Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Представляю вашему вниманию очередной свой обзор. Сегодня речь пойдет об одной из лучших моделей F-15 в 48-м масштабе. И в свете выхода новинки от китайского производителя, я хотел бы разобраться, насколько еще актуальна модель от Revell и стоит ли в дальнейшем обращать на нее внимание, когда возможно появится F-15E от Great Wall Hobby из Поднебесной.
Проходят годы, десятилетия, но некоторые модели не устаревают и по-прежнему являются лучшими и им нет замены. Одной из таких моделей является модель F-15E от Revell. В свете выхода китайской новинки от Great Wall Hobby, я решил еще раз бросить взгляд на эту замечательную модель и понять, имеет ли смысл искать счастья в новом китайском или вкусить прелести старой доброй Америки. Пока вышла только модель F-15B/D, но в скором времени скорее всего появятся F-15A/C/E. Поэтому актуальность сравнения этих двух моделей возрастет. Заодно обзор позволит отыскать мелкие огрехи этой модели и собрать воедино все недостатки и преимущества.
История модели и китография
Пресс-форма модели была разработана в 2000 г. фирмой ProModeler. Несмотря на свой возраст — 14 лет, сделана она была на совесть в лучших традициях. Изначально модель комплектовалась дополнительным литником с вооружением, который не всегда встречался в перевыпусках. Всего модель переиздавалась несколько раз:
Всего в привычной толстой неудобной ревельной коробке содержалось 5 литников из серого пластика, 1 литник из прозрачного, инструкция и декаль. Литники были запаяны в отдельные пакеты. Коробка мягкая и легко деформирующаяся. В общем ничего нового.
Инструкция как всегда понятная и удобная. Но схемы окраски как обычно залиты почти черным тонером и по ним тяжело разобрать мелкие детали.
Декаль — изюминка данного выпуска. Она была разработана в 2000-м году известной компанией DACO Products. Всего предлагается на 2 варианта:
F-15E, 86-0190/WA, 57th Wing, Tactical Fighter Weapons School F-15E Division, Nellis AFB, NV
В принципе, в общих чертах все похоже, так как хороших фотографий данного борта немного. Единственное что вызывает сомнение — желтый цвет на полосках на вершинах килей. Он слишком лимонный, тогда как в реальности ближе к желтому или желто-яичному.
F-15E, 91-0604/LN, cn 1247/E205, 48th Fighter Wing "Statue of Liberty", 494th Fighter Squadron "Panthers", RAF Lakenheath, UK. NATO Tiger Meet 1998, Lechfeld, Germany
Данный борт известен своей тигровой окраской, которая является главной изюминкой декали данного выпуска. Полностью проверить детально правильность всех полосок не удалось, особенно под крылом на на хвосте. В целом, рисунок и расположение тигровых полосок верное, за исключением некоторых мест, в частности на пилонах, где темные полоски не совсем точно расположены. Это заметно по приложенной схеме, где видимые несоответствия отмечены красными стрелочками. Но этот вариант декали имеет один существенный недостаток — не контрастные цвета в декали (особенно не контрастные темные полоски относительно оранжевого фона) и отсутствие градиентных переходов между цветами (белым и оранжевым по линии стыка пилона с комформным баком). Это сильно заметно по фото. Либо клеить декали как есть, или рисовать их заново аэрографом, что очень сложно и трудозатратно. А можно использовать эту декаль и построить этот же борт по состоянию на операции Iraqi Freedom и Enduring Freedom, в которых самолет принимал участие несколькими годами позже.
В общем каждый должен сам для себя решить — делать борт красивой, но неточной в цветах тигровой окраской, делать этот борт на поздний период без тигровой окраски или выбрать другой борт попроще, но с более достоверным вариантом окраски.
Всего в наборе как писалось выше 6 литников, один из которых из прозрачного пластика. Всего в модели … деталей из серого пластика и … деталей из прозрачного пластика. В отличие от современного литья польского Revell, изобилующего облоем и недоливами, здесь этого ничего нет. Расшивка аккуратная внутренняя, фактурно сделаны накладные панели, решетки, лючки. В общем, китайцам есть чему позавидовать. Так как модель мне досталась в начатом виде, то к обзору я приложил литники из другого обзора модели с сайта Flevoaviation.
Фюзеляж состоит из 2-х частей — носовой и центроплана, которые в свою очередь делятся на две половинки. Стык частей проходит за кабиной по линии стыка воздухозаборников с фюзеляжем. В целом, все деталировано нормально, вся необходимая мелочевка на местах и довольно хорошо похожа на реальную. Кроме одного момента — обтекатель системы охлаждения внутренних отсеков с оборудованием на нижней поверхности фюзеляжа перед центральным подфюзеляжным пилоном имел другую форму. В реальности он симметричный по форме, тогда как в модели не симметричный. К деталировке ниши тормозного щитка нет вопросов — все четко и похоже на правду. На внутренней стороне щитка следы от 3-х толкателей, которые придется удалять если оставлять щиток открытым.
