Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Давно я не писал обзоры на декали, и как раз мне под руку попалась декаль Eagle Strike 1/72 De Havilland Mosquito Wooden Wonder Pt. 1 Best Sellers, которую я приобрел для своего Mosquito FB от Tamiya много лет назад. Посмотрим, какую альтернативу может предложить Eagle Strike унылым "изкоробочным" вариантам.
Большинство обзоров декалей в сети бесполезна. Это набор мелких картинок декали, по которым сложно вообще что-то судить, кроме красочности предлагаемых вариантов окраски. И зачастую моделисты доверяются инструкциям при окраске своих моделей. Но как это часто бывает, это заблуждение...
Декаль отпечатана в Мексике. К качеству печати претензий нет. Всего предлагается 7 вариантов окраски. Для 48-го масштаба данная декаль выпускается двумя отдельными наборами по 4 варианта и 5 вариантов (кроме 4-го и 7-го) из набора 1/72 дублируются в 48-м. Поэтому данный обзор будет в равной степени полезен для любителей 72-го и 48-го масштабов. Также еще есть вторая часть этой декали в 72-м масштабе от Eagle Strike – 72076 1/72 De Havilland Mosquito Wooden Wonder Pt. II на другие 7 бортов. Итак, хватит о лирике, переходим к вариантам:
На фотографиях и схемах цифрами указаны номера источников, откуда были взяты эти схемы и фотографии.
Пилот – Squadron leader David Pritchard. Самолет нес неуправляемые ракеты под крылом в ходе операций по борьбы с немецкими кораблями у побережья Норвегии в марте-апреле 1945 г. Списан 19 ноября 1953 г.
Этот вариант предлагается в моделях Tamiya и Hasegawa. В инструкции коки винтов предлагается окрашивать в желтый с белой полосой и белым кончиком. В Combat Colors #6 говорится, что коки были действительно желтыми, но полоска, кончик кока и капоты двигателей были цвета Medium Sea Gray. Подвесные баки были серебристыми, а не в цвет RAF Sky. Что подтверждается схемой в Warpaint special и фотографиями из Osprey combat aircraft #4 и In Action #139. По фотографиям заметно, что на верхней части фюзеляжа осталось пятно камуфляжа выше кокард. Местами на киле и фюзеляже из-под краски проглядывает прежний камуфляж. Поэтому при окраске данного борта стоит учесть этот момент.
Цветопередача схемы в Combat Colors далека от идеала.
Схемы из Арсенал-пресс и Bunrin-Do имеют многочисленные ошибки.
В целом, к данному варианту претензий по минимуму – только к инструкции.
Пилот – flight lieutenant Stanley G. Nunn и flying officer C.M. Carlin. Самолет принимал участие в потоплении немецкой подводной лодки Type VIIC U-821 у острова Ushant 10 июня 1944 г. Подводная лодка была в итоге потоплена бомбардировщиком B-24 Liberator EV943/K из состава 206 Squadron. В июле самолет совершил вынужденную посадку в Portreath после того, как в результате повреждений от зенитного огня вышел из строя левый двигатель. Самолет был восстановлен и далее летал в составе 8th OTU. Списан 7 августа 1946 г.
В инструкции предлагается окрашивать коки винтов в RAF Extra Dark Sea Gray. Но боковики в Warpaint и Combat Colors настаивают на красном цвете. По единственной фотографии самолета (Osprey combat aircraft #4 и In Action #139), сделанной в июле 1944 г. перед вынужденной посадкой, трудно сказать какого цвета коки винтов. Ясно только одно, они темнее цвета, в который окрашены верхние поверхности. Также на киле был странный скол краски или отметина белого цвета. Происхождение ее мне не понятно.
Другие боковики из Арсенал-пресс и Aviation Classics не соответствуют по окраске единственной фотографии самолета, которую удалось найти.
В целом, ко всему кроме коков винтов претензий нет.
Пилот – flight lieutenant D. H. Blomely DFC. Пилот одержал 4 воздушных победы осенью 1943 г. в ночных операциях. Списан после аварии на взлете с аэродрома High Ercall 10 августа 1944 г.
Есть одна фотография, где самолет представлен в ночной окраске и с 14 отметками на носу по правому борту. Сразу в глаза бросается то, что коки на фотографии имеют темный цвет (может черный, может красный), а не светлый как в инструкции. В декали даются 12 отметок серого цвета и 1 белого.
На двух других фотографиях (из Combat Colors и Profile Publications) самолет сфотографирован с правого борта в марте 1943 г., несет бортовой код UP-G и имеет стандартный дневной камуфляж.
Фотографий с бортовым кодом UP-O найти не удалось. Пятна камуфляжа по правому борту совпадают с тем, что предлагает инструкция. Правильность схемы окраски левого борта проверить нет возможности. Боковиков на ночной вариант окраски найти не удалось, а подтвердить достоверность боковиков со стандартным камуфляжем из Warpaint (имеет код UP-O) и другого издания (схема имеет неверное написание кода по левому борту – должно быть O-UP) нет возможности.
Опять же, кроме коков – претензий нет, но подтвердить некоторые моменты нет возможности.
Самолет принимал участие в патрулировании автомобильных и железных дорог в ходе операции Дракула во время освобождения Рангуна, Бирма. Также летал в составе 82 squadron. Списан 8 октября 1946 г.
Этот вариант предлагается в модели Hasegawa. Удалось найти всего одну фотографию данного борта в Osprey combat aircraft #4, и она подтверждает предложенный вариант декали. При переводе из 45 в 82 Squadron самолет вряд ли менял окраску. Поэтому вопросов в данному варианту нет.
