Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Часть 3. Немного назад и дальше по мотогондоле.
Для начала – многабукафф. Откатимся немного назад и посмотрим, что полезного для знания матчасти есть в карте данных к сертификату типа.
В продолжение части первой:
http://scalemodels.ru/articles/17045-Lockheed-L-1049-Super-Constellation---samoljot-i-model.html
И части второй:
http://scalemodels.ru/articles/17142-Lockheed-L-1049-Super-Constellation-chast-2.html
А есть там то, что я назвал конфигуратором. Это список основных изделий и компонентов, которые могли устанавливаться на тип 1049 и перечень вариантов из этого списка, которые могли устанавливаться на конкретную модель (модификацию) этого типа. А так же описание основных отличий моделей. Составлялся он изначально в основном для учёта веса и центровки и их изменений при замене деталей. Поэтому далеко не вся эта информация полезна для моделиста. И тем не менее (дальше – кому не интересно, лучше сразу прокрутить вниз до появления картинок).
Оборудование по типам:
1. Пропеллеры.
а. 4 пропеллера Ham. Std., втулки 43Е60, лопасти 6901-02, диаметр 15’ 1 5/16” – 14’ 9 3/16”.
b. 4 пропеллера Curtiss Electric,втулки C634S-S, лопасти 858-5C4-0 с расширением или без расширения задней кромки (на модели G и H, оснащённые такими пропеллерами, должны устанавливаться лопасти с расширенной кромкой). Диаметр 15’ 0”.
с. 4 пропеллера Ham. Std., втулки 43Е60, лопасти 6903B-0. Диаметр 15’ 1 1/16” – 14’ 9 7/16”.
d. 4 пропеллера Curtiss Electric, втулки C634S-C500, лопасти 830-521C4-0. Диаметр 15’ 1”.
e. 4 пропеллера Ham. Std., втулки 43H60, лопасти 6959B-0 или 6967-0. Диаметр 15’ 1 5/16” – 14’ 9 3/16”.
f. 4 пропеллера Curtiss Electric, втулки C634D-A2, лопасти 109652-12 или втулки C634D-A4, лопасти 109652-12. Диаметр 15’ 0” – 14’ 8 3/8”.
100. Клапана слива топлива.
(а) Parker 8-3046-75 (Mod.2) и 9-946-75 (Mod.2)
(b) Parker 8-3046-75 M3 и 9-946-75 M3
(c) Parker 8-946-75 M3 и 1.319-54637M
101. Нерасходуемый остаток топлива и масла.
102. Стартеры.
(a) Jack and Heintz Type JH6 ER – Model 1049-54
(b) Eclipse Type 36E00-4 – Model 1049-54
(c) Jack and Heintz Type JH6 ER – Model 1049B и Model 1049C
(d) Eclipse Type 36E00-4 – Model 1049B и Model 1049C
(e) AN4116R6 - Model 1049B
(f) Jack and Heintz Type JH6 CE
(g) Bendix Type 36E00-4B
103. Масляные радиаторы
(a) Air Research Type 86909-23 – Model 1049-54
(b) Air Research Type 87162-24 – Model 1049B и Model 1049C
(c) Air Research Type 87242-24 – Model 1049B и Model 1049C
104. Топливные насосы на двигателях
(a) Thompson Type TF-2100 – Model 1049-54
(b) Pesco Type 2P-771-CE-1 – Model 1049B и Model 1049C
(c) AN-4102-1 – Model 1049B
(d) Thompson Type TF2100
105. Дополнительные топливные насосы
(a) 6 в баках 1, 2, 3, 4, 2а, 3а (1) Thompson TF-52300-1
(b) 1 для бака №5 (см. комментарий 7) (1) Thompson TF-42300-1
106. 4 вакуумных насоса системы противообледенения
(a) Pesco Type 3P-485 – Model 1049-54
(b) Pesco Type 3P-485 – Model 1049B и Model 1049C
107. 4 гидронасоса
(a) Vickers Type AA20511 - Model 1049-54
(b) Vickers Type AA20510 – Model 1049B и Model 1049C
(c) Vickers Type AA20513
108. Дополнительные топливные насосы (см. замечание 7)
(a) Pesco Type 012634-010 – гидравлический
(b) Pesco Type 112127-010 – электрический
109. Топливные баки на законцовках
Если баки не установлены, вместо них устанавливаются съёмные законцовки крыла (с противообледенителями).
110. Намеренно пропущено
111. Опциональные двигатели.
(a) 4 Wright Compound 988TC18EA3 или 988TC18EA6 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1.
Если устанавливаются эти двигатели, к обозначению модели добавляется -03 или -06 соответственно.
(b) 4 Wright Compound 972TC18DA3 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1
Стойки шасси.
200. 2 гидроамортизатора
(a) Cleveland Type 9040 - Model 1049-54
(b) Cleveland Type 9106 - Model 1049B и Model 1049C
(c) Cleveland Type 9106A
(d) Cleveland Type 9291B
201. Гидроамортизатор передней опоры
(a) Cleveland Type 9054
202. 4 тормозных сборки на колёсах основных опор шасси
(a) 17.00-20, Type III
(1) Колёса Goodyear Model LF20DHBM №9540552
или колёса №9540832
Тормоза №9540528 (внутренние)
Тормоза №9540553 (внешние)
или Тормоза №9540781 (внешние)
(2) Колёса Goodrich Model 1754M №H-3-735M
Тормоза №G-2-957 (2 на колесо).
