Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В этой статье пойдёт речь о сборке модели Лавочкин "176" производства фирмы Prop&Jet в масштабе 1:72.
Итак... Лавочкин "176".
Для начала - знакомство с набором.
Подробно о модели и её создании можно узнать на сайте производителя:
http://propjet.ucoz.ru/news/la_176_pervaja_otlivka/2013-02-14-21
http://propjet.ucoz.ru/forum/4-98-1
http://propjet.ucoz.ru/forum/11-40-1
В инструкции по сборке модели дано краткое описание прототипа и история его создания:
Сам набор выглядит так:
Отливка деталей очень качественная. Поверхность деталей - глянцевая и лишена дефектов.
Фонарь отлит из прозрачной смолы и практически не требует покрытия акриловым лаком, в отличии от вакуумных.
Передняя стойка шасси отлита зацело с колесом, но выполнена в двух экземплярах, что позволяет при желании собрать
стойку с отдельным колесом (имеется в наборе).
За время хранения некоторые детали набора (крыло, фюзеляж, створки и тп) деформировались.
Это далеко необязательная и штатная ситуация для материала из которого отлиты детали. То есть такое
происходит далеко не всегда и связано с особенностями технологии производства. Производитель
в этом случае рекомендует опустить деформированную деталь на несколько секунд в кипяток.
После извлечения из кипятка и остывания - деталь принимает свою прежнюю форму и подобное
в дальнейшем не повторяется. Я выдерживал детали в кипятке до 15-20 секунд, по необходимости повторял
процедуру. Можно помочь детали восстановить форму, слегка надавливая пальцами или изгибая её в нужном направлении.
(Мне помогать пальцами практически не пришлось). Важна температура воды. Если в процессе восстановления деталей
вода немного остыла - замените её на кипяток. На фото набора, детали после восстановления кипятком.
Было потрачено около 15 минут - пустяк.
Инструкция по сборке модели качественная и понятная, по её прочтении вопросов не возникает.
Из личного опыта... Рекомендации по сборке данные в инструкции производителем модели, заслуживают пристального внимания и следования им.
Как водится начал с фюзеляжа.
Сточил продольный литник на наждачке, убрал кое где облой, подточил, подшкурил и тп...
Передний ограничитель отсека основного шасси сточил, для того чтобы отсек можно было
передвинуть немного вперёд. Таким образом появляется возможность изменить продольный
угол установки стоек основного шасси. Разница в угле установки стоек "168" и "176" невелика
(но визуально всё же хорошо определяется), посему отсек основного шасси был в этой модели взят производителем от набора "168".
Изменение угла установки стоек на "176" являтся следствием более задней центровки истребителя из-за применения
крыла большей стреловидности по отношению к "168".
Для получения возможности корректного монтажа гидроцилиндров управления стойками основного шасси,
сточил края вырезов под уборку-выпуск стоек.
Подготовил к покраске и монтажу обечайку воздухозаборника двигателя.
Примерил обечайку... Всё замечательно совпадает.
Нарастил шпаклёвкой толщину стенок фюзеляжа спереди. На этот раз щель между стенками фюзеляжа и
обечайкой постарался сделать менее заметной.
Переделал порты пушечных стволов.
Сточил штатные оружейные люки с окнами выброса звеньев и гильз.
Во первых не устраивают окна, во вторых оружейных люков должно быть два -
левый и правый, а не сплошной снизу.
Вырезал новые окна выброса звеньев и гильз. Справа у истребителя окно для выброса стрелянных гильз и
снарядов давших осечку - общее для двух пушек. Конечно на фото "176" этого не разглядеть, но на тех фото истребителей
линейки "168 - 176", Ла-15 где окна видны - это так.
Вырезал посадочное место под затяжной болт стыковочной ленты.
Обработал края передней части фюзеляжа. Стенки стали несколько толще.
Изменил форму тормозных щитков сообразно фото прототипа.
Прорезал узлы навески тормозных щитков.
