Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Для меня традиционной темой модельных обзоров стала американская авиация. И в продолжение традиции представляю вашему вниманию обзор летающей лодки Consolidated PBY-5 Catalina от Academy. Выясним насколько хороша нынче модель 18-летней давности, которая является безальтернативной в 72-м масштабе.
Первые модели Каталины появились в конце 60-х годов. Первой стала модель от Revell PBY-5A Black Cat, вышедшая в 1968 г. Чуть позже, в 1971 г. Revell выпустила модель летающей лодки PBY-5. Далее в 80-х последовала редкая модификация в лимитированной серии – PBY-6A «Calypso II» известного океанографа Ж.И. Кусто с катраном в комплекте. В конце 80-х или начале 90-х модель PBY-5A была перепакована Matchbox. Модель имела внешнюю расшивку и простую деталировку. Примерно в тоже время – конец 60-х или начало 70-х - Airfix выпустил свою модель Каталины – PBY-5A. Во многом она была аналогична модели от Revell и также имела внешнюю расшивку и простую деталировку. На протяжении более чем 20 лет эти модели оставались вне конкуренции, пока в 1993 году Academy не выпустила целую серию своих Каталин: летающие лодки PBY-2, PBY-4, PBY-5 и амфибию PBY-5A. При разработке модели Academy во многом ориентировалась на модели Airfix и Revell. В деталировке модель не намного далеко ушла от своих древних конкурентов, зато имела внутреннюю расшивку, клепку и хорошее качество литья. Позже в 2000-х годах модель Academy PBY-5A была перепакована петербургским Моделистом. На сегодняшний день, модели Academy являются лучшими и безальтернативными в 72-м масштабе. Более подробно вы можете ознакомиться с китографией, обзорами моделей в Энциклопедии Моделей ScaleWiki.
А теперь перейдем непосредственно к обзору модели #2123 Academy 1/72 Consolidated PBY-5 Catalina без траты времени на словоблудные вступления и исторические справки. Упаковка модели из плотного белого картона и за ее содержимое можно не беспокоиться. Все литники и декаль запаяны в пакеты. Всего в коробке имеется 5 литников из серого пластика, 1 литник из прозрачного пластика, 1 литник из полиэтилена, декаль, инструкция и вроде клей в тюбике, который сразу отправился по своему назначению в мусорку. Всего – 111 деталей из серого пластика, 14 из прозрачного и 4 пневматика колес основных стоек из полиэтилена. Так как на момент обзора модель уже находилась в постройке, то сделать фото литников в исходном состоянии было невозможно. Пришлось довольствоваться чем есть.
Инструкция стандартная для Academy – ничего интересного и впечатляющего. Цвета, указанные в инструкции лучше сверять с другими более надежными источниками (Squadron Signal Walkaround PBY Catalina).
Декаль типичного для ранней Academy качества – толстая и жесткая. При переводе на модель будет нещадно блестеть и отваливаться. Сама декаль небогата – только о/з, б/н, приборка да черные полоски на киль, стабилизаторы и верхнюю поверхность крыла. Приборка, данная в декали довольно убога и напоминает реальную лишь отдаленно. Декаль прилагается на один единственный вариант:
Consolidated PBY-5 Catalina, 14-P-11, bu.no. 8891, VP-14, Kaneohe circa 1940
Этот самолет базировался на авиабазе в Канеохэ, о. Оаху, Гавайские острова в начале 40-х годов. Самолет был уничтожен во время атаки японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Более подробно про судьбу Каталин Перл-Харбора - здесь и здесь.
По поводу заводских номеров есть разногласия, некоторые источники утверждают что это был 2291, некоторые 2357. В интернете есть несколько фотографий этой Каталины. Первая датирована концом 30-х годов и снята в NAS Corpus Christi, Texas. Вторая датирована 1940 г. Есть еще раскрашенное фото, снятое там же где и второе.
По первой фото сразу видны огрехи декали:
На момент нападения на Перл-Харбор Каталина была окрашена в Blue Gray/Light Gray.
Литье в целом качественное – стандартное для Academy. Облоя почти нет (только на некоторых мелких деталях), есть пара утяжин – на подводной части фюзеляжа, еще парочка между блистерами и на иллюминаторах. Расшивка в целом нормальная, на уровне 90-х годов – в меру глубокая и неширокая. На сегодняшний день она смотрится грубоватой. Зато вот клепка – крупная, глубокая с большим шагом. Больше похожа на отверстия от пуль автомата Томпсона. Ее желательно убрать – зашпаклевать и раскатать новую. Клепки на реальном самолете было на порядок больше. Нарочисто шершавая имитация провисания полотна на всех управляющих поверхностях выглядит грубо и неправдоподобно. Фотообзоры тому в подтверждение. Нет огромного количества усиливающих накладок.
