Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Не мало отечественных и зарубежных фильмов и литературных произведений посвящено летчикам-истребителям, еще больше разведчикам, а вот о пилотах разведывательных самолетов написано не так много книг, снято не так много фильмов. На их счету нет внушительного числа сбитых вражеских самолетов, они не добывали секретные документы в генштабе врага, но их фотоснимки зачастую влияли на ход битвы, спасали тысячи жизней, приближали победу.
Приветствую всех!
Пролог
Мое знакомство с моделизмом произошло в далеком 1987 году, а началось все с модели "Фронтовой истребитель" (он же Спитфайр) фирмы "Novo" г. Минск.
После пластмассовых игрушек модель казалась мне почти живой и стала моей любимой игрушкой на несколько месяцев. С тех пор прошло много лет, "Фронтовой истребитель" был собран еще несколько раз, а когда вышел новый Spitfire I от "Airfix" 1/72 я сразу его приобрел. Модель мне понравилась, фактически она собралась сама, без особых усилий с моей стороны. Примерно в тоже время я прочел статью - Разведывательные "Спитфайры" в ВВС КА. Статья посвящена действиям 118 ОРАП ВВС СФ, летчики которого летали на Spitfire PR. IV. Летали на невооруженных самолетах, без истребительного прикрытия, проникая на сотни километров в глубокий тыл врага. Причем зачастую им удавалось выполнить задания, которые не удавалось выполнить их английским коллегам. В общем, я загорелся постройкой данного самолета.
Изначально планировал собрать модель самолета, на котором ушел в свой последний полет капитан Л.И. Елькин. В некоторых источниках говорится, что в 118-м ОРАП были и более поздние Спитфайры - PR. IX, но почти наверняка это ошибочно. Spitfire PR. IV строились на базе планеров истребителей Mk. I - Va, и отличались наличием фотооборудования и отсутствием вооружения, место которого занимали топливные баки.
Более подробно о матчасти можно прочесть на нашем форуме - Seafire, разведчики и прочая экзотика по теме Спитфайров.
А так же "Уголок неба" - Spitfire PR.I(VII).
Как я уже говорил, моей целью было собрать самолет капитана Елькина, но найти изображений, тем более фото этого самолета мне не удалось. Я нашел фото/изображение всего двух Spitfire PR. IV отечественных ВВС: 1-й б/н 01 - проходил испытание НИИ ВВС (фото № 1, 2, боковик № 1), дальнейшая его судьба мне не известна. 2-й "Mable", в некоторых источниках "Meibl" б/н 2 (боковики № 2, 3). В начале, я думал что это самолет Елькина, но погуглив выяснил, что это единственный переживший войну Spitfire PR. IV ВВС СФ, сданный в музей после войны. Так как мне хотелось собрать модель самолета именно 118-ого ОРАП, выбор пал на 2-й вариант. К тому же в полку за пилотами не закрепляли отдельные самолеты, а на разведывательные вылеты пилоты летали и на других типах самолетов стоящих на вооружении полка (Як-7, МБР-2, Пе-3, P-40). Очень вероятно, что на "Mable" летал и Елькин. Теперь предстояло выяснить какой из боковиков правильный, ведь они различались нанесением закрашенных букв "LY" и именем "Mable" / "Meibl". Я решил воспользоваться советом форумчанина Yez, вообще он очень помог, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО. И так название на капоте все же "Mable" и я приступил к сборке в 1-й раз.
В качестве модели я рассматривал:
1. Spitfire I от "Airfix". "+" Собираемость, цена, доступность. "-" Глубокая расшивка , толстые стенки кокпита, необходимость конверсии;
2. Spitfire I "Tamiya". "+" Качество, тонкая расшивка. "-" Цена, необходимость конверсии, отсутствие в магазинах города;
3. Spitfire PR. IV / PR. IV trop. "+" Не нужно ничего пилить. "-" Сложно найти, пластик мне не известен - "кот в мешке".
О том какой Spitfire лучше есть, тема на нашем форуме - Выбор Spitfire в 72 масштабе.