Подготовил к дальнейшей сборке и доработкам удлиннительную трубу с реактивным насадком, отсек основного
шасси, расходный топливный бак, кресло пилота, РУС, кабину пилота с отсеком переднего шасси. РУС вклеил
в кабину пилота.
Вклеил, изготовленный из проволоки, затяжной болт стяжной фюзеляжной ленты.
Просверлил в кресле пилота отверстия под подножки.
В нише носового шасси просверлил отверстие под гидроцилиндр управления
створкой переднего шасси, изнутри кабины заглушил его.
Изготовил и вклеил в нишу носового шасси, концевой выключатель сигнализации
выпущенного положения передней стойки шасси и замок передней стойки шасси.
Снабдил подножками и поручнями кресло пилота.
Пересверлил отверстия в узлах навески стоек основного шасси так, чтобы стойки
можно было установить под углом в продольной плоскости.
В отсеке основного шасси укоротил выступ среднего топливного бака, для получения
возможности корректного монтажа гидроцилиндров управления створками основного шасси.
Просверлил отверстия под монтаж топливопровода расходного топливного бака. Топливопровод
вклеил в отверстие расходного топливного бака.
Отсек основного шасси, расходный топливный бак и топливопровод в контрольной сборке.
В стойках основного шасси просверлил отверстия под разрядники.
Доработал и собрал переднюю стойку, используя отдельное колесо из набора. Колесо оставлю подвижным.
Загнул регулируемую тягу щитка передней стойки, приклеил ответную часть замка стойки
к вилке колеса.
Подготовил к доработкам щитки и створки шасси.
На щитке передней стойки изобразил винты которые хорошо просматриваются на фото всей
серии Лавочкиных "168-180", снизу щитка приклеил имитацию резинового уплотнения.
С внутренней стороны щитка сделал выточки ориентируясь на фото аналогичного щитка Ла-15.
На створке переднего шасси накатал винты крепления узлов навески створки.
Изготовил узел навески гидроцилиндра управления створкой и приклеил его на место.
Для створки переднего шасси изготовил имитацию гидроцилиндра с
учётом того, что он виден на самолёте и модели не полностью.
Створки основного шасси раскатал с внешней стороны.
С внутренней, выточил выштамповки под гидроцилиндры
управления стойками шасси в убраном положении (подсмотрел на Ла-15).
Изготовил, собрал и приклеил узлы навески гидроцилиндров управления
створками. Штатные срезал ибо мелкие.
Сделал на створках основного шасси замки. Привод немного великоват и угол крутоват, но зато видно будет,
что обозначил.
Приступил к остальным гидроцилиндрам.
Для возможности корректного монтажа, гидроцилиндры управления створками основного шасси, укоротил.
На гидроцилиндрах управления стойками шасси, сделал задние узлы навески.
Обработал переднюю кромку киля которой он соединялся с литником.
Нижнюю штатную рельефную часть зализа стабилизатора сточил, так как
она имеет неверную форму (параллельно-прямолинейна). Продолжил расшивку
носка киля до стабилизатора. В носке киля просверлил отверстия под узел
навески тросовой антенны и дозвуковой ПВД.
Продолжил дорабатывать киль.
Переделал хвостовой огонь. Выполнил его меньше и прямее. Конечно тоже великоват, но я его после высыхания слегка обточил.
Законцовка киля в месте стыка передней и задней части обшивки имеет заметный угол по линии расшивки. Нанёс на то место
где будет угол - шпаклёвку.
Хвостовому огню предал некоторую каплевидность. Судя по всему он идентичен ХО Ла-15.
Сформировал угол в передней части законцовки киля.
Раскатал киль. Из фольги сделал нижнюю часть зализа стабилизатора и лючки.
Отделил от литника и обработал стабилизатор.
Изготовил и приклеил на место обтекатели узлов соединения тяг
управления триммерами руля высоты с их качалками.
Раскатал стабилизатор и его зализ на киле. Облагородил шпаклёвкой переход к смоле
деталей зализа из фольги в верхней части ибо в оригинале на прототипе это одно целое.
Слегка подогнал между собой стык киля и стабилизатора, для того, чтобы потом не шпаклевать это место.
