Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Все выше, и выше, и выше… Нет, не так. Все больше, и больше, и больше… Это ближе к истине. И все это про декаль A-20 Bostons/Havocs in the Russian sky, которая вышла из печати всего несколько недель назад... Честно говоря, когда мне предложили нарисовать декаль на этот самолет, я поначалу был не в большом восторге: в первую очередь я подумал о размерах аппарата и сколько предстоит над ним работать. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Процесс затянул, и под конец я уже не думал о размерах, а хотелось сделать еще и еще. Хорошо еще, что Олег Дегтяр дал карт-бланш и не ограничивал в количестве вариантов.
Что касается размеров самолета, то я сразу отметил тенденцию: каждая новая машина, над которой мне предстояла работать, по размеру была больше предыдущей. Hurricane больше ЛаГГ-3, а Boston больше «Харрикейна». Как говорит поговорка, два раза – случайность, три – уже закономерность. Сейчас я рисую декаль на B-25 Mitchell, который только подтверждает эту тенденцию. Следом, видимо, мне придется рисовать или В-17, или В-29. Хотя, вроде бы, по «ленд-лизу» они в СССР не поставлялись?
Что касается работы, то ее действительно оказалось намного больше, чем над ЛаГГ-3 и Hurricane IIb. Во-первых, аппарат действительно немаленький и элементов для отрисовки в нем больше, чем в предыдущих двух аппаратах вместе взятых. Во-вторых, советские доработки сделали каждый вариант непохожим на другой, потому такой стабильности в матчасти, как в работе над британцем, не было. В-третьих, энтузиазм Александра Ручковского хватило на полтора декальных листа, а это 18 вариантов! Лишь тот факт, что нужно было сдавать макет в печать, не позволил нам продолжить рисовать дальше.
Как и в предыдущие два раза, весь процесс разработки декали я выкладывал на наш форум. Помощь коллег и на этот раз оказалась полезной, а в отдельных случаях и бесценной. Особенно хочу отметить участие Александра Ежова (Yez), который подкинул ценное фото «Богатыря», и Владимира Силантьева (Othal), который прислал фото борта с Гитлером, где виден номер на киле.
А несменный консультант Александр Ручковский, держа руку на пульсе, помогал и словом, и делом, за что ему отдельное спасибо.
Представленные в декали варианты
Хочу обратить внимание моделистов на отдельные моменты, если он выберет конкретный вариант декали.
1а. А-20В 244 бад 17ВА, 1944 г. Перевооружен пулеметами УБ в турели УТК-1 и люковой установке
Штатный пулемет Colt-Browning 0.3 заменен на шарообразную турель с пулеметом Березина УТК-1. Снизу в люковой установке установлен еще один пулемет Березина, название которого часто сокращают просто УБ (универсальный Березина).
Башня имеет закрас советским зеленым. На носу с обоих бортов виден советский закрас американского б/н. Кроме того, возле б/н 1 на киле просматривается закрас более раннего написания «единицы». Под бортовой звездой закрас американского ОЗ.
Серийник частично закрыт звездой, поэтому номер предположительный.
1б. Тот же самолет, Болгария, осень 1944 г.
Вот именно фото этого борта и нашел Александр Ежов (Yez) на одном из болгарских форумов. После небольших исследований Александр Ручковский пришел к выводу, что это предыдущий борт с дополнительной надписью «Богатырь».
Фото оказалось очень плохого качества, поэтому более подробно графику рассмотреть не удалось. Было предположение, что под надписью «Богатырь» мог быть еще и рисунок с изображением гор и морских волн, но никакие манипуляции в PhotoShop не позволили рассмотреть подробностей. Поэтому было принято решение не углубляться в предположения и фантазии, а нарисовать только то, что видно. Если удастся найти более детальное фото этого борта, где можно будет рассмотреть подробности, то будет лишний повод выпустить приложение к декали.
2. А-20В 367 бап 132 бад, экипаж С.П.Дейнеко, декабрь 1943 г.
В задней части фюзеляжа и на киле видны обширные закрасы советским зеленым. Советский закрас и возле верхней стрелковой точки. Мотогондолы снизу закрашены черным. Коки винта черные.
3. A-20G-1 27 гап ночных блокировщиков, 4 гад дд, 1944 г. В бомболюке установлена батарея АКАБ.
Вариант для любителей экзотики. Правда, не припомню, чтобы кто-то выпускал модель этого варианта, потому придется поработать рашпилем, чтобы использовать этот вариант декали.
4. А-20В предп. 244 бад 17ВА, Болгария, сентябрь 1944 г. Перевооружен пулеметами УБ в турели УТК-1 и люковой установке
Вооружение изменено аналогично первому варианту.
