Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Салют, всем любителям пластиковых «китов» и не только пластиковых!
Представляю Вам, модель японской фирмы Hasegawa - Hurricane Mk.IIВ в масштабе 1/48.
Силуэт Харрикейна, пожалуй, один из самых характерных и запоминающихся, но среди моделистов не всегда пользуется любовью. Вот мне, нравятся эти линии, особенно с тропфильтром – его горб, как бы компенсирует горб гаргрота и в целом придает грозный и хищный облик. А по форме киля и щитков шасси, хорошо прослеживается родословная к младшему брату и к реальному зверю - Хоукер Тайфун (Темпест).
«Родившись» в проекте в 1934г и пойдя в серию в 1937г., Ураган нес в себе все рудименты, уходивших со сцены бипланов – ферменный фюзеляж, частично «тряпичная» обшивка (а поначалу и тряпичное крыло и неказистый двухлопастный винт), очень толстый профиль крыла. От своих сверстников И-16, MS.406, он отличался большими размерами и общей громоздкостью. Батарея из 8 пулеметов, высокая скорость, которой так гордились англичане в 37-38гг, уже в 1940году никого не пугала и не впечатляла. Но, как сказал один высокопоставленный англичанин: «Битву за Британию выиграл «Спитфайер», а без «Харрикейна» мы бы проиграли…».
Осознав, что Харрикейн, уже опасно выставлять в прямом бою против истребителей люфтов, англичане, без истерик и криков, что их заставляют летать на гробах и понимая, что война будет долгой и сгодится всё, перевели служить Ураган во вторую линию и продолжили выпуск на двух заводах до 1944г. в метрополии и в Канаде.
Всего было выпущено почти 15000 самолетов и им нашлось применение на всех театрах В.М.В - Атлантика, Средиземья, Африка(Северная и о.Мадагаскар), Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Заполярье.
Основное применение – ПВО (против груженных бомберов, пушечные Хури, справлялись замечательно), разведчики, корректировщики, метеоразведка и в качестве ударных самолетов.
Харрикейну, пришлось надеть и тельняшку и послужить Королевскому Флоту. Взлет с авианосца и посадка на него – обычное дело для пилотов морской державы, а вот взлет с катапульты с пороховыми ускорителями, зная, что предстоит посадка на воду возле судна или спуск на парашюте, с очень большой долей вероятности, что могут и не подобрать с холодных вод… Смелые и отважные бриты служили в охране конвоев.
Ближе к делу. Итак, операция «Бенедикт», первый полярный английский конвой PQ-0 "Дервиш", прибыл в конце августа в Архангельск, а по пути с Баренцева моря, с авианосца «Аргус» взлетело и приземлилось в Ваенге часть истребителей Харрикейн 151го авиакрыла RAF (134 и 81 эскадрильи). Таким образом, Харрикейн был, первым союзным самолетом, севшим на советскую землю, а в составе конвоя, так же «приехали» разобранные Р-40 и все те же Харрикейны.
Задачи авиакрыла:
1.Показать народу своих стран, всему миру и Германии, что военный союз крепок и подтверждается реальным делом.
2.Прикрыть небо над Мурманском от массовых налетов немецкой авиации.
3.Переучить советских пилотов на новый для них тип истребителя и передать Харрикейны СССР.
Сейчас, про 151АК достаточно много информации, рекомендую отличный документальный фильм Валдиса Пельша «Полярное братство»:
https://www.youtube.com/watch?v=NY5dBf4m2E&ab_channel=ВалдисПельш
В целом, все пункты поставленных перед ними задач, англичане, выполнили на отлично. Фотографии «полярного братства» с Ваенги, заполнили и британские и советские газеты. Все советские бомбардировщики, которые сопровождались британцами, возвращались на базу целыми и невредимыми. Пилоты бомбардировщиков говорили, что во время сопровождения они чувствовали себя в полной безопасности и даже не смотрели по сторонам. В воздушных боях над Мурманском, пилоты 151 АК приземлили навсегда 12 (16) самолетов противника, при потере одного своего - молодого (19лет) летчика RAF Нормана Смита. Еще два техника погибли, не успев спрыгнуть с «хвоста», взлетавшего Харрикейна. Могилы всех погибших британцев, можно найти на территории мемориального кладбища Северного флота в городе Североморске.
