Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В 1933 году молодой авиаконструктор Александр Сергеевич Москалев, после изучения результатов отстрела снарядов различной формы, проведенные немецкой фирмой «Крупп», пришел к выводу, что при приближении скорости самолета к скорости снаряда и форма их должна быть сходной. По результатам экспериментов в аэродинамической трубе ленинградского университета появился эскизный проект перспективного сверхзвукового истребителя с аэродинамической схемой «летающее крыло» с малым удлинением и большой стреловидностью, и двухкилевым вертикальным оперением на законцовках крыла. Свой проект Москалев назвал «Сигма» (индекс САМ-4, Самолет Александра Москалева-4).
Первоначально проект предусматривал установку реактивного двигателя, но поскольку на тот момент таковые существовали в большинстве случаев ещё только в виде сырых проектов и макетов, то самолёт был перепроектирован под пару поршневых двигателей. Однако и с ними, по предварительным расчётам, самолёт должен был достигать совершенно фантастической на тот момент скорости 1000 кмч.
Как и следовало ожидать, столь футуристическая конструкция самолёта не вызвала большого энтузиазма в наркомате авиационной промышленности и проект был благополучно отправлен в архив «до лучших времён», но автора оригинальной конструкции запомнили.
И когда в 1937 г. появилась информация о начале в США работ над самолётом с треугольным крылом, о «Сигме» вспомнили, Москалева срочно вызвали в Москву. После обсуждения вопроса о «Сигме» на совещании в присутствии представителей ЦАГИ начальник Глававиапрома Каганович доложил Сталину, и тот приказал срочно разработать проект аналога самолета «Сигма», осуществить его строительство и провести программу летных испытаний. ЦАГИ было поручено исследование модели самолета в аэродинамической трубе.
Самолет напоминал в плане наконечник стрелы, телеграфный адрес ОКБ-31, где он строился, имел шифр «стрела» - закономерным итогом стало наименование проекта - САМ-9 «Стрела».
Самолет имел треугольное крыло с эллиптическими очертаниями в плане, однокилевое вертикальное оперение, горизонтального оперения как такового не было, рули высоты значительных размеров занимали заднюю часть крыла и, отклоняясь на неодинаковые углы, выполняли также функции элеронов (элевонов). Шасси и хвостовой костыль не убирались. Самолет оснащался двигателем «Рено» мощностью 140 лс, летчик располагался в закрытой кабине.
Летные испытания самолета начались в июле 1937 г., впервые машина оторвалась от земли 7 августа. Однако, из за необычной аэродинамической схемы и своеобразного поведения самолета в воздухе первые полеты на нем оказались весьма непростыми. Первый подлёт едва не закончился катастрофой, и после него с большим трудом удалось найти пилота, готового на нём летать. Таковым стал молодой, но очень способный летчик-испытатель ЦАГИ Николай Рыбко, которого необычный самолет очень заинтересовал. В первом настоящем полёте самолёт так и не смог набрать высоту более 20-30м, как выяснилось, у самолёта такой аэродинамической схемы угол атаки для набора высоты практически вдвое превышает угол атаки для самолётов обычной схемы. Но пилот этой информацией в своём первом полёте не располагал. В конце концов, пилоту и конструктору удалось разобраться с особенностями пилотирования самолёта столь необычной схемы, и машина вполне уверенно летала и набирала высоту. Испытания «Стрелы» продолжались до середины лета 1938 г. В августе самолет был возвращен в ОКБ с подробным отчетом, выводами и заключением по схеме. По результатам испытаний в конструкцию самолёта были внесены изменения: увеличили на 30 процентов площадь вертикального оперения и установили концевые шайбы по аналогии с проектом самолета «Сигма». После доработки «Стрела» проходила дополнительные испытания, результаты испытаний были положительными. В конце 1938 г. руководство авиационной промышленности, посчитавшее, что поставленная задача выполнена, дало указание прекратить дальнейшие работы, а самолет уничтожить.
Дальнейшим развитием этой многообещающей схемы должен был стать проект сверхзвукового реактивного истребителя РМ-1 (Ракетный Москалева-1), выполненный на основе аэродинамической компоновки «Стрелы» и оснащенный двухкамерным азотно-керосиновым ракетным двигателем Душкина РД-2М-3В тягой 1459 кгc. Однако, по целому ряду причин, имеющих мало отношения к авиации, данный проект был прекращён и надолго забыт.
Модель этого, явно опередившего своё время самолёта, выпущена в масштабе 1: фирмой Prop&Jet в серии «опытные поршневые самолёты СССР»
Модель отлита из полиуретановой смолы с традиционно высоким качеством, детали требуют минимальной подгонки и обработки перед сборкой, недоливы и пузырьки воздуха на поверхностях деталей отсутствуют. Часть деталей даны в нескольких экземплярах, на случай потери или порчи в процессе работы над моделью.
Это касается 2-х экземпляров вакуумформированного фонаря кабины, трубки ПИТО и пары запасных выхлопных патрубков. Имеется в наборе и небольшая декаль с буквами «ИЕ» для нанесения на киль самолёта.
Инструкция достаточно подробно описывает процесс постройки, имеется и цветная схема окраски и маркировки.
Сборка модели, как обычно, начинается со сборки и окраски деталей интерьера кабины.
Поскольку таких деталей немного – только приборная доска, кресло пилота и ручки управления, много времени это не займёт. Стоит при этом отметить, что кресло пилота оснащено имитацией подушки на спинке и привязными ремнями – реалистичность модели от этого только выигрывает, но моделисту остаётся меньше простора для доработок.
Далее собираются верхняя и нижняя половины фюзеляжа, отлитые вместе с половинками крыла и устанавливается на своё место вертикальное оперение. На следующем этапе монтируются подвижные части горизонтального оперения и руль направления, при желании, их можно установить в отклонённом от нейтрали положении.
Остаётся только установить стойки неубираемого в полёте шасси и фонарь кабины, и модель можно окрашивать.
Я использовал для окраски модели водорастворимый Акан, красные окантовки выполнены по маскам из тамиевского скотча.
После слоя глянцевого лака «Future» и нанесения декали, на модели была выполнена смывка масляными красками на разбавителе MIG для выделения расшивки.
После нанесения финишного слоя полуматового лака на основе всё той же «Future» на модель были установлены все оставшиеся и предварительно окрашенные мелкие детали и нанесены минимальные следы эксплуатации тамиевскими сухими пигментами.
Слапыгин_Игорь в 17.07.2015 - 14:57 Безупречные, модель и работа. Образцовая сборка потрясающего, миниатюрного шедевра!
Добавлено спустя 1 час 14 минут 47 секунд: Ещё раз посмотрел фото модели и вот появилась какая мысль. Переплет козырька по низу, на стыке с фюзеляжем, тоже напрашивается быть окрашенным в красный. Тогда появится законченность формы киль- гаргрот- фонарь. Хотя это только мое мнение. возможно у Мусы Гумаровича имеется какая то инфа на этот счет. |
Слапыгин_Игорь в 17.07.2015 - 15:54 С удовольствие прочел дебаты , да остается ждать выхода книги с фото. Спасибо. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Москалёв САМ-9 Стрела(#8739) - обсуждение
Красавец! Аккуратная работа!