Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Наверное, никто не будет спорить, что Fokker D-XXI - один из интереснейших самолетов Второй Мировой войны, несмотря на то, что создан был в далеко не самой «авиационной» державе и далеко не по самым передовым технологиям того времени. Самолет повоевал и знаком, практически, всем любителям авиации. Но один из парадоксов модельного рынка состоит в том, что большинство модельных фирм тратят немалые силы и ресурсы, чтобы заиметь в своей производственной линейке очередной - «обязательный» - клон «Мессера» или Спитфайра, в то время, как множество других интересных самолетов проходит мимо внимания крупных производителей. Так уж вышло, что все существующие модели Фоккера D-XXI в 48-м масштабе обязаны своим происхождением одной и той же, увы, безвременно покинувшей нас, фирме – Сlassic Airframes.
Fokker D-XXI с каталожным номером 94-401 Сlassic Airframes выпустила в далеком 1995 году по технологии Limited Run и это была первая модель новой фирмы. Несмотря на то, что модель предлагала голландский и датский варианты Фоккера, я надеялся, что из него можно будет получить один из первых финских Fokker D-XXI и несколько лет назад приобрел его, по случаю. К своему стыду должен признаться, что до сборки этой модели руки у меня так и не дошли, и, возможно, уже и не дойдут.
Со временем, первый Fokker D-XXI от Classic Airframes стал раритетом, однако никто другой освободившуюся нишу занять не поспешил. В тоже время, развитие околомодельных технологий ушло далеко вперед, что и предопределило появление абсолютно новой модели от Classic Airframes и, вслед за ней, практически на тех же отливках - Special Hobby. Известно, что Classic Airframes сама ничего не производила, большую часть содержимого коробок делали в Чехии: отливки – МРМ/Special Hobby, фотоэтчед – Eduard, смолу – CMK или Aires, разве что декаль в последнее время печатал итальянский Cartograf. Уж не знаю, как Classic Airframes и Special Hobby между собой делили затраты на изготовление форм на D-XXI и «сферу влияния», но первая выпустила два новых «западноевропейских» Фоккера – голландский и датский, а вторая – два финских, соответсвенно 3-й и 4-й производственных серий. Именно они и привлекли мое внимание. Цены Special Hobby нельзя назвать низкими, поэтому, когда на Ebay мне попался такой Фоккер из вторых рук, подешевле и с дополнительным бонусом, я долго не думал. Зато теперь, могу наглядно сравнить, как далеко ушел прогресс в классе «Limited Run» за последние лет 15.
Начну сравнительный обзор, как и полагается, с ветерана – старой модели Classic Airframes 94-401, небольшая коробка которого изображена на заглавной фотографии.
Сама модель, традиционно для ранних моделей Classic Airframes, состоит всего из двух небольших литников с абсолютным минимумом полистирольных деталей. Общее впечатление довольно неприятное - облой на ВСЕХ деталях, пластик блестящий, какой-то шероховатый, смотрится и ощущается мерзко, также паршиво и фотографируется. Картину дополняет, порядком, замыленная расшивка. В общем, ранний «Limited Run» в его не самом лучшем проявлении.
Еще больше огорчений доставляет вакуумформованный фонарь. Мало того, что он не может похвастаться малой толщиной и сколько-нибудь приличной прозрачностью, так он еще и, безумно, желтый. Трудно сказать почему так – возможно, он пожелтел от времени или неправильно подобранного материала, в общем, это загадка для меня. Кроме всего прочего, фонарь только один, хотя хорошим тоном считается вкладывание двух «давленых» фонарей.