Таким образом, англичане на старых и дерьмовых ( в наших послевоенных мемуарах, Харрикейн только так и позиционировался) самолетах сделали этот матч на порядок(!!!) ведя в счете. Надо заметить, что RAF и во время битвы за Британию и в полетах над Мурманском, применяли тактическую единицу – звено самолетов из трех бортов. На многих фото с Ваенги, часто видно именно тройка летящих самолетов. И как видим, особой печали, англичане в этом не видели. Конечно, тут важна слетанность пилотов тройки, знание матчасти и возможностей своего ЛА и конечно отличная радиосвязь.
Отдых между полетами проходил довольно предсказуемо для бритов – футбол и обильное возлияние и немного экзотики – катание на лыжах. Британцы очень большие любители заложить за воротник еще с походов под парусами… Но в Ваенге, встретили достойных и опытных напарников. Из мемуаров: «Русские выпивают по-своему. Они наливают дюйм чистой водки в стакан, щелкают каблуками, поднимают стакан к тебе с приветствием "Za zda-ro-vye", опустошают его и наполняют снова. Если ты слегка пригубил или выпил половину, ты слабак. Это их оскорбляет и они уходят". Последствия вечеринки, которую описывал очевидец, были серьезными. Те из британцев, кому удалось вырваться пораньше, уползли в расположение сами. Остальных отнесли советские военные.»
Англичан, помимо обильной выпивки, поражала и обильная мясная, рыбная и грибная-ягодная закуска и полное отсутствие удобств на аэродроме. Подтверждаю, наши дни и те же края, АС Оленья – гудит, прогревая двигатели дорогущий, всепогодный и сверхзвуковой Ту-22М3, а в ста метрах за газооотбойником, в лесочке, притулился покосившийся деревянный домик с дыркой в полу…
В ноябре, все Харрикейны были переданы авиации СФ, на их базе, был сформирован 78ИАП во главе с командиром полка Б.Сафоновым.
Заслуги британцев, были оценены высоко, четверка английских асов: командир крыла Ишервуд, комэски Рук и Миллер, а также сержант Хау были награждены орденами Ленина, которые им вручили в марте 42-го. Были выплачены денежные премии за дюжину сбитых - да, в СССР существовало денежное вознаграждение за сбитый самолет или подбитый танк, ну и боевые сто грамм это само собой…
На эмблеме 81 эскадрильи RAF, с тех славных и боевых событий, появилась красная звезда, а на эмблеме 134-й - красная железная перчатка.
Вообще, помощь британцев, на «нижнем» уровне была самоотверженной и искренней. Во многих поставленных самолетах и танках, наши бойцы находили подарки: теплые вещи, вкусности и бутылки с бренди или джином и записками с пожеланием скорой победы.
Для любознательных – действия английский подводных лодок, базировавшихся в Мурманске:
https://military.wikireading.ru/34947 ;
https://topwar.ru/72676-britanskie-submariny-v-vodah-zapolyarya.html
Как перегоняли, гибли по маршруту и от дружественного огня экипажи «Чемоданов» - Хемпденов :
http://alternathistory.com/letayushchie-chemodany-v-nebe-zapolyarya-torpedonosets-handley-page-hampden-tbi/
О боевом применении Харрикейнов в рядах ВВС РККА, попытаюсь осветить в следующей статье и с соответствующей моделью.