Начнем с геометрии. В целом все очень хорошо. Единственные замечания возникли к зализу киля, линия которого не совсем совпала с линией чертежа и к зализу между задней кромкой крыла и фюзеляжем, который по форме довольно сильно отличается (это заметно уже при сравнении с фотографиями). Еще хвостовая часть сужается ровно, а не с плавным изогнутым переходом, как на чертеже. Все отличия продемонстрированы на фото. Самый заметный косяк – зализ крыла, но исправить его несложно. Остального не видно на готовой модели.
Сечения и обводы модели не проверял. Не факт что верные, но и не исправимые, если они действительно неверные. Форма редана и подводной части фюзеляжа в норме. Можно придраться к толщине задней кромки киля. На киле нет тяги триммера, а вырез в руле направления меньше нужного по длине. Уступ на передней кромке зализа крыла несколько иной формы.
Со стороны геометрии к крылу и стабилизаторам вопросов нет. Придраться можно и нужно к толстым задним кромкам и имитации провисания полотна, в том числе, и сомнительная ее имитация на триммере. Фотки валков в помощь. На крыле нет многих мелких антенн и обтекателей. Стыковочная лента на крыле немного крупновата. Хороших фоток верхней поверхности крыла PBY-5 мало, поэтому сложно судить чего в модели нет. На стабилизаторах нет имитации узлов навески рулей.
Ниши поплавков излишне глубокие, упрощены и имеют толкатели. Внутренняя сторона стоек поплавков не имеет деталировки. Торцы консолей крыла не имеют деталировки.
Интерьер Каталины сделан примитивно. Отсутствует деталировка полов, стенок, переборок, многочисленное оборудование в кабине бортовых стрелков, нет потолочной консоли в кабине пилотов, приборка дана примитивной декалью, кресла на себя вообще не похожи. Не даны интерьеры кабин штурмана, радиста и переднего стрелка. Но это небольшая беда – через иллюминаторы они практически не видны. В общем – работы с интерьером – непаханое поле.
Приведу наглядный пример того, как выглядит этот интерьер на доработанной модели 1/48.
Я не призываю повторять такую самоубийственную доработку, просто она наглядно показывает насколько далек от истины интерьер Academy. Кое как улучшить поможет травление от Eduard.
Геометрия капотов двигателей в норме, створки капотов сделаны в закрытом состоянии, стенки воздухозаборника карбюратора немного толстоваты. На фото приведено сравнение капотов модели со смоляными капотами от Quickboost из статьи-обзора.
А вот обтекатель маслорадиатора имеет неверные пропорции и формы торцов. В модели он вытянут в длину и имеет прямые торцы с толстыми кромками. Имитация моторов Pratt & Whitney R-1830-82 в модели неплоха для 90-х годов, но сегодня смотрится немного топорно и грубо. По желанию ее можно улучшить за счет отличных смоляных двигателей от Vector и Aires. Профиль лопастей винта далек от истины, но его легко доработать. К патрубкам особых претензий нет.
К остеклению кабины пилотов и блистерам стрелков претензий нет. Геометрия и прозрачность в норме, искажений не обнаружено. В наборе даны 2 варианта остекления носовой турели – ранний и поздний. Иллюминаторы отлиты с искажениями и утяжинами. Ну и бог с ними, все равно интерьеры этих кабин пустые.
Данная Каталина имеет перекатное шасси. Даны все 3 стойки с колесами. Пневматики основных колес даны из черного полиэтилена. Нет имитации протектора на колесах хвостовой опоры. А вот с колесами основных опор проблема. Пневматики и диски имеют неверные пропорции – диски должны быть меньше в диаметре, а пневматик большего профиля. Сами диски имеют неверную форму и рисунок, а пневматики ненужный протектор. К стойкам-опорам вопросов нет.
Прилагающиеся к модели приемные и передающие антенны радара бесполезны. Многие PBY-5 до середины 1942 г. не несли радар. А в варианте окраски 1940 г. таких радаров на Каталинах вообще не было. В 1941 г. встречались Каталины PBY-5 с радаром ASV раннего типа с частоколом антенн на бортах фюзеляжа. Но такого варианта в модели нет и не факт, что он был в 1940-м. Отсутствуют точки крепления высокочастотных антенн и антенны MHF. Сами приемные и передающие антенны радара сделаны грубовато. На фото показано сравнение этих антенн с антеннами из травления Eduard и прототипом. Трубка Пито сделана более-менее ничего.
Нет ламп АНО/БАНО, швартовочных кнехтов, буксировочных проушин, мелких обтекателей, тяг, узлов навески, мелких ручек, скоб, усилителей и прочего. При желании все это можно просто сделать.
Вооружение в модели представлено 4 пулеметами и 4 500-фунтовыми бомбами. Пулеметы сделаны примитивно, а их щиты имеют неверные прорези. Доработать их поможет травление от Eduard. Фото для сравнения. Пулеметные платформы имеют толкатели на поверхности, бомбы традиционно толстое оперение. Это бич всех бомб в масштабе 1/72.
Как и любая модель от Academy, Каталина собирается хорошо. Стыковочные поверхности торцов стабилизаторов и консолей крыла желательно подогнать получше. Шпаклевки будет по минимуму.
Афтемаркета довольно много и я приведу его как для моделей PBY-5 так и для амфибий PBY-5A.
Смола:
Модель проверялась по чертежам из Войны в Воздухе. Чертежи не претендуют на звание супер точных, поэтому все претензии по геометрии можно считать относительными. Из выявленных в ходе обзора косяков геометрии, фотографиями подтверждается только неверная форма задней кромки зализа крыла с фюзеляжем.
Литература:
Фотообзоры:
Зная Academy и ее вечно кривые модели, можно было ожидать худшего от обзора. Но все оказалось не так уж плохо. Модель хорошо ложится в чертежи и не имеет серьезных фейлов. Главная проблема – это 18-летний возраст модели, и как следствие, его – слабая деталировка внутренностей объемного фюзеляжа и неуместная клепка. Проблему с колесами каждый может решить по своему, а старую отвратительную декаль можно заменить цифрами и буквами из шрифтов, а ОЗ от других моделей. Учитывая, что на сегодняшний день в 72-м масштабе нет альтернатив данной модели, то модель Каталины от Academy является лучшей на данный момент. Ее можно смело дополнить травлением Eduard, и по желанию смоляными двигателями от Aires.
С уважением, Андрей SilverGhost
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
omega в 14.12.2011 - 09:48 Спасибо за неуется наго
все мы периодически допускаем ошибки и не требуется всем на них указывать. Никита, "что это было?"(с) :wink: |
SilverGhost в 14.12.2011 - 11:35 Ту-204
Никита, спасибо за отзыв. что касается грамматики, тут кто как может и умеет. У меня отсутствие некоторых запятых было следствием быстрого написания текста за 1 вечер с упором на матчасть и фото. С уважением, Андрей Добавлено спустя 11 минут 1 секунду: Расшивку уже не проверял. ибо и так понятно, что она или неверная или неполная. когда писал обзор, достал Монограмовскую/Промоделеровскую Каталину в 1/48 - сравнил расшивки... небо и земля |
Остап в 14.12.2011 - 15:11 Обзор довольно подробный и качественный. Иначе, я бы не понял, зачем обозревать модель, которой 18 лет отроду? :wink:
Я Каталину собирал почти "из коробки" и могу сказать, что в работе модель приятная, с грамотным членением и без подвохов. А вот сборка "по-уму" потребует большого числа доработок, ибо мелочевка не проработана практически никак. Это (как правильно сказано в обзоре) и отсутствующие накладки, и швартовные крюки (утки или как из там), перешивка и переклепка, вся внутрянка. В общем, заготовка. Но заготовка хорошая, ИМХО. |
SilverGhost в 14.12.2011 - 15:45 Остап
Александр, спасибо за отзыв! часто бывает, читаешь статью и видишь фразу "модель известная, поэтому косяки нет смысла перечислять". ради интереса потом лезешь в инет и 9 из 10 комментов по этой модели именно в таком ключе и только в одном говорится суть, да и то, частично))))) поэтому следующую мою статью модельное сообщество обзовет "бояном", зато без этой пафосной фразы)))) С уважением, Андрей |
Ту-204 в 14.12.2011 - 17:02 Олег, телефон хотел переместить некоторые буквы на несколько строк выше...
Андрей, во-во, истину глаголите! По "баяном" обзоры нужны. Да, люди "пафосные" говорят, что "все косяки известны и нет смысла их называть"... Я так и не знаю, чей С-37 (Су-47) лучший... Ждём "баянов", Андрей!!! |
Остап в 15.12.2011 - 12:27 "модель известная, поэтому косяки нет смысла перечислять"
Согласен. Бывает что и на старую модель нет нормального обзора. Я так и не знаю, чей С-37 (Су-47) лучший... Вот тут посмотрите сравнение моделей. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_10390_start_140.html Да и вообще, там много интересного есть по Су-47. Что касается самого вопроса, то тут ответ, как обычно: ничей не лучше ;) Надо дорабатывать обе модели. Лично у меня в долгострое лежит Звезда и кабина от НеОмеги... Добавлено спустя 55 секунд: Извините, получился оффтоп. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Academy 1/72 Consolidated PBY-5...(#4756) - обсуждение
Просто отличный обзор! Спасибо за неуется наго Андрею. От меня +1.
PS: Вот все говорят, что я пишу с ошибками. Однако они и здесь мне встретились. Так, спросонья, я увидел слово "вроде". Это слово (где-то в начале) является вводным и выделяется запятой. Я это говорю не о злости к Андрею, а с указанием на то, что все мы периодически допускаем ошибки и не требуется всем на них указывать. Мы, ведь, сюда не за этим пришли?