Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Разработка Истребителя Единой Европы, как его иногда называют, началась в конце далеких уже 70-х годов, когда в 1977 году сначала Великобритания, Франция и ФРГ, а позже, в 1983, и присоединившиеся к ним Италия и Испания, начали обсуждать и проектировать истребитель нового поколения. Позже Франция отказалась от сотрудничества ради разработки собственного проекта – Rafale.
Самолет создавался мучительно долго и его много раз заочно «хоронили», особенно в начале его жизненного пути, когда на авиасалонах он со своими невыразительными полетами откровенно терялся на фоне неповторимого пилотажа российских супер истребителей. Лишь после того, как Германия стала играть положенную роль в разработке, самолет стал демонстрировать хорошие летные качества, и теперь, как считают многие специалисты, является одним из наиболее совершенных боевых самолетов.
Подробнее об этой этапной машине все интересующиеся могут прочитать в книгах и на сайтах, небольшой (и наверняка неполный) перечень которых я приведу в конце обзора. А теперь – к модели.
Содержимое коробки
Внутри открывающейся сбоку (традиционно для Revell) коробки размером 35х21 см в трех разновеликих пакетиках можно обнаружить 5 литников с деталями из серого твердого пластика и 1 литник с прозрачными деталями. Деталей, согласно информации на сайте производителя, 135 (сам я не считал), три не используются в данной модификации. Вынимаем пакетики, открываем и смотрим, что они собой представляют.
Прошу простить меня – некоторые крупные детали я откусил от литников спустя буквально несколько минут после вскрытия коробки – очень уж хотелось сложить их вместе и прикинуть, что за машинку предстоит собирать. Так что на фотографиях эти детали просто приложены к литникам на свои старые места.
Литник с половинками фюзеляжа, деталями основных стоек шасси и разной мелочевкой.
Литник с деталями крыльев, брюхом самолета, передней стойкой шасси, носовым конусом, двумя вариантами сопла (даны детали для сборки в открытом и закрытом состояниях), форсажными камерами двигателей и колесами.
Литник с деталями передней кабины пилота (ванна кокпита, детали катапультного кресла, приборная панель и рычаги), две пары пилонов подвески и две ракеты Sidewinder AIM-9L/M.
Литник с элементами двухместного варианта: увеличенный гаргрот, тормозной щиток, дуга с зеркалами на фонарь для второго пилота, детали заднего кокпита.
Литник с вооружением (4 ракеты AIM-120B AMRAAM, 4 ракеты Meteor), двумя подвесными топливными баками на 1000 литров, деталями воздухозаборника, крылышками ПГО и штангой топливоприемника.
Прозрачный литник с остеклением, фарами шасси и ИЛС пилотов. Остекление тонкое, ровное, очень прозрачное. Правда, имеет место облой на ветровом стекле и ИЛС.
Инструкция
Теперь аккуратно извлекаем из коробки инструкцию:
Инструкция представляет собой толстенькую черно-белую брошюрку из 8 листов, отпечатанную на желтоватой бумаге формата A4. На первой странице представлена краткая информация по прототипу модели на немецком и английском языках. На второй и третьей – советы по моделированию на нескольких языках (русский присутствует – приятно!), легенда условных обозначений. На четвертой - перечень рекомендуемых красок в палитре Revell. Для отсутствующих в ассортименте красок Revell цветов даны рецепты по смешиванию.
Затем идет непосредственно сама инструкция – подробный «комикс» поэтапной сборки. Схемы четкие, понятные. Там, где необходима окраска до сборки, стоят флажки с обозначением необходимого цвета.
Последние четыре страницы – схемы окраски самолета и нанесения декалей.
Декаль
Роскошную декаль имеет смысл описать отдельно:
Листочек голубой декальной бумаги 19х13 сантиметров с великолепно отпечатанными элементами. Смещений цветов нет, лаковая подложка исчезающе тонкая.
Пунктирные линии делят декаль на 5 частей.
Самая нижняя часть – общие для всех вариантов окраски и национальной принадлежности самолета элементы:
Отдельная область декали – надписи и обозначения для ракет Sidewinder AIM-9L/M и AIM-120B AMRAAM. Это плюс – ракеты с маркировкой смотрятся очень выигрышно. Жаль, что нет обозначения для Meteor, но это можно объяснить – ракета еще не принята на вооружение (поправьте меня, если я ошибаюсь) и наверняка господам из Revell неоткуда было взять достоверную информацию по ее «макияжу».