Идея поставить на полку Харрикейн из 151АК, возникла очень давно. Прикуплена декаль AML M48005 и набор АРК, в котором я разочаровался и пустил его на запчасти. Удивительно, при общей замыленности набора, фигура пилота, отлита просто идеально и брутально, с прорисовкой всех складочек, шлангов кислородной маски, ремешков очков и т.п. Начитавшись форумов, понял, что из пластика Харрикейн МК.I сделать МК.II, простым удлинением фюзеляжа не получится. Двигатель Мерлин XX на двойке, потянул, не только удлинение капота, но и изменение его обводов и сверху и снизу, было решено искать и брать только Хасегаву и только двойку. Ну, и как сказал коллега Nestor: «Ну и про "Хасю" - она хорошая, ибо - Классика!..».
А классика, была снята с производства у самураев и стала стремительно исчезать из магазинов. За этот период, с рук было приобретено аж два МК.IIC из которых родился сначала МК.IIВ, а затем и Харитон со ШВАК (статья готовится). Ну и наконец, приобретена чистая двойка Вка. (09066), 1999года выпуска - еще аналоговая, глянцевый безупречный и твердый пластик, аккуратная расшивка, но при монтаже возникают много вопросов.
До склейки двух половинок, отрезал РН, прорезал «окошко» под руку пилота в фюзеляже, крышка этого лючка, механически -автоматически открывается при выдвижении подножки. Загрузка пилота в кабину Харрикейна, предусмотрена с левой стороны и там присутствует, что и логично, сама подножка и подпружиненная крышка ниши под ногу пилота, которая от эксплуатации, судя по фото может западать. Конечно, можно преодолеть все трудности и попасть в кабину с правой стороны, но уж точно, «снимать» дверцу для аварийного покидания самолета в воздухе или клеить ее к борту(!)на моделе, не стоит.
Кусочками пластика, уменьшил «окно» выхода патрубков, судя по фото – оно чуть больше самих коллекторов, Хася дает переразмер раза в 1.5. Использовал допы: выхлопные патрубки от Вектор на Харрикейн МК.I, в чем там дело было у британцев не знаю, но именно такие и видно на всех бортах МК.II с Ваенги.
Из выдавленного дошика добавил маленькие ВЗ снизу левого капота и сверху правого. Нагретые и изогнутые иголки шприца – трубки вентиляции генератора, чуть ниже левого патрубка. Фольгой и шпаклевкой, обозначил площадки под навигационный огонь на гаргроте, под мачту и под антенный вход. Так же шпаклевкой выделил круглую заплатку под выход сигнальной ракетницы по левому борту.
Отрезанный РН, а от него триммер, а также отрезанные РВ: обточил кромку, немного уменьшил «волну» полотна, крепление полотна к нервюрам обозначил тонкой иглой. Из литника добавил кусочки вала и РВ и РН. Балансиры на триммер – полоски жести и жидкая шпаклевка.
Кабина, почти скрыта бортами фюзеляжа, но кое -что доработал – проводка и характерные элементы. Приборка - сухая кисть, шкалы приборов проработал тонкой иголкой. Ферма кабины, как и кресло, если я правильно понял инфу с Бритмоделеры не красились. Кресло обточено и позже я его перезадул в люминь, ферму конечно уже трогать не стал, так как все было упаковано в фюзеляж. Бронеспинка у Хаси дана неверно, очень толстая и одинарная. В реале там 4мм. и состоит из двух элементов. Все это, воспроизвел из дошика, головки болтов из литника. Еще один косяк Хаси – неверная форма гаргрота сразу за бронезаголовником – ступенька, а должны быть скосы. На Бритмоделере это место называют «собачья будка». С помощью пластика и шпаклевки сделал более менее что-то похожее.
Фонарь – отличный доп.набор Rob-Taurus, распилен на козырек и сдвижную часть, на козырек добавлено лобовое бронестекло из оргстекла и противокапотажная дуга из литника. На сдвижную часть – все внутренние и наружные ручки, белой краской три кругляша крепления форточки, из жести на нижнюю часть наклеен граненная полоска. Рельсы по которым бегает фонарь обозначил литником, конечно в реале там «П» образный профиль, но повторить это нереально для меня.
