Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

A-model 1/72 Як-9П

Модель Як-9П от A model является, пожалуй, безальтернативной в своём масштабе (в 1/48 эту тему оседлала "Скэл Бюро"). Видно, что модель создавалась "с душой", ну а её косяки обусловлены, главным образом, технологией производства. Делал эту модель с удовольствием.

САМОЛЁТ

Основа конструкции (фюзеляжная сварная ферма с моторамой) практически не изменилась с сороковых годов, а вот остатки дерева, фанеры, полотна (за исключением обтяжки рулей) были окончательно вытеснены дюралем. В конце войны истребительные КБ занялись созданием цельнометаллических истребителей на базе уже выпускаемых серийно. Деревянно-фанерная конструкция увы, недолговечна, хотя, наврное, технологична и дёшева. В войну, когда истребитель, протянувший в строю год, уже считался старожилом, проблемы долговечности не стояло, но война катилась к концу и иметь на вооружении в мирное время самолёты с годностью не более двух лет государственной экономике было уже не по карману. КБ Лавочкина выпустило истребители Ла-9 и Ла-11, которые отличались от "предка" Ла-7 не только "металличностью", но и многими прочими новинками (одно крыло с ламинарным профилем чего стоит). Даже внешне новые "лавочки" значительно отличались от своих фронтовых прародителей.
А вот новый Як навскидку от прародителя Як-9У было не отличить. По сути, в рамках создания цельнометаллических истребителей КБ Яковлва выдало две машины под новый двигатель М-107А - Як-9П и Як-3 М-107. Новый Як-3, увы, отбор госиспытаниями не прошёл и было построено лишь 48 самолётов, которые можно считать испытательной войсковой серией

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Ну а Як-9П был доведён до достаточно крупной серии, стоял на вооружении не только в СССР, но и в ряде других стран и принял участие в Корейской воне. О результатах боёв Як-9П в Корее я, пожалуй, не буду распространяться, поскольку от корейских пилотов, не имевших не только боевого, но порой, и лётного опыта, трудно было ожидать каких-либо результатов в боях с американцами, у которых было немало ветеранов II М.В.

МОДЕЛЬ

При рассмотрении деталей модели убеждаешься, что автор руководствовался известными имеющимися чертежами:

A-model 1/72 Як-9П
Надо сказать, что мастерство автора удивляет: на обшивке не только подробные заклёпочные ряды, но и стыки листов обшивки где надо - встык, где надо - внахлёст. На шинах колёс - надписи с размерами шин. Всем этим стоит восхититься. Увы, немалую часть этих прекрасных вещей поубивали особенности технологии ЛНД. Например, задняя кромка крыла слегка завалена. Стачивание деталей крыла изнутри с целью уменьшить толщину задней кромки в этом случае ничего не даст. заваленность можно устранить лишь стачиванием снаружи. а это значит - прощай расшивка, заклёпки и т.д. Понимаю, что у многих не поднимется рука всё это стачивать, ибо "и так сойдёт", но мне заваленность всегда резала глаз. Сижу,точу всё это и вспоминаю старый анекдот о мышках, которые "...плакали, кололись, но продолжали есть этот проклятый..."
Дошли слухи, что крыло при сборке нужно-бы сдвинуть то-ли на 6 мм, то-ли на 2,8 мм. А действительно, чем руководствоваться, чьими слухами? Перелопачивая интернет и рассматривая множество фоток я, наконец, выделил одну, которой и решил руководствоваться, поскольку у этого фото непобиваемые достоинства: идеальный ракурс, прекрасная дистанция, позволяющая дать изображение без искажений от "правил перспектвы" и достаточная резкость. Совершенно правильная форма ОЗ говорит о том, что соотношение "длина - ширина" тоже не искажено. Это фото трофейного Яка на испытаниях в США:

A-model 1/72 Як-9П
Смасштабировав фото я начал укладывать в него детали фюзеляжа. И увидел, что крыло действительно нужно сдвигать, но лишь на 2 мм. К тому-же обнаружил заметные косяки на чертежах: расстояние между передним контуром зализа центроплана и передним срезом ВЗ в корнях крыла явно неверное:

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Это может подтвердить известное фото трофейного Яка:

A-model 1/72 Як-9П
Отсюда вывод: границу передней части зализа центроплана нужно отодвинуть вперёд да и длину ВЗ нужно слегка увеличить.
Примерка верхней части капота выявила, что эта деталь явно шире своего посадочного места на фюзеляже. Пришлось вклеить распорку в районе выхлопного коллектора и ещё одну в районе козырька фонаря:

A-model 1/72 Як-9П
К счастью, это не привело к чрезмерному увеличению ширины кабины и подгонять борта под фонарь почти не пришлось.
Изменение места установки крыла также потребовало вклеивания вставок для приведения передней части зализа крыла в соответствие с фото, которым я руководствовался. ВЗ в корнях центроплана я подклеил и довёл их форму в соответствии с многочисленными фото.