Датчики угла атаки лучше заменить самодельными, так как отлитые зацело с половинками носовой части фюзеляжа выглядят топорно. Тоже самое следует сделать и с другими мелкими антеннами (в том числе и ПВД) на фюзеляже, так как пластиковые немного грубоваты. В остальном — антенны, обтекатели, воздухозаборнички, решетки — все выглядит в модели правдоподобным образом. В самой расшивке есть ошибки, особенно на нижней части фюзеляжа. Там она соответствует модификации D поздних серий.
Крыло сделано фактурно и красиво — рельефные усилительные накладки, рояльные петли на механизации крыла, аэродинамическая крутка передней кромки крыла. Сделано крыло из 5 частей — 2 цельные законцовки, верхняя часть центроплана и плоскости крыла, 2 части нижней плоскости крыла. Стыки довольно сложные и по отзывам моделистов, крыло собирается не всегда просто. Но есть и пара недочетов. Обтекатели на законцовках крыла имеют более плавную форму зализа с нижней плоскостью. Нет обтекателя на нижней плоскости крыла рядом с элеронами.
С килями есть небольшие проблемы. Необходимо доработать обтекатели антенн ECM на верхушках килей, особенно на правом киле. Он не очень похож на реальный - в пластике нет характерного изменения диаметра обтекателя и уступов. Мелкие обтекатели навигационных антенн и огней на задней кромке киля в модели имеют овальную форму, тогда как в реальности более крупные из них были цилиндрической формы. И необходимо придать мелким обтекателям правильную форму на торце, тогда как в модели они просто обрублены. Также можно добавить, что в пластике нет имитации петлей навески рулей направления.
К стабилизаторам претензий нет, разве что они отлиты зацело с верхней частью центроплана. На стоянке они обычно отклонены, тогда как в модели они даны в нейтральном положении. Их надо или срезать или менять на аналогичные от Quickboost.
В модели имеются каналы воздухозаборников с имитацией лопаток компрессора. Также по желанию автора каналы ВЗ можно закрыть заглушками, которые даны в пластике. Но они непохожи на те, что обычно используются. Воздухозаборники даются только в одном положении. Единственная проблема каналов — большое количество толкателей — по 10-15 штук на каждый канал. Придется много шпаклевать и стачивать. Также в канале ВЗ модели нет одной, но заметной детали — какого-то датчика.
Для пластиковой модели сопла деталированы очень хорошо. Внешне все похоже, но в деталях это не совсем так. Форма центрального тела турбины немного иная, решетка должна быть более ажурной. На внутренней трубе сопла должна быть гофра, которой в пластике нет. Также нет внутренней юбочки на соплах. Плюс ко всему толкатели на внутренней поверхности сопел. Если не заморачиваться и хорошо покрасить, то сопла будут смотреться почти как смоляные. Перфекционисты могут заменить сопла на смоляные от Aires, но не факт, что те будут точными в деталях. Для этого их надо отдельно проверять и сравнивать.
Форма обтекателей антенн AN/ALQ-135 ICS на концах килевых балок неверна, необходимо дорабатывать по фотографиям. Также недостаточно деталирован торец хвостового ласта между соплами. Все остальное — посадочный гак, расположение лючков, отверстий, жаропрочных панелей — не вызывает вопросов.
Кабина хорошо деталирована. Если делать закрытый кокпит, то нет необходимости его заменять на смоляной или травленый. Единственное к чему можно придраться так это к избыточными промежуткам между приборами на панелях и расположению ремней. В остальном — опять нет вопросов.
Фонарь обладает отменной прозрачностью и самое главное — в отличие от китайских моделей последних лет, он обладает дутой формой. И поэтому из-за этого имеет литьевой шов по осевой линии фонаря, который необходимо будет удалять и заполировывать. Но это традиционная фишка моделей от Revell. Также хорошо проработана подъемная часть фонаря, что позволяет обойтись без смолы. А вот травление в этот раз лишним не будет — зеркала и замки фонаря из травления были бы к месту.