Стык проходит как раз по границе зализа там где надо.
Литник крыла в наборе срезан производителем модели и нужно только
слегка обработать носок и законцовки. Обработал. К сожалению на правой плоскости
в корневой части литник срезан слишком глубоко и это место пришлось зашпаклевать.
Зашпаклевал ненужные линии расшивки на законцовках крыла.
Под правой плоскостью крыла просверлил отверстие под штифт сверхзвукового ПВД.
Отделил от литника и обработал подфюзеляжный гребень.
Проблемное место зашпаклевал.
Отделил от литника и подготовил к покраске приборную доску.
Фонарь отделил от литника и предварительно подогнал по месту монтажа.
Слегка перепилил под фонарь торец люка отсека радиостанции.
Диски колёс основного шасси детализировал сообразно фото прототипа.
С внутренней стороны дисков просверлил отверстия под шланги тормозной системы.
Протекторы колёс имеют рисунок - "сетку". На колёсах модели рисунок продавил резцом.
Мельче не выходит ибо риски передавливают друг друга и получается "каша". Если резать без нажима и мельче
то просто получается незаметно. Короче рисунок вышел крупнее, не в масштаб, зато виден невооружённым глазом.
Подфюзеляжный гребень сточил по нижней кромке, сделав его острым с
плавным переходом на "П" образное сечение в передней части.
Раскатал гребень.
Подфюзеляжные гребни "176", "174Д", Ла-15.
Линии расшивки на законцовках крыла, зашпаклёванные ранее - обработаны.
Зачистил зашпаклёванный носок крыла. Раскатал крыло.
Из булавки, проволоки, медицинской иглы и литника изготовил
сверхзвуковой ПВД под правую плоскость.
Из медицинской иглы изготовил и вклеил в носок киля часть дозвукового ПВД
которая будет покрашена вместе с килем.
Изготовил и примерил пушечные стволы.
Подготовил (обрезал, выгнул по месту, загрунтовал, покрасил)
шланги тормозной системы основного шасси, электрокабель и гидражку
в нишу переднего шасси.
На стойках основного шасси сделал узлы навески гидроцилиндров.
Покрасил интерьер кабины, кресло пилота, фюзеляж в районе кабины изнутри (Акан 83040).
Покрасил гидроцилиндры и стойки шасси (Акан 83029).
Покрасил приборную доску Tamiya X-18.
Покрасил изнутри фюзеляж, удлинительную трубу с реактивным насадком, перегородку воздухозаборника
двигателя, нишу переднего шасси, расходный топливный бак с трубопроводом, отсек основного шасси,
щитки и створки шасси с внутренней стороны, обечайку воздухозаборника двигателя изнутри Тамиевским акрилом Black.
Колёса шасси Тамиевским акрилом Rubber black.
Покрасил фюзеляж изнутри (Акан-86001, 86034)
Покрасил удлинительную трубу с реактивным насадком (Акан-86015)
Покрасил обечайку воздухозаборника двигателя изнутри, щитки и створки шасси с
внутренней стороны, нишу переднего шасси, перегородку воздухозаборника двигателя (Акна-86001)
Покрасил отсек основного шасси и расходный топливный бак с трубопроводом (Акан-86034)
Покрасил диски колёс шасси (Акан - 83040)
Докрасил приборную доску и кабину пилота.
Отсек посадочной фары покрасил серо-голубым и вклеил туда
рефлектор производства Elf.
В отсеке основного шасси, узлы навески стоек покрасил Акан-83029.
Сделал смывку в отсеке и на расходном топливном баке.
Собрал отсек основного шасси и расходный топливный бак.
Сделал смывку с внутренней стороны створок и щитков шасси.
В нише переднего шасси покрасил узел навески стойки шасси Акан-83029,
концевой выключатель покрасил чёрным.
Вклеил в нишу электрокабель и гидражку.
Сделал смывку.
Сделал смывку на колёсах шасси, докрасил стойки шасси и сделал смывку, в стойки основного шасси вклеил разрядники и их покрасил.
Докрасил кресло пилота.