Прицел у Хаси – немного не того. Пришлось доработать треугольные держалки и овальное стекло отражатель. Подвесная система у Харитона довольна мудреная, делал из скотча, люверсы пробивал мед.иглой. Из тонкой проволоки добавил треугольное кольцо быстрой расчековки из ПС.
Самый косячный элемент набора, работа над которым заняла много времени.
Пока крыло не собрано, перенёс окошки гильзосбросов доп.пулеметов повыше, на основную линию основных окошек, у Хаси они сдвинуты к элеронами. Еще у II В, было «очищенно» место под пилон для бомб и баков и расстояние между 2ми и 3ми «окошками» должно быть больше. В крыло добавил фрагменты лонжеронов и нервюр – избежав в дальнейшем «игру» пластика (как правило - вся нагрузка пойдет на место склейки). Очень обидно после окраски обнаружить трещинку стыка.
Ниши фары: вклеил нервюры по бокам с проточенными овальными отверстиями, добавил из литника балку из литника. Сами фары выдавлены из дошика, из прозрачного литника вклеена лампа с цоколем. Из очень тонкого тянутого литника сделал три держателя цоколя лампы. Но вся эта конструкция долго не продержалась - до первой перегрузки на моделе, оторвался сначала один «усик», стал топорщиться второй и пришлось все разобрать. Стекло фары из прозрачного скотча, на который периодически налипала всякая муть с внутренней стороны и конечно прямо по центру фары. Причина – не «глухая» ниша фары, через овальные отверстия и попадал всякий строительный мусор и сикарашки. Надо было, с обратной стороны заглушить отверстия черным пластиком и избежал бы многих ненужных телодвижений.
При сборе крыла, толщина задней кромки просто поражает - до 1.5 мм, еще у Хаси, просто дурацкий стык задней части центроплана с фюзеляжем, прямо по материи, не по расшивке, да еще и с небольшим смещением «канавок» материи. Вообще-то, в реале, матерчатый фюзеляж образован многочисленными гранями, а Хася дает «канавки», но это даже и лучше, так как для меня проще нарезать новые канавки по шпаклевке, чем выводить грани.
Передняя кромка крыла – если вклеить основной блок пулеметов, фару, блок доп. пулеметов и стекло АНО – получаем перепад высот и щели. Все пришлось выводить в общую геометрию носка крыла. Присутствует лишняя расшивка, скорее всего от модификации «С». На центроплане, сверху, отсутствуют характерные «пуговицы» - по восемь креплений с каждой стороны крепления бака. Имитировал их вклеенным и обточенным литником. Под левый зализ, из жести, скрутил по болванке и установил нишу подножки, сама подножка из набора, обточенная по максимуму изнутри и добавлена проволочная ручка.
В наборе слишком упрощенно и условно, одна из заметных деталей -баллон и трубопровод даны монолитом. Перед склейкой крыла, желательно уменьшить толщину обшивки, нависающей над нишей. На полу (потолке?) ниши, прорезал смотровые окошки, добавил замки убранного положения стоек шасси. Вырезал монолит пневмобаллона, из кусочков пластика вылепил мини нишу, а уже в нее выточенный из дерева баллон, с хомутами. Из оплетки электропровода получилась «мягкая» и легко устанавлимая «труба» – магистраль, идущая от двигателя к радиатору. На поперечные подкосы стойки шасси, требуется нарастить 2 мм.пластика, иначе подкос не достанет до упора и в результате получим неверный установочный угол стоек. Добавлены: тормозной шланг, ниппель на колеса, проводка от баллона и многочисленные силовые подкосы в ниши.
После сборки, настало время восстановления расшивки в районе тропфильтра и прилегающих территорий. Довольно муторное дело – криволинейная расшивка по криволинейной поверхности. Процесс повторялся много раз при использовании шаблонов.