Ниша носовой стойки шасси неплохо деталирована. Она отлита не единой деталью, а собирается из более чем 5 частей. В целом все похоже. Конечно, не хватает многих мелких деталей, но основные элементы и конструкции ниши находятся на своих местах. Некоторые створки во всех нишах сделаны вместе со стенками ниши к которым крепятся петлями. Петли лучше переделать или доработать. Задняя стенка носовой стойки не имеет расшивки и деталировки, а щиток стойки имеет толкатель по центру. Внешнюю сторону щитков лучше прошлифовать, так как она неровная. Антенну на внешней части створки лучше заменить на самодельную, так как родная достаточно толстая. По носовой стойке нет вопросов, разве что необходимо проложить самодельную гидравлику. Тяга щитка прикрепленного к стойке могла быть и потоньше. А вот с колесом не все однозначно. В модели профиль его пневматика более округлый чем в жизни. Центральная часть диска переразмерена. Но это мои придирки. Внешне колесо модели смотрится нормально и похоже на оригинал.
С основными стойками шасси полный порядок. Необходимо только самому протянуть всю гидравлику по нище и стойке. Щитки ниш основных стоек шасси отлиты также вместе со стенками ниши. Деталировка ниши и ее точность не вызывают нареканий. А вот к створкам ниши можно придраться из-за 4-х толкателей, расположенных крайне неудобно в выштамповках створки. К колесам есть вопросы. Их профиль неточен (в модели пневматик слишком округлой формы в сечении), имитация нагруженности пневматиков груба — нет утолщения пневматика в месте контакта с землей, да и ширина колес подкачала — в модели они слишком узкие. Также есть вопросы по рисунку на боковине пневматика колеса. На боковине фюзеляжа рядом с нишами основных стоек шасси наблюдаются усадки пластика — необходимо шпаклевать. В отличие от других моделей F-15E, Revell сделал верные выпуклые створки ниш основных стоек шасси. Так как колеса основных стоек шасси F-15E были шире и больше по диаметру колес от F-15A/B/C/D.
В модели вооружение представлено следующим набором:
Для F-15E этого недостаточно. Нету ни свободнопадающих бомб, ни управляемых бомб и другого разнообразного подвесного вооружения.
К пилонам, а также к самим контейнерам и ПТБ нет вопросов и претензий — все похоже на правду. В комплекте идут пилоны под ракеты LAU-114 с адаптером ADU-407/A.
ПТБ сделаны хорошо. Сымитированы сварные и заклепочные швы внешней расшивкой, как и должно быть. При установке конформных баков на модель, необходимо учесть, что по периметру их стыка с фюзеляжем шов был заделан герметиком, который хорошо просматривается на реальном самолете. Сами конформные баки у Revell вышли кривыми по геометрии.
У ракет AIM-9 Sidewinter стандартные проблемы для вооружения — шов от стыка пресс-формы по центру и толстоватые передние стабилизаторы, которые надо затачивать.
Остальное вооружение необходимо докупать. В этом помогут известные многим наборы вооружения от Hasegawa и смоляные наборы вооружения от Armory. Об этом подробнее будет рассказано в параграфе про афтемаркет.
В целом, модель стыкуется неплохо, кроме одного места. Неудачного и непрочного сочленения носовой части с центропланом. Тонкий пластик, сложный шов и силовые нагрузки на это место не обеспечивают хорошей стыкуемости. Надо тщательно подгонять и вымерять перед установкой, так как верхняя часть центроплана дышит по высоте. Для сравнения размеров рядом на фото Як-3 в 72-м масштабе.
В этом обзоре не поднимался вопрос геометрии, так как исправлять и портить хорошо сделанную модель просто не хочется. Да и зачем это. Форма и геометрия модели в целом выдержана. Основными геометрическими проблемами являются неверные формы кожухов двигателей и конформных баков. В отличие от старых моделей Academy и Hasegawa, которые являются моделями F-15D с дополнительными литниками с вооружением и конформными баками, эта модель изначально делалась как Е-шка, со всеми ее отличительными особенностями от обычного F-15 Eagle. Правда по некоторой информации расшивка на нижней части фюзеляжа соответствует модификации D поздних серий, но визуально я этому подтверждение не нашел.
Для данной модели подходит следующий афтемаркет:
При таком уровне деталировки модели весь этот афтемаркет практически не нужен. Единственными полезными позициями являются — смоляная кабина от Aires (если открывать фонарь), наборы с вооружением (так как в наборе почти нет вооружения) да окрасочные маски для упрощения процесса окраски.
Приведу несколько возможных вариантов для замены родных декалей афтемаркетными. И так, в продаже встречаются следующие наборы:
Были и другие декали, я затронул далеко не весь существующий в природе афтемаркет. Но нет никакой гарантии, что покупные декали точные. Так что, на свой страх и риск можно выбрать пестрый или боевой вариант от Cutting Edge, Superscale и Two Bobs себе по вкусу.