Собрал вместе кабину пилота, приборную доску, кресло пилота.
Сделал смывку.
Изготовил из скотча и приклеил на место прозрачный люк посадочной фары.
Просверлил в козырьке приборной доски отверстия под рукоятки "Стоп кран" и "Сброс".
Вклеил в фюзеляж отсек основного шасси, сдвинув его немного вперёд, для установки стоек основного шасси под продольным углом.
Вклеил в фюзеляж перегородку воздухозаборника двигателя с кабиной и нишей так
чтобы обечайка воздухозаборника встала на верхний и нижний упоры.
Собрал стойки шасси.
Вклеил в фюзеляж удлинительную трубу с реактивным насадком так,
чтобы она не выходила за пределы фюзеляжа. Трубу вклеивал в левую половину
фюзеляжа, так её удобнее расположить симметрично продольной оси самолёта (особенность модели).
Отсек основного шасси вклеивал так же в левую половину фюзеляжа, так-как в ней задний край
выреза под уборку шасси сделан чуть дальше от поперечной расшивки, чем в правой половине фюзеляжа.
Соответственно сдвигал отсек шасси вперёд ориентируясь на вырез в левой половине фюзеляжа, так чтобы
задний край выреза не мешал затем установке стойки шасси с продольным углом (это же справедливо и для модели "168",
но там это менее критично, хотя задний край левого выреза всё же слегка мешает монтажу стойки шасси). Можно конечно и вырез увеличить
в задней части, но тогда он станет немного больше правого.
За кабиной пилота установил балласт из пластилина и рыболовных грузил. Склеил половины фюзеляжа и приклеил спереди обечайку
воздухозаборника двигателя. Фюзеляж проклеивал постепенно (примерно так, как рекомендовано в инструкции по сборке модели).
Местно, дополнительно проклеил фюзеляж.
Заменил на гидроцилиндре управления передней стойкой шасси
шток на металлический из медицинской иглы. На конце иглу расплющил,
обточил и просверлил отверстие под узел навески на стойке шасси.
Сделал на гидроцилиндре смывку.
Аналогично гидроцилиндру управления передней стойкой шасси,
доработал гидроцилиндры управления створками основного шасси.
Закончил с гидроцилиндрами. На этот раз гидроцилиндры управления основными стойками шасси.
После склеивания и просушки, фюзеляж был обработан, затем проблемные места зашпаклёваны
и снова обработаны. Нужные линии расшивки восстановил. Немного подогнал между собой фюзеляж в районе
зализа киля и киль.
В отсеке основного шасси сделал подкосы из медицинских иголок, покрасил их.
В кабине пилота сделал кронштейн для прицела. Сделал сам прицел с кабелями.
В козырьке приборки просверлил отверстие под кабели прицела.
Примерял прицел по месту монтажа (монтаж после покраски).
Сделал на козырьке приборки блоки кнопок.
Сделал рукоятки "Сброс" и "Стоп-кран".
Сделал рукоятку сброса фонаря.
В сборе с прицелом выглядит так.
Кабину докрасил.
Подготовил, вклеил и покрасил интерьерным цветом перегородку для крепления бронестекла фонаря.
Подготовил и покрасил с торцов бронестекло.
Покрыл это всё по отдельности футурой и поставил под банку сушиться.
Смоляному фонарю футура тоже на пользу.
После полной полимеризации лака, бронестекло вклеил в фонарь.
Фонарь приклеил к фюзеляжу.
Стык фюзеляжа и фонаря зашпаклевал, сзади побольше для устранения
ступенчатого перехода с переплёта фонаря на люк отсека радиостанции.
Фонарь вписал в фюзеляж.
Обозначенные лючки, впоследствии, были удалены или перемещены.
Удалил лючок заливной горловины бензобака на центроплане (будет перенесён назад в район среднего мягкого бака).
Удалил лючки за стыковочной лентой сверху (будут ниже и прямоугольные).
Удалил под зализом киля лючки осмотра качалок управления рулём высоты (будут сдвинуты назад).
В носовой части сделал расшивку по бокам люка аккумуляторного отсека (будет увеличен).
