Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Эта статья посвящена описанию конструкции сразу трех самолетов производства фирмы Грумман. Точнее, тому, как реализовано на них управление элеронами и триммерами элеронов.
И так. F4F Wildcat, F6F Hellcat и TBF Avenger. У них имеется общая особенность. Консоли крыла складываются не вверх (как у большинства палубных самолетов), а вдоль фюзеляжа. Собственно, на этом общность конструкции заканчивается. По этому, рассмотрим их механизмы по каждому самолету в отдельности. Очень подробно расписывать не буду, так как все видно на фотографиях и схемах. Сделаю только небольшие поясняющие комментарии.
Управление триммером осуществляется тросиком в гибком шланге (по примеру тормозного тросика на велосипеде) (рис. 1 поз.5). Он проходит в районе оси шарнира, поэтому не мешает складыванию. А вот для обеспечения работы элерона применен более сложный механизм. Он состоит из двух качалок (рис.2, рис.3 поз.1 и поз.2) и тяг (поз. 3 и поз. 4). Одна качалка крепится к секции центроплана (рис.4 поз.1), другая к консоли (рис.2 поз.2). Когда консоль находится в положении «для полета», качалки соприкасаются друг с другом (рис.3) и, таким образом передают усилие от ручки управления к элерону. При складывании консоли, качалки расходятся. Для исключения свободного болтания, не зафиксированного элерона на сложенной консоли, имеется специальный тросик (рис.2 поз.6). Натягиваясь, он исключает свободный ход качалки. Именно поэтому у всех F4F, стоящих со сложенными консолями, элероны отогнуты наружу (рис.5).
рис.1 рис.2 рис.3
рис.4 рис.5
Отличительной особенностью этого самолета, в сравнения с двумя другими является наличие гидравлического механизма складывания крыла (рис.6, рис.8 поз.1 и поз.2). Замок тоже управляется гидравликой (рис.6 поз.4).
Управление триммером осуществляется тросиком, так же как у F4F (рис.7 поз. 7).
Теперь рассмотрим управление элеронами. Конструкция видна на рис. 8 и рис.9. Она состоит из двух роликов укрепленных на центроплане (рис.10 поз.6), двух роликов укрепленных на консоли (рис.11 поз.3) и тросиков. На рис.8 видно, что тросики, проходящие через ролики, распологаются точно на линии оси шарнира. Таким образом, они всегда находятся в натянутом состоянии, не зависимо от положения консоли.
рис.6 рис.7 рис.8
рис.9 рис.10 рис.11
У F6F управление элеронами и триммерами сильно отличается от предыдущих самолетов.
Передача усилия на элероны осуществляется тягами (рис.12 поз.4 и поз.5). В районе шарнира тяги соединяются с помощью двух качалок (рис.12, рис.13 и рис.14 поз.1 и поз.2) и одной маленькой тяги (поз.3). Форма и расположение качалок подобраны таким образом, что при нейтральном положении ручки управления, сочленение качалки поз.1 и тяги поз.3 находится точно на линии оси шарнира крыла (рис.13).
Интересно устроено управление триммером. Оно осуществляется с помощью вращения соединенных последовательно тяг (рис.15). В районе шарнира тяги соединены карданными передачами (рис.14 и рис.15 поз.7). На рис.16 видно, что карданные передачи располагаются за пределами линии оси шарнира. Соответственно, при складывании консоли, их длина должна меняться. Это обеспечивается за счет секций тяг имеющих телескопическую конструкцию (рис.14 и рис.16 поз.6). Для предотвращения проворачивания телескопических тяг относительно друг друга, они сделаны квадратного сечения (рис.17 поз.6).
рис.12 рис.13 рис.14
рис.15 рис.16 рис.17
Вот, собственно, и все что хотелось сказать об этих узлах.
Удачи, Чегодаев Сергей.
chse в 13.05.2013 - 11:40 зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма
Разная конструкция лонжеронов. |
AlexGRD в 13.05.2013 - 22:09 Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenge Сергей, спасибо за статью несмотря на ее краткость. |
Anonymous в 13.05.2013 - 22:12 Кстати, почему на F8F изменили способ складывания крыла?
Уменьшились габариты? |
chse в 13.05.2013 - 23:55 несмотря на ее краткость
Надеюсь это не помешало пониманию. :wink: почему на F8F изменили способ складывания крыла? Могу только попытаться пофантазировать. Может быть по тому, что для достижения бОльших скоростных характеристик сменили профиль на более тонкий и увеличили нагрузку на крыло, уменьшив его площадь. Соответственно назад шасси не сложить. Надо складывать к фюзеляжу. Шарнир надо располагать за точкой крепления шасси, а там профиль совсем тонкий. К тому же складная часть консоли совсем маленькая и смысла городить огород уже нет. Может быть я не прав. Не знаю. :wink: |
Scorpius в 06.09.2017 - 07:32 Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenge Отличная статья! Спасибо коллега! Сразу в "Избранное"! |
Alexander в 07.09.2017 - 10:43 Какие они все же сложные, хитроумные и наверное жутко дорогие эти американские самолеты.
Интересно, зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма для трех типов самолетов при общем принципе складывания крыла? Это же сколько лишних расходов... - потому что есть разная компоновка, и главное при изменении размеров из соображений баланса веса и прочности , нельзя просто увеличить механизм. Каждый агрегат проектируется и считается заново. Учитывая. что Эвенжеры до недавна летали как пожарные( а может и летают) - это говорит о надежности и рациональности конструкции |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, ...(#6309) - обсуждение
Спасибо Сергей!
Какие они все же сложные, хитроумные и наверное жутко дорогие эти американские самолеты.
Интересно, зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма для трех типов самолетов при общем принципе складывания крыла?
Это же сколько лишних расходов...