(3) Goodyear
Колёса №9540753
Тормоза №9540754 (внутренние)
Тормоза №9540755 (внешние)
(4) Goodrich
Колёса №H-3-772
Тормоза №G-2-639 (2 на колесо).
203. 4 покрышки и камеры основных колёс.
(a) 17.00-20, 20 слоёв нейлонового корда
(b) 17.00-20, 22 слоя нейлонового корда
204. 2 колеса на передней опоре шасси
(a) 4x9,9 Type VII
(1) Goodrich №H-3-592M-1 (без колпаков)
(2) Goodrich №H-3-592M (с колпаками)
(3) Goodrich №H-3-753 (без колпаков)
(b) 33” S.C. Type I
(1) Bendix №57608M
205. 2 покрышки колёс передней опоры с 10-слоями нейлонового корда
(a) 34x9,9 Type VII B
(b) 33” S.C. Type I
206. 2 демпфера подкосов основной опоры шасси.
(a) L.A.C. чертёжный №307503
(b) L.A.C. чертёжный №310618
(c) L.A.C. чертёжный №469080
Электрооборудование
300. Генераторы.
(a) 4 генератора постоянного тока Eclipse 30E02 - Model 1049-54
(b) 4 генератора постоянного тока Eclipse 30E02 - Model 1049B и Model 1049C
(c) 4 генератора постоянного тока Eclipse 30E02 – (9)
301. Аккумуляторы
(a) 2 24 В 36 а.ч.
303. Генераторы переменного тока.
(a) 2 Pioneer Type 1361-7
(b) 2 Pioneer Type 1362-1
(c) 2 Eclipse Type 28E04
(d) 2 Eclipse Type 28E04
(e) Inverter (Bendix Model K-2496)
Интерьерное оборудование.
400. Перечень действующих руководство по лётной эксплуатации и поправок к ним по моделям с привязкой к серийным номерам.
401. Управление самолётом.
(a) Автопилот.
(1) Pioneer PB-10 (3 привода 15601-1A, 1 привод 15620-2A)
Примечание: Только для модели 1049: При использовании автопилота во время крейсерского полёта высота над поверхностью земли должна быть не менее 500’. При использовании автопилота во время захода на посадку высота не должна быть менее 200’, ремни безопасности на кресле пилота застёгнуты, руки должны находиться на штурвале.
(2) Pioneer PB-10 (3 привода 15601-1A или 15613-1, 1 привод 15620-2A)
*(3) Lear L-5 (чертёж 7000062) (3 привода 118AP, привод руля высоты и направления 2216A).
(b) Привод руля высоты P/N 308575 или 322645.
(c) Привод руля направления P/N 308576 или 322646.
(d) 2 привода элеронов P/N 289283-602.
420. 2 компрессора системы кондиционирования воздуха (наддува)
(a) Air Research Type 56930
(b) Air Research Type 57910
(c) Air Research Type 57910(B)
(d) Air Research Type 57970
421. 2 вала привода компрессора и муфты рассоединения
(a) LAC 31145
(b) LAC 311442
(c) LAC 315908
(d) LAC 329552
(e) LAC 469864
(f) LAC 470093
(g) Air Research 205400
422. Обогреватели воздуха
(a) Поверхностного горения Type A77A63
423. Вентиляторы рециркуляции
(a) Dynamic Air Type 8862B-8B.
(b) Joy Type X702-164
424. Устройства охлаждения воздуха в кабине
(a) 2 турбохолодильника AirResearch Type 56910-1 и 2
(b) 2 вентилятора обдува теплообменников, AirResearch Type 30980
(c) 2 первичных воздухо-воздушных радиатора, AirResearch Type 19658
(d) 2 вторичных воздухо-воздушных радиатора, AirResearch Type 81118
(e) 2 влагоотделителя, AirResearch Type 81148-3 и 4.
440. Аварийная стремянка или жёлоб
См. утверждённый список основного оборудования для соответствующих позиций для соответствующих типов, весов и моментов для различных конфигураций.
441. Стационарная кислородная система.
(a) Установленная на Model 1049-54 в соответствии с чертежом 309287, включая:
(1) Кислородный баллон Kidde Type 870324
(2) 3 маски (полностью закрытых или закрывающих нос и рот с очками).
(b) Установленная на Model 1049-54 в соответствии с чертежом 311142, включая:
(1) 3 кислородных баллона Kidde Type 870326
(2) 3 маски TWA 1-45981-1.
(c) Установленная на Model 1049C-55-81 в соответствии с чертежом 313262, включая:
(1) 2 кислородных баллона Kidde Type 870275 в соответствии с чертежом 318611
(d) Установленная на Model 1049C-55-81 в соответствии с чертежом 318611, включая:
(1) 1 кислородный баллон Kidde Type 870275 в соответствии с чертежом 654112
(e) Установленная на Model 1049B-55-75 в соответствии с чертежом 311186, включая:
(1) 3 кислородных баллона Kidde Type 870557 в соответствии с чертежом 654114
(f) Установленная на Model 1049C-55-94 в соответствии с чертежом 321501, включая:
(1) 1 кислородный баллон Kidde Type 870 в соответствии с чертежом 654092
(g) Установленная на Model 1049G-55-85 в соответствии с чертежом 322662, включая:
(1) 1 кислородный баллон Kidde Type 870275
(h) Установленная на Model 1049G-55-101 в соответствии с чертежом 465081, включая:
(1) 2 кислородных баллона Kidde Type 870326 в соответствии с чертежом 654112
(i) Установленная на Model 1049G-55-102 в соответствии с чертежом 328201, включая:
(1) 2 кислородных баллона Kidde Type 870275 в соответствии с чертежом 654092
(k) Установленная на Model 1049H-55-133 в соответствии с чертежом 496938, включая:
(1) 2 кислородных баллона Kidde Type 870275 в соответствии с чертежом 654092
Противообледенительное оборудование.
