и расшивки. Увы, работы с ней будет немало. Необходимо исправить хотя бы самые заметные огрехи - форму редана и фюзеляжа в районе сопел, расшивку, деталировку шасси и кокпита, ВЗ без каналов. Увы, всех недостатков модели не исправить. Но как показал наглядный опыт Антона aka AntonK55 – в хороших руках овчинка стоит выделки. Модель, во всяком случае даже без доработок, похожа на X-3 Stiletto, а не на Старфайтер или МиГ-31. Рекомендовать ее можно только опытным моделистам.
Выражаю благодарность Игорю Dock за предоставленную для обзора модель.
С уважением, Андрей SilverGhost
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Борода в 30.01.2014 - 14:48 Отличный обзор, Андрей! +1...
Для себя вынес главное: в 48-м альтернативы Линдбергу нет :sad:, а самолёт очень интересный... :roll: А косяки, ИМХО, устранимы...даже балку можно исправить. |
blinder242 в 30.01.2014 - 16:01 Тема: Обзор Lindberg 1/48 Douglas X-3 Stiletto Андрей, ты как всегда скурпулезен и тщателен в изучении прототипа и передачи этой информации другим людям! Отличный обзор!
С уважением, Влад |
SilverGhost в 30.01.2014 - 16:08 blinder242
спасибо Влад! Сейчас появилось немного времени на обзоры, надеюсь буду радовать ими почаще. и как обычно - по авиации США;) С уважением, Андрей |
Den2000 в 25.09.2014 - 14:58 Тема: Обзор Lindberg 1/48 Douglas X-3 Stiletto(#7052) - обсуждение Не только этот самолёт имеет печальную геометрию. У меня 6 самолётов от Линдберга. И все модели Lindberg Products.inc.Skokie.Illinois :Соmet,Caravelle,B707,Dc-8,Tu-104,Cv-880 не являются идеалом... |
SilverGhost в 25.09.2014 - 15:16 Den2000
учитывая год их создания - они делались по мотивам, дабы передать лишь внешний облик |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Lindberg 1/48 Douglas X-3 Stiletto(#7052) - обсуждение
В обзоре упустил очень важный недостаток модели - короткая хвостовая балка
причем разница большая - не хватает 5-10 мм по длине
очень заметно на фото
Добавлено спустя 2 минуты 9 секунд:
Из-за этого косяка модель имеет печальную геометрию - неверный фюзеляж, начиная от основных стоек шасси до хвоста.
С уважением, Андрей