Сделал расшивку откидной части фонаря кабины пилота.
За фонарём сделал расшивку люка отсека радиостанции и съёмного люка за ним (образуют гаргрот),
оба, так же как и люк аккумуляторного отсека, крепятся однотипно на парные замки по бокам.
Нанёс немного шпакли за остеклением (шпакля просела), подлежит последующей обработке.
Добавил расшивку зализа крыла ибо он составной. Раскатал зализ крыла и
заднюю часть зализа киля, которые крепятся винтами.
Раскатал фюзеляж и приклеил к нему подфюзеляжный гребень.
Просверлил отверстия под тросовую антенну и снижающий канатик (в окантовке).
На месте расположения ПТБ изобразил заглушки.
Изготовил и приклеил обтекатели дренажных штуцеров.
Обработал стык фюзеляжа и подфюзеляжного гребня.
Восстановил в районе стыка расшивку и клёпку.
Приклеил киль. Позже нанёс на стык немного шпаклёвки.
Обработал после шпаклёвки стык киля и фюзеляжа, восстановил в этой области
расшивку и клёпку. Фюзеляж с вертикальным оперением готов к нанесению деталей из фольги.
Закончил зализ киля. Зализ составной, как и на прототипе. Обрезал фольгу примерно по тому, что отлито в смоле.
Изготовил люк аккумуляторного отсека с замками увеличив его размеры, замки люка отсека радиостанции и люка за ним,
лючки в районе узла навески передней стойки шасси, оружейные люки. Оружейные люки сделал без скоса
сверху, на паре фото вроде видно, что обводы люка не совпадают с косой расшивкой.
С фольгой закончил. Что-то рассмотрел на фото прототипа, что-то сделал по мотивам других истребителей этой линейки.
Ещё один лючок на носке правого зализа крыла сделаю после доводки последнего.
Приклеил стабилизатор и крыло. Крыло приклеено с небольшим сдвигом назад для того чтобы можно было слегка сточить носки зализов для изменения угла стреловидности
в соответствие с углом крыла.
Обработал стыки между стабилизатором, крылом и их зализами.
В задней части зализов крыла сформировал плавные переходы на плоскости крыла.
Носкам зализов придал угол стреловидности соответствующий углу передней кромки крыла.
На верхней передней части правого зализа крыла сделал круглый лючок.
Продублировал фольгой лючки снизу крыла.
Подготовил истребитель к покраске.
Покрасил фонарь кабины пилота Акан 83040.
Детали из фольги, пушечные стволы и часть сверхзвукового и дозвукового ПВД загрунтовал Акан 84014.
Покрыл стволы пушек, створки и щитки шасси, планер Tamiya X-1.
Покрасил стволы пушек Акан 86013.
Покрасил планер, створки и щитки шасси, часть сверхзвукового ПВД (нет на фото) Акан 86001.
Надул Tamiya X-18 чёрные области в районе пушечных портов, на створке и щитке (тут надо было бы пошире, поправлю) переднего шасси.
Расширил чёрную полосу на щитке переднего шасси.
Тормозные щитки и люк аккумуляторного отсека перед фонарём покрасил Акан 86000, затем
слегка отполировал.
Облагородил переплёт фонаря.
Освежил ножом расшивку откидной части фонаря.
Раскатал козырёк фонаря.
Покрасил Акан-86033: Затяжной болт стяжной ленты, замки люка аккумуляторного отсека, люка отсека радиостанции и
люка за ним, косынки переплёта откидной части фонаря.
Докрасил сверхзвуковой ПВД.
Сделал смывку в районе крепления узлов навески створок шасси.
Покрасил Tamiya ХF-85 резиновое уплотнение на щитке переднего шасси.
Вклеил в носок киля микрокольцо для крепления антенны.
Смонтировал стволы пушек.
Сделал смывку планера.
Смонтировал стойки шасси, стараясь выдержать все углы соразмерно фото прототипа.
Для монтажа использовал гель чтобы иметь время для коррекции взаимоположения стоек.
Шасси собрал полностью.