500. Противообледенители крыла.
(a) Goodrich Type 21 Пневматические.
(b) Goodrich Type 22 Пневматические.
501. Противообледенители стабилизатора.
(a) Goodrich Type 21 Пневматические.
(b) Goodrich Type 22 Пневматические.
502. Противообледенители киля.
(a) Goodrich Type 21 Пневматические.
508. Дворники фонаря кабины экипажа.
(a) 1 Dual Marquette (электрические), установлены в соответствие с чертежом №309368.
(b) 1 Dual Marquette, установлены в соответствие с чертежом №325296.
(c) 1 Dual Alco, установлены в соответствие с чертежом №326072.
(d) 2 дворника Alco, установлены в соответствие с чертежом №327329.
Описания основных отличий моделей и перечень устанавливаемых на них компонентов (конфигуратор).
Модель 1049-54 (все 1049-53 переделаны в 1049-54).
Двигатели: 4 Wright Cyclone 975C18CB-1 с редукцией 16:7.
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: максимум 88
Кухонные зоны между позициями 260 и 343,5
Серийные номера: от 1049/4001 до 1049/4024.
Центральный топливный бак (№5) может не устанавливаться.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (а) или (с); 101(а) или (b); 103(а); 104(а); 105(а); 107(а) или (b); 200(а) или (b); 201(а); 202(а)(1), (2) или (3); 203(а) или (b); 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(а) или (b); 300(а); 301(а); 303(а) или (b); 400; 440; 441(а) или (b); 508(а).
Модель 1049B-55 (R7V-1 в авиации ВМФ). Такая же, как Модель 1049-54, за исключением двигателей, веса конструкции и некоторых изменений планера. Эта модель в исходном варианте – грузовая, а не пассажирская. Для определения доработок, необходимых для переделки из R7V-1, см. комментарий 5.
Двигатели: 4 Wright Cyclone 975TC18DA1 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1.
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: Все серийные 1049B-55 построены как грузовые. Для определения доработок, необходимых для переделки в пассажирский вариант, см. Замечание 9.
Серийные номера: от 1049В/4101 до 1049В/4111; от 1049В/4122 до 1049В/4130; от 1049В/4133 до 1049В/4150; от 1049В/4152 до 1049В/4160; от 1049В/4167 до 1049В/4169.
Топливные баки: полный набор, баков на законцовках нет.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b), (c) или (d); 101(c), (d), (e), (f), (g) или (h); 103(b) или (c); 104(b) или (c); 105(а); 107(b); 200(b); 201(a); 202(а)(2) или (3); 203(b); 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(а) или (b); 300(b); 301(а); 303(c) или (e); 400; 440; 441(e); 508(а).
Модель 1049C-55 и Модель 1049E-55.
Двигатели: 4 Wright Compound 972TC18DA1 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1 (так же применимы 972TC18DA3, 988TC18EA3 и 988TC18EA6)
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: максимум 99 человек на борту (пассажиры + экипаж).
Кухонные зоны между позициями 930 и 1014
Серийные номера: от 1049C/4501 до 1049C/4548; от 1049E/4549 до 1049E/4665; 1049E/4573, 1049E/4574; от 1049E/4578 до 1049E/4581; 1049E/4606, 1049E/4607; от 1049E/4613 до 1049E/4615.
Топливные баки: полный набор, баков на законцовках нет.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b), (c), (d), (e) или (f); 101(c), (d), (e), (f) (g) или (h); 103(b) или (c); 104(b) или (c); 105(а); 107(b); 200(b); 201(a); 202(а)(2) или (3); 203(b); 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(а) или (b); 300(b); 301(а); 303(c) или (e); 400; 440; 441(c); 508(а).
Модель 1049D-55. Такая же, как Модель 1049B-55, за исключением возможности установки пассажирских кресел, и установки дополнительных аварийных выходов.
Двигатели: 4 Wright Compound 972TC18DA1 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1(так же применимы 972TC18DA3, 988TC18EA6).
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: максимум 112 человек на борту (пассажиры + экипаж).
Серийные номера: от 1049D/4163 до 1049D/4166.
Топливные баки: полный набор, баков на законцовках нет.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b), (c), (d), (e) или (f); 101(c), (d), (e), (f) (g) или (h); 103(b) или (c); 104(b) или (c); 105(а); 107(b); 200(b); 201(a); 202(а)(2) или (3); 203(b); 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(b); 300(b); 301(а); 303(c) или (e); 400; 440; 441(g); 508(а).