Надо сказать, что основную роль по превращению «дров» в модель, Classic Airframes возложила на большой комплект фотоэтчеда, который представляет собой типичного представителя технологии и идеологии раннего Eduard. Две платы темной меди дополняет фотопленка с двумя приборными досками (для датского и голландского варианта соответственно). Само же травление предполагает практически все – и интерьер и экстерьер самолета. Откровенно, я не большой фанат травленки и без благоговения воспринимаю силовой набор фюзеляжа из плоских «трубок». Не вызывает восторг складывание «коробок» из разверток и плоские наружные детали. С другой стороны приборная доска, кресло, ремни и прочие мелкие детали из набора фотоэтчеда - очень даже кстати. Более того, есть возможность сделать опущенные закрылки, конечно для этого надо самостоятельно выпилить под них место в крыле. Дается и травленая деталь, чтобы закрыть открывшуюся дыру в фюзеляж. Забегая вперед скажу, что фотоэтчед – это единственное, в чем старый Фоккер превосходит новый.
Есть в комплекте литье из белого металла и смолы, а также четыре отрезка игл для имитации пулеметных стволов, но за исключением «дутика», трубок и ручки управления, все остальные дополнения предназначены, исключительно, для датского Фоккера – на капот наклеевается 9 обтекателей головок цилиндров, еще две смоляные детали – это выступающие АНО на концах крыльев. Металлические стволы пушек датского D-XXI, конечно, требуют удаления облоя и рассверливания, но смотрятся, довольно, фактурно.
Инструкция не является шедевром полиграфии, но, довольно, подробно освещает непростой процесс сборки, насыщенной травлением модели, попутно четко указывая различия в сборке голландской и датской версии.
Имеется и цветная вкладка с вариантами окраски
Как все ранние модели Classic Airframes, старый Фоккер укомплектован декалью чешской фирмы Propagteam, на вид, достаточно, приемлемого качества.
Ну теперь перейдем к сладкому – кучке новых Фоккеров. Как я уже упоминал, все эти четыре модели базируются на одних отливках и имеют похожую комплектацию (смола и травление). Разумеется, имеются отличия, обусловленные конкретными модификациями, декалями и оформлением. Понятно, что всех четырех моделей у меня нет, поэтому, в основном, буду обозревать финский Fokker D-XXI 3. sarja with Mercury engine (Special Hobby SH 48078) – тот что в синей коробке и с обычным колесным шасси.
Итак, отливки – четыре рамки полистирольных деталей отличного качества. Шикарный матовый пластик, четкая расшивка, накладные панели, местами клепка. Силовой набор фюзеляжа собирается из пластиковых ферм – куда достоверней, чем их имитация фототравлением.
Деталировка пластиковых частей, в сравнение со старичком от Classic Airframes – просто день и ночь. (на фотографиях старый Classic Airframes – более светлый пластик, чем Special Hobby).
Единственное - колеса старой модели, несмотря на богатый облой, смотрятся поинтересней, чем у нового Фоккера, благодаря хорошей проработке дисков и какому-никакому протектору.
У нового Фоккера фонарь отлит из полистирола хорошой прозрачности. Самолеты, так называемой, финской «3-й серии» в гаргроте имели окно для обзора задней полусферы, которое дано отдельной деталью. При сравнении фонарей кабин старой и новой модели - я молчу : иногда лучше смотреть, чем говорить.
В отличие от старой модели, где двигатель был отлит в пластике с ужасным качеством, в новую вложен смоляной мотор. Не «Вектор», конечно, но после стандартной доработки, вполне, удовлетворит среднего моделиста, не планирующего вскрывать моторный отсек.
А вот комплектное фототравление новой модели подкачало – куцая платка, 40 процентов которой занимают ремни, остальное - разная мелочевка. Речи о приборке и закрылках, здесь, конечно, нету.
Инструкция у Special Hobby также, довольно, спартанская, без излишеств.
Декаль, относительно, небольшого размера и отпечатанна фирмой Aviprint на голубой бумаге. В наличии, три комплекта серийных номеров, два тактических номера, пара эмблем и 6 финских опознавательных знаков, которые, отдавая дань маразматическим евросоюзовским правилам о запрете свастики, сделаны наборными . Во избежание потенциальных проблем, чешские товарищи считают, что в этом вопросе «лучше перебрать, чем недобрать». Что, действительно, странно – на коробке модели свастика, вполне себе, присутсвует.