Три примерно равных области декали отведены под пять(!) вариантов самолета (два варианта на немецкую машину, два испанских и один на Великобританию):
О плохом
Расскажу о том, что огорчило в наборе. Описать разочаровавшие моменты можно одной фразой: дефекты литья. И, что самое гадкое, в крайне неприятных и неудобных для шпаклевки и шлифовки местах. Чтобы не быть голословным приведу несколько фотографий характерных артефактов:
Утяжины и облой на мелких деталях. Некоторые каверны несложно зашпаклевать, а с некоторыми совершенно непонятно, что делать – при заделке их неизбежно пострадают расположенные вблизи мелкие элементы рельефа. Единственное, что пока приходит в голову – мелкий рельеф аккуратно срезаем, плоскость детали шпаклюем и шлифуем, после чего отрезанные пупырышки приклеиваем на место.
Следы толкателей в глубине ниши шасси между имитации ребер жесткости, облой. Как видно на фото, исправлять этот дефект литья будет довольно непросто, так как придется выравнивать поверхность в глубине ниши между ребер жесткости. Шпаклюем, приклеиваем квадратный миллиметр шлифовальной бумаги на торец спички, запасаемся терпением и шлифуем, шлифуем, шлифуем…
Утяжины на плоскости крыла. Большой проблемы не представляют, но вызывают некоторое недоумение. Неужели при современном технологическом уровне производства моделей нельзя было этого избежать?
Шов от половинок пресс-формы на фонаре. Думаю, что проблем с устранением не возникнет – отполирую пилочкой-полировалкой для ногтей или тамиевскими компаундами и окуну в Future.
О хорошем
В активе модели имеем отличную деталировку, качественную тонкую расшивку, не противоречащую на первый взгляд тому, что видно на фотографиях реального самолета. Расшивка везде внутренняя, ровная, глубина и ширина ее небольшая. Имитации заклепок нет, так как на реальном самолете их практически не видно.
На фотографии
Уровня деталировки элементов кокпита будет более чем достаточно для создания реалистично выглядящей кабины. Не думаю, что афтермаркетные дополнения тут необходимы.
На фотографии:
В нишах шасси сымитирован силовой набор, но кабели и шланги гидравлики нужно будет добавить.
Стойки шасси на себя очень похожи, также как и колеса. Их нужно будет только аккуратно покрасить и немного оттонировать.
Сопла и форсажная камера, хоть и упрощены, но все равно при удачной окраске и тонировке будут выглядеть неплохо.
Пластик в наборе достаточно жесткий, но обрабатывается хорошо. Не слоится, не крошится под ножом, надфилями и наждачной бумагой обрабатывается хорошо. Бокорезами кусается отлично, не выламывая кусков из деталей.
Сборка
Сборка «всухую» дает некоторое представление о сходимости. И на первый взгляд сходимость довольно неплоха (особенно, учитывая то, что я не подгонял детали, даже не подрезал следы питателей на деталях и облой):
Как можно видеть на фотографии – шпаклевать все равно придется, хотя и немного.
Смещения линий расшивки на прилегающих деталях не замечено.
Варианты
Собрать самолет можно как в стояночном (створки шасси открыты, шасси выпущено) положении, так и в полетном (створки шасси закрыты). Правда, во втором случае вам придется где-то найти фигурки пилотов – в наборе они отсутствуют.
В двух вариантах даны сопла – закрытое на максимальную тягу и открытое, стояночное.
Тормозной щиток можно приклеить закрытым, а можно – открытым. Силовые элементы управления воздушным тормозом отлиты на нише щитка в гаргроте, гидравлическая штанга открытия щитка дана отдельной деталью.
Также открытой (выпущенной) или закрытой (убранной) можно выполнить штангу дозаправкой топливом в полете.
Если такой вариативности вам покажется маловато, можно попробовать изменить количество и сортамент подвесного вооружения (опираясь на фотографии).
К сожалению, производитель не предусмотрел возможности приклейки фонаря кабины пилотов в открытом виде. Потому, если захочется его поднять, всю механизацию придется сочинять по фотографиям и имитировать самостоятельно. Правда, через такой огромный и прозрачный фонарь и так неплохо должно быть видна вся начинка кокпитов.
Соответствие чертежам
Раз уж я проверил сходимость, не грех будет немножко предаться любимому развлечению многих моделистов – проверить соответствие какому-нибудь чертежу.
