Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Де Хэвиланд DH.100 «Вампир» (de Havilland DH.100 Vampire) – один из первых реактивных самолетов Королевских ВВС Великобритании и родоначальник целой серии боевых самолетов двухбалочной схемы, созданных компанией де Хевиланд (de Havilland Aircraft Company, Ltd.), увенчавшейся сверхзвуковым «Си Виксеном».
Несмотря на необычную конструкцию, самолет был простым в управлении, надежным и недорогим, поэтому в больших количествах поставлялся на экспорт за пределы Великобритании и производился по лицензии, став также первым реактивным истребителем ВВС многих стран мира. На основе базовых модификаций F.1 и F.3 были созданы варианты истребителя-бомбардировщика FB.3, 5, 6 и 9, двухместного ночного истребителя NF.10 и учебно-тренировочного самолета T.11, а также множество экспортных и опытных модификаций. Учебный вариант T.11 (DH.115) создавался как универсальная машина, позволявшая обучать пилотов не только полетам на новых для того времени реактивных самолетах, но и выполнению широкого круга задач - перехвату, ракетным и бомбовым ударам по наземным целям, полетам вслепую по приборам. Поэтому эта модификация также пользовалась большой популярностью. Количество учебно-тренировочных T.11 составляет не менее четверти от общего числа всех построенных «Вампиров». Об этой модификации и пойдет речь в данном обзоре.
До недавнего времени в масштабе 1/72 модели учебно-тренировочного «Вампира» T.11 были представлены старыми и малоизвестными наборами Aeroclub, Merlin, ID Models (вакушка) и набором из полиуретановой смолы CMR (Czech Masters Resin), которые в общем-то не многие видели (к счастью) даже на картинке. Появление легкодоступной пластиковой модели Airfix в 2012 году, изготовленной по массовой ЛВД технологии, существенно изменило ситуацию. Она получила высокие оценки в ряде англоязычных обзоров, представленных на других ресурсах. Рассмотрим в деталях, что нам предлагает Airfix.
Набор упакован в стандартную для современного Airfix-а коробку из мягкого и довольно тонкого картона, открывающуюся сверху. Размер коробки очень небольшой. В ней находится три литника из серого пластика, упакованные в общий полиэтиленовый пакет, один литник из прозрачного пластика в своем маленьком отдельном пакетике, лист декалей, цветная инструкция, выполненная на одном большом листе, имеющим размер трех листов формата А4, и рекламная листовка Airfix Club.
Литники из непрозрачного полистирола, обозначены, соответственно, литерами:
A
B
C
Пластик со слегка шершавой матовой поверхностью, литье чистое, без облоя. Следы толкателей на собранной модели могут быть видны только в каналах воздухозаборников. Присутствует несколько незначительных утяжин на закрылках, являющихся одними из самых толстых деталей набора. Все задние кромки плоскостей - крыльев и хвостового оперения - выполнены цельными деталями и достаточно тонкие. Расшивка, как и на всех новых моделях Airfix, довольно акцентированная, но в данном случае не слишком широкая.
Фонарь разделен на несколько частей, что позволит сделать его как закрытым, так и открытым. Пластик очень прозрачный и тонкий, элементы с двойной кривизной поверхности почти не дают оптических искажений.
На этом литнике присутствуют литьевые дефекты в виде тонких линий расположенных симметрично на внутренней и внешней поверхности пластика, идущих от края до края детали прямо по остеклению (на фотографиях видимые участки данных линий показаны стрелками).
Судя по всему это так называемый холодный спай, появление которого связано с нарушением технологии литья, когда два идущих навстречу друг другу потока пластика начинают застывать до того, как образуют одно целое. В данном случае, линии оказались не глубокими и поддались шлифовке (я проверил), но наличие таких дефектов на модели, предназначенной для широкого круга потребителей, имеющих разный уровень навыков работы с пластиком, неприемлем для модели, производимой столь крупной компанией, как Hornby (владельца марки Airfix). Данные дефекты присутствуют не в каждом наборе, но встречаются довольно часто. Из имеющихся у меня двух таких литников, взятых из заведомо разных производственных партий, оба повреждены. К сожалению, подобные литьевые дефекты, причем более глубокие, встречаются на прозрачных деталях и в других моделях Airfix (можно полюбоваться, например, тут). Предполагается, что их появление связано с недостаточным уровнем контроля качества на производстве Hornby в Индии.
Линейные размеры модели "Вампира" T.11 ("размах" х "длина") 161,2 х 146,6 мм. Размеры реального самолета 11582,4 x 10541 мм, что в масштабе 1/72 составляет 160,8 x 146,4 мм. То есть размеры модели выдержаны почти идеально.
