В отличие от тихоходных и неповоротливых дирижаблей, которые стали отличными мишенями для британских истребителей, «Готы», «Фридрихсхафены» и, конечно, «Штаакены» действительно наводили ужас на жителей английских городов.
Фирма «Роден» выпускает два разных набора, которые позволяют собрать «Штаакены» самой распространённой модели R VI разных модификаций. Мне достался набор под индексом 050 из которого можно собрать самолёт производства фирмы Aviatik c характерным «тупым» носом и открытой кабиной пилотов и я решил построить модель этого самолёта в рамках дуэли, посвящённой столетию начала Великой Войны. Насколько мне известно, таких самолётов было построено три, их серийные номера 52/16, 53/16 и 54/16.
Набор доступный и хорошо известный, поэтому я не буду описывать содержимое коробки.
В качестве основного источника информации я использовал брошюры Windsock Staaken R.VI и Staaken at War, хотя последняя посвящена, в основном, более поздним пятимоторным моделям.
Сборку я начал с одной из мотогондол. Моторы «Майбах», каждый из которых собирается из доброй дюжины деталей, выглядит из коробки просто замечательно. Два мотора – для тянущего и толкающего винта – устанавливаются на мотораму, которую нужно окрасить «под дерево». Мотогондолы крепятся к крылу на двух /-образных стойках, которые я изначально собирался заменить. Если же захочется оставить стойки из набора, то имейте в виду, что в инструкции имеется ошибка – стойки должны быть с обтекателями снизу. Каким образом производитель предполагает запихнуть их в мотогондолы для меня остаётся загадкой. Сами мотогондолы потребовали небольшого шпаклевания в месте соединения заденего конуса с половинками корпусов. Также на этом этапе рекомендуется просверлить отверстия, через которые будут проходить расчалки – я этого не сделал, что доставило мне хлопот, когда я это осознал, а мотогондолы уже стояли на крыльях.
На предлагаемой модификации «Штаакена» ступицы винтов закрываются коками, что делает ненужной центровку валов двигателей и можно обойтись без имитации редуктора – его не будет видно, что сильно упрощает сборку. Такой фокус не пройдёт с моторами «Мерседес», которых после сборки осталось целых четыре штуки.
Одновременно с мотогондолами собиралась палуба, и здесь производитель опять намудрил с инструкцией - компоновка кабины в том виде, что отражён в инструкции, не имееет права на жизнь. На "тупоносом" Штаакене кабина пилотов открытая, стало быть кресла и всё остальное должно быть существенно выше, при этом все нужные детали нашлись на литниках! То есть такой вариант, похоже, изначально предусмотрен, но не показан в инструкции. Привет старику Родену. Также отпадает надобность отделять от кабины отсек носового стрелка – скорее всего никакой двери там быть не должно, поэтому дверь с отлитыми на ней приборами я использовать не стал, а сделал приборную доску насверлив отверстий в листовом пластике пользуясь изображением приборной доски от пятимоторного «Штаакена».
Также вызывает вопросы расположение топливных баков. Дело в том, что если поставить их так как в инструкции, то один из баков загородит входную дверь по левому борту. Я это заметил слишком поздно и исправлять не стал. Были добавлены привязные ремни на кресла, растяжки по бортам и ручки управления двигателями рядом с компасом. Забегая вперёд отмечу, что на готовой модели внутренности довольно хорошо просматриваются, так что имеет смысл не халтурить.
Если собирать по инструкции, то пара отсеков остаются пустыми. В один из них - сразу за местами пилотов - я добавил откидной столик, просматривающийся на некоторых фотографиях, а в другой - uber-wunderприборы - чистая фантазия. Если бы я сдвинул топливные баки на один отсек вперёд чтобы можно было войти в дверь, можно было бы обойтись и без фантазирования.
Я не стал сразу закреплять палубу в фюзеляже – как известно, в этой модели имеются проблемы со сходимостью в хостовой части, которые лечатся при помощи рашпиля и шпаклёвки, после чего палуба свободно вставляется в фюзеляж и его можно закрывать. Во время этих манипуляций обломались хилые переборки, на которые крепятся створки бомболюков, которые я в последствии заменил на самодельные, полностью доходящие до пола бомбоотсека и делящие его на три части.
Бомбардировщик без бомб как детектив без погони. Роден предлагает загрузить в бомбоотсек три ряда бомб по шесть штук в каждом. Беда в том, что на всех бомбах имеются довольно крупные утяжины, а на стабилизаторах видны дефекты пресс-формы (или мастера), поэтому их приходится долго и нудно шпаклевать. Бомбы стоит загрузить в бомбоотсек ближе к концу стройки – у меня они все до одной отвалились в процессе неоднократного переворачивания фюзеляжа.