Из того, на что стоит обратить внимание. Перед килем белая полоса на фюзеляже. Коки оливковые. Порты носовых пулеметов имеют красную обводку. Над накладкой носового пулемета имеется номер. Фото правого борта отсутствует, потому не ясно, дублируется ли он и там. Но на всякий случай дали номер в двух экземплярах. Графика с надписью скорее всего была только на левом борту, потому справа только б/н.
5. А-20В 8 гбап 221 бад, 1944-45 гг. Перевооружен пулеметами УБ в турели УТК-1 и люковой установке
Перевооружен по аналогии с первым вариантом. На носу просматривается обширный закрас советским зеленым и черным. Кстати, фото этого борта, где виден б/н 20, подкинул Владимир Силантьев, что, собственно, и позволило восстановить б/н. Серийник, к сожалению, так и остался неизвестным. Белый закрас на киле также нарисован по этому фото. А значок «Гвардии» добавили по аналогии с бортами этого подразделения. Впрочем, если у моделиста есть какие-то сомнения на этот счет, то воля его.
6. А-20В предп. 8 гбап на испытаниях в НИИ ВВС, лето 1943 г. Турель УТК-1 с пулеметом Браунинг 0.5 и пулемет УБ в люковой установке
Установлена стрелковая турель УТК-1 со штатным американским пулеметом Браунинг 0.5. В люковой установке снизу пулемет Березина. Заметен советский закрас не только на турели, но и на фюзеляже перед и под ней. Звезды с черной окантовкой. б/н 29 под хвостовой звездой. Коки окрашены оливковым.
7. A-20B 454 бап 334 бад, Воронежский фронт, зима 1943 г.
Зимний вариант. К сожалению, программы векторной графики не позволяют адекватно передать неравномерность нанесения белил на фюзеляж. Насколько мог, постарался передать потертости краски в месте касания и вокруг звезд, серийника и б/н «римская 2». Звезды без окантовки. Коки винта черные.
8. Б-3 (DB-7C) 15 ОРАП ВВС КБФ, экипаж С.С.Усачева, август 1943 г. Перевооружен пулеметом УБ в турели УТК-1. Камера АФА-33 с высокой вероятностью установлена в бомболюке.
Сверху стандартный британский двухцветный зелено-коричневый камуфляж, низ небесно-голубой. На киле и фюзеляже закрасы британских кокард. Снизу крыла помимо закраса британских ОЗ советским голубым имеется также прямоугольные закрасы надписи US ARMY. На верхушке киля еще один небольшой закрас советским зеленым.
Установлена турель УТК-1 с пулеметом Березина. Турель не окрашена. Звезды с черной окантовкой.
9. Б-3 (A-20C) неизвестного полка, южное направление, лето 1942 г.
Закрасы советским зеленым британских кокард на киле и фюзеляже. Кроме того имеется советский закрас предыдущего написания б/н 5. Края закраса немного более размытые, чем мне удалось это изобразить.
10. Б-3 (Boston III) неизвестного полка, Сталинградское направление, сентябрь 1942 г.
Закрасы советским зеленым британских кокард на киле и фюзеляже. Стоит учесть, что на правом борту и закрас, и звезда протерты до британского ОЗ. Ограничение на количество использованных цветов при печати декали, к сожалению, не позволили напечатать кокарду с потертым закрасом и звездой. Более того, то же самое ограничение не позволило напечатать даже просто британские кокарды. Утешает одно, что найти стандартные британские кокарды не так уж и сложно.
11. A-20G зав.серий G-5...G-15, 1 гмтап ВВС КБФ, экипаж П.Ф.Стрелецкого, 1944 г. Подарен американским актером Редом Скелтоном. Перевооружен пулеметами УБ в турели УТК-1 и люковой установке
Установлена турель УТК-1 с пулеметом Березина и УБ в люковой установке. Турель имеет закрас советским зеленым.
12. A-20G зав.серий G-5...G-15, 1 гмтап ВВС КБФ, 1943-44 г. Перевооружен пулеметами УБ в турели УТК-1 и люковой установке
Перевооружен по аналогии с вариантом 11. Кроме того, в носу окна прорезана по иной схеме. Из-за этого помимо закраса на турели имеется закрас советским зеленым всей носовой части. Серийный номер не известен.
13. A-20G-20 260 бап 244 бад, 1944-45 гг.
Закрас американского ОЗ «с ушами». Ордена дали отдельно для удобства позиционирования между собой и относительно стрелы. Поскольку фото правого борта отсутствует, то не известно, была ли молния с орденами на нем. Но на всякий случай дали их в двойном экземпляре.
На фото видна только нижняя часть цифры на киле, потому б/н 9 предположительно. Возможно, это либо 3 или 5.