Для проверки точности геометрии модели удобно воспользоваться чертежами. При сравнении с фотографиями чертежей "Вампиров", взятых из журналов Авиаколлекция №6 (2011), Scale Aircraft Modeller, Vol.11, Iss.2 (2005), а также ряда других найденных в Интернете схем и чертежей не известного мне происхождения, ни один из них не оказался достаточно точным. Поэтому в качестве основных материалов для работы были использованы фотографии реальных самолетов в подходящих ракурсах. На сегодняшний день сохранилось некоторое количество (даже летающих) экземпляров этого самолета, и в Интернете можно легко найти качественные фотографии в высоком разрешении.
Для сравнения были подготовлены изображения литников, полученные на сканере. В процессе сканирования детали плотно прижимались к стеклу сканера, чтобы минимизировать геометрические искажения. Фотографии деталей фонаря в профиль были получены при их размещении на оси объектива фотоаппарата на достаточном расстоянии от него, чтобы также избежать существенных искажений.
Хвостовые балки совпали с фотографиями идеально точно, фюзеляж и кабина тоже неплохо вписались в обводы.
Непосредственно за кабиной пилотов фюзеляж оказался несколько ниже. Переплет фонаря расположен под правильными углами по отношению к фюзеляжу.
Крыло тоже хорошо укладывается в фотографии. Места крепления хвостовых балок расположены точно.
Есть небольшое отклонение в угле стреловидности задней кромки крыла. При совмещении концов крыла в корневой части оно оказывается чуть-чуть короче.
Нижняя половина крыла имеет, естественно, такую же форму и, соответственно, такое же отклонение в геометрии. При совмещении по передней кромке ниша шасси оказывается смещенной немного вперед.
Если совместить крыло по нише шасси, то оказывается немного коротковатой передняя кромка крыла по всему размаху. Также здесь видно, что вырезы ниш основных стоек шасси имеют правильную форму.
Горизонтальное хвостовое оперение хорошо совмещается с фотографиями. Руль высоты и триммер имеют правильные размеры.
В общем в геометрии модели есть некоторые минимальные допустимые искажения, которыми, учитывая невысокую точность использованного косвенного метода сравнения, можно пренебречь.
Кабина пилотов состоит из большого количества деталей, выполнена аккуратно. Прицелы сделаны из прозрачного пластика. В наборе также есть две неплохие фигурки пилотов.
На боковых панелях кабины невысоким рельефом выполнена имитация различных элементов, воспроизводящая оборудование кабины реального самолета.
Штурвальчик триммера руля высоты со стороны обучаемого дан отдельной деталью. Такой же штурвал со стороны инструктора, расположенный на центральной консоли под приборной доской, выполнен монолитно.
Катапультируемые кресла Мартин-Бейкер Мк.3B выглядят достаточно узнаваемо. Однако, так как они предназначены для фигурок пилотов, то на них нет пристяжных ремней.
Приборная доска плоская, приборы выполнены декалью. Существовало несколько конфигураций панели приборов в учебно-тренировочных "Вампирах" и в данном наборе достаточно точно воспроизведена приборная доска, соответствующая именно английским T.11.
Здесь рассмотрим исполнение двух узлов - сопла и воздухозаборников.
Сопло выполнено одной деталью в виде цилиндра, внутри которого сделана имитация выходного конуса турбины с восемью креплениями.
В реальности выхлопная труба реактивного двигателя де Хевиланд "Гоблин" (de Havilland "Goblin"), устанавливаемого на "Вампиры", была очень короткой и состояла из одной конической секции, внутри которой был расположен довольно большой конус, который заканчивался близко к срезу трубы. Через сопло также хорошо просматривалась крыльчатка турбины.
Использованное в модели решение не самое лучшее, но с учетом небольшого диаметра сопла его можно считать приемлемым.
Воздухозаборники на модели сделаны лучше, чем на какой-либо еще модели "Вампиров" или даже вообще любых самолетов с похожей конфигурацией воздухозаборников. Изогнутые каналы воздуховодов воспроизведены на все длину и доходят аж до вентилятора двигателя, который дан отдельной деталью.
У "Гоблина", в отличие от некоторых других турбореактивных двигателей с центробежным компрессором, действительно должна быть видна крыльчатка вентилятора, что на модели аккуратно воспроизведено.
Входные части воздухозаборников, выполненные отдельными деталями, имеют форму очень близкую к идеальной.
Несколько толстоваты вертикальные направляющие воздушного потока. Маленькие воздухозаборники, расположенные с внешней стороны от воздухозаборников двигателя, выполнены точно и имеют разный размер на левом и правом крыле, как и должно быть.