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Изобразил в нишах шасси имитацию проводки в соответствии с фото из польского музея:

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Наконец, дело дошло до разбирательства с кабиной. Приборная доска на Яках должна быть "загнута" (нижняя часть отогнута в сторону пилота).

A-model 1/72 Як-9П
Прикидки показали, что "родная" доска загнута недостаточно, к тому-же углубления под приборы на доске не совпадают с положением приборов на декали к этой доске. Поэтому решил сделать самодельную доску, которая учитывает все нужные поправки. Далее пришёл черед различной мелочёвки в кабине. Как ни странно, прицел в набор отсутствует и я выточил самодельный прицел ПКИ-1 в соответствии с собственными о нём представлениями. Затем взялся вырезать штурвальчики, что были по бортам. Делал это из пластинок от какой-то смоляной модели.

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
После этого у меня случился большой перерыв, вызванный ухудшением зрения и кончилось это заменой хрусталика на качественный искусственный, цейсовский.
Я продолжил изготовление мелочёвки для оживления кабины

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Наконец, склеил фюзель, установил козырёк фонаря, а вот сам фонарь запорол и выдавил новый из плёнки с расчётом на "открытую кабину".

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Кроме этого обточил бортики выхлопного коллектора.
Взявшись за шасси, я обнаружил, что колёса из набора не соответствуют тем, что были на Яках, попавших в Корею. Такие колёса использовались во время войны на разных истребителях: Як-7, Як-9, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Видимо, они применялись и на Як-9П. Однако, со временем начали использовать колёс другого вида, хотя и того-же размера (650Х200). У новых колёс диски выглядят по-другому и протектор уже продольный а не поперечный. Вот фото обоих вариантов:

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Видимо, переход на такие колёса прошёл "плавно", вот чертёжик, найденный на просторах интернета, на котором видно, что диски колёс ещё прежние, а протектор из поперечного стал продольным.

A-model 1/72 Як-9П
Я решил делать Як в соответствии с "исторической правдой" и как ни жаль было расставаться с качественными родными колёсами, но всё-же изготовил новые привычным для себя "таблеточным" способом, набрав каждое колесо из шести деталек.

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Родных колёс было жаль, но поскольку они подходят ко многим вышеперечисленным типам, то без дела они не останутся.
Собрал стойки шасси со щитками, изобразил на них тормозные шланги и штырьки для совмещения щитков. Сами щитки пришлось обточить, дабы приблизить их толщину к масштабной. В данном вопросе я руководствуюсь правилом: "главное не в том, чтобы толщина была масштабной (сие недостижимо), а в том, чтобы зритель верил, что она масштабная". Когда начал прилаживать стойки к местам их установки, обнаружил, что на "ломающихся" подкосах не хватает целого куска. Эти подкосы одним концом цепляются за стойку, а другим концом крепятся к двойному шарниру, расположенному на лонжероне возле перегородки, отделяющей нишу колеса.

A-model 1/72 Як-9П Увы, подкос из набора просто повисает в воздухе, никаких шарниров на его конце нет и оставшиеся 2 мм его длины не заняты ничем (впрочем это может быть и результатом недостатков технологии ЛНД). Я пробежался по интернету, чтобы посмотреть, как эту проблему решали другие, взявшиеся за А моделовский Як-9П или 9У, но обнаружил, что собранных и выложенных таких моделей в "сети" очень мало. На тех же моделях, что нашёл, оказалось, что упомянутый подкос так и висит в воздухе. Ну, что-ж, изготовил эти детали самостоятельно.

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
На щитках колёсных ниш изобразил тяги на их закрывание:
A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Далее стал разбираться с винтом. Винт из набора вполне качественный и почти не требует корректировок. Я лишь обточил лопасти, приведя их кромки и сечение в соответствие с собственными понятиями. Кроме того проделал ещё одну доделочку. В отличии от прежних винтов, используемых на Яках во время войны, когда форма лопасти, плавно сужаясь, переходит в круглое сечение и "скрывается" в коке, лопасти на Як-9П (возможно, не на всех сериях) имеют иную форму. Они больше похожи на лезвия широкого ножа, насаженного на тонкую круглую ручку. У основания лопасть имеет "уголок" и между этим уголком и коком имеется маленькая, но милая щербинка, которая видна лишь в определённом ракурсе, потому и не на всех фото видна:

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Я решил, что эту прелесть следует изобразить и на модели:

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Хвостовая опора проблем не вызвала, лишь изобразил на створках рёбра жёсткости и приладил тяги на закрытие створок.
Для Як-9П положена мачта антенны, торчащая из задней секции остекления. В наборе такой нет и пришлось изготовить её. Она достаточно высокая и тонкая и чтобы избежать изгибания её при натяге антенны, я выточил её из стальной проволоки.
Похоже, дело идёт к концу. Сбил в кучу всё изготовленное. Дело подошло к малярным работам. Грунтовка и окраска прошли нормально, без сюрпризов ( TAMIYA ).

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
A-model 1/72 Як-9П
После обдекаливания решился на рискованный поступок: на известном, ранее приведённом снимке трофейного Яка хорошо видны ржавые потёки под выхлопным коллектором. Точно такие-же потёки видел на другом снимке, на Яке, выставленном по случаю, видимо, какого-то праздника. Решил, что это характерная черта для Яков, за которыми не особо следили и решил изобразить такие потёки на модели. Добавил немного и прочего обгадинга, стараясь не увлечься (обгадинг - вещь непредсказуемая).

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
И вот, наконец, установил антенну, добавил "солдатики" на консоли, покрыл финишным лаком, убрал маски с остекления.

Получилось так:


A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
Уже после окончания работ обнаружил интересные фото в интернете, где поляки для съёмок фильма "История одного истребителя" (1958 г.) преобразили свои Як-9П в Спитфайры. Почему-то вспомнилась фраза:"голь на выдумки хитра".

A-model 1/72 Як-9П A-model 1/72 Як-9П
В заключении хотелось-бы сказать спасибо автору этой модели. Несмотря на отдельные недостатки, она доставила мне удовольствие.

С уважением, Константин.

P.S. Большое спасибо Константину (potter) за помощь.

 

» Информация о статье
Монтёр в 29.11.2021 - 15:07
Очень хотелось приблизить модель к натуре. Став американским трофеем, модель "не выбилась" из темы групбилда. К тому-же нет гарантии, что потёки появились не при корейских хозяевах. А вот американская окраска - это совершенно другой образ яка. Цвет явно светлее, чем любой корейский на фото, так что думаю, что пиндосы этот як перекрасили полностью. Странно, что на его фото присутствует "техничка". Пытался "привязать" её к какой-либо из имеющихся схем расположения технических надписей, но похоже, амеры наставили что-то своё.
Кстати - изобразить "останки" корейского Яка - это было-бы смело, но вполне по теме.
Монтёр в 01.12.2021 - 15:30
Почти закончил. Предварительный просмотр:
# # # # #

# # # # #

# # # # #
MID в 01.12.2021 - 15:55
Почти закончил. Предварительный просмотр:
# # # # #

Очень хорошо получилось!!!
Аккуратно и масштабно!
Финальные фото надо сделать с другим освещением, эти сильно в жёлтый "ушли".
Монтёр в 02.12.2021 - 13:15
Финальные фото надо сделать с другим освещением, эти сильно в жёлтый "ушли".
Финальную сессию будет делать другой человек, другим аппаратом и скорее всего, с другим освещением.

Добавлено спустя 20 часов 38 минут 37 секунд:

Добавил "солдатики" на крыле, заливные горловины (4 шт.) и накрасил изоляторов на антенне. Снял при дневном свете:

# # #
Похоже, всё...
Монтёр в 04.12.2021 - 14:41
Похоже, сказка подошла к концу. Надеюсь, конец если и не счастливый, то хотя-бы положительный.
Итак, ГОТОВО!

#

# # # # #

# # # # #

# # # # #

# #
#
jetac в 16.12.2021 - 18:55
интересная модель получилась. с учетом потеков на капоте можно было добавить вазеринга и в остальном, особенно снизу.
Монтёр в 17.12.2021 - 00:53
Что интересно, наткнулся на фото Як-9П, выставленного по какому-то поводу (возможно, на авиа празднике) и похоже, в сороковых или в начале пятидесятых и там такие-же потёки от коллектора выхлопов (хотя и меньше), Видимо, просто ржавчину с патрубков размывает дождём.
Делать сильный везеринг опасаюсь: оглянуться не успеешь, как уже переборщил. Пусть уж будет как есть (хотя потёки от ниш я всё-же накрасил).
Котовский в 28.02.2022 - 15:41
Тема: A-model 1/72 Як-9П
+ за модель и за статью.
Алексей_Крюков в 01.03.2022 - 08:32
Вдумчивый подход к постройке, да и итоговый результат очень понравился!
Монтёр в 01.03.2022 - 19:51
Тема: A-model 1/72 Як-9П
Котовский
Алексей Крюков
coda69

СПАСИБО!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy