Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Як-3 – это как Мустанг или Спитфайр, которые обязательны для постройки моделистом с диагнозом «Авиация Второй Мировой».
Мой первый Як-3 был от завода «Юный техник». Масштаб примерно 1:50. (70-е годы прошлого века).
Потом, у меня был металлический в масштабе 1:72 , существовала такая серия самолётов Великой Отечественной. (80-е годы прошлого века).
И уже потом, когда был проложен путь в «Меридиан» и в гадюшник у гостиницы «Берлин», был приобретён за 30 рублей Як-3 от Heller. Собранный и покрашенный из автомобильных баллончиков он простоял до того момента, как был приобретен Белорус! (90-е годы прошлого века).
Вся моя коллекция подверглась жесточайшей инвентаризации. Что-то было задарено друзьям, что-то полетело в мусорное ведро. На гадюшнике был добыт Як-3 от Hasegawa. Это была моя первая Хася!
Потом я собирал Як, продвижением которого занимался М-Хобби. Это было в "Лицеисте" на Бабушкинской в отделе моделей, где я сидел, наполовину инвалидом. Не помню, как называлась фирма, которая его выпускала. Его позиционировали, как исправленная Хася. Особых отличий я в нем не нашёл.
Следующий Як был уже в 48-м и это был Эдуард.
Носовая часть была заменена на исправленную смоляную от Мастер клуба. Колёса от Экипажа. Планировался вариант Семёна Рогового. К большому моему сожалению модель погибла на последнем этапе покраски, когда столешница, на которой я красил, соскочила с опор и в общей куче модель была залита 646-м растворителем.
Когда появилась новость о том, что Звезда собирается сделать Як-3, я искренно обрадовался. Тем более, что вышедший перед этим Ла-5ФН обещал хорошо деталированную модель. Увы, деталированным оказался только двигатель. Остальная деталировка напоминала тот самый Heller. Хотя с другой стороны внешний вид и геометрия были вполне приемлемы, если закрыть глаза на воздухозаборники в корне крыла и следы толкателей в нишах шасси и на створки маслорадиаторов.
Хотя с другой стороны, сам прототип особой деталировкой не блистал. НО было два плюса! Сорок восьмой! Очень хорошая стыковка деталей и в одном варианте декали был тот самый самолёт Сёмы Рогового погибшего в том ЧП! Было принято решение его и построить.
Для осуществления этого плана были добыты следующие допы.
1.Воздушный винт, выхлопные патрубки, створки маслорадиаторов, водорадиатор, колёса и рулевые поверхности от «Комплект ЗиП».
2.Смоляные ниши шасси с воздухозаборниками карбюратора и маслорадиаторов, от «Vector».
3.Интерьер от «HeOmega».
4.Интерьер от «Quinta Studio».
В последствии заменил колёса на A-Resin-овские. Они более копийны, а главное, что диски сделаны отдельными деталями, это облегчает сборку, доработку и покраску.
Да, и в довершении многовариантная декаль от Бегемота. На декали из набора был немного сдвинут белый цвет. Особенно на желанном варианте.
Вот со всем этим багажом приступил к сборке модели.
Ради собственного удовольствия собрал мотор. Были планы поставить его рядом с самолётом.
Для интеграции панели маслорадиаторов и ниш шасси вырезал из деталей крыла необходимые элементы.
Не могу сказать, что эта работа была простой и лёгкой. Особенно та часть, где надо было убрать с деталей верхней части крыла силовой набор и следы толкателей в нишах шасси. Но, терпение и труд всё перетрут! Результат меня удовлетворил.
В капоте высверлил отверстия под пулемёты и вставил в них обрезанные медицинские иглы.
Винт взял от «Комплект-ЗиП». У них кок выглядит более убедительно, чем звездинский и отдельные лопасти удобнее красить. В кок винта также вставил обрезанную микроболгаркой медицинскую иглу.Смоляные патрубки встали на своё место без всяких проблем.
Склеил крыло. Сделал накладки на отсеки топливных баков и закрылки из алюминиевой самоклейки.
Из игл разного диаметра сделал ПВД и интегрировал его в крыло.
С топливомерами получилось так, как получилось. Увлёкшись установкой ниши, подгонкой и как результат склейки крыла, совершенно упустил топливомеры. У Quinta они сделаны очень хорошо, но для их установки необходимо вырезать в крыле отверстия под них. Изнутри нужно было сделать подкладки, что бы стекло топливомера было заподлицо с поверхностью крыла. К сожалению, я поторопился, забыв про это. Пришлось использовать декаль, что немного портит вид.
В процессе работы с крылом, в смоляных нишах шасси, сломал замки убранного положения и один узел крепления складывающегося подкоса. Восстановить сломанное, не составило большого труда.
Для восстановления лючков на панели маслорадиаторов использовал оракал. Лючки были вырезаны плоттером. В ниши маслорадиаторов установил сеточки, которые стали как бы задними стенками маслорадиаторов. По сути дела – суслики.
АНО от Хобби ПЛЮС. Взял лампы с бесцветного литника.