На данный момент мне известно только о чертежах, опубликованных в украинском журнале «Авиация и Время», номер 5 за 1999 год. Вкладываем и убеждаемся, что в них модель ложится как влитая. Возможно, на фотографиях это не очень хорошо видно, но это так из-за неизбежных искажений при фотографировании в режиме макросъемки.
Дополнения
Модель Eurofighter Typhoon появилась относительно недавно, как и сам самолет, но кое-какой афтермаркет для нее уже можно раздобыть.
В первую очередь - это два набора травления от чешской фирмы Eduard и одна покрасочная маска от нее же:
#73289 – полный набор с интерьером кокпита и различными внешними элементами.
#SS289 – набор травления для детализации кокпита (полностью присутствует в предыдущем наборе):
#CX104 – покрасочные маски, служат для маскировки фонаря и колес при окрашивании самолета.
Смоляные дополнения для данной модели выпускает фирма Pavla. Ассортимент представлен полным набором #C72064:
Кресла и вакушный фонарь доступны также в виде отдельных продуктов, #S72064 и #V72064, соответственно.
Лично меня то, что я вижу на фотографиях этого набора, честно говоря, не очень впечатляет. Из того, что дано в пластике можно сделать не хуже, надо только аккуратно собрать и, может быть, немножко деталировать пластиком, фольгой и проволокой.
Если вас по каким-то причинам не устраивает вложенная в набор декаль, можно попробовать найти ей замену.
Model Alliance Group предлагает декаль #72903 для оформления модели в варианте Королевских ВС Великобритании:
Декаль предназначена для оформления моделей самолетов в вариантах:
Модели-конкуренты
Кроме двухместного варианта самолета фирма Revell в 72-м масштабе выпускает также и одноместный вариант – набор #04317.
В масштабе 1:48 Revell выпускает одноместный вариант в виде набора #04568, а в масштабе 1:144 - #04074.
Этот же производитель предлагает простой вариант изготовления модели: #06707 – MiniKit (не требует склеивания и окраски, просто собирается как конструктор) и #06625 – EasyKit (также все уже покрашено и клея не нужно, разница с предыдущим вариантом в чуть большей реалистичности модели, если я не ошибаюсь) в масштабе 1:100.
Помимо Revell, чести быть выпущенным в виде модели Eurofighter в двухместном варианте удостоила Italeri – она выпускает набор #099.
На 2008 год модель этого самолета анонсировали HobbyBoss (масштаб 1:72, одно- и двухместный варианты) и Airfix (1:72, одноместный).
Ресурсы
Поскольку Eurofighter создается и развивается уже в эпоху тотальной «интернетизации» всего и вся, у него есть свой сайт: http://www.eurofighter.com
На сайте есть техническая и историческая информация, рисунки и схемы узлов и деталей самолета, и, самое главное – фото- (http://www.eurofighter.com/medialibrary/default.asp ) и видеогалерея
(http://www.eurofighter.com/medialibrary/videos.asp ). Правда, фотогалерея несколько неудобна, на мой взгляд, так как не имеет индексных страниц – фотографии полагается искать по ключевым словам из описания, либо воспользоваться облаком тегов.
На Уголке Неба страничка Еврофайтера http://airwar.ru/enc/fighter/ef2000.html - краткая историческая справка, сводная таблица с ЛТХ и ссылка на чертеж.
Один из самых главных источников информации для моделиста, конечно же, фотографии.
Первый из источников, приходящих на ум – сайт http://www.airliners.net.
Eurofighter представлен там весьма объемно.
Три отличных валка располагаются на http://primeportal.net – на двух нам позируют одноместные машины, на третьем – двухместный тренер.
http://www.primeportal.net/hangar/mario_bertinelli/ef2000/
http://www.primeportal.net/hangar/bartolome_jordan/eurofighter_2000_typhoon/
http://www.primeportal.net/hangar/zoltan_pocza/eurofighter_typhoon/
В силу того, что внешне двухместный вариант от одноместного отличается только кабиной и гаргротом, полезны будут все три галереи.
Еще один обзор одноместного варианта самолета располагается на ARC:
http://www.aircraftresourcecenter.com/AWA1/701-800/walk714_Typhoon_Watson/walk714.htm
Дополнительно фотографии и видеоматериалы можно поискать, например, в файлообменной сети вроде eDonkey, или у всемогущего Google попросить помощи.
Перечислю, известные мне материальные источники информации по самолету – книги и журналы.
Во-первых, это уже упоминавшийся выше выпуск журнала «Авиация и Время» №5 за 1999 год. Там в рамках цикла статей «Грипен и его конкуренты» был опубликован материал «Еврофайтер» Андрея Совенко. К статье прилагаются чертежи В.В. Мильянченко в масштабе 1:72.