Харрикейны 151 АК имели ещё зелено-коричневый комуфляж ( в августе 41г., RAF начали переход на серо-зеленый колор). Не имели характерного кольца вокруг фюзеляжа цвета скай и желтых полос быстрого опознавания на кромке крыла. Трехбуквенный код, был заменен на двухбуквенный: 134АЭ начиналась с литеры G, 81АЭ с литеры F. На месте третьей буквы, русским шрифтом наносился белым цветом бортовой номер, белым цветом окрашивался и кок винта, под цвет коков всех истребителей СФ. Еще одна особенность на всех Харрикейнах в Ваенге - отсутствует трос натяжной антенны и соответственно треугольный флажок, который перенаправляет трос в антенный ввод в фюзеляже.
Прототип – бортовой 44, самолет комэски 81АЭ, майор Рук. Фотографии прототипа имеются, но в не очень удачном ракурсе. Что удалось подметить: три ремонтные заплатки по правому борту, выше кода, несоответствие написания буквы R в декали и в реале, да и черт с ним с этим написанием, но в реале у буквы R видим короткие «ножки», при попытке их подрезать, декаль «посыпалась», что и неудивительно, пролежала лет 10 в закромах. Пришлось вырезать трафареты и накрашивать и буквы и флаг на киль и верхние ОЗе на крыле.
Краска Акан 8серии, применял футуру, смывка,мат.лак, локально масляные краски - комбинация фильтра и масляных точек, полуглянец в финале.
По старой английской традиции все стволы и порты, запечатывались перед вылетом, чтобы ни одна муха не села и скоростным напором смазку не застудить. Имитировал и скотчем и бумагой окрашенных изнутри черным и проткнутым иголкой для имитации прорыва пулями. Остановился на бумаге и подзакрыл доп.пулеметы, хотя конечно и не совсем верно, в реале и «пенек» торчащего ствола должен быть укутан. Закрыл порты основных пулеметов, посмотрел и оторвал – смотрится как-то чужеродно и не масштабно. Вот подумал, можно же толстую таймиевскую декаль испытать в этом деле? Возможно доработаю и заодно нанесу пороховой нагар снизу крыла, забыл про этот момент.
Всем удачи в нашем модельном труде!
» Автор | |
---|---|
Roman-Nord | |
Опыт: | 9935 |
Репутация: | +488/–2 |
Откуда: | г.Тамбов |
guam в 16.11.2021 - 22:52 Тема: Hasegawa 1/48 Hurricane Mk.IIВ - Ураганы над Ваенгой Очень понравился контраст, когда смотришь фото покраски, а потом ниже раз... и самолет уже в следах эксплуатации. )))
Все именно столько, и именно там, где должно быть. |
Gennadiy1 в 17.11.2021 - 10:51 Тема: Hasegawa 1/48 Hurricane Mk.IIВ - Ураганы над Ваенгой Роман все на высоте, особено нравиться твое отношение к мелочам которое потом формирует впечатление о всей модели!!! Очень понравилось!!! |
Serzh в 17.11.2021 - 11:23 Народ, вроде какие то Поляки выпустили новый Харрикейн второй? Arma Hobby. www.armahobby.com
Куча разных вариантов высокая деталировка, хоршая собираемость. Пожалуй лучший на сегодня Хурь. Но -- он только в 1:72. А тут обсуждается модель в 48-м |
slimpermen в 17.11.2021 - 12:14 Serzh
Точно 72? https://www.armahobby.com/40004-hurricane-mk-iic-expert-set-1-48.html |
Алексей_Крюков в 19.11.2021 - 12:45 Роман, статья шикарная! И историческая часть, и работа над моделью. Все на высшем уровне! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Hasegawa 1/48 Hurricane Mk.IIВ - Ураганы над Ваенгой
С интересом почитал всю статью, так же хочется отметить качество фотографий...
Большое спасибо ...