Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Так получилось, что в последнее время у меня поднабралось заметное количество моделей всевозможных легкомоторных самолетов для постройки в окрасках ВВС малых стран. Но первым в работу попал Мессершмитт Bf-108B производства чешской фирмы Eduard в 48-м масштабе. Первоначально я планировал его быстренько собрать в цветах Королевских ВВС Югославии времен «Апрельского рата 1941» года, но как обычно у меня бывает, постройка в формате «блицкриг» полностью провалилась, процесс завяз в болоте мелких доделок и, в конечном итоге, было решено влиться в годовой Групбилд Axis c вариантом ВВС Румынии. Этой статьей я хочу подвести итог работы над моделью.
Собственно, по самому пластику и афтермаркету я делал обзор, поэтому особо останавливаться не хочу. Использовался набор Profipack 8054 с масками и цветным травлением, отдельное нецветное Эдуардовское травление к нему, которое имеет несколько дополнительных деталей, не входящих в травление профипака. Декаль предполагалось использовать от набора Limited Edition «Bf-108 in foreign service» № 1101
По традиции, работу над моделью начал с кабины, тем более, что большая 4-х местная кабина отлично просматривается через остекление. Собранная «ванночка» была покрашена в серый и оттонирована для выделения деталей. Сиденья экипажа тоже решил не делать новыми. Как всегда порадовало цветное травление Эдуарда – ремни и приборка смотрятся очень к месту.
Паралельно пришлось заняться движком. С движком есть пара нюансов. Уже когда мотор был не только собран, но и успешно впихнут в фюзеляж, коллега указал на ошибку в инструкции – сборка блока цилиндров там нарисована неправильно. Но так как тут долго объяснять словами, лучше проиллюстрировать фотками. На первой – движок собран мною по инструкции, но неправильно, на второй (с помощью Фотошопа) исправлен
Так как никаких капотов я не собирался открывать, а через передний воздухозаборник видно немного, переделкам движок не подвергался, единственное, что сделал - заменил пластиковую деталь (отмеченную на первой фотке стрелкой) на стальную скрепку.
Следующий момент – это выхлопной патрубок. Во-первых, присутсвует непонятное утолщение (глушитель-? тоже помечено стрелкой, но на второй фотке). Честно, говоря, я не заметил их на фотографиях настоящего самолета, возможно, это послевоенный тюнинг выхлопной системы? Еще одна проблемка – движок с патрубками ставится на мотораму и вклеивается на раннем этапе сборки, после чего еще много-много приходится с этой моделью работать. Результат? У меня, например, патрубки отлетели и вклеить их назад, мягко говоря, было проблематично. Сейчас я бы патрубки клеил на металических штифтах к каждому цилиндру. А еще лучше бы заменил на подходящюю трубочку из металла и уже ее бы закреплял.
Закончив подготовку «потрохов» модели было логичным перейти к крыльям и фюзеляжу. Собственно, крыло нуждается в радикальном истончении задней кромки. В моем случае был еще затерт наждачкой еле заметный рельеф в нише шасси и наклеены травленые детали с таким же еле заметным рельефом. Особого смысла в этом нету – но не пропадать же добру. По окружности внутри ниши была также выклеена травленка, не слишком достоверно изображающая матерчатый чехол.
К собранному фюзеляжу были пристыкованы стабилизаторы, вставлен движок с перегородкой, вживлен «кабинет», пристыкованы крылья и «мордочка» капота. Вскоре после того, как «мордочка» была аккуратно зашпатлевана, неосторожный взгляд на прототип выявил очередной косяк производителя – воздухозаборник двигателя должен иметь стенки канала. Отламывать «мордаху» совсем не хотелось – пришлось поизвращаться. Вначале сделал шаблон из бумаги и примерил его. Когда результат меня устроил – вырезал по шаблону из тонкой мягкой жести канал воздухозаборника, вклеил его и прошпатлевал. Однозначно, что сделать это намного проще на не приклееной еще «мордочке».
Приборную доску вместе с козырьком производитель рекомендовал вставить в фюзеляж после его сборки и установки основной части кабины. Это оказалось не так уж просто – мизерная площадь контакта не способствует надежному склеиванию. Поэтому я решил вклеить дополнительную полочку из полистирола и уже на нее монтировал приборку с козырьком. На этой же фотке стрелкой отмечен еще один «ужас нашего городка» - нечто непонятное на капоте. Алексей Конышев продемонстрировал мне свой метод борьбы с этим ужасом, которым я и воспользовался. Если кратко – хирургическим методом удаляется проблемный участок пластика, вклеивается тонкая жесть и тщательно шпатлюется.
Отдельной, и довольно таки печальной песней, была стыковка крыла и фюзеляжа. Стыковались они очень паршиво, с одной стороны щель была в 1.5 мм, аналогично и задний стык наплыва крыла. Все было зверски залито цианакрилатом, вышкурено, повторно зашпатлевано нитрошпатлевкой Sikkens. Заново нарезана расшивка и тонким сверлом восстановлена клепка. То, что этого маленького подвига не видно на фотографии загрунтованого стыка крыла – можно записать в плюсы не эдуардовской модели, а моделиста, который ее так собрал
Установив фонарь, сразу же заклеил его масками – заметный плюс профипака – быстро, качественно и надежно. Из проволки сделал поручни снаружи кабины. В капоте мотора просверлил несколько необходимых отверстий, а в его нижней части нарезал отсутсвующий на модели лючок. На боковые крышки капота поставил рояльную петлю из тянутого литника. Установил навески элеронов, каждая собрана из трех травленых деталюшек склееных цианакрилатом. Воздушный фильтр дополнил травлением, подклеил имитацию дренажей двигательного отсека. В очередной раз прогрунтовал все подозрительные места.
Пожалуй, тут самое время вернуться к главному косяку эдуардовской модели. Для тех кто не в теме – большинство вариантов окраски Bf-108 которые дает в своих наборах Eduard, требуют деревянного винта Шварц, в то время как модель имеет только отличающийся по виду металлический винт. Я попытался заменить его на «правильный» смоляной винт, который фирма Kora decals вкладывает в некоторые наборы своих декалей для Bf-108, но эта попытка с треском провалилась – винт оказался маломеркой, кстати, смоляные колеса этой фирмы тоже болтаются в нишах шасси модели, как сами знаете что, в проруби.
Я начал было пилить винт самостоятельно из деревянной палочки, но Алексей Конышев (Leshiy73) опередил меня, сделав не только правильный винт, но и растиражировав его в смоле. В результате мне удалось на халяву разжиться качественной деталью, сделавшей мой «мессеренок» намного более правильным. На фотографии сравнение винтов для Bf-108B. Слева – «металлический» пропеллер из модели Eduard, который не подходит к румынскому варианту, как впрочем и к большинству других предлагаемых Эдуардом. По середине – «маломерка» от Kora Decals, который как бы имитирует деревянный винт Шварц и по необходимости вкладывается фирмой в наборы своих декалей. Беда в том, что ни по форме, ни по размеру он не имеет ничего общего с оригиналом – диаметр «убежал» на некислые 6 мм, диаметр кока винта и близко не совпадает с посадочной площадкой под винт на «мордочке» 108-го, форма лопастей и их ширина чисто от балды. Справа – правильный смоляной винт по мастермодели коллеги, который я и использовал при постройке «мессеренка».
После окончания основных сборочно-шпатлевочных работ удалось уделить время некоторым мелочам. Доработал стойки шасси, закрепив на них хомутами тормозные шланги, шлиц-шарниры стоек и створки заменил травлеными. Прорезал в фюзеляже пазы для тяг руля, а сами тяги с качалками взял из отдельного травления Eduard.
Кроме того, пришлось заняться посадочными местами под бортовые огни, так как производитель этот момент почему-то проигнорировал. На истонченный руль наклеил имитацию патрона лампочки, а в крылья - наоборот - пришлось подрезать для установки БАНО. Сами лампочки решил имитировать горячей штамповкой прозрачного полистирола – для этого подходящими борами сделал углубления в свинцовой пластинке и запресовывал в них разогретый над плитой прозрачный литник.
Посадочная фара отлита целиком из прозрачного пластика – как ее использовать в таком виде непонятно. Мне пришлось сточить стекло, высверлить углубление под рефлектор и вставить туда отражатель из фольги от Хоббиплюсовской или Эльфовской фары, и закрыть все это стеклом из того же комплекта.
Собственно, на этом доработки и исправления закончились и началась банальная покраска. Слой белого грунта, прешейдинг, основной цвет - эмаль Model Master RLM-71 DunkelGrun, снизу RLM-65 от той же Model Master. Черные дорожки на крыле – Rubber Black. Так как сверху прешейдинг трагически погиб под слоем краски, пришлось побаловаться постшейдингом и вариациями основного цвета. После дополнительной маскировки фонаря он был задут в цвет дюраля, надо признать, что без профипаковских масок это было бы далеко не так просто.
Серьезная проблема возникла с покраской полосы на фюзеляже, точнее выбором оттенка для нее. В конце концов при помощи цветной фотографии другого румынского Bf-108 удалось в этом вопросе разобраться. Цвет знаков и фюзеляжной полосы заметно разный. Декаль Eduard дает румынские знаки веселого «цыплячего» цвета, вместо ощутимого оранжеватого оттенка. Пришлось использовать деку от He-112 фирмы Classic Airframes. Цвет там более правильный, но жесткость и хрупкость декали затруднили работу с ней, более того, «запустить» ее в швы оказалось практически не реально – дека не поддалась спирту. Единственное, что ее «проняло» - 647-й растворитель, но это было очень рискованным мероприятием.
ПВД, противофлаттерные грузы на элеронах и выхлопные патрубки ставил после установки модели на «ноги». Самая большая проблема была с патрубками – подходящей трубки не нашлось, пришлось тянуть из ушных палочек и приклеивать к мотору 5-минутной эпоксидкой.
После окончательной сборки один неясный момент, который бросался в глаза – непомерная длина хвостовой стойки шасси, и соответсвенно - странный стояночный угол модели. Причем, на фотографии в полете стойка действительно большая, возможно, что без нагрузки амортизатор «выпрямляется», а на земле под нагрузкой «сжат». В любом случае, я решил ее укоротить, сделав стояночный угол более похожим на реальный.
Результат проваленного «блицкрига», плавно перешедшего в долгоиграющую постройку - представлен на этих фотографиях.
Дмитрий Шевчук (dagger)
Panzerknacker в 12.01.2013 - 03:50 Видимо, кривизна моих рук переходит все границы - фюзеляж и крыло стыковались очень паршиво, с одной стороны щель была в 1.5 мм, аналогично и задний стык наплыва крыла
Думаю что дело не в руках, а просто в последовательности сборки ванна кабины-фюзеляж-крыля. Инструкция Эдуарда предлагает склеить кабину, потом её с нижней частью крыльев, потом всё это к фюзелю. Я попробовал инным образом и вот что получилось: Первым делом приклеил окрашенные борта кабины изнутри к фюзеляжу, потом к окрашенному днищу кабины приклеил мелочёвку (кресла и т.д.), далее днище кабины приклеил снизу к бортам. Следуюший шаг: спинка заднего седения, затем стыки борта-днище залил для верности циакрином, и сточил в разумных пределах следуюшие поверхности и кромки (отмеченно красным): Последний шаг - к группе фюзеляж-кабина подклеил крылья. В итоге получилось довольно хорошо - шпатлевать надо совсем немного и не в критических местах, а шлифовать и нарезать прошивку и клёпку совсем не хужно. вот так это выглядит после окончательного "наведения марафета" (чуток шпатлёвки, шлифовка) |
