Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Добрый день! Выставляю очередную работу на " Большой конкурс 2024" и это будет модель истребителя Григорович И-Z от фирмы " От Винта " в 48 масштабе.
Итак перед постройкой я решил проверить соответствие размеров деталей модели и соответственно заявленного масштаба 1/48. Чертежами из «Авиация и Время» и «Авиамастер» я пользоваться не стал, учитывая даже тот факт, что в «Авиамастере» чертежи были напечатаны не в 72, а в 74 масштабе. Поэтому взял за образец размеры самолета и более поздние чертежи М. Маслова из «Авиаколлекции». Полученные результаты прилагаю в таблице:
/ Размеры И-Z /Размеры в 48 масштабе /Размеры модели
Фюзеляж / 764, 5 см. / 15, 9 см. / 15,9 см.
Крыло / 1 150 см. / 23, 9 см. / 23,4 см.
Стабилизатор / 316,5 см. / 6, 5 см. / 6,5 см.
Кольцо Тауненда / 144 см. / 3 см. / 2,8 см.
Как видно из таблицы каждая консоль крыла меньше на 2,5 мм., а в общем размах крыла модели меньше на 5 мм., и диаметр кольца Тауэнда меньше на 2 мм.
Фюзеляж и стабилизатор соответствуют 48 масштабу. При этом в чертежах М. Маслова и Султанова фюзеляж по непонятным причинам оказался длиннее на 5 мм.! Это можно прекрасно увидеть, приложив половинку фюзеляжа к чертежу и заметить разницу в 3 мм. в носовой части и 2 мм. в ширине киля.
Хорошо, что производитель модели на эту ошибку не повелся и сделал фюзеляж согласно официальных размеров. Какой делаю вывод? Сильно доверять на сегодняшний день ни одному чертежу из приведенных выше изданий не стоит, а остается лишь отталкиваться от доступных для нас размеров. Ну, а почему крыло и кольцо Тауненда оказались меньше – это уже на совести производителя, который разрабатывал модель по 3D технологии. Так же опорные стойки крыла оказались на 5 мм. короче и место их крепления к крылу тоже оказалось неверным. При этом сильно винить производителя я бы тоже не стал, так как сам оригинал и его чертежи мало изучены, и как я уже писал выше точных чертежей-то нет!
Какой из этого можно сделать общий вывод? Либо собирать модель так как предлагает производитель (благо-это не так критично в 48 масштабе), либо попытаться исправить выявленные ошибки (которые тоже больших усилий и затрат не потребуют)! Я выбрал второй путь.
Сборка модели
Сборку начал с кабины пилота. Все детали в количестве 13 шт. отлиты филигранно, без дефектов, что не составляет большого труда все это собрать в единое целое с помощью цианакрилатного клея. Из предложений – все же посоветовал бы производителю в инструкции места установки деталей дополнять стрелками. Интерьер окрасил в светло-серый цвет. За образец можно взять кабину от истребителя И-5, так как передняя часть фюзеляжа и кабина И-Z как раз и была взята от И-5. Для подстраховки, что бы в дальнейшем не было напряжения на половинки фюзеляжа, я слегка обточил задний шпангоут кабины и в дальнейшем половинки фюзеляжа соединились без применения дополнительных усилий. В топливном баке (у переднего шпангоута) просверлил, в указанном производителем месте, сквозное отверстие для дальнейшей установки латунной трубки – лонжерона. Это надо сделать обязательно, так как консоли крыльев отлиты одной деталью и тяжелые по весу. Тем длиннее будут трубки в консолях крыла, тем надежнее будет соединение крыла с фюзеляжем!
Соединение половинок фюзеляжа не составит большого труда, если аккуратно отпилить и обработать литьевую прибыль в нижней части фюзеляжа. Сборку лучше производить в два этапа, как показано на фотографии, вначале приклеить верхнюю часть половинок фюзеляжа и только потом соединять нижнюю часть. При этом будьте предельно внимательны, что бы при склеивании заднюю тонкую часть фюзеляжа не повело в сторону.
Крылья отлиты превосходно, без дефектов литья и отличной имитацией провисания полотна. Дело в том, что на серийных машинах крылья были не цельнометаллические (как на опытной машине), а цельнодеревянные с тканевой обшивкой. Все это богатство: и провисание полотна, и лючки, и металлические листы со стальными стяжными лентами производитель прекрасно произвел на модели. Тем, кто захочет просто собрать модель как предлагает производитель – может приступать к монтажу плоскостей к фюзеляжу, а тем, кто хочет добавить к плоскостям потерянные 2, 5 мм. могу предложить простой способ:
1. Для начала необходимо определиться где же были потеряны 2,5 мм.? Если внимательно посмотреть на чертежи крыла, то можно заметить, что расстояние между всеми нервюрами составляет 5 мм. А на консолях крыльев модели расстояние между 1 корневой нервюрой и второй 2,5 мм. и вот вуаля, мы нашли потерянные 2,5 мм!