Модель 1049F-55 (C121C в ВВС США). Такая же, как Модель 1049B-55, за исключением установки 34 прямоугольных иллюминаторов вместо 17 круглых, ВСУ Solar вместо ВСУ AiResearch и установки обогревателя в носовом отсеке. Эта модель в исходном варианте – грузовая, а не пассажирская. Для определения доработок, необходимых для переделки из C121C, см. комментарий 5.
Двигатели: 4 Wright Compound 972TC18DA1 с редукцией 16:7 и редуктором приводом компрессора с соотношением 6,52:1.
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: Все серийные 1049F-55 построены как грузовые. Для определения доработок, необходимых для переделки в пассажирский вариант, см. Замечание 9.
Серийные номера: от 1049F/4170 до 1049G/4202.
Топливные баки: полный набор, баков на законцовках нет.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b); 101(d); 103(b) или (c); 104(b), (c) или (d); 105(а) или (b); 107(b); 200(b), (c) или (d); 201(a); 202(а)(2), (а)(3) или (a)(4); 203(b); 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(b) или (d); 300(b); 301(а); 303 (d) или (e); 400; 440; 441(i); 508(a) или (b).
Модель 1049G-82. Такая же, как Модель 1049C, за исключением двигателей, пропеллеров, тормозов, возможности установки топливных баков на законцовке крыла и усиления конструкции планера.
Двигатели: 4 Wright Compound 972TC18DA3 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1 (так же применимы 988TC18EA3 и 988TC18EA6).
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: максимум 112, 104 или 96 человек на борту (пассажиры + экипаж) с 11, 10 или 9 выходами для пассажиров соответственно.
Кухонные зоны между позициями 930 и 1014
Серийные номера: 1049G/4572; от 1049G/4575 до 1049G/4577; от 1049G/4582 до 1049G/4605; от 1049G/4608 до 1049G/4612; от 1049G/4616 до 1049G/4699.
Топливные баки: полный набор + баки на законцовках.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b), (e) или (f); 101(i), (j), (k) или (l); 103(b) или (c); 104(b), (c) или (d); 105(а); 107(b); 200(d); 201(a); 202(а)(3) или (4); 203(b); 204(а)(1), (а)(2), (a)(3) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(c); 300(b) или (c); 301(а); 303(c), (d) или (e); 400; 440; 441(h) или (i); 508(c) или (d).
Модель 1049H-82. Такая же, как Модель 1049D/01-55, за исключением более мощного двигателя, увеличенного взлётного веса и других незначительных изменений.
Двигатели: 4 Wright Compound 972TC18DA3 с редукцией 16:7 и редуктором привода компрессора с соотношением 6,52:1 (так же применимы 972TC18EA3 и 988TC18EA6).
Минимальный состав экипажа: 3. Пилот + второй пилот на позиции 190 и бортинженер на позиции 226.
Пассажиры: Максимум 112 человек на борту (пассажиры + экипаж).
Серийные номера: от 1049H/4801 до 1049H/4853.
Топливные баки: полный набор + баки на законцовках.
Оборудование: В дополнение к базовому оборудованию, описанному в CAR 4b, должно быть установлено следующее:
1 (b), (e) или (f); 101(i), (j), (k) или (l); 103(b) или (c); 104(b), (c) или (d); 105(а); 107(b); 200(b); 201(a); 202(а)(3) или (a)(4); 203(b); 204(а)(1), (а)(2), (a)(3) или (b)(1), 205(а) или (b); 206(c); 300(b) или (c); 301(а); 303(c), (d) или (e); 400; 440; 441(g) или (k); 508(c) или (d).
Из интересного и возможно полезного в карте данных есть ещё список «комментариев». Даётся с исключениями, дабы не засорять ненужной информацией и без того распухшую текстовую часть:
Замечания.
Замечание 2.
Должны быть установлены следующие транспаранты:
(b) На передней стороне двери, установленной на позиции 303,5 для компоновки 67 кресел, или на позиции 339 для компоновки 81 кресло: «Во время взлёта и посадки эта дверь должна быть закреплена в открытом положении».
Замечание 5.
Перед сертификацией по гражданским правилам на военных R7V-1 или C-121C, серий 1049B-55 или 1049F-55, должны быть проведены следующие доработки:
(a) Положение фонарей на фюзеляже должно быть изменено таким образом, чтобы удовлетворять требованиям FAA.
(b) На R7V-1 в нижних багажниках должны быть установлены пожарная сигнализация и система тушения пожара.
(c) Всё специальное военное оборудование должно быть демонтировано.
(d) Должно быть предусмотрено одобренное FAA руководство по лётной эксплуатации.
(e) Подшипники №№4102, 4103, 4104 и 4106 на нижней поверхности внутренней секции крыла должны быть проверены на наличие коррозии на местах установки. Для выполнения этой операции уплотнение топливных баков в местах их установки должно быть удалено. При обнаружении коррозии свяжитесь с Lockheed Aircraft Corporation для разработки мероприятий по её устранению.
(f) Должны быть установлены сигнальные ракеты с парашютами.
(g) Должны быть установлены транспаранты с указанием ограничения скоростей в соответствии с частью 3 этой спецификации.
(h) В кабине должны быть установлены транспаранты, указывающие на необходимость обеспечения сквозных проходов для:
(1) Обеспечения доступа к аварийным выходам на крыло для эвакуации при задымлении.
(2) Обеспечение доступа ко всему грузу в кабине для обеспечения возможности использования ручных огнетушителей.