Серьёзной доработке подверглась ниша хвостового колеса. Сделал саму нишу и силовой набор на её стенках. Из стойки хвостовой опоры выпилил колесо, расточил вилку под колесо от A-Resin. Разрезал стойку и сделал металлический штифт для её последующей установки. Теперь при дальнейшей работе с моделью и её покраске, она не будет мешать и встанет на своё место при окончательной сборке.
Самое любимое это кабина пилота. От использования кабины от НеОмеги отказался. Она идеально подходит для эдуардовского Яка. А для установки в звездовский потребуются серьёзные доработки всех соответствующих деталей и крыла и центроплана. Использовал из этого набора только ручку управления самолётом с качалкой-кронштейном и её тягу, а так же полку с радио аппаратурой за креслом пилота.
Приборная доска была зашлифована и подготовлена к декали от Квинты. Замерил и убедился в том, пульты у Квинты шире, чем соответствующие места для их установки. Увеличил их размер доширакстиролом. Изготовил и установил на пульты органы управления двигателем и системами самолёта. Использовал обрезки травления. Головки рычагов изготовлены из капелек ПВА. Срезал панель переключателей слева и пульт управления закрылками справа. Их заменят декали от Квинты.
Сделал ремни на педали. Установил расходный бак и сделал ленты его крепления. Всё это видно из открытой кабины пилота.
Вклеил переднюю и заднюю части водорадиатора.
Подготовил отверстия од тяги его створки.
Предварительная покраска особых сложностей не принесла. Для начала перевёл (установил) декали от Квиты. Понравилось. Быстро и красиво. Потом прокрасил всё остальное сделанное самим.
Прокрасил: ниши, трубопроводы и замки убранного положения шасси, переднюю и заднюю стенки водорадиатора, створки маслорадиаторов и водорадиатора.
Немного оттонировал, покрашенные части модели, тамиевской смывкой.
Не хочется принимать участия в национальной забаве «Пни Звезду», но идея сделать стыковочный шов по середине зализа крыла – верх идиотизма. При его обработке под уничтожение попадают болты зализа и замки эксплуатационных люков. А о воздухозаборниках карбюратора, нагнетателя и маслорадиаторов в носке крыла и говорить нечего. В процессе обработки пришлось постоянно восстанавливать исчезающую расшивку фюзеляжа.
В остальном, сборка прошла без всяких проблем. В киль, а потом и в установленную заднюю часть фонаря, вмонтировал петли для антенны радиостанции.
На руле направления облагородил узлы крепления тросов управления.
Серьёзной доработке подверглись основные стойки шасси. Шлиц шарниры были спилены со стоек. Доработаны по фотографиям и вклеены на место. Были изготовлены шланги тормозной системы и хомуты их крепления и серьги под замки убранного положения шасси. Здесь как раз свою роль сыграли отдельные диски колёс. К приклеенным дискам очень удобно протянуть шланги тормозной системы.
Вклеил крыло, установил водорадиатор. Сделал ленты его крепления из самоклейки. Установил прицел от Clear Prop. Установил фонарь.
Сделал на фонаре комбинируемую маску из тамиевской ленты и микроскайловской жидкой маски.
Ниши шасси, выходные каналы маслорадиаторов, канал водорадиатора, нишу хвостовой опоры и воздухозаборники в корне крыла закрыл масками из поролона.
Безальтернативный АКАН. Мелочь: Tamiya, Revel и даже Humbrol. Лаки от Gunza.
С декалями решил так. Поскольку дарственная надпись Семёну наносилась уже после покраски самолёта, а может быть уже и в полку, поэтому на самолёт были переведены все технические надписи, а уже после этого дарственная. Стоит отметить, что она закрыла собой только одну с левого борта.
Декали перевелись без всяких проблем. Для приваривания использовал тамиевскую жидкость «стронг». Использую её второй раз. В принципе от МикроСета и МикроСола мало чем отличается, но звёзды на киле, а тем более на крыле пришлось подрезать бритвой , что бы добиться полного эффекта прилипания.
Уж не знаю, как трактовать происшедшее, но первый Як-3 погибший в 646-м растворителе, накликал беду на новый Як. До сих пор не понимаю как, но на правую консоль и на левый борт в районе фонаря попали довольно большие капли суперклея. Поскольку это случилось уже после нанесения лака и декалей, засохшие капли легко снялись с поверхности модели, но вторая капля унесла с собой часть декали. Спасибо Роману Бухалову за своевременную помощь. Если бы эта вторая капля попала на фонарь, Модель полетела в мусорное ведро и тема Як-3 была бы закрыта навсегда, не смотря на утверждение в начале статьи.
Вновь переведённые декали были задуты матовым лаком. Далее по накатанной: смывка, тонировка акварельными и пастельными карандашами, тамиевская пудра. Всего понемногу.
Вот тут и двигатель пригодился. Надо отдать ему должное – двигатель у Звезды замечательный!
P.S.1- Каким мистическим образом маленькие капли растворителя вдруг попали на крыло, причем и сверху и снизу, надо спросить у Семёна!
» Автор | |
---|---|
Test-tehnik | |
Опыт: | 4720 |
Репутация: | +121/–3 |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Звезда 1:48 Яковлев Як-3. Ностальги...(#17223) - обсуждение
Вся наша жизнь - борьба!
Тем упоительней Победа! +1
Борь, когда буду пилить свой, твоя статья заменит инструкцию.