Целиком отлитые из пластика крылья весьма тяжёлые, их размах велик а площадь контакта с фюзеляжем невелика да и к тому же ослаблена швом. Набор предлагает ставить под концы крыльев лестницы, как будто самолёт находится на обслуживании, но мне этот вариант не нравился. Изначально я думал продеть под бомбами тонкую металлическую спицу, но её жёсткости не хватало. Я подумывал над вариантом при котором придётся закрыть бомбоотсек, но мне попался на глаза композитный стержень шириной 5мм и толщиной 1 - лёгкий, тонкий но очень прочный. Пропилил под него пазы в крыльях и фюзеляже так, чтобы в бомбоотсеке он оказался на месте ребра жёсткости, провёл прочностные испытания, которые показали жизнеспособность такой конструкции. После того, как вопрос с присоединением крыльев был решён закрыл фюзеляж, приклеил крылья и зашпаклевал пазы для лонжерона. Сходимость прозрачных деталей, образующих носовое остекление нормальная, но сами детали не вполне прозрачны, поэтому перед сборкой я их слегка подполировал, искупал в Future и сразу замаскировал.
Держу за край крыла - висит надёжно
После изучения имеющейся информации и консультации со знатоками стало понятно, что лозенг, предлагаемый производителем, скорее всего не соответствует действительности. На двух имеющихся фотографиях машин этой модификации лозенг на фюзелаже не читается вовсе. Питер Грош в своей книге «Немецкие Гиганты» описывает камуфляж следующим образом: “52/16, 53/16 и 54/16 несли пятицветный ночной печатанный камуфляж ”, то есть, в отличие от «закрытых» «Штаакенов» лозенг не накрашивался вручную, а печатался на полотне, которым потом покрывались крылья и фюзеляж. В итоге принято за истину следующее – передняя часть фюзеляжа окрашена в тёмно-синий цвет (прусский синий), задняя часть и крылья – ночной лозенг. Дело за малым – его нужно где-то взять. Но где? В своё время ночной пятицветный камуфляж выпускала фирма Orion, но тираж давно распродан. Также ходят слухи о скором выходе декали от другого производителя, но поджимают сроки дуэли. Поэтому было принято соломоново решение – печатать самому! В векторном редакторе набросал шаблон, цвета взял со сканов Orion, напечатал несколько пробных листов. Менял размер рисунка, его повторяемость и ориентацию пока внешний вид декали меня не устроил.
За это время планер и крылья были замаскированы и загрунтованы, а носовая часть окрашена в синий. Я печатал лозенг на прозрачной декальной бумаге, поэтому фон должен быть светлым. Я грунтую при помощи Mr. Surfacer 1000 светло серого цвета.
За три недели я перевёл декалей больше, чем за всю жизнь, извел две пачки декальной бумаги и несколько картриджей чернил, разочаровался в некоторых декальных жижах и нашел другие. Всё это и называется "бесценный опыт". В частности я больше не использую Microscale Liquid Decal Film в качестве защитного слоя, а предпочитаю просто задуть свеженапечатанный лист декалей двумя-тремя слоями Future.
Брак. Вполгне достаточно чтобы обклеить несколько истребителей, или, скажем, "Готу"
Надо признать, что как и предполагалось, именно лозенг явился самым большим испытанием – самодельные декали больше подвержены «проплешинам», что вкупе со светлым фоном требует постоянной подкраски. Из-за большой поверхности декали она не везде приваривается равномерно, что ведёт к образованию пузырей, работать с полностью обдекаленным самолётом нужно куда более аккуратно чем с просто покрашенным – каплю клея будет невозможно зашкурить а плешь подкрасить, криво приклеенную стойку нельзя просто оторвать, ибо она потащит за собой декаль и получится пузырь.
Опытные люди подсказали, что кресты из набора просвечивают, поэтому и они были напечатаны самостоятельно на белой декальной бумаге.
Для расчаливания я сначала хотел использовать травлёные проушины от NorthStar, но дырки 0.3 оказались слишком маленькие - расчаливать нужно толстой нитью. Тогда мне подумалось, что подойдут талрепы от GasPatch для 1:48, которые оказались совершенно замечательными, хотя и дороговатыми.
Вот что получилось.
Талрепы GasPatch только сверху, внизу уголки из тонкой проволоки, которые потом будут залиты ПВА для имитации характерных треугольных чехлов.
Настало время собирать бипланную коробку. Стапель Aeroclub оказался слишком маленьким , в итоге коробка была собрана при помощи подручных средств. Попробовал новый подход, при котором некоторые из расчалок устанавливаются одновременно со стойками и который себя полностю оправдал – уже после установки крайних пар стоек всю сборку можно было поднять за верхнее крыло.
Нижняя часть стоек мотогондол была заменена на профили