(i) Должны быть установлены транспаранты для предупреждения наземного и лётного состава о том, что вылет со снятыми или не закрытыми на замки грузовыми люками запрещён.
(j) Измените заводскую табличку на двигателе, включив в неё гражданское обозначение модели (972TC18DA1) и сертификата типа (№227).
(k) Для самолётов с серийными номерами 4144 и выше должна быть выполнена авиационная директива №55-23-2 или бюллетень №1049/SB-2573.
Замечание 6.
Lockheed Constelation с серийными номерами от 4101 до 4139 (1049B), построенные как R7V-1 для авиации ВМС, могут быть сертифицированы только для взлётного веса до 130000 фунтов. Для возможности сертификации на полёты со взлётным весом 133000 фунтов, должны быть проведены следующие доработки:
(1) Процедуры заправки и расхода топлива должны соответствовать требованиям, описанным в Lockheed Report №9154.
(2) Силовая конструкция и обшивка фюзеляжа должны быть усилены в соответствии с требованиями Lockheed Rapid Revision Dwg. №173.
Замечание 8.
Самолёты модели 1049-54 могут быть сертифицированы для выполнения посадки с весом 101500 фунтов после доработок в соответствии с бюллетенями Lockheed Service Bulletins №1049/SB2022, №1049/SB2223 и №1049/SB2224. Эти доработки включают усиление фюзеляжа и крыла, замену дюз в амортизаторах основных опор шасси и замену поршня в гидравлическом амортизаторе верхнего подкоса.
Замечание 11.
Самолёты модели 1049D-55 могут эксплуатироваться со взлётным весом 135400 фунтов, с посадочным весом 113000 фунтов и с максимальным весом без топлива (MZFW) 108000 фунтов при установке увеличенных тормозов, усиленных боковых подкосов основных опор шасси, гидравлического амортизатора верхнего подкоса и других незначительных изменениях. Изменения описаны в бюллетенях Lockheed Service Bulletins 2373, 2504, 2508, 2509, 2529 и 2599.
Замечание 12.
Самолёты модели 1049C-55 и 1049E-55 могут эксплуатироваться со взлётным весом 135400 фунтов, при установке усиленных боковых подкосов основных опор шасси, гидравлического амортизатора верхнего подкоса, внутреннего капота за обтекателем пропеллера, усиления крыла и фюзеляжа и установке обтекателей задней кромки пропеллера (капота картера?) (на самолётах с пропеллером Curtiss 858). Изменения описаны в бюллетенях Lockheed Service Bulletins 2300, 2301, 2302, 2303, 2329, 2330, 2500, 2508, 2509 и 2599.
Замечание 13.
Самолёты модели 1049E/01-55 могут эксплуатироваться с посадочным весом 113000 фунтов, при установке тормозов на колёсах основных опор, описанных в п.202(а)(3) или (а)(4). После их установки самолёт обозначается как 1049E/02-055.
Замечание 14.
Самолёты модели 1049H-82 могут эксплуатироваться с увеличенным взлётным, посадочным весом и с максимальным весом без топлива после проведения модернизации. После проведения модернизации меняется обозначение модели. Ниже перечислены новые обозначения и описание доработок.
А. 1049H/01-03 и 1049H/01-06
Это доработанный 1049H с крылом, усиленным в соответствии с Lockheed Drawing №329998-505 и установленным пропеллером и двигателем по поз.111 (а) и 1 (e).
B. 1049H/02-03 и 1049H/02-06
Это 1049H/01, доработанный в соответствии с Lockheed Service Bulletins 3041. Это приводит к увеличению максимального посадочного веса до 114 500 фн. Для конфигураций и с топливными баками на законцовках и без них.
С. 1049H/03 – см. Замечание 18.
D. 1049H/04-82
Это 1049H, доработанный в соответствии с Lockheed Service Bulletins 3041. Это приводит к увеличению допустимых максимального посадочного веса и MZFW.
E. 1049H/05-03 и 1049H/05-06
Это 1049H/01, доработанный в соответствии с Lockheed Service Bulletins 3060, что позволяет увеличить веса.
F. 1049H/06-03 и 1049H/06-06
Это 1049H/06, доработанный в соответствии с Lockheed Service Bulletins 3060, что позволяет увеличить веса.
G. 1049H/07-03 и 1049H/07-06
Это 1049H/06, с ограниченным взлётным весом из-за установки пропеллера по опции 1(b) вместо 1(e).
Замечание 18.
1049D/01 может быть модифицирован в 1049H путём доработки в соответствии с Lockheed Service Bulletins 2505. После такой доработки самолёт получает обозначение 1049H/03-82.
Из интересных находок, помимо Замечания 12 (о чём ниже) стоит ещё отметить упоминание о разном количестве выходов для пассажиров на 1049G и о зависимости максимального количества людей на борту от количества этих выходов. Так что и тут надо быть внимательным при изучении фотографий прототипа…
Но хватит, однако, буков. Вернёмся к картинкам. Турбокомпаундный двигатель характеризуется наличием трёх турбин с тремя выхлопными трубами: по одной слева и справа снизу и третьей слева сверху.
Рис.139.
Важной особенностью многих Локхидов 1049 является наличие большого капота картера двигателя. Если верить конфигуратору, то не компаундные моторы стояли на моделях 1049 и 1049В. Посмотрим, что там с выхлопными трубами и капотами картера?