Ниши шасси у "Вампира" весьма просты, поэтому Airfix-у их удалось неплохо воспроизвести в пластике. Ниши основных стоек имеют профилированный потолок с имитацией стрингеров и нервюр крыла.
Выштамповка на внутренней поверхности створок шасси и деталировка стоек неплохо воспроизводят соответствующие детали реального самолета.
Колеса основных стоек на первый взгляд тоже хороши,
однако такого рисунка протектора не было на покрышках ни у одного "Вампира".
Самый распространенный вариант, встречающийся на "Вампирах" T.11 - это вариант "А" с продольными канавками. Вариант "В" тоже соответствует учебной машине. "С" - музейный NF.10 (красивый рисунок протектора, правда?). "D" - одноместная модификация. Короче говоря, для всех учебных "Вампиров" наиболее подходящий вариант "А". У Airfix-а также неправильное количество спиц на дисках (должно быть 18 вместо 12-ти).
Носовая ниша выполнена отдельным блоком вместе с пушечными портами. Хороших фотографий ниши носовой стойки "Вампиров" T.11 я не нашел, но похоже она имела просто вертикальные стенки и плоский потолок со шпангоутами, что и воспроизведено в модели.
Носовая стойка шасси дана одной деталью вместе с колесом.
Сама она сделана неплохо, но это привело к тому, что покрышка носового колеса тоже имеет неправильный протектор. В середине беговой дорожки шины должна быть широкая канавка, вместо которой сделан выступ. Следует также обратить внимание на неверную форму фрагмента створки ниши шасси, закрепленного непосредственно на стойке (помечено зеленой стрелкой). Она должна быть треугольной, а не многогранной.
Створки всех ниш шасси выполнены отдельными деталями для закрытого и открытого положения, что должно упростить исполнение модели в как в полетной, так и стояночной конфигурации.
Фюзеляж выполнен качественно, на нем обозначены все существующие панели, лючки, замки и небольшие антенны. Однако под фюзеляжем отсутствуют направляющие для выброса гильз и штыревые антенны.
Панель, на которой находятся пушечные порты, дается отдельной деталью.
Вытянутые эллиптические отверстия пушечных портов имеют правильную форму и расположены верно. Размещение антенн на этой панели у различных модификаций учебно-тренировочных "Вампиров" отличалось. Из представленных на рисунке вариантов деталь из набора соответствует третьему - современному восстановленному летающему экземпляру "Вампира". При этом обычным строевым британским самолетам соответствует первый вариант - без антенн.
Крыло также выполнено очень хорошо.
Из небольших недостатков можно отметить непрозрачные навигационные огни на концах крыльев, которые должны иметь прозрачные бесцветные обтекатели, фару под левым крылом, которая показана просто расшивкой, и отсутствие парных штыревых антенн на верхней поверхности крыльев (места для их установки, тем не менее, обозначены).
Горизонтальное хвостовое оперение выполнено идеально.
На хвостовых балках и стабилизаторах расшивка воспроизведена очень точно. Шесть овальных лючков (четыре на внутренней и два на наружной стороне каждой балки) находятся на своих местах.
Приемник воздушного давления на левом стабилизаторе очень тонкий и соответствует оригиналу. Хвостовой навигационный огонь на конце левой балки присутствует.
Подвесные топливные баки точны по форме, однако на них не хватает расшивки.
Следует отметить, что учебно-тренировочные "Вампиры" с подвесными баками можно увидеть на фотографиях довольно редко, поэтому для сравнения в данном случае использовано фото одноместной истребительной модификации.
Декаль в наборе хорошего качества, без смещений цветов, печать четкая и однородная. В декали представлено много технических надписей и значков.
Airfix предлагает два варианта окраски модели.
A. де Хевиланд "Вампир" T.11 WZ507, восстановленный Vampire Preservation Group летающий экземпляр самолета по состоянию на 2012 год.
Модель в общем-то делалась по этому экземпляру "Вампира", и точно воспроизводит все особенности планера. Именно из-за этого на модели показаны нетипичные антенны за нишей передней стойки шасси и отсутствуют направляющие для выброса гильз под фюзеляжем.
Из отличий прототипа от набора Airfix можно выделить (см. также изображения ниже):
Декали для данного варианта выполнены очень качественно: шрифты, размеры букв, кокарды вокруг опознавательных знаков - все воспроизведено идеально.
B. де Хевиланд "Вампир" T.11 WZ590, 5-ая летная школа Королевских ВВС, Окингтон, Англия, март 1962 года. Этот экземпляр "Вампира" в настоящее время находится в Даксфорде в качестве музейного экспоната и окрашен точно также, как предлагает окрашивать свою модель Airfix.