1. Конверсионный набор QuickBoost кат. № QB72 235. Использовал только камеры, остальное не пригодилось так как для модели PR.IX;
2. Смоляной винт QuickBoost кат. № QB72 166. Проблем с ним не испытывал. Вообще он правильнее, но вполне можно обойтись и без него;
3. AML Декаль+фототравление кат. № AMLD72018. Набор лежал давно, наверное поэтому одна из цифр "2" рассыпалась, а так вполне хороший наборчик. Травление - привязные ремни, не использовал;
4. Резиновые колеса от Экипаж кат. № EQC72020/72024. Так как не люблю с ними возиться очень рад что их приобрел;
5. Навигационные огни Elf. Так же не жалею об их покупке;
6. Фонарь Pavla models кат. № 72066. + в наборе были еще детали из смолы и декаль. Смола не пригодилась, а декаль только на английский вариант, хотя буквы "LY" и ОЗы пригодились для вырезания масок из скотча. Сами фонари были использованы в предыдущих попытках;
7. Фототравление от Eduard кат. № SS214. К сожалению после нескольких попыток сборки "Mable" от него осталось не много – привязные ремни. Не сказать что очень помогает, но в общем наборчик мне понравился, хотя вполне можно обойтись и без него;
8. Вакушный фонарь Rob-Taurus кат. № 72066. Очень понравился, в отличие от Pavla. Пластик хоть и толще, зато жёстче, прозрачнее и лучше в обработке. Рекомендую.
Работа мне представлялось не сложной. На модели Спитфайра-истребителя необходимо было добавить окна под фотоаппарты и убрать часть расшивки крыла. Вот и все думал я.К сожалению, по различным причинам, попыток построить "Mable" было несколько. Взять эту вершину мне помог опыт постройки F-5B Экзюпери.
И так спустя несколько лет и несколько попыток я вновь приступил к "Mable". Кроме модели от "Airfix" был приобретен вышеуказанный афтермакет. К сожалению фото сборки я не делал, т.к. не был уверен в конечном результате. Собирал по инструкции. Все как обычно, собрал и покрасил кокпит, проделал отверстия под окна фотокамер в фюзеляже и центроплане. Склеил половинки крыльев. Заделал циакринатом расшивку на крыльях, которую нужно было удалить, а так же отверстия под пулеметы. Восстановил замыленную расшивку. Прорезал с боков элероны, хотел еще прорезать между петель, но к сожалению элерон с низу на пару миллиметров больше чем с верху, поэтому пришлось оставить так. Далее выпилил откидной борт кокпита, приклеил стабилизатор и руль направления. Был вопрос ставить или нет мачту антенны, но т.к. радиостанции на самолете не было, решил делать в соответствии с боковиком и мачту ставить не стал. Далее была очередь фонаря. К сожалению козырек фонаря не подходил к своему посадочному месту - он просто проваливался, так как был мал. Тогда я сделал его из листа прозрачного пластика, чуть больше по размерам. Получилось аккуратно, но все же козырек бросался в глаза своей не масштабностью. Пришлось чуть подпилить посадочное место, а сверху заподлицо приклеить «лист обшивки» вырезанный из листового пластика 0.03 мм. Далее приклеил на него козырек от вакушного фонаря и срезал внутри него излишки листа 0.03 мм. Зашпаклевал, восстановил расшивку. Перед покраской приклеил с помощью жидкой маски откидной борт в закрытом положении. Кок винта использовал смоляной, а лопасти "родные". С хвостовым колесом то же пришлось повозиться. Срезал колесо с костыля и охватывающую его скобу, а резиновое закрепил скобой которую сделал из того же листового пластика. Получилось вполне аккуратно. После вырезал маски под фонарь, и окна фотокамер. Далее была грунтовка и окраска.
Несколько советов, которые возможно пригодятся новичкам при сборке модели от "Airfix" как в варианте PR. IV так и в варианте истребителя:
1. Стыкуя половики фюзеляжа смотрите что бы кокпит встал на свое место - будет характерный щелчек, к тому же его лучше подпилить - так не будет щели сверху перед фонарем;
2. Для шпаклевки расшивки лучше использовать клей-гель (не дает усадку), а не шпаклевку. Только наносить его надо в минимальных количествах, что бы не замылить остальную расшивку;
3. Если будете использовать "родной" фонарь , то он так же требует подгонки.
Все остальное собиралось без каких-либо подгонок.