Вот 1049А и 1049B без капота картера.
Рис.140, 141, 142.
Но вот 1049F без него же:
Рис.143, 144, 145.
Кстати, обратите внимание, в перечне моделей из карты данных нет 1049А. А Аирлайнерс такие находит. Тем не менее, самолёты моделей от 1049 до 1049F встречаются без капота картера. Вот, ещё например, 1049Е без оного:
Рис.146.
Найти примеры обратного (ранние модели с большим капотом картера) у меня получилось однажды, на 1049Е. Но там один и тот же самолёт встречается с двумя вариантами капота, о чём ниже.
А кроме того, попался ещё один интересный вариант капота (назовём его, условно, вариант 2, в то время как более часто встречающийся – вариант 1).
Рис.147, 148.
Обратите внимание на верхнюю часть капота – патрубок воздухозаборника, проходящий над мотором и над капотом, перед самой передней кромкой ныряет в подкапотное пространство. И капот картера тут присутствует, хоть и маленький, совпадающий по диаметру с коком винта. Не есть ли это тот самый «обтекатель задней кромки», упомянутый в Замечании 12 карты данных к сертификату типа, бывший обязательным при полётах с увеличенным весом? ИМХО вполне похоже.
Тем более, что судя по надписям KS на створке и PROTON на носу – это 1049E PH-LKS, серийный 4503. т.е. борт попадающий под это замечание. Фотография замечательна тем, что на ней отчётливо видны две выхлопные трубы слева, одна сверху другая снизу. Значит, такой капот ставился не только на ранние моторы Wright Cyclone 975TC18DA1, но и на Wright Compound. Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что есть фотографии этого самолёта с другим (вариант 1) капотом и с капотом картера двигателя:
Рис.149.
Капот со спрятанным в подкапотное пространство воздухозаборником характерен для более раннего типа, 749, и встречался на ней в нескольких изводах. С двумя патрубками слева:
Рис.150.
С одним патрубком:
Рис.151.
С зазубренной задней кромкой створки выхода воздуха из подкапотного пространства, доходящим до передней кромки капота каналом воздухозаборника снизу и без обтекателя втулки винта:
Рис.152.
Но сейчас это – ненужные нюансы. Благо там ещё и по радиатору под капотом отличия есть. А интересно то, что с похожим капотом встречались следующие подвиды модели 1049:
1049
Рис.153.
1049С
Рис.154.
И 1049H
Рис.155.
Причём на последнем такой капот сочетается с большим капотом картера двигателя.
Итого: На 1049 было минимум два вида капота. Причём основной поначалу ставился (как минимум на 1049, 1049А, 1049В, 1049Е и 1049F) – чаще всего без капота картера. На более поздних моделях капот картера как правило присутствует. На 1049, 1049С, 1049E и 1049Н мог ставиться капот по типу более старого типа, 749. Иногда – с капотом картера, совпадающим по диметру с коком винта. На поздних вариантах он мог сочетаться с большим капотом картера двигателя. В эксплуатации капот мог меняться, возможно вместе с двигателем…
Теперь присмотримся попристальнее к деталям капота.
Рис.156.
Обратите внимание – на картинке из техописания воздухозаборник маслорадиатора примыкает вплотную к капоту. В то время как на фотографиях реальных машин он чаще всего имеет щель для слива пограничного слоя. На ранних 1049 капот отличался ещё и этим? На фотографиях я таких капотов не нашёл. Ещё одна интересная деталь, незаметная на картинке из техописания, но прекрасно видная на фотографиях первого варианта капота – прямоугольная створка на входе в воздухозаборник, расположенный над капотом. Практически на всех фотографиях самолётов с неработающим мотором она закрывает воздухозаборник. Хотя исключения бывают (см. рис.149). Скорее всего, открывалась она автоматически или при запуске или при подготовке к оному.
Теперь посмотрим, что из дренажных патрубков, нарисованных в техописании, видно на фотографиях прототипа.
Рис.160, 161.
На 1049F всё очень похоже на то, что нарисовано в техописании. Только один непонятный патрубок на левой стороне мотогондолы добавился. И один дренажный патрубок спрятался под патрубком вентиляции картера. Кстати, именно патрубок вентиляции картера (есть с обеих сторон мотогондолы) на рисунке изображён просто как отверстие. Иногда так и было. «Продлить» его может вынудить соседство с другими дренажами – мало приятного, если из дренажа что-то летит в вентиляцию.
На живом 1049H всё практически так же, как и на живом 1049F.
Рис.162, 163.
Но справедливости ради стоит отметить, что если «дыхальце» воздухозаборника вентиляции картера не торчит наружу, то на собранной модели, скорее всего, будут заметны только лючок доступа к дренажу маслосистемы и технологические надписи возле дренажных патрубков. А если на прототипе надписи стёрты, то различить можно лишь лючок да отверстие «дыхальца». Ну и замки секций капота, конечно же.
Рис. 164, 165, 166 и 167. Мотогондолы 1049G D-ALEM и IN 315 соответственно.
Кстати, о замках и панелях. Вот картинка со схемой капота (из техописания).
Рис.168.
Стоит заметить, что с музейными экземплярами надо быть предельно осторожным. Даже на хранящемся у славящихся аккуратностью и дотошностью немцев 1049G D-ALIN не сочли недопустимым не то просто зашить интересные места на мотогондоле листом металла, не то проигнорировать подробности при реставрации.
