Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В масштабе 1/48 качественный «Торнадо» никто особо не делал, поделка фирмы «ESCI» могла быть использована только как источник пластика, поэтому появление новой модели от «Italeri» вызвало закономерный интерес.
В утверждение, что женщины – рабы моды, а мы, мужчины – мудрые прагматики, как – то не очень верится, когда внимательно изучаешь периоды создания боевых ЛА.
Разумеется, в конкретный исторический период и требования заказчиков противоборствующих сторон весьма схожи, и технологический уровень у лидеров примерно одинаков и т.д. и т.п. Но если кто – то сможет доказать, что фактор следования технической моде у разработчиков начисто отсутствует, я буду удивлён. Справедливость данной тезы хорошо подтверждается историей создания ЛА с КИС (крыло изменяемой стреловидности). В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопросов истории создания, достоинств и недостатков данной конструкции, но нельзя не отметить, что в 60 – 70 – х годах прошлого века все, кому не лень (то есть, у кого были деньги), проектировали и доводили до лётнопригодных образцов ЛА с КИС. Справедливости ради необходимо отметить, что среди созданных в то время самолётов были очень удачные образцы, многие из которых состоят на вооружении и в настоящее время. Одним из созданных в тот период боевых ЛА с КИС стал «Tornado» концерна «Panavia».
Попытка создания компромиссного варианта многоцелевого ЛА, отвечающего требованиям, во многом различных, национальных концепций трёх стран – участниц концерна, привели к появлению этого ударного авиационного комплекса, хорошо зарекомендовавшего себя в операциях по установлению демократии в странах третьего мира. Героическая борьба с мощными и высокоэффективными системами ПВО этих супердержав позволила раскрыть лучшие качества «Торнадо» и объяснить немецко – итальянскому – французскому налогоплательщику, на что были потрачены немереные деньги. У меня вообще сложилось мнение (не навязываю), что сразу после принятия «Торнадо» на вооружение ВВС этих стран озадачились поиском варианта замены этого дорогущего и сложного в эксплуатации самолёта. Впрочем, желающие познакомиться с историей создания «Торнадо», могут это сделать и без меня, возможно, составив отличное от моего мнение, благо, материалов сейчас достаточно. Итак, модель:
В масштабе 1/48 качественный «Торнадо» никто особо не делал, поделка фирмы «ESCI» могла быть использована только как источник пластика, поэтому появление новой модели от «Italeri» вызвало закономерный интерес. В коробке: аккуратные отливки с «муаровой» структурой поверхности, что говорит об электроэрозионном способе изготовления пресс-форм. В доступные мне чертежи отливки легли достаточно точно. Крой внутренний, подробный, аккуратный, но мелковатый, особенно с учётом предстоящей абразивной обработки. Очень прилично деталированы шасси, навеска и пр. Как основа для доработок модель представляет несомненный интерес. Меня заинтересовала только своеобразная окраска самолёта, фотографий которого в Интернете достаточно. Поэтому модель я попытался собрать «из коробки», с минимумом доработок.
Собрана по инструкции, окрашена с использованием технологий, описанных в М-хобби (№ 3 за 2006г.). Работе над кабиной есть смысл уделить достаточное внимание, поскольку через огромный колпак она вся прекрасно просматривается.
Сначала собран кабинный отсек. Готовый кокпит лёг в фюзеляж с трудом, необходима подгонка передней части. Центропланный отсек собирается без установки консолей крыла и механизма синхронизации. При сборке необходимо тщательно промерить сечение кабинного отсека и подгонкой высоты распорок на центропланном отсеке добиться полного совпадения сопрягающихся сечений. Части фюзеляжа собираются, образующиеся после тщательной подгонки щели незначительны и устраняются обычной шпаклёвкой. А вот вертикальные поверхности за консолями – сплошная головная боль. Во-первых, швы изнутри желательно укрепить полосками пластика, иначе шов будет «ходить ходуном». Во – вторых, чтобы добиться плоскостности этого места, необходимо использовать большое количество эпоксидной шпаклёвки, тщательно прошлифовать, отгравировать раскрой. Кстати, у меня закончилась тамиевская двухкомпонентная шпаклёвка, и, чтобы не ждать милости от Интернет-торговли, я пошёл в хозмаг. Купил двухкомпонентный эпоксидный «Момент» – серый цилиндрик, внутри которого уже заложен цилиндрик отвердителя. Очень понравилось – просто мокрым ножом отрезаешь шайбочку, обмакивая пальцы в воду, тщательно разминаешь – и готова отличная шпаклёвка. Прекрасная адгезия (на обезжиренную поверхность), отлично шлифуется и кроится – чего ещё нужно? Тамиевскую я, конечно, потом купил, но, по-моему, зря деньги потратил. Отвлёкся.