Второй будет упомянута брошюрка польского издательства из серии Kegero Topshots #11041 Eurofighter Typhoon.
В брошюрке 44 страницы, на них – 132 цветные фотографии с комментариями на английском языке. В дополнение к книге прилагается маскировочная маска из фольги (вероятно, что-то вроде Bare Metal Foil). Сам я эту книгу, к сожалению, не держал в руках, но видел другие из той же серии, и потому могу смело рекомендовать к приобретению.
Кроме того, есть неплохая иллюстрированная энциклопедия издательства Омега «Супер истребители. Новое поколение боевых самолетов».
В ней можно найти довольно подробную информацию о жизненном пути самолета, перипетиях его создания, отладки и принятия на вооружение. Много фотографий, есть «рентген».
Повторюсь, список ресурсов наверняка не полный – сам я модель еще не собирал и глубоко не копал.
Вывод
Модель мне понравилась. 8 баллов из 10, причем минус два балла - за дефекты исходного пластика.
За довольно небольшие деньги (порядка 450-500 рублей на момент написания обзора) получаем набор с высокой степенью деталировки «из коробки». Хочется надеяться, что дефекты пластика, описанные выше – «аттрибут» только моего набора.
Рекомендую всем любителям современной реактивной авиации.
» Автор | |
---|---|
![]() Alexandr-n | |
Опыт: | 240 |
Репутация: | +15 |
Откуда: | Ярославль |
![]() Хороший обзор.
Одного не могу понять, эти утяжин идиотские на довольно свежей модели - это нарушение техпроцесса или что? Я видел пару-тройку моделей Ревелл, утяжин нету. Следы толкателей, да, везде и всюду, а вот утяжин нету. Может конкретный экземпляр? |
![]() Может конкретный экземпляр?
Боюсь, что нет :( Вот обзор одноместного Eurofighter: http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=2018&origin=sparte Вот фотографии новейшей модели F-22A Reptor: http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?showtopic=147544 и http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?showtopic=149199 . На детальных фото можно увидеть те же утяжинки. Вероятнее всего дело именно в техпроцессе. Вернее, в его несоблюдении. |
![]() прямо-таки новейшей? уж очень похоже на далеко не новую модель итала!
кстати, качество литья у итала было получше! |
![]() прямо-таки новейшей?
Ну, если модель, которая поступила в продажу только в начале 2008 года, не считать новейшей, тогда я ошибся :) Вот ветка, появившаяся в самом начале продаж: http://www.arcforums.com/forums/air/index.php?showtopic=145088&hl=Raptor |
![]() в продажу мог поступить как репак, так и модель, сделанная на пресс-форме итала
(может, и бывшей) факт тот, что очень похожа |
![]() Этот Раптор отличается от Итала, это собственная модель Ревелла, насколько она повторяет Итальери - это уже вопрос на совести Ревелла. |
![]() Papelatz, Спасибо за обзор. Это действительно ревеловский Тайфун, у меня италовский с 1995 г. а ревел я взял в 2004г. в качестве разница большая и по количеству деталей в ревеле больше. Если у кого-то есть старый итал , посмотрите на воздухозаборник и сравните с ревел, большая разница я уже не говорю о раскрое, на мой взгляд у италери он толще и грубее. Действительно Ревел пакует оба, чтобы не "наколоться" смотрите на количество деталей.
С увжением Валерий. Добавлено спустя 13 минут 51 секунду: Alexandr-n, Эта новинка ревела впечатляет, Раптор совсем другой даже ничего общего с италом, хочется верить и в чертежи влезет. |
![]() Тема: Обзор Revell 1/72 04338 Eurofighter Typhoon Twin Seater Revell рулит. |
![]() Тема: Обзор Revell 1/72 04338 Eurofighter Typhoon Twin Seater Отличный обзор. Спасибо, коллега! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тут, если мне не изменяет память, несколько не так. Было время, Revell продавал в своих коробках модель производства Italeri (вроде только одноместный вариант, пластик Italeri продавался как #04334, теперь это #04317), но позже сделал свою собственную.
кстати, следы толкателей в нишах шасси и др.труднодоступных метах - общая беда многих моделей Ревелла, Академии, Дрэгона и Трампетера. Любимый, так сказать геморрой и головняк ;(
Насчет Revell и Academy - полностью согласен :? . С Дрэгоном и Трампетером просто не довелось еще сталкиваться :)