Рис.169.
Так что к деталям силовой установки на этом музейном экземпляре следует относиться с осторожностью (кстати, на нём нет капотов картера).
На «прижизненных» же снимках мотогондол патрубок вентиляции картера то торчит:
Рис.170 (не идентифицированный 1049 KLM),
Рис.171
Рис.172 (обратите внимание на резиновые насадки на дренажных патрубках – судя по подписи к фотографии, это сбор оных в общий коллектор, возможно их ставили только на земле).
То отсутствует (сделан заподлицо с мотогондолой).
Рис. 173 (капот 1049Е VT-DHN Air India) и 174 (1049G PH-LKF KLM).
Так что внимательнее изучайте подробные фотографии прототипа. Если найдёте…
Ещё из интересных деталей мотогондолы стоит отметить наличие щели (вентиляция подкапотного пространства?) сверху над крылом, за продолжением обтекателя мотогондолы и небольшой каплевидный обтекатель вентиляции справа от него.
Рис. 175, 176, 177 и 178. Вид сверху на мотогондолы 1049F HB-RSC, 1049F VH-EAG (msn 4176), 1049A (msn 4416) и 1049.
Кстати, судя по карте данных к сертификату типа, серийных номеров вида 44ХХ у моделей типа 1049 не было. Так что, похоже, обозначение 1049А получили переделанные из военных машины ранних серий (с круглыми иллюминаторами).
Для завершения рассказа о капотах остаётся добавить разве что несколько снимков капота 1049H N6937C с максимальным раскрытием створок охлаждения, позволяющих заглянуть в подкапотное пространство.
Рис. 179, 180 и 181.
Снимок капота 1049F HB-RSC с таким же положением створок.
Рис.182.
И великолепную фотографию момента запуска двигателя Wright Compound 972TC18DA1 на 1049F.
Рис.183.
Оцените спецэффекты! Ничуть не хуже факеления ТРД! Но похоже происходившие мало не при каждом запуске…
Теперь переходим к винтам. К написанию именно этой части меня подтолкнул коллега Эйероплан. Подсунув попутно львиную долю материала, на основании которого эта часть и написана. Скажу честно: без него я мог вообще проигнорировать эти нюансы, ибо в силу профессиональной деформации обычно ловлю взглядом наличие/отсутствие деталей, а не отличия оных по форме. И тем не менее.
Итак, винты. В конфигураторе перечислено 6 разных вариантов винтов от двух компаний (Hamilton Standard и Curtiss Electric), комплектовавшихся пятью типами втулок и шестью типами лопастей. Не буду повторяться, см. п.1 конфигуратора в этой части.
При этом возможное количество вариантов сочетания винтов и лопастей не столь устрашающее, а втулка так и вообще практически всегда прикрыта обтекателем (коком винта). Вот что пишет не то очевидец, не то специалист по Conie на форуме (ссылка приведена уважаемым Эйероплан в обсуждении первой части статьи) отвечая на вопрос о винтах с прямоугольной законцовкой лопастей:
Большинство Super Constellation оснащались винтами Hamilton Standard, но на некоторые самолёты KLM, Pakistan International, Qantas, Seaboard and Western и Trans-Canada устанавливали винты Curtiss Electric (информация об этом есть на стр. 109 и 110 в книге The Lockheed Constellation, автор Peter J. Marson, издательство Air Britain 2007).
Дополнительная информация получена от Питера Марсона 12 августа: На винты Curtiss Electric устанавливалось два типа лопастей с прямоугольными законцовками, C634S-C502 и C634S-C504 (в спецификации подпункт d пункта 1 конфигуратора, там указана только втулка C634S-C500, примечание моё) и один тип с закруглёнными, C634D-A4 (в спецификации подпункт а пункта 1 конфигуратора, примечание моё). На втулки типа «S» устанавливались стальные полые лопасти, на втулки типа «D» - дюралевые (алюминиевые). Разница между лопастями с прямоугольной законцовкой состояла в наличии жидкостной противообледенительной системы, позднее заменённой на электрическую. На втулки типа «D2» так же ставились лопасти с жидкостной противообеденительной системой.
И ещё один ответ:
Чаще всего на Super Constellation устанавливались винты Hamilton Standard hydraulic с втулкой 43E60-9 и лопастями 6903A-0. Они оснащались жидкостной противообледенительной системой и гидравлическим управлением шага винта и реверса. Лопасти с круглой законцовкой. Большинство самолётов ВВС и ВМС США оснащались такими винтами.
Второй по распространённости вариант - Curtiss Electric, с втулкой C634S-C502 и лопастями 858-C24-0. Реверсивный винт с жидкостной противообледенительной системой. Такой винт использовался на самолётах Seaboard, KLM, Qantas, Air India и Pakistan. Лопасти были стальные, с широкой хордой и прямоугольной законцовкой. Они так же могли быть заказаны с электрической противообледенительной системой, в этом случае использовалась втулка C634S-C504. Винты такой конфигурации выбрала только компания Trans-Canada.
ИТОГО: два основных типа винтов, отличить которые можно по законцовке. Винты с лопастями с прямоугольной законцовкой могли оснащаться как электрической, так и жидкостной противообледенительной системой (ПОС). Посмотрим, как всё это выглядело в реальной жизни? Но начнём с картинки из техописания.