Итак, далее – после стыковки обеих частей фюзеляжа – блок двигательных сопел и обтекателей. Стыкуемость плохая, опять нужна эпоксидка. При склейке за базовую линию лучше выбрать верхнюю поверхность – внизу, конечно, тоже всё зашпаклюем и прошлифуем, но часто – ли мы заглядываем под хвост собственным моделям? Совсем плохо собирается узел воздухозаборник – зализ центроплана. При сборке не забудем, что по задней плоскости воздухозаборника есть небольшая щель перепуска воздуха. После сборки узел шпаклюется эпоксидкой и долго обрабатывается в профиль. Доступ плохой, поэтому труда потратите много. После шлифовки – полировки восстанавливается крой. Теперь можно пристыковать носовой конус. Проблема та же – несовпадение сопрягаемых сечений. Базируемся по верхней линии, снизу шпаклюем и втираем в обводы. Полировка, восстановление кроя.
Углубляем крой. С запасом вырезаем место под крыльевые АНО, вклеиваем цветной пластик от витебских АНО, сушим, шлифуем – полируем. Сразу накладываем маски (обратить внимание на сложную форму АНО). В центропланных частях консолей делаем прорези для того, чтобы можно было установить их в фюзеляж. Конечно, синхронизации движения консолей не будет, но мы и не «играшку» делаем. Зато можно полноценно обработать и покрасить и фюзеляж, и консоли.
Тоже устанавливается после сборки фюзеляжа, поэтому лучше установить под оси втулочки, чтобы консоли не болтались и не вываливались.
Добавлены только шланги гидравлики. Диски колёс после покраски оттонированы смывкой.
Очень приличного качества, только собрано и тщательно обработано.
Модель промыта в мыльном растворе, просушена в коробке. Маски на фонарь пилотской кабины. Грунтовка ММ, белым, в два слоя. Окрашены ниши шасси, закрыты Maskol-ом. Далее окраска с использованием красок ММ, предложенных в инструкции, с использованием Maskol а при нанесении камуфляжа. Линии кроя умеренно пролиты очень жидко разведённой «Сиеной жжёной». Имитация сколов краски не выполнялась – машина парадная, и на фотографиях выглядит, как игрушка.
Самое интересное, ради чего, собственно, я за эту модель и взялся. Сама декаль очень высокого качества, но тонкая и легко рвётся. Использование MicroSet обязательно. Можно, конечное, жизнь положить и все элементы декали вырезать и наложить отдельно, но я к такому подвигу не готов. Общие рекомендации – при позиционировании декали ориентируйтесь на неё, а не на схему в инструкции. В этом случае подгонки и совмещения соседних элементов будут минимальны.
В нарушение общепринятой практики отмоченный элемент декали немного осушайте прямо на подложке и переводите на поверхность, обильно увлажненную MicroSet’ом (а не Sol’ом). Вкатывайте декаль в поверхность после 10-15 секундной экспозиции. За счёт малой толщины декали даже на поверхностях с двойной кривизной подрезать декаль пришлось только в нескольких местах, на подвесных контейнерах. В-общем, долго, хлопотно, но интересно. После нанесения декали и просушки – два слоя глянцевого (не оговорился) лака Microscale. Дело в том, что практически вся поверхность модели получается покрытой декалью, и глянцевый лак, на мой взгляд, даёт правильную фактуру поверхности. Ну, а далее – окончательная сборка, подкраска мелочёвки, и, наконец, любование готовым изделием, с кружкой чая с лимоном в руках.
Модель вполне высокого качества, есть несколько небрежно сделанных мест, но это достаточно легко устранимо. Хорошее геометрическое соответствие прототипу, качественные навесные элементы – прекрасная основа для профессиональной доработки до выставочного уровня. Декаль, конечно, интересная, но повозится надо.
Как заявил мой Кот, обчитавшийся «Авиамастера» - окрас, конечно, забавный, но супротив наших «Сухих» эта тигра – что мышь против Кота.
Олег Якушенко
Panzerofil в 15.11.2007 - 20:08 Тема: Re: 1/48 Italeri Tornado Олега Якушенко - Тигровый мотылёк в Действительно, хорош. |
N9i9k в 16.11.2007 - 23:54 Весьма эффектная модель, и несмотря на "тигровый" камуфляж очень аккуратно выполнена. Поздравляю. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: 1/48 Italeri Tornado Олега Якушенко - ...(#105) - обсуждение
Эх! Хорош!