Боковиков на данный борт найти не удалось, поэтому прилагаю боковик на другой самолет из этой же эскадрильи по состоянию на июнь 1945 г.
Пилоты – flight lieutenant C.R. Goodwin и flying officer S. Potts. 11 декабря 1944 г. поступил в состав 45 Squadron из состава 82 Squadron. Самолет был поврежден истребителем Ki-43 и разбился в 8 милях к северу от Thedaw, Mandalay в Бирме 15 января 1945 г. во время патрулирования в районе аэродрома Meiktila. На борту также находился 3-й член экипажа – flight sergeant B.S. Felsenstein. Все три члена экипажа погибли.
Фотографий данного самолета найти не удалось. Зато есть три боковика из Osprey combat aircraft #4, Scale Aircraft Modelling и Aeroslides Collection. С предлагаемой в инструкции схемой расположения камуфляжных пятен у этих боковиков есть мелкие расхождения. Но в целом, некритичные. Единственное, что можно сказать – боковик из Scale Aircraft Modelling дается на декабрь 1944 и имеет бортовой код на правый борт из одной буквы C вместо C-OB. Так это было или нет, сказать невозможно.
В инструкции есть один момент – на боковике по левому борту на носу перед кабиной нет зеленого пятна камуфляжа, хотя на виде сверху оно есть. Боковики из журналов это пятно имеют.
Эскадрилья участвовала в борьбе с немецким судоходством в Северном море и у берегов Норвегии. Списан 3 сентября 1947 г.
Есть одно фото самолета из The Mosquito Log. На нем не видно цвета коков винтов, но в остальном его достаточно для подтверждения данного варианта.
На фотографиях других самолетов этой эскадрильи (из Osprey aircraft of the aces #69, Combat Colors и Flypast Special), в том числе и цветных, коки винтов красного цвета, тогда как в инструкции – желтые.
Боковики на данный борт из Combat Colors и Warpaint также настаивают на красном.
Пусть будет так. В остальном к варианту претензий нет.
Пилоты – flight lieutenant Jack H. Phillips RCAF и flying officer Bernard M. Job RAFVR. 418 Squadron сделал много вылетов в преддверии высадки в Нормандии (D-Day) и самолеты сбили в итоге 83 ракеты V-1. Самолет был построен в конце осени 1944 г. и летал в составе эскадрона с конца 1944 г. до его расформирования в сентябре 1945 г. В феврале 1945 г. самолет базировался на аэродроме Hartfordbridge, а в марте 1945 г. вместе со всей эскадрильей был переведен на аэродром Coxyde в Бельгии. Потом был передан в состав 13 OTU. Разбился при посадке на аэродроме Middleton St.George 29 мая 1946 г.
Всего нашлось 2 фотографии данного самолета. По ним можно понять, как были расположены пятна камуфляжа по правому борту, но что было на левом – остается неизвестным – возможно стандартное расположение с минимальными вариациями на эту тему. Расположение пятен камуфляжа по правому борту на виде сверху в инструкции могут не совпадать с реальностью.
Есть один интересный момент, по разным данным из сети и книг, самолет NT137 носил бортовые коды TH-H и TH-T. Единственное фото целого самолета дано с кодом TH-H (на фотографии с пилотами бортового кода не видно), а в декали указан код TH-T.
Warpaint дает 2 боковика на TH-H и TH-T. При этом первый датируется мартом 1944 г… Странно, учитывая, что самолет Lady Luck был построен в конце осени 1944 г. Или в 418 Squadron было 2 разных самолета с одинаковыми бортовым номером NT137, но разными кодами TH-H/TH-T? На это у меня нет ответов, а в сети на зарубежных форумах встречается неоднозначная информация, что самолета с бортовым кодом TH-T и вовсе не было. Но боковик Warpaint на TH-T в любом случае содержит ошибки – неверное расположение пятна камуфляжа по правому борту на носу, что заметно по фотографии.
В остальном схема камуфляжа из Warpaint на TH-T повторяет схему камуфляжа TH-X/HR155 .
Ближе всех к истине, скорее всего, боковик из Osprey combat aircraft #9. В общем, мутный вариант, чью достоверность сложно определить по имеющейся информации.
При работе использовались следующие книги и материалы:
Обычно обзоры декалей у меня заканчивались перечислением ошибок и косяков элементов декали. Но в этот раз к самой декали не придерешься. Отчасти это вызвано тем, что эта декаль по большому счету состоит только из кокард, буквенных и цифровых кодов. И на примере этой декали я показал, что отличная с точки зрения печати декаль может иметь инструкцию с ошибками – это неверный цвет коков винтов и недостаточно детально проработанная схема нанесения камуфляжных пятен. Такие вроде мелочи, могут в итоге сказаться на достоверности исторического облика модели.
В общем, хорошая декаль, имеющая интересные и разнообразные варианты окраски. И только нехватка информации не может до конца подтвердить правильность некоторых предлагаемых вариантов окраски. Хотя при работе над обзором пришлось пролистать более 40 печатных изданий по Москито.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
SilverGhost в 17.03.2015 - 12:15 Привет Сергей!
Неа, не буду строить. Я буду скорее всего 2 или 3 или 6 варианты использовать. Так что серебристый вариант твой. Да можно за хорошее вкусное пиво ;) С уважением, Андрей |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор декали Eagle Strike 1/72 De Hav...(#8284) - обсуждение
Андрей, спасибо за обзор!
Если вариант RF784/UX-N, 45 Squadron, Jaori, Arakan, India, 1945, сам использовать не планируешь, я бы у тебя его купил за небольшую денежку.