2. В намеченных производителем насечках на нервюрах плоскостей я просверлил отверстия под латунные трубочки – лонжероны, нужно это сделать для того, чтобы потом не искать место для сверления после наращивания крыла.
3. Из нарезанных по ширине нервюры пластиковых полосок от крышек «Доширак» я начинаю наращивание длины плоскости до 2,5 мм. При этом после каждой приклеенной полоски сразу восстанавливаю ранее просверленные отверстия и обрезаю излишки ножом по профилю нервюры. Вся процедура занимает не более часа, учитывая, что в среднем уходит от 10 до 12 полосок (в зависимости от толщины пластика крышки «Доширака»).
4. После полного высыхания клея абразивной пилкой обрабатываю поверхность и наношу жидкую шпатлевку, для заливки мелких щелей между пластиковыми полосками. Последующая шлифовка и приклеиваю на верхнюю часть плоскости еще по одной полоске шириной 3мм. – трапика для персонала.
5. Приклеиваю плоскости к фюзеляжу, при этом не забываю про угол поперечного V крыла, для этого я вначале отогнул латунные трубки - лонжероны на необходимый угол.
6. Обрабатываю место соединения консолей крыла и фюзеляжа от излишков клея и восстанавливаю в нижней части консолей ребра нервюры №1. Делается это просто – в месте расположения нервюры по краям наклеиваю полоски скотча и расстояние между ними задуваю из аэрографа густой грунтовкой в два – три прохода. После высыхания грунтовки снимаю скотч и нервюра восстановлена.
Прочитав все это процедура кажется длительной и нудной, но на самом деле это можно сделать за пару вечеров.
Половинки стабилизатора с рулями высоты и рулем направления затруднений при монтаже не вызвали. Соединения половинок стабилизатора я делал на стальных булавках, а рули высоты и поворота на медной проволоке, тем самым сделав их подвижными.
Стойки шасси я выбрал с обтекателями, так как буду делать истребитель с динамореактивными пушками. Стойка шасси и половинка обтекателя отлиты одной деталью, что упрощает сборку в единое целое и крепление к крыльям. Для надежного соединения и учитывая вес модели я в стойки вклеил штифты из стальных булавок. В заднем костыле смоляную стойку заменил стальной булавкой и вклеил стальной штифт. Установка стоек шасси не вызвала больших затруднений из дополнений я лишь заднюю стойку между обтекателями колес заменил на стальную медицинскую иглу. В центроплане крыла, и в обтекателях колес шасси вклеил петли, сделанные из медной проволоки, для последующей протяжки через них нитей, имитирующих стальные тросы – растяжки.
Следующим этапом стало увеличение длины нижних крыльевых стоек. Дело в том, что они тоже на 5 мм. короче, так как если приложить к чертежу, то на плоскости они соответствуют размерам,
а если приложить к стойкам шасси и к плоскости крыла, то длины уже не хватает, и производитель еще ошибся при проектировании и сделал отверстия для крепления этих стоек на плоскостях крыльев на одну нервюру ближе к фюзеляжу. Соответственно и крепление стоек между собой тоже изменяется. Это прекрасно видно на фотографии. Для увеличения длины я разрезал стойки и просверлил в них отверстия, куда вклеил стальные булавки. После этого стал поочередно приклеивать к булавке обрезки медной проволоки, обильно их смачивая цианакрилатным клеем. При этом необходимо оставлять штифты для дальнейшей надежной стыковки с крылом и обтекателем шасси.
После высыхания клея абразивной пилкой обработал стойки, придав им соответствующее сечение и склеил между собой, приложив их на чертеж. После шлифовки покрыл густой грунтовкой и установил их на полагающееся для них место. Что могу посоветовать тем, кто будет собирать модель – лучше полностью «с нуля» сделать их из пластика или из металла. Так как крыло тяжелое и еще будут подвешены пушки, то стойки могут изгибаться от напряжения. Этот узел лучше усилить! В крыльях тоже придеться сделать новые отверстия под раскосы как показано на фото (красные стрелки - отверстия дает производитель, синие стрелки - необходимо просверлить под длинные раскосы, зеленые - отверстия под пушки.
На фото слева стойка от производителя, справа доработанная.
Двигатель напечатан на 3D принтере одной деталью, из доработок вставил из медной проволоки штоки цилиндров и раскрасил его. Производитель дает два вида капотов двигателя – с открытыми и закрытыми створками жалюзи. Я выбрал с открытыми, но все равно от двигателя остались видны только верхние части цилиндров. Кольцо я расширять не стал, так как мне обещали выслать новое кольцо, и в принципе 2 мм. тут практически незаметны.
Пушки тоже напечатаны из фотополимерного материала на 3D принтере одной деталью, что упрощает их окраску и установку под крыло. Одна беда, все пушки повело слегка в правую сторону! Хоть и напечатаны они были из двух разных видов материалов, но результат оказался один. Несколько раз я опускал пушки в кипяток и они сразу становились прямыми, но на следующие сутки опять косились вправо! Уже решил разрезать стволы на три части и вставлять в них стальные штифты, но лень намекнула, а может пойти более легким путем и срезать с правой стороны шток –подаватель патронов и заменить его на стальную булавку? Сказано – сделано и стволы пушек стразу выпрямились!
Окраска модели
В качестве оригинала для своей модели я выбрал борт «голубая 7» из отдельной эскадрильи особого назначения «Эскадрильи Сузи», летчик Н. Звонарев, Переславль-Залесский, осень 1934 г.
В разных изданиях окрашивать предлагают верх в зеленый (аэролак AIIз), низ в голубой (аэролак AIIг), а в монографии из «Авиаколлекции » верх в зеленый, низ в светло-серый. Изучив фотографии и монографию В.И. Кондратьева и В.Р. Котельникова «Окраска и обозначения самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 года» определился в цветовой схеме и границах нанесения цветов. Итак, верхнюю часть крыльев окрашиваю в зеленый, с заходом на низ передней кромки крыла тонкой полоской. Фюзеляж (за исключением нижней части в районе крыла) и кольцо Тауненда полностью окрашиваю в зеленый цвет. Нижняя часть крыла, нижняя часть фюзеляжа в районе крыла и нижняя часть стабилизатора в голубой цвет.
Слева на фото стрелкой показано, что нижняя передняя часть фюзеляжа частично окрашена как и кольцо Тауэнда в зеленый цвет. Следующее фото показывает, что зеленый цвет заходил на нижнюю часть носка крыла. В центре на фото показана граница в нижней части фюзеляжа голубого и зеленого цветов. Справа на фото показана носовая часть И-5, где прекрасно видно, что винт и фюзеляж окрашены в зеленый цвет, а кольцо Тауэнда в черный. Это фото подтверждает, что винты и на И-Z могли окрашиваться в зеленый цвет.
Для покраски использовал набор акриловых красок от фирмы АК interactive «Советские ВВС».
При этом зеленую краску слегка высветлил белой и желтой. После покраски нанес масляные точки с применением белого, желтого и коричневого на верхнюю часть крыла, тем самым создав светло - желтый фильтр на поверхности крыла модели и выделив его от окрашенных металлических поверхностей.
Винт покрасил тоже в зеленый цвет, как и на истребителях И-5. Было много сомнений в зеленый или в черный красить, но после просмотра многих фотографий И-5 пришел к выводу – надо красить в зеленый.
Качество декалей как всегда на высоте, они прекрасно легли и приварились к краске.
Пушки окрасил в стальной цвет, после этого прошелся по ним черной смывкой с последующим выделением выступающих деталей серебрянкой методом «сухой кисти».
После этого покрыл всю модель полуматовым лаком от фирмы Mr. Hooby и приступил к финальной сборке модели. Приклеил двигатель с капотом и кольцом, установил справа перед кабиной трубку Вентури, ствол пулемета ПВ-1, козырек кабины с прицелом и натянул между стоек шасси распущенную до нужной толщины эластомерную нить.
И «вишенкой на торте» стала установка винта! Всё, модель готова!
Что могу сказать после сборки модели? Модель интересная, легкая в сборке и дает возможность собрать копию очень редкого истребителя. Я её собрал без приложения больших усилий за три недели. Думаю, что такую модель еще долго не выпустят в 48 масштабе другие производители. Ну а то, что в процессе сборки появились небольшие неточности, так у кого их нет? Давайте будем честны перед собой – это смоляная модель, ориентированная на профессионалов и любителей авиа экзотики, сделанная маленькой фирмой, и такого отличного качества мало кто выпускает в смоле, тем более что исправить ошибки в этой модели не составляет большого труда и моя модель прямое доказательство в этом!
Поэтому большое спасибо за такую красивую модель фирме « От Винта» и надеюсь на дальнейшее расширение линейки советских истребителей 30-х годов!
Спасибо , что нашли время прочитать эту статью! Приятного просмотра!
Ну и для понимания авиационной моды тех времен и технологического прогресса фото И-Z и Девуатина Д-501 , который выйдет на испытания на 2 года позже!
Test-tehnik в 26.02.2024 - 11:43 Тема: От Винта 1/48 И-Z Ну, ты всё знаешь, что творилось за кулисами...
+1 А я чего то завис на сборке фюзеляжа... |
YSG в 26.02.2024 - 13:13 Тема: От Винта 1/48 И-Z Самолётик - страшненький, модель - отличная, исполнение и статья - замечательные!!!
Всегда восхищаюсь Вашим подходом к истории и матчасти! +1 |
alex_reft в 26.02.2024 - 14:59 Usatiymen, pirovskikh, спасибо, старался! Модель редкая и не хотелось подвести создателя этой модели!
Test-tehnik От этого еще интереснне было собирать! Так сказать заглянуть одним глазком в закулисье! Нет плохих моделей - есть кривые руки!))))))) YSG от Вас это слышать втройне приятно! Без этого стройка будет скучной и монотонной, а так стараюсь не скучать при сборке!))))) Roman-Nord Ну запил -это слишком сильно сказано, так небольшой запильчик!)))) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: От Винта 1/48 И-Z(#16684) - обсуждение
Великолепная работа!