Я считаю, что данный вариант окраски разработан на основе именно сегодняшнего состояния машины WZ590, ответственность за достоверность которого лежит на реставраторах из авиамузея в Даксфорде. Оригинальную окраску данная машина носила с 1959 по 1962 год. Фотографий этого периода не нашлось. Однако есть фотография 1963 года уже с другой окраской, но на которой видна типичная для строевых машин Королевских ВВС конфигурация антенн на фюзеляже и крыльях.
В современном состоянии у WZ590 сохранилась та же конфигурация антенн. Поэтому при постройке этого варианта можно опираться на фотографии WZ590 после реставрации.
По сравнению с прототипом в наборе Airfix отсутствуют:
Декали на этот вариант насыщены техническими надписями, и, судя по фотографиям, воспроизведено практически все. Точность исполнения шрифтов, размер букв, расположение элементов друг относительно друга для данного варианта не вызывают нареканий.
Отличная модель, которую даже держать в руках очень приятно. Лучший "Вампир" из всех существующих моделей любых модификаций этого самолета в масштабе 1/72. Ее можно использовать в качестве эталона при постройке "Вампиров" из наборов других производителей.
Положительным сторонами модели являются:
Недостатки. Существенных в общем-то и нет. Однако есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание:
Model on!
» Автор | |
---|---|
Kelly_Johnson | |
Опыт: | 1600 |
Репутация: | +149 |
Откуда: | Минск, Беларусь |
CTS в 25.08.2015 - 18:07 Расшивка - большая проблема Airfix-a. Это да, проблема, но уж точно не самая большая, слава богам, расшивка ровная и чёткая и после ошкуривания приобретает прекрасный вид . Проверено, как на больших, так и на маленьких моделях 1/72. Вот на новом Стирлинге от Итала "проблема" поужасней будет Я разочарован тем, что они никак это не исправляют Например на новом Блениме она уже не такая. Сейчас, без пристрастия сравнил при дневном свете с расшивкой на Ил2 от Тамии - разница в цвете пластика не позволяет сказать очень точно, но, на первый взгляд, если разница и есть, то не большая. Вообще все их новые модели какие-то дубоватые. Ну, у меня полно новинок Фикса 1/72, можно, на примерах, допустим, Ланкастера, Суордфиша, Спитфайра мк1, До-17, рассказать, в чём конкретно выражается их т.н. "дубовость"? |
Kelly_Johnson в 25.08.2015 - 19:57 CTS
Все относительно. Новые модели Фикса выполнены по очень высоким стандартам: геометрия, деталировка, декали. И вот уже на этом уровне излишне выраженная расшивка становится заметной. Это не критическая проблема, из-за которой нужно отказываться от моделей Аирфикс, но все же недостаток. Дубоватость тоже относительна. Новый Фикс, конечно, это не Матчбокс. Но на мой взгляд, сравнивая, скажем, современный Ревелл, Тамию или Трамп с новым Фиксом, последний все же выделяется более грубой расшивкой, некоторые детали (не весь набор!) имеют легкую замыленность граней, более грубую деталировку и неожиданно толстые питатели в неудобных местах. Проблемы литья, опять же. Вот сейчас, например, я делаю Фиксовский Харриер Гр.9. Геометрия проработана хорошо, а вот деталировка, хм-м, местами отлично, а местами либо вообще отсутствует, либо наворочено чего-то невразумительного. И пока не начал его собирать на литниках все казалось очень здорово сделанным. Скажем, тамиевские модели тоже не лишены ошибок, но более однородны в этом смысле. |
Redstar_72 в 25.08.2015 - 20:14 Спасибо за отличный обзор!
По расшивке - лично мне, например, при рассмотрении фото больше бросилось в глаза то, что границы управляемых поверхностей (в особенности рулей направления) почти не отличаются от остальной расшивки. |
Dennis в 25.08.2015 - 21:23 Обзор отличный - только не хватает разоблачений :neutral: Даже непривычно...