В работе над обзором использовались следующие фотообзоры:
Также использовалась следующая литература и источники:
Несмотря на свой возраст, данная модель F-15E на текущий момент является по праву лучшей моделью Strike Eagle. Она сделана в лучших традициях, обладает хорошей деталировкой, геометрией и довольно достоверна в деталях и мелочах. Даже наличие некоторых косяков (неверная форма кожухов и конформных баков) и мелких недочетов не портит общую положительную картину и впечатление о модели. У модели Revell есть еще 2 недостатка. Первое, это практически отсутствующее в комплекте вооружение и второе - это редкость самой модели, которую можно свободно купить только на аукционе e-bay или изредка на фарцовках. Возможно, в обозримом будущем Revell перевыпустит данную модель и снимет на какое то время ее дефицит на рынке.
Потенциально будущая модель F-15E от Great Wall Hobby будет иметь более интересную расшивку, клепку, вкусную деталировку, разнообразное вооружение. Но за все вкусное и современное, в частности китайское, приходится расплачиваться другим - к сожалению, модель имеет проблемы с геометрией кожухов двигателей и формой носовой части, а также немаленький ценник. Какая из них будет тогда лучше, сложно сказать. Но несмотря на различные сильные и слабые стороны, обе модели будут иметь своих сторонников и приверженцев. Кто то выберет доступность, навороты и хорошую деталировку, а кому-то будет по душе продукт от ProModeller/Monogram.
Возможно, мой обзор не будет актуальным для основной массы опытных моделистов, так или иначе уже столкнувшихся с этой моделью. Но я попытался раскрыть сильные и слабые стороны этой модели для других и саккумулировать эту информацию в одной статье.
Выражаю благодарность Денису Королеву за презентованную им модель.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Sergey Novikov в 07.03.2014 - 23:40 Андрюша, спасибо тебе за обзор, поскольку я сейчас собираю эту модель хотел бы поделиться несколькими нюансами сборки и модели которые не попали в обзор...
1. контейнеры системы LANTIRN меньше чем должны быть Альтернатива, набор US.Aircraft Weapons D от Хасегавы 2. если использовать смоляные сопла от Aires, образуется ступенька примерно в 1 мм по всему радиусу проблема решается очень просто, путем скрещивания обечайки от модели с деталями от Aires Признаться был удивлен рассказами коллег про не очень хорошую стыковку крыльев, у меня собралось все без единого мазка шпаклевки, применил ее только на месте среза стабилизатора... Много шпаклевки пришлось использовать в работе с ВЗ... В целом модель очень и очень хороша, и приятна в работе... |
SilverGhost в 08.03.2014 - 00:02 kfir
Сергей, спасибо за комментарии и информацию. Вооружение уже давно не вкладываю в чертежи - ориентируюсь на фотки - похоже-непохоже. Я читал на форуме, что у модели Ревелл от выпуска к выпуску скакало качество литья. и соответственно плясали стыки фюзеля и крыльев. на моей модели ахтунг был на стыке частей фюзеля. крылья не проверял, но догадывался... |
bronco в 11.03.2014 - 09:52 поскольку я сейчас собираю эту модель хотел бы поделиться несколькими нюансами сборки и модели которые не попали в обзор...
Сергей, раскажи уж и про баки... контейнеры системы LANTIRN меньше чем должны быть Альтернатива, набор US.Aircraft Weapons D от Хасегавы Есть ещё вариант с Кинетиковским вооружением от F-16. http://litnik.in.ua/modeli-i-prototipy/krylia/duet-bild-1-48-revell-f-15e-strike-eagl e-kfir-and-peps/page-1-7#71847 |
Nazar в 11.03.2014 - 10:14 Два раза его собирал, проблем со стыковкой не было, с аиресом ( сопла ), тоже не было, а вот с кабиной от чехов - полный ахтунг, все как писал Антон. |
AZOT в 18.03.2014 - 21:19 Тема: Обзор Revell 1/48 McDonnell Douglas F...(#7170) - обсуждение Андрей! +1.Спасибо за обзор, за предоставленный материал и проведенную работу. С Уважением. |
genosse в 22.06.2014 - 12:24 Тема: Обзор Revell 1/48 McDonnell Douglas F...(#7170) - обсуждение хоть и с опозданием, спасибо
очень уважаю сравнительные обзоры |
papasmurf в 09.12.2014 - 10:27 Тема: Обзор Revell 1/48 McDonnell Douglas F...(#7170) - обсуждение Андрей, доброе утро!
Вчера получил по почте последний (2014, тот что с бомбами) перепак модели. Обнаружил в коробке две верхние части фюзеляжа. Этому есть какое-то разумное объяснение? Что-то исправили или так всегда было? И, конечно же, спасибо за обзор. Как всегда - на высоте и полезен. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Revell 1/48 McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle
Если пытаться сделать точного "орла", то лучшим вариантом будет использовать каналы ВЗ от хаси или академа,хотя они коротковаты. по поводу видимости - "орлина" не стелс - в прямой видимости аккуратно половина диска компрессора НД.