Подкрасил белым хвостовой огонь.
Доделал дозвуковой ПВД.
Начал сборку антенны.
Собрал антенну со снижающим канатиком.
Под крылом смонтировал сверхзвуковой ПВД, на законцовки крыла БАНО (Elf).
Ну... и собственно результат...
Фотосессия на однотонной поверхности:
... И менее контрастная на более тёмном фоне...
DimaADA в 28.07.2014 - 17:02 Отличная работа: и модель и статья заслуживает наивысшей оценки. В некоторых местах статья, на мой взгляд, несколько перегружена подробностями всех пошаговых операций. Но с другой стороны, такая выкладка материала позволит менее "рукастым" моделистам использовать Вашу статью в качестве подробнейшего руководства к действию. Думаю, что они оценят. В особенности с учетом того, что это смоляной набор.
У меня вопрос по части окраски. Перед тем, как красить металликом, Вы задули весь планер в глянцевый черный цвет. Я и раньше наблюдал подобную схему действия при покраске металликами, но до сих пор не понимаю смысл этого. Вы не могли бы пояснить? Замечание по художественной части: на мой взгляд смывку для расшивки нужно было взять менее контрастную, а для клепки более контрастную. Т.е. при таком подходе сначала нужно было бы смыть более контрастной смывкой весь планер для выделения клепки, а вторым этапом сделать очень аккуратную смывку светлым оттенком по линиям расшивки. Это ИМХО, может быть я и ошибаюсь, но по крайней мере расшивка уж точно чересчур сильно бросается в глаза. За работу однозначно плюс в репу:) |
ded в 29.07.2014 - 00:43 Прекрасная работа, снимаю шляпу. По покрытию черным глянцем, на самом деле это трубуется только для alclad 2, для остальных металликов совершенно без разницы. Ну и плюс от меня. |
ErgNoor в 29.07.2014 - 20:31 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Лавочкин Ла-176 Спасибо всем за положительный отзывы!
Глянцевая основа нужна не только для Alclad, но и для металликов Акан по крайней мере 8-ой серии. Разработчик краски это отрицает, но опытным путём я установил, что иначе покрытие получается зернистым и подчёркивает малейшие дефекты поверхности, особенно её зернистость и сетку из микроцарапин. Иными словами, металлик Акан 8-ой серии сразу на смолу или пластик и на глянцевую краску (необязательно чёрную) это, мягко говоря, не один и тот же результат. По поводу контрастной расшивки. На реальной маленькой модели без макросъёмки, расшивка совершенно не напрягает ибо её толщина для невооружённого глаза много меньше. Более того, её чёрный цвет заметен только при взгляде под прямым углом, при наклоне модели чёрный цвет закрывается стенками довольно глубокой расшивки и не виден вообще. По поводу нудности описания процесса сборки... Всё верно, всегда пишу статью из расчёта на различную аудиторию, включая начинающих моделистов. По опыту знаю, что многим и мне в том числе, часто интересен даже не конечный результат, а как это сделано и из чего. Более опытные и умудрённые моделисты могут просто посмотреть картинки в конце :)))) |
Сан_Саныч в 29.07.2014 - 22:05 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Лавочкин Ла-176(#7584) - обсуждение Извините... Вы маньяк... преклоняюсь. Супер. |
ErgNoor в 29.07.2014 - 22:41 Тема: Re: Prop-n-Jet 1/72 Лавочкин Ла-176(#7584) - обсуждение Извините... Вы маньяк... преклоняюсь. Супер.
:smile: |
Beloruss в 30.07.2014 - 01:47 Тема: Prop-n-Jet 1/72 Лавочкин Ла-176 О-о-очень кропотливая работа!
Отличная! |
skywolf в 01.08.2014 - 22:02 Статеища просто энциклопедическая! Еле одолел :smile:
Паша, молодца, моделюха супер, плюсую! |
ErgNoor в 01.08.2014 - 23:32 Статеища просто энциклопедическая! Еле одолел :smile:
Паша, молодца, моделюха супер, плюсую! Огромное спасибо! :smile: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
За модель +1.