Перед грунтовкой модель была вымыта жидким мылом, грунтовка - Tamiya белая. Основной цвет - смешал белый XF-2 и синий XF-8. Можно было использовать AS-19, который дает Tamiya для своего Mosquito PR. IV, но баллончик надо было искать по инет-магазинам, к тому же на "Mable" синий более светлый, т.к. выцвел. Далее нанес слой глянцевого лака Х-22. Замазанные ОЗы и буквы" LY" вначале хотел выполнить - закрасив декаль, но ничего не получилось, так как краска отделялась целиком, а не по краям декалей. Пришлось вырезать в скотче ОЗы и буквы. Их нанес так же смесью XF-2+XF-8 добавив белого цвета. Смывка - черная Tamiya. Далее нанес декали . Здесь сюрпризов не было. Запачкал с помощью X-10 Gun Metall, прошелся по декалям основным цветом, а по модели сухой кистью. Завершил этот «слоеный пирог» матовым лаком - X-22+X-21. Патрубки покрасил смесью Revell 92 + ModelMaster №1415. Стойки покрасил тамиевским маркером XF-56, шток - X-11. Лопасти - X-10. Отдельного упоминания заслуживает надпись "Mable". В скотче вырезать не получилось, тогда я решил написать ее зубочисткой, но то же ничего хорошего не вышло – краска размазывалась. Пришлось задуть декаль X-10 и уже по ней зубочисткой написать белым цветом XF-2.
1. Поленился отделить стойки шасси от щитков. У "Airfix", к сожалению, они даны, одной деталью;
2. Опять не сточил задние кромки крыльев (забыл);
3. Нет кислородных баллонов – отклеились и выпали, когда модель была уже склеена. Поэтому оставил так, да и не видно их;
4. Замазанные буквы "LY" несколько смещены назад на 4-5 мм.
Галерея модели:
Заключение
И так многолетнее направление в моем хобби – Mableстроение обрело законченный вид и заняло свое место на полке.
На постройку "Mable" было потрачено много сил и времени, но именно он напомнил мне тот самый первый "Фронтовой истребитель"...
P.S.
Как всегда буду рад конструктивной критике.
Anonymous в 01.12.2016 - 18:04 Разве "окно" камеры должно быть по центру панели, на которой оно находится и занимать практически всю её площадь?
Опора хвостового колеса должна быть такой же толщины и длинны, как и на Вашей модели? Какова природа этого пятна? Запачканности от чего? "Уважаемый коллега"не я ни моя модель не являются причиной Вашего дурного настроения, так что нечего тролить и срывать на мне свое дурное настроение. Идите остыньте! ГРом, да с чего Вы решили, что я троллю вашу работу??? Я задал обычные вопросы. Если Вы знаете что за пятно сверху фюзеляжа, то спокойно расскажите. А если не знаете, то зачем делали? Вы же приводили в "статье" фотографию Спитфайра, на которой отчетливо видно, что "окно" камеры на фюзеляже расположено в нижней части панели и гораздо меньше по размеру. ... Ну чего напали на человека? - ну да некоторая рукожопость имеет место быть.., но ведь не все же такие Кулибины и левши как ВЫ! - так "чукча не моделист, чукча - писатель" - кучу времени исратил (и денег на афтермаркет - тьфу!- еле выговорил...), сделал большую сложную работу (не с первого раза между прочим) - испытал глубокое удовлетворение (граничащее с оргазмом), распирает его - хочется поделиться радостью - а Вы со всех сторон "говно-говно..."... Ltl, ни Кулибиным, ни Левшой себя не считаю и никогда не считал. Я прекрасно понимаю, что работа была проделана и автор рад окончанию сборки. Нигде я не говорил, что "говно-говно". Я лишь написал, что модель выглядит несколько странновато. Действительно, мне хотелось узнать почему, зачем, от чего темное пятно на фюзеляже и откуда, от чего, в связи с чем на крыльях полосатость. Но, радостный автор не в состоянии это пояснить. Логичный вопрос - он сам-то в курсе что делал? |
ГРом в 01.12.2016 - 18:38 Тема: Re: Airfix 1/72 Spitfire PR. IV Mable ... некоторая рукожопость ...."чукча не моделист, чукча - писатель" ...испытал глубокое удовлетворение (граничащее с оргазмом) ...
Какой-же вы жалкий Добавлено спустя 9 минут 14 секунд: Я задал обычные вопросы. Если Вы знаете что за пятно сверху фюзеляжа, то спокойно расскажите. А если не знаете, то зачем делали? Именно такое пятно на боковике №3. Повторяю ЕЩЕ раз. Мне то же интересно отчего автор картинки так изобразил, но я ориентировался именно на боковик. Вы же приводили в "статье" фотографию Спитфайра, на которой отчетливо видно, что "окно" камеры на фюзеляже расположено в нижней части панели и гораздо меньше по размеру. На каком фото (на фото окно камеры вообще др. формы)? Если имеется ввиду боковик - да окно меньше и внизу. Вы меня Поймали. |
Anonymous в 01.12.2016 - 18:45 Тема: Re: Airfix 1/72 Spitfire PR. IV Mable ...Вы меня Поймали...