dagger в 12.01.2013 - 14:46 1. На верхней и нижней части фюзеляжа от кабины до хвостового оперения затёрт продольный шов между панелями обшивки - в оригинале он присутствует. 2. Тяги руля направления приклеены наоборот - задом наперёд (считаю довольно грубой ошибкой). 3. Хвостовые oткосы тоже приклеены наоборот (перепутаны низ и верх), хотя это ошибка не только моделиста, но и разработчика модели в инструкции по сборке. 4. Не проделанно пару лючков и отверстий. По поводу косяков даже и возразить нечего - знал в принцепе про верхний шов у 109-ки, а про свой 108-й даже не подумал. С тягами косяк однозначный - заканчивал как всегда в запарке... Очень нравится как ты собираешь свой, судя по всему там частично используется СМК = по крайней мере вижу багажный отсек, и вероятно будут поверхности. А кабина осталась все-таки от Эдика? Кстати, какой вариант планируешь, это вопрос к модификации и соответсвенно винту. |
Panzerknacker в 12.01.2013 - 15:23 Да, набор от СМК присутствует, но работы ешё куча - этот набор не само совершенство, особенно обшивка двигателя И фаерволл -
сходимость деталей оставляет желать лучшего (это если делать двигатель полузакрытым). Ещё присутствует травлёнка от Эдика. Так что эта модель "смесь" всего - и кабина тоже - например от СМК здесь кармашки, задняя стенка, козырёк панели инструментов и рычаги управления. А какая будет модификация и камуфляж ещё не решил, потому что незнаю, как с винтом будет. Связался с Алексеем (благодаря твоей статье, спасибо!), он обещал прислать правильный. Если срастётся, тогда супер, если нет, то будем думать. |
dagger в 12.01.2013 - 20:18 Ну на крайняк винт можно выточить самому - не так сложно оказалось, я был довольно близок к этому, но Алексей опередил.
Вообще, у меня еще один 108-й валяется несобранный - для югослава, с эдуардовским зумом, винт и кармашки для него тоже есть. Единственное, что мне в СМК хотелось - это рулевые поверхности, но покупать ради них весь набор не стал. Правда, собирать я его пока не планирую, еще от этого не отошел :) Запости пожалуйста фотку капота СМК вид спереди - хочу глянуть как у них решен вопрос с воздухозаборником. |
dagger в 13.01.2013 - 00:34 Спасибо, смотрю с капотом они не запаривались особо - раз обечайку сам делал, ну и сверху заборничек тебе тоже самому придется переделать :)
Удачи в постройке, буду приглядывать :) |
Panzerknacker в 13.01.2013 - 02:45 сверху заборничек тебе тоже самому придется переделать
ну тут не всё так трагично немного скальпелем подравнял, чуточку шпатлёвки и - вуаля! Удачи в постройке, буду приглядывать да как-то неудобно тут все свои "мучения" показывать - тема то Ваша, а я тут буду всё время свои 5 копеек вставлять :roll: |
dagger в 13.01.2013 - 03:19 Ну мне тут больше особо не очем писать, модель закончена, даже статья написана. Так что если хочешь здесь пиши, мне не жалко, хочешь новую открывай. |
torasov в 08.01.2014 - 17:35 Тема: Eduard 1/48 Bf-108B-1 - Румынский Мес...(#4523) - обсуждение Хорошая модель! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Модель мне вцелом очень понравилась, собрана и покрашена грамотно и аккуратно,
прекрасно проработаны детали, пре- и постшейдинг тоже хорош.
Есть правда несколько ошибок и недочётов (а у кого их нет?), а именно:
1. На верхней и нижней части фюзеляжа от кабины до хвостового оперения затёрт продольный шов между панелями
обшивки - в оригинале он присутствует.
2. Тяги руля направления приклеены наоборот - задом наперёд (считаю довольно грубой ошибкой).
3. Хвостовые oткосы тоже приклеены наоборот (перепутаны низ и верх), хотя это ошибка не только моделиста, но и
разработчика модели в инструкции по сборке.
4. Не проделанно пару лючков и отверстий.
С уважением к автору