Рис.184. ПОС винта.
Поскольку техописание нам досталось на модель 1049H, то на картинке может быть изображён винт вариантов 1 (b), (e) или (f) (Curtiss Electric втулки C634S-S, лопасти 858-5C4-0, Ham. Std. втулки 43H60, лопасти 6959B-0 или 6967-0 и Curtiss Electric, втулки C634D-A2, лопасти 109652-12 или втулки C634D-A4, лопасти 109652-12 соответственно). Хорошо виден «узкий» капот картера (элемент №5). Вот, что написано про это в тексте:
Две идентичных спиртовых противообледенительных системы предотвращают образование льда на блоках управления двигателем (шагом винта?) и пропеллерах путём направления потока изопропилового спирта на их критические зоны. Агрегаты системы расположены в мотогондолах 1 и 4 двигателей.
Бак противообледенительной жидкости, закреплённый с нижней стороны верхней обшивки крыла, через трубопроводы, гибкие патрубки, фильтры и клапаны соединён с электрическими насосами. Насосы крепятся к стенке этого бака. Заправочная горловина снабжена крышкой и имеет собственный дренажный патрубок, выведенный на нижнюю поверхность крыла (рядом с вентиляционным патрубком бака). Доступ обеспечивается через крыльевой лючок №3.
Обратите внимание на то, что вдоль лопасти жидкость подавалась через наклеенный на переднюю кромку резиновый мешок с каналами. А значит отсутствие какой-либо накладки на лопастях скорее всего свидетельствует о принципиальном отсутствии ПОС винта.
В жизни винты выглядели так.
Рис.185. Винт на 1049F VH-EAG (msn 4176).
Законцовки лопастей круглые, лопасти узкие, с ближайшей втулки снят обтекатель. На лопастях никаких накладок – скорее всего ПОС демонтирована.
Рис. 186, 187, 188, 189. Втулка винта 1049F HB-RSC.
Всё то-же самое, что и на предыдущем снимке. Обе машины – по сей день летающие (т.е. могут пройти несколько модернизаций), так что ориентироваться по ним на возможность демонтажа ПОС во времена активной эксплуатации не стоит.
Рис.190. Винт на 1049G IN 315.
Всё так же, как раньше ((С) Егор Летов). Машина музейная, винт покрашен в чёрный цвет, так что понять, есть или нет резиновые накладки трудновато, но вроде что-то просматривается на обращённой вниз лопсти. Зато хорошо заметно соотношение диаметра обтекателя втулки винта и капота картера.
Рис.191 Винт на 1049G VT-DHN Air India.
Тонкая резиновая накладка вдоль передней кромки винта заходит за половину размаха.
Рис.192, 193. Винт на 1049G D-ALEM.
Всё как и в предыдущих случаях, хорошо видна тонкая резиновая накладка вдоль передней кромки лопасти, заходящая далеко за середину размаха. Кстати, во всех приведённых выше случаях, конструкция обтекателя втулки одинакова: передняя деталь (штампованная?), за ней полоска с вырезами под лопасти и «воротничками» сзади. Крепёжные винты заметны только вдоль линии задней кромки обтекателя.
Рис.194. Винт на 1049G D-ALIN.
В отличие от D-ALEM накладки по передней кромке не доходят даже до середины размаха. Из приведённых выше данных мы помним, что на этой машине при музеизации мотогондола основательно пострадала, но вряд-ли кто-то стал бы обрезать часть накладок, скорее всего так всё выглядело и во время эксплуатации.
Рис.195 Винт 1049H N6937C
Обтекатель втулки – хромированный, резиновые накладки по передней кромке длинные.
Рис.196, 197. Винт 1049G PH-LKF KLM.
О, а вот и «квадратные винты» подвезли (Curtiss Electric, с втулкой C634S-C502 и лопастями 858-C24-0). Обратите внимание на размер хорды у корня лопасти и наличие (резиновой?) накладки и на задней кромке. Обтекатель втулки отличается по форме и (возможно!) чуть больше, чем в предыдущих случаях, по диаметру.
Рис.198. Винт на не идентифицированной модели 1049 компании Seaboard.
Снова прямоугольные законцовки, но возможно более узкая хорда у корня (без «уширения»?) и нет резиновых накладок вдоль задней кромки.
И в заключение картинка из книжки.
Рис.199.
Борт не определить, но винт с круглыми законцовками лопастей. Видна трубка, по которой подаётся противообледенительная жидкость к лопастям. Ну и подпись под фотографией интересная.
Pit в 28.01.2025 - 18:46 Спасибо.
Можно ещё каноничный 749 с пятым мотором на спине вспомнить: https://airwar.ru/image/idop/aliner/l749/l749-9.jpg |
Anonymous в 28.01.2025 - 19:46 Тема: Lockheed L-1049 Super Constellation, часть 3. У-хх-хъ! Знатное исследование! |
Pit в 28.01.2025 - 19:53 У-хх-хъ! Знатное исследование!
Следующая часть планируется про крыло, артефакты СКВ, ПОС и топливной системы на оном. Спойлерну чутка. Женя, ты когда-нибудь видел на лайнере подвешенные на рояльной петле элероны?! А тут именно такие. Я офигел... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Lockheed L-1049 Super Constellation,...(#17219) - обсуждение
грандиозно! и я вам еще подкину )))
обкатка ВМГ на Электру. И на С-130