Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Конструктором целого ряда экспериментальных летательных аппаратов, проектировавшихся и строившихся в 30-х годах в СССР являлся
Роберт Людвигович Бартини, (Роберто Орос ди Бартини) итальянец, политэмигрант, работавший в нашей стране с 1923 г., образованнейший инженер и талантливый конструктор.
Одним из интереснейших летательных аппаратов его конструкции стал одноместный низкоплан «Сталь-6».
Отличительными особенностями самолёта были одноколёсное шасси, убираемое в полёте, и паровое охлаждение невысотного двигателя “Кертис-Конкверор” в 660/680 л. с.
Бартини впервые в СССР предложил убирать шасси полностью, сделать самолет на одном колесе (а зимой - на одной лыже) и прятать колесо в фюзеляж, а лыжу прижимать вплотную к фюзеляжу. Для повышения устойчивости в конце пробега и начале разбега под концами крыла были небольшие, убираемые в полёте костыли. Колесо 800 Х 200 мм помещалось между двигателем и педалями и убиралось вручную подъемом назад посредством тросового привода. Для снижения лобового сопротивления Бартини предложил, также впервые в СССР, применить паровое испарительное охлаждение, как в гоночных самолетах. Конденсатором служила двойная обшивка крыла снизу от переднего лонжерона через носок и по всей верхней стороне до щели элерона.
Конструкция самолета была смешанная, из материалов, обеспечивавших наименьшую массу. Каркас фюзеляжа был форменный сварной из стальных труб ХМА, его обшивка в хвостовой части - фанерная, прикрепленная к легкому каркасу из L-образных профилей посредством фасонных шайб на контактной сварке. Обшивка носовой части - из сплава «альтмаг», частью обшивки были стенки маслобаков, сваренные из листового «электрона». Полки лонжеронов крыла были сделаны из пучка труб ХМА. В центральной части пучок состоял из семи труб, потом их оставалось пять, потом - три и на конце - одна труба. Раскосы и форменные нервюры крыла и оперения были сделаны из соответствующих профилей типа L из нержавеющей стали «Энерж-6» разной толщины, как и вся обшивка крыла, на точечной и роликовой электросварке. Применялась также пайка для обеспечения герметичности конденсатора.
Для снижения нагрузки на ручку управления на больших скоростях были внесены изменения в схему управления. Был использован своеобразный редуктор с переменным передаточным числом, устанавливаемым летчиком от руки в зависимости от скорости самолета и дающим изменение усилий на ручке в желаемых пределах.
Для снижения сопротивления воздуха фонарь кабины не выступал за пределы фюзеляжа, что существенно ограничивало обзор из кабины. В полёте кресло пилота могло приподниматься, обеспечивая пилоту минимально необходимый для посадки обзор.
Самолёт проектировался и строился в 1932г в СНИИ (завод №240) ГВФ (Гражданского Воздушного Флота), главным конструктором которого Бартини был с 1930г. Осенью 1933 г. самолет успешно прошел испытания. Летавшие на нём А. Б. Юмашев и П. М. Стефановский отмечали высокую устойчивость и хорошую управляемость на пробеге и разбеге. В тоже время резкой критике подвергался совершенно недостаточный обзор из кабины.
В ходе испытаний была достигнута рекордная скорость у земли - 420 км/ч, и это в то время, когда серийные истребители И-5 достигали скорости всего 260-270 км/ч.
На основе этого экспериментального самолёта был спроектирован истребитель «Сталь-8», однако, очевидная уязвимость конденсаторного охлаждения, да и несоответствие данного проекта гражданской тематике СНИИ, привели к закрытию проекта в 1934г.
Модель этого интересного самолёта, во многом опередившего своё время, выпущена в масштабе 1: модельной фирмой Prop&Jet в серии «Опытные поршневые самолёты СССР».
Модель отлита из полиуретановой смолы с неизменно высоким качеством – без дефектов поверхностей и недоливов. Деталей в наборе немного, все они, включая «мелочёвку», отлиты качественно и практически не требуют подгонки и дополнительной обработки, достаточно зачистить литьевые приливы.
Фонарь кабины выполнен вакуумформированием, на случай повреждения в наборе есть две одинаковые детали фонаря. Имеется и пара запасных выхлопных патрубков. Особенностью этого самолёта было использование спицованного колеса основного шасси. Для имитации похожего на прототип колеса в наборе имеется специальный шаблон и в инструкции подробно описана технология его изготовления. Если нет желания или возможности делать колесо со «спицами», можно установить на модель и колесо, закрытое дисками, оно тоже имеется в наборе. Декаль отсутствует, прототип самолёта не нёс никаких опознавательных знаков.
Собственно сборка интерьера кабины, передней и задней частей фюзеляжа и крыла с центропланом особенностей не имеют, всё собирается практически «на щелчке».
Несколько подробней стоит остановиться на изготовлении спицованного колеса. Для этого понадобится эластичная модельная нить «Хобби+» используемая чаще всего для имитации расчалок в моделях бипланов. Именно эластичность этой нити и позволяет добиться наилучшего результата.
Порядок намотки нити на шаблон достаточно подробно изображён в инструкции, некоторые сложности могут возникнуть разве что при первоначальном позиционировании оси колеса. Определённой аккуратности и точного глазомера потребует и установка на своё место половинок «покрышки», ось колеса должна остаться точно по центру оси вращения. Использование для «спиц» других материалов, таких как леска или нить для бисера к успеху, скорее всего, не приведёт, им не хватает эластичности, в результате, просто не получится качественно соединить половинки «покрышки».
Окрашивалась модель водорастворимым «Аканом, металлические поверхности имитировались металликами Alklad 2. Смывка и тонировка модели проводилась масляными красками на растворителе MIG.
На модель также нанесены минимальные следы эксплуатации тамиевскими сухими пигментами.
Александр Гришин
alex_reft в 14.04.2015 - 12:25 Алекандр! Как таких клопов можно не только собирать и красить, но еще и тонировать, и смывкой заниматься? От меня + |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Сталь-6(#8379) - обсуждение
Мне понравилось!