А про Airfix - Airfix предлагает дубоватые модели с грубоватой расшивкой - зато с отличной геометрией, стыкуемостью и с большим количеством новинок в течение года. А дальше дилемма - такой Эйрфикс - или МРМ с тщательно проработанной поверхностью, широким набором опций - но с дикими косяками по геометрии и годами проведенными в ожидании анонсированной модели? И еще есть вопрос цены. Кстати таки интересно, что у МРМ с недавними Нэтом и Магистром? Неужто без тотального косяка??? Ну и надо согласиться с тем, что фиксу надо что-то делать с контролем качества и технологией литья у индийского подрядчика. Даже самые новые модели имеют огрехи - например у Дефианта - невероятно толстые задние кромки на крыле. Причем самое обидное - полмиллиметра кромка элерона, которые отлит целиком с верхней половинкой крыла. Само крыло можно точить - а сточив крыло - что делать с элероном? А там очень красивый профис полотна... И ведь могут и лучше - тот же Вампир пример. |
MAUS в 25.08.2015 - 22:39 Спасибо за обстоятельный обзор,который сам по себе вдохновляет собрать эту модель! |
Anatoly в 26.08.2015 - 18:09 Вроде модели выглядит хорошо, и кажется, что сложится сама собой.
Но при сборке отвратительно стыкуются крылья с фюзеляжем: возникают огромные щели, верхняя поверхность крыла образует ступеньку с наплывом на фюзеляже. Лечится вклейкой кусочков пластика, шпаклевкой и зачисткой шва, но при этом теряется расшивка, которую придется восстанавливать. |
CTS в 26.08.2015 - 19:13 Все относительно. Новые модели Фикса выполнены по очень высоким стандартам: геометрия, деталировка, декали. И вот уже на этом уровне излишне выраженная расшивка становится заметной. Это не критическая проблема, из-за которой нужно отказываться от моделей Аирфикс, но все же недостаток. Ну дык я и в других темах и здесь всегда говорю, что это недостаток, и он мне очень неприятен, но он устраним. Повторюсь, что у меня львиная доля времени при сборке нового фикса уходит именно на стачивание этой расшивки. В итоге, всё выглядит просто замечательно, и очень жаль, что производитель сам не может, или по какой-то причине не хочет сделать расшивку аккуратней. ...некоторые детали (не весь набор!) имеют легкую замыленность граней, более грубую деталировку и неожиданно толстые питатели в неудобных местах. Проблемы литья, опять же. Вот сейчас, например, я делаю Фиксовский Харриер Гр.9. Геометрия проработана хорошо, а вот деталировка, хм-м, местами отлично, а местами либо вообще отсутствует, либо наворочено чего-то невразумительного. Скажем так, больше той самой расшивки меня раздражает, например, на Ланке, что ту самую расшивку на крыле практически вообще не нанесли, не линии панелей ни лючков, пришлось всё делать самому, наверное и к лучшему. Далее, нет "стёкол" на двух аварийных люках (пришлось всё делать самому) нет "стёкол" и вообще никак не обозначено окно фотокамеры (пришлось всё делать самому) - это, казалось бы элементарные вещи видимые на всех чертежах и многих фото, но на них просто забили, вот это по настоящему раздражает. И пока не начал его собирать на литниках все казалось очень здорово сделанным. Утрировано, но у меня так с 90% всех моделей. ))) И + за обзор! Я бы взял себе Фиксовский Вампир в память о НОВОвском в детстве, но к сожалению модификация не та. |
Kelly_Johnson в 26.08.2015 - 19:46 Скажем так, больше той самой расшивки меня раздражает, например, на Ланке, что ту самую расшивку на крыле практически вообще не нанесли, не линии панелей ни лючков, пришлось всё делать самому, наверное и к лучшему. Далее, нет "стёкол" на двух аварийных люках (пришлось всё делать самому) нет "стёкол" и вообще никак не обозначено окно фотокамеры (пришлось всё делать самому) - это, казалось бы элементарные вещи видимые на всех чертежах и многих фото, но на них просто забили, вот это по настоящему раздражает.
Вот-вот! Такое впечатление, что проектировщикам просто лениво все это отрисовывать в CADe. Поэтому модели у фикса и получаются с налетом небрежности. Утрировано, но у меня так с 90% всех моделей. ))) +1 У меня почему-то тоже)) Но от фикса ожидаешь все же меньше подвохов. |
alexy1973 в 29.08.2015 - 18:55 Тема: Обзор Airfix 1/72 DH Vampire T.11 Великолепный обзор , можно опираться как на методичку при постройке . Спасибо . |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Я фиксовские модели в 72м для себя закрыл. Расшивка не как для 72го, а как для 32го или 24го масштаба. В 72м её практически не должно быть видно.
Расшивка - большая проблема Airfix-a. Я разочарован тем, что они никак это не исправляют. Вообще все их новые модели какие-то дубоватые. Может это связано с особенностями технологии производства или проектирования? Я не знаю. Хотя в случае Вампира у них получилось более-менее терпимо.
Одно замечание. пилот не лошадь, его привязывают ( привязные ), а не пристяжные.
Верно))