Цветные схемы окраски очень хороши – на каждый вариант отведена страница, даны четыре вида самолета, подробные пояснения на чешском и английском. Я не сличал их с фотографиями, например, точности отображения прототипов, но дано, довольно, подробное описание самолета – кто летал, на каком аэродроме базировался, когда и какие изменения в окраску вносились, сколько побед у пилота или самолета. Наличие трех серийников (FR-97, FR-98 FR-100), эмблем и схем позволяет собрать 3 конкретных самолета и, в общей сложности, 6 вариантов их окраски - два на лыжах времен «Зимней войны» (FR-97 на котором, по утверждениям финнов лт. Сарванто в бою 6 января 1940 сбил сразу 6 ДБ-3, а также FR-98 - будущего аса - сержанта Ниссинена), остальные четыре варианта – уже времен Второй Мировой с желтыми элементами быстрого распознавания, по типу Люфтваффе. Один из них - колесный FR-100, а три других - все тот же FR-98 в двух камуфляжах, один из которых можно, также, собрать в лыжном варианте.
После сравнения имеющихся у меня моделей, видимо имеет смысл, хотя бы бегло, коснуться остальных «новых» Фоккеров в исполнении Classic Airframes и Special Hobby. Но перед этим, очень коротко, коснусь истории наиболее интересных мне финских Fokker D-XXI, точнее их основных отличий между собой.
Первая партия из 7 полученных финнами машин, так называемой, «1-й серии» была построена в Голландии, доставлена в ноябре 1937 года, оснащена 9-ти цилиндровыми моторами Bristol Mercury VII мощностью 840 л.с. Истребители получили обозначения FR-76 - FR-82 и не имели заднего окна в гаргроте. Вооружены двумя фюзеляжными и двумя крыльевыми пулеметами 7.9 FN Browning. В целом, самолеты 1-й серии были близки к голландским, но имели ряд мелких отличий. FR-76 был, вообще, вторым построенным самолетом данного типа, использовался в Голландии для испытаний, потом приведен в стандартный вид и продан. У финнов он также побывал в роли «кошки» - вооружался двумя 20-мм пушками Эрликон, но уже в ходе «Зимней войны» такое вооружение было сочтено неудачным и его перевооружили обратно пулеметами. Фотографий этих самолетов не очень много из-за малой серии и сложной судьбы – один (FR-79) разбился еще до Зимней войны, пять штук пало ее жертвами, причем один из них, как раз FR-76, крепко потрепанный «ишаками» в последние дни войны, был захвачен нашими войсками, после вынужденной посадки и выставлен в Ленинграде. Последний, седьмой (FR-82), пропал без вести уже в июле 1941-го. Судя по фото, 1-я серия голландской постройки оснащалась прицелами Revi, исключение составлял все тот же «экспериментальный» FR-76 – он засветился с обоими видами прицелов, в пушечном варианте он имел прицел-трубку Goertz, а в пулеметном - Revi, таким он, похоже, и попал в плен.
2-ю серию из 14 истребителей строили по ограниченной лицензии в Финляндии. В отличии от первой серии, эти самолеты получили лицензионные движки, сделанные в Финляндии, а главным конструктивным отличием стало наличие «заднего окна» в гаргроте. 2-я серия была построена между ноябрем 1938 и мартом 1939 и получила номера FR-83 – FR-96. При постройке они получили прицелы Goertz. Из этой серии, по крайней мере три машины (FR-83, -92, -95), пережили войну и где-то во второй ее половине получили прицелы Revi, по крайней мере, есть фотографии FR-83 и FR-95 без «трубки» Goertz.
Финны купили неограниченную лицензию на выпуск Фоккеров и построили 21 истребитель 3-й серии (FR-97 – FR117), аналогичный 2-й серии, но с использованием двигателя Bristol Mercury VIII мощностью 830 л.с. Надо заметить, что все Фоккеры с двигателями Mercury, имели пропеллеры Ratier. А вот вопрос с прицелами 3-й серии самый сложный. Борта FR-97 – FR-100 имели «трубки» Goertz и именно такую модель дает Special Hobby в наборе SH-48078. Фоккеры FR-101 и FR-102 «прожили» совсем недолго – «102-й» завалили наши в «Зимней войне», а «101-й» погиб в столкновении с «93-м» вскоре после нее, поэтому их фото я не видел и насчет прицелов не знаю. А вот начиная с FR-103 шли прицелы Revi-3, исключение составляет FR-109, который засветился и с «трубкой» и с Revi. По аналогии со «счастливчиками-долгожителями» 2-й серии, во второй половине войны уцелевший FR-100 тоже получил более современный прицел.
4-я серия финских Фоккеров D-XXI, весьма, значительно отличалась от предыдущих. Это было связано с тем, что производство современных двигателей в Финляндии было весьма небольшим и трудоемким, лицензионные Mercury были необходимы для оснащения главной ударной силы ВВС - бомбардировщиков Bristol Blenheim. Хотя финны договорились с поляками о поставках лицензионных PZL Mercury VIII, крах Польши сделал этот источник ненадежным. К сожалению, мои познания во французком, голландском и финском языках слишком слабы, чтобы точно утверждать, но, похоже, что немцы «выполнили» этот контракт вместо поляков и позже еще дополнительно произвели 55 таких моторов по заказу финнов. Тем не менее для новой 4-й серии финны нашли альтернативную силовую установку, а PZL Mercury достались Бленхеймам и существующему парку Фоккеров.
В дружественной «нейтральной» Швеции финнам удалось приобрести партию двухрядных 14-цилиндровых Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior SB4-C/G, и новую, 4-ю серию Фоккеров, специально, модернизировали под установку этих двигателей. Двухрядный Twin Wasp Junior имел ощутимо меньший диаметр, чем Mercury, поэтому самолет получил новый капот. Еще одним очень заметным внешним отличием 4-й серии стало новое остекление кабины – полностью застекленный гаргрот. Кроме того, все 4 пулемета были установлены в крыльях. Всего построили 50 таких самолетов с номерами FR-118 - FR-167, все, кроме одного, были получены перед тем как финны ввязались в войну с СССР на стороне немцев. Второй финский Фоккер от Special Hobby (SH-48073) копирует эту серию.
В мае-июне 1944 для возмещения потерь финны из запчастей произвели 5 самолетов 5-й серии (FR-171 – FR175), эти самолеты внешне отличались от 4-й серии тем, что последнюю плексигласовую панель гаргрота опять заменили на непрозрачную. Всего ВВС Финляндии в общем итоге получили 97 истребителей Fokker D-XXI, часть из которых, (по крайней мере FR-92, -110, -129, -150) были переделаны в фоторазведчики.
Самолеты с Twin Wasp Junior получили пропеллеры Hamilton Standard и рефлекторные прицелы Revi 3C и D. Для тренировочых целей финны использовали менее дефицитные деревянные винты местного производства.
Вообще, надо сказать, что моделирование финских Фоккеров желательно вести с четкой оглядкой на фото конкретной машины конкретного периода – часто имело место отклонение от «нормы», вызванное многочисленными ремонтами самолетов и установкой нетипичных для данной серии элементов. Имея, весьма, хилую авиапромышленность, финны зачастую восстанавливали самолеты, разбитые, буквально, «в хлам». При этом, старые машины 2-й и 3-й серий могли получать крылья и хвостовое оперение, типичное для Фоккеров 4-й серии. На нескольких самолетах опробывалось убираемое шасси, но прибавку в скорости посчитали недостаточной и переделка остальных машин не состоялась. Причем, из трех самолетов, по крайней мере два, получили обратно неубираемое шасси.
Разумеется, полностью другое оформление - декаль и цветная вкладка со схемами окраски. Что удивило – другая плата фототравления, на которой присутсвует приборная доска и фотопленка.
Classic Airframes CA4150 Fokker D-XXI и CA4153 Fokker D-XXI «Danish Air Force and Luftwaffe»
Рамка со стабилизаторами и шасси, рамка с силовым набором фюзеляжа, рамка с фюзеляжем и капотами, а также литник с прозрачными деталями во всех моделях (СА4150, СА4153 и SH48078), абсолютно, одинаковые (исключение, по понятным причинам, составляет рассмотренный выше SH48073 Fokker D.XXI 4. Sarja с другим фюзеляжем). Заднее окно, которого не должно быть на голландском и датском фоккерах, устанавливается и закрашивается.
Обе модели Classic Airframes имеют одинаковый литник с крыльями, но он отличается от крыла SH48078 Fokker D.XXI 3. Sarja. На литник добавлено несколько деталей, характерных для голландской машины, включая руль, отличается и расшивка самого крыла. Из недостатков этого крыла можно указать на то, что между пулеметами у голладца должна быть фара, о которой модель умалчивает.
Впрочем, с датскими Фоккерами дела обстоят тоже, несколько, сложнее и, если совсем грубо – датские машины, в отличии от голландских, не имели крыльевых пулеметов, поэтому соответсвующие лючки доступа к пулеметам и отверстия для выброса гильз необходимо удалить известными народными способами. Что касается подвесных пушек «Мадсен», то, как выясняется, их нес только изображенный на коробке борт J-42, причем короткое время. Насколько я понимаю, пушки есть в комплекте на отдельном литничке, но его изображения я не нашел. Реально, в Дании было два самолета (J-41 и J-42) построенных в Голландии с двигателем Bristol Mercury VI-S, и еще 10 отличающихся от них лицензионных (J-43 - J-52) с Mercury VIII. Самолеты в обозначении Люфтваффе – экс-голландские, но этот вариант, вопреки логике, «засунут» в коробку с датским Фоккером.
Обе деки имеют «клеймо» итальянского Cartograf, что аналогично знаку качества.
Голандский CA4150 предлагает следующие варианты окраски:
Сравнение фотоэтчеда Special Hobby 48078 и Classic Airframes показывает их явную похожесть, в целом, и отличия в мелочах. В частности плата от «Классиков» содержит оба вида прицелов для голландцев и датчан.
Мой Фоккер от Special Hobby пришел от чеха, явно связанного с фирмой Eduard и, благодаря этому, имел бонусный пакетик с фототравлением, изготовленным этой фирмой по какому-то финскому спецзаказу в 2010 году, специально, для модели с двигателем Mercury. Конечно, главный бонус тут - цветная приборная доска, которой так не хватало в комплекте. Впрочем, сиденье пилота, цветные ремни к нему и прочая мелочевка в кабине тоже, весьма кстати. Инструкция - вполне типичная для фирмы Eduard. Но вот где достать подобное чудо – понятия не имею.
Итак, подводя итоги этого сравнительного обзора. Касательно первого, раритетного кита 94-401 от Classic Airframes – даже если Вам где-то попадется эта модель в виде Second Hands – лучше пройти мимо. Конечно, сделать из этого приличную модель можно, но она сильно морально устарела и рекомендовать ее можно лишь узкой категории ценителей модельного антиквариата или лицам с модельно-мазохистскими наклонностями. Наличие, в данный момент (середина 2010 года), шикарного выбора из четырех Fokker D-XXI новой формации позволяет выбрать себе, практически, любой нужный Фоккер и, в гораздо лучшем качестве. Другое дело, что безвременная кончина Classic Airframes, вскоре, может сделать раритетами «голландца», а также «датчанина/немца», и для ценителя именно этих модификаций, имеет смысл не откладывая купить их на Spruebrothers – пока там распродается наследие Classic Airframes по смешным ценам (надеюсь это будет сочтено не скрытой рекламой – а полезной информацией). Хочется верить, что с доступностью обоих финских Fokker D-XXI от Special Hobby, в ближайшие пару лет проблем не будет. Тем не менее, не стоит забывать, что и чешские модели относятся к классу "Limited run" и уже через какое-то время найти их будет не так просто.
Дмитрий Шевчук (dagger)
SilverGhost в 14.06.2010 - 11:58 dagger
Отличная статья! Поздравляю! В таких случаях лучше делать 2 статьи-обзора по каждой на модель с выводами в конце второй статьи. С уважением, Андрей |
Матвей_Глухарь в 14.06.2010 - 12:38 Типичная модель от Special Hobby. На литниках смотрится очень эффектно, но когда приступаешь к сборке, вылезают разнообразные косяки. Скажем, кронштейн в виде колечка, на который ставится кислородный баллон в кабине (деталь D19) приварен совсем не там, где показывают схемы. Ну это так, по мелочи.
Я к тому, что сборку этой модели нужно вести с постоянной оглядкой на фотографии крупным планом. |
Нечаев в 14.06.2010 - 13:54 Типичная модель от Special Hobby.
Ну а чего бы вы хотели от моделей технологии semi-shortrun в медных формах? ))) сборку этой модели нужно вести с постоянной оглядкой на фотографии крупным планом. Как и любой другой: хоть Wingnuts Winngs, хоть "TamyGawa". Не пугайте народ ))) Прекрасная модель, и собирается не хуже (а то и лучше) какого-нибудь "Итала". |
Матвей_Глухарь в 14.06.2010 - 18:27 К данной модели от Special Hobby у меня претензий меньше всего. По сравнению, например, с "Бумерангом" от той же фирмы )) А на вопрос, чего я хотел бы - не только от Special Hobby, но и от MPM, Azur и прочих "чехов" - я мог бы составить список обоснованных пожеланий. Но не буду, чтобы флейм не разводить. К той же "Тамийе" претензий будет меньше на порядок. |
Moreman в 14.06.2010 - 19:30 Тема: Обзор Classic Airframes 1/48 Fokker D-XXI - Фоккера, Вы мои Спасибо! Великолепный сравнительный обзор! |
Нечаев в 15.06.2010 - 04:35 Кстати, а почему:
несмотря на то, что создан был в далеко не самой «авиационной» державе ??? На самом деле, "не самые авиационные" - это Болгария и Румыния, а марка Fokker на ту эпоху - международного значения брэнд, как нынче Airbus, например: более половины лайнеров в Европе и изрядный кусок на рынке США в 20/30-е. И потом, легендарная серия разведчиков C.V/C.X, служившая как бы не в десятке стран ))) Зря голландцев "обидели"! |
dagger в 19.06.2010 - 00:26 dagger
Отличная статья! Поздравляю! В таких случаях лучше делать 2 статьи-обзора по каждой на модель с выводами в конце второй статьи. С уважением, Андрей Извиняюсь за молчание - неделю на даче зависал без Инета. Мне кажется, наоборот - сравнивать надо в одной статье - так наглядней. А по голландцам - ну может и зря я их обидел :oops: , только кроме Фоккера я никого из них и не помню, а в других странах (Германии, Франции, Англии, США, Италии) любой навскидку по 5-7 фирм назовет. |
Redstar_72 в 19.06.2010 - 11:50 А по голландцам - ну может и зря я их обидел Embarassed , только кроме Фоккера я никого из них и не помню
Koolhoven, De Schelde |
Нечаев в 19.06.2010 - 15:37 Это точно - как Фрица Кульховена забыли! После войны немногов тени Тони Фоккера оказался, а когда в Англии работал - все самолеты Armstrong Withworth, включая единственный в мире серийный квадриплан. Да и между войнами - вполне успешная компания была, с неплохими продажами. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Classic Airframes 1/48 Fokker D...(#2962) - обсуждение
Вообще-то я назвал этот обзор "Сравнительный обзор 1/48 Fokker D-XXI от Classic Airframes и Special Hobby", а "Фоккера вы мои, Фоккера" было подзаголовком.
Ощущение, что модераторы не просмотрели толком статью - это действительно сравнительный обзор и мое название точно отражало суть вопроса. Ну против лома нет приема :)