14. A-20G-30-DO (в инструкции ошибочно указано A-20G-25) 51 мтап ВВС КБФ, Польша, 1945 г.
Заметен обширный закрас советским зеленым на хвостовой части фюзеляжа и киле. Кроме того, имеется белая пилотка на киле. Изменения коснулись передней части фюзеляжа, потому имеется закрас всей носовой части.
15. A-20G-25, 1 гмтап ВВС КБФ, экипаж А.М.Гагиева, 1943-44 г. Торпедный мост только по правому борту.
Также имеется закрас в носовой части фюзеляжа. Отметки о потопленных кораблях только слева.
16. A-20G-15 одного из полков ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, Тула, 1944 г. Перевооружен пулеметом УБ в турели УТК-1. Штурманская кабина оборудована в отсеке позади пилота.
Очень экзотичный вариант. Красная пилотка на киле, кремлевская звезда и крылышки ВВС. Еще и «ушастый» закрас американского ОЗ.
Александр предложил его нарисовать, когда декаль уже была полностью готова, а потому пришлось бы снова все перетусовывать… Но не мог я отказаться от такого варианта, потому нарисовал и даже впихнуть удалось.
17. Бортовая живопись на самолетах A-20G 57 бап 221 бад, Белоруссия, 1944 год.
К сожалению, кроме фото самой графики, ничего другого не известно, ни серийные номера, ни б/н… Но уж очень хотелось нарисовать, потому и нарисовал.
Первоначально была идея нарисовать оба рисунка на одном самолете. С одной стороны, Александр предположил, что графика в задней части фюзеляжа была редкостью. И, возможно, это было сделано вынуждено из-за того, что носовая часть была занята другой графикой. Еще обратили внимание, что переплет фонаря и турель УТК-1 не окрашены. Впрочем, стиль нарисованных бомб говорили о том, что их рисовали разные люди. Кроме того, против этой идеи выступили участники форума. А мнению коллег мы привыкли доверять, потому изображение самолета разделили на две части и в инструкции подчеркнули, что это графика с двух разных самолетов.
Отдельно хочу сказать, что на фото «Мщу за друга Муратова» головы советских бойцов закрывают нижнюю часть рисунка дерущихся орлов. Особенно сложно было угадать контуры черного орла. Потому эту часть я подсмотрел на фото другого самолета «За Илью Кондратюка». Изображения настолько похожи, что возникло подозрение, что их рисовал один и тот же человек. Потому допустили, что такое замещение возможно.
Поскольку МРМ в своем наборе не дает технички, а декаль Talli Ho имеет некоторые неточности в техничке, мы постарались исправить эту оплошность и дали максимально возможную техничку. Из крупных элементов стоит отметить красную окантовку для хождения по крылу и резиновую накладку на левом крыле. Окантовку я специально подгонял по фотографии крыла модели МРМ.
Что касается резиновой накладки, то, судя по имеющейся технической информации, на правом крыле ее не было (Talli Ho дают накладки на оба крыла). Стоить также заметить, что эта накладка могла быть на всю длину красной окантовки, могла быть короче, а бывали случаи, когда она вообще отсутствовала. Поэтому мы дали вариант на всю длину окантовки, а моделист сам может выбрать, какой вариант ему больше подходит.
Как и в случае с Hurricane IIb, постарался подобрать шрифт, максимально похожий на оригинал. Если в случае с «Харрикейн», шрифт был с засечками, то для «Бостона» я подобрал трафаретный шрифт.
О недостатках
Недостатки неизбежны, и об этом нужно говорить открыто. Во-первых, как я уже говорил, имеется технологическое ограничение на количество используемых цветов. По этой причине пришлось пойти на некоторое унифицирование цветов. В частности надпись «За победу» и солнце под орлом должны были быть темно-красными. Но пришлось сделать их алым, чтобы убрать дополнительный красный цвет. Китель Гитлера тоже пришлось рисовать не теми цветами, которыми планировалось изначально. Многие элементы имеют разные оттенки серого цвета (бомбы, орлы). Но в итоге осталось только три оттенка, а остальные были сведены к ним. Как я уже говорил раньше, по этой же причине отказались от британских кокард…
Во-вторых, некоторые серийные номера так и остались неизвестными. Чтобы частично восполнить этот пробел, мы дали два ряда цифр от 0 до 9. Но было бы логичнее, как предлагали на форуме некоторые, дать четыре набора, т.к. в серийнике может быть несколько одинаковых цифр. Но недостаток свободного места не позволило нам сделать это. Частично эту проблему можно решить, использовав отдельные цифры из других напечатанных серийников.
Кроме того, ранние серийные номера были пятизначными, а поздние – шестизначными. При этом длина серийника не изменилась. Соответственно, ранние цифры серийника несколько шире поздних. По той же самой причине – нехватка под это места – нам пришлось дать только поздний формат цифр. Потому, если потребуется ранний пятизначный серийник, то его придется набирать из уже имеющихся. Надеюсь, что ничего катастрофичного, и никто меня за это не будет бить ногами.
В третьих, в декали изображены только те модификации самолета, которые летали в небе СССР. При этом они зачастую имели заметные переделки, в частности вместо штатной верхней стрелковой точки имели турель УТК-1, а также пулемет Березина в люковой установке. Кроме того, некоторые варианты имели иное остекленение носовой части. И всего несколько вариантов декали подходят к стандартным, не переделанным модификациям «Бостона». В тоже время большая часть производителей делает именно стандартные американские и британские модификации. Как мне известно, лишь МРМ имеет набор A-20G «Советский торпедоносец», при этом модели МРМ из разряда не очень дешевых. Поэтому любителям ленд-лизовской техники, прежде чем нанести нашу декаль на модель потребуется поработать рашпилем, чтобы сделать соответствующую модификацию. Есть надежда, что в скором времени эта ситуация изменится, но пока рано об этом говорить.
Аналогичная ситуация и с моделью в 1/48 масштабе. А ведь макет декали в этом масштабе у меня уже готов.
Все-таки надеюсь, что эти моменты не остановят настоящих моделистов в стремлении поставить на полку именно ленд-лизовский «Бостон». А руки и голова у нас как раз для того, «чтоб сказку сделать былью»!
Павлыгин Александр (foxbot).
Anonymous в 26.11.2014 - 12:02 Adimka
точно? и торпедный прицел? номера деталей не подскажете? да и колпак турели там в одном экземпляре. Дорогой конверс набор получится. |
alex79 в 28.01.2015 - 17:54 NestorВот сейчас сижу и смотрю на свои "аэмтешно-эртеэловские" модели "которых /как будто/ нет":
на "италовский"... на "рэвельный".... ээЭх.. Sad без "фикалек" грустно.. Sad Это не грустно...-это досада!!!. :cry: Даёшь 48 :mrgreen: Desdi-Точно. :mrgreen: И два таких литника, китайцы, к сожалению, не кладут в набор Ил-4 :mrgreen: |
Adimka в 28.01.2015 - 19:38 Adimka точно? и торпедный прицел? номера деталей не подскажете? да и колпак турели там в одном экземпляре. Дорогой конверс набор получится.
Однозначно! Про турель KSL писал на предыдущей странице. Торпедный прицел сверхсложная деталь. На Ил-4 повесить разом все торпеды/мины/бомбы из набора, тогда на Бостон ничего не останется. |
Anonymous в 29.01.2015 - 11:54 Про турель KSL писал на предыдущей странице
Ничего конкретного там не написано, это раз. Даже если речь идет о том, чтобы запустить набор в продажу , то не ясно в каком виде он будет. Это два. И собирать Ил-4 в варианте бомбера лишь на бостон что-то осталось , вопреки желанию сделать торпедоносца я не собираюсь. Я бы и того, и другого сделал торпедоносцем, и как быть, следуя вашим "рекомендациям" ? Это три. Таким образом, построить из двух наборов (Ил-4 и А-20) два торпедоносца - нереально без доп. деталей. И да, Ту-2 я тоже хотел бы "Т", хотя казалось бы, там две торпеды. Опять непопаданс. |
Romanych в 29.01.2015 - 15:32 я тоже однозначно буду собирать все ТРИ модели (Ил-4, Бостон А-20, Ту-2) в варианте "торпедоносца".
Поэтому,буду рад увидеть большой набор допников и конверсий от Сергея KSL и ОЧЕНЬ хочу увидеть декаль на советские варианты на Бостон |
заика в 01.09.2015 - 01:07 К слову, о машине Стрелецкого (We Doo'd it) - много лет назад "Стенд" публиковал письмо П.А.Сквирского, который вот что вспоминал про эту
машину: "...с Петром Стрелецким служил в 1-м гвардейском авиаполку. Видел и "Бостон", подаренный нам Рэдом Скэлтоном. Для тех, кто заинтересован в оформлении, хотел бы несколько детализировать фотографию, опубликованную в "Стенде". Так, например, надпись на английском языке "Мы сделаем!" была не только на фюзеляже под кабиной пилота, как показано на фотографии, но и имелась под килем. Надпись была сделана белым цветом. Там же, на киле, были нарисованы большого размера гвардейский знак и орден Боевого Красного Знамени (знак слева, орден – справа). Номер "Бостона" в полку был "единица", также белого цвета. У кабины пилота, с левой стороны – силуэты 7 (на то время) потопленных транспортов гитлеровцев." Как вам это нравится? А дед был прав - у этой машины была сдублирована надпись под левым стабилизатором, бортовой номер нарисован другим шрифтом, серию к концу недели скажу... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В наборе Xuntong'a Ил-4 1/48 есть всё необходимое для Бостона - советского торпедо/мино/бомбоносца !!!