Я не собирался Вас ни на чём ловить. Впредь не побеспокою. |
Denis_Makarov в 01.12.2016 - 19:18 Тема: Airfix 1/72 Spitfire PR. IV Mable Скажу по окраске.
По моему мнению,слишком сильно видать прешейдинг. Больно чисты ниши шасси. Работать есть над чем! Ну а в целом,модель цепляет своей необычностью! Хоть я и не строю 72 масштаб,не знаю всех мелочей,но все же модель интересна. На счёт описания-респект автору! Очень приятно читать такие статьи! Многим,в том числе и мне есть чему поучиться! Ну и не могу не сказать-для фото делайте больше света! Тогда и модель будет на фотографиях иначе смотреться! Это целом интересная работа! Мои поздравления автору!) |
Zaets54 в 01.12.2016 - 20:26 Интересный вариант интересной модификации. Статья понравилась – прямо справочное пособие.
Модель тоже смотрится, но, увы, с определенных ракурсов, ибо с «выхлопом» и постшейдингом - перебор. |
omega в 01.12.2016 - 20:44 Мне то же интересно отчего автор картинки так изобразил, но я ориентировался именно на боковик.
Это главная ошибка, коллега. Не стоит ориентироваться на сомнительные боковики :wink: И уж такое пятно перед фонарём совершенно нереально, никаким выхлопом его не объяснить... Думаю, в дальнейшем не стоит приводить в статьях слова "забыл про задние кромки" и прочее подобное :wink: Про эту машину много перетёрто в сети - стоило почитать. Не буду критиковать отдельные заметные косяки модели, но они есть. С уважением - Олег. |
ГРом в 01.12.2016 - 20:59 ...По моему мнению,слишком сильно видать прешейдинг. Больно чисты ниши шасси.
Спс учту. Ну и не могу не сказать-для фото делайте больше света!.. Было пасмурно, пробовал снимать со вспышкой- еще хуже. Вообще фотоаппарат рабочий, возможно ситуация измениться когда свой заведу. Интересный вариант интересной модификации. Статья понравилась – прямо справочное пособие. Модель тоже смотрится, но, увы, с определенных ракурсов, ибо с «выхлопом» и постшейдингом - перебор.Прешейдеринг - да увлекся, а вот выхлоп - так увидел на боковике. 2 2GvShAD_Denisik; Zaets54 спс за конструктивную критику |
Ltl в 01.12.2016 - 21:20 Тема: Re: Airfix 1/72 Spitfire PR. IV Mable ... некоторая рукожопость ...."чукча не моделист, чукча - писатель" ...испытал глубокое удовлетворение (граничащее с оргазмом) ...
Какой-же вы жалкий ... Вы меня Поймали. Зря Вы обижаетесь - я же по сущёству Вас защищаю... и смотрите на на жизнь веселее, с юмором! :lol: ...и никогда не оправдывайтесь - скажите лучше - а я так вижу... |
alex_reft в 02.12.2016 - 00:15 Добрый день!
Была еще хорошая статья Александра Тура по этой двойке в журнале Стенд Мастер № 4-5, правда там в 48 масштабе. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Airfix 1/72 Spitfire PR. IV Mable
Ну чего напали на человека, он работает, старается, значит - совершенствуется... а результаты придут - ну да, некоторая рукожопость имеет место быть.., но ведь не все же такие Кулибины и левши как ВЫ!
Пока главное достижение - статья (и не плохая!) - так "чукча не моделист, чукча - писатель" - кучу времени исратил (и денег на афтермаркет - тьфу!- еле выговорил...), - сделал большую сложную работу (не с первого раза между прочим!) - испытал глубокое удовлетворение (граничащее с оргазмом)...
Ну распирает его - хочется поделиться радостью - а Вы со всех сторон "говно-говно!..."
МягШее надо, к соотечественнику - особенно! (Ещё Некрасов где-то когда-то писал: "В России надобно поощьрять и награждать даже за благое намерение...- всё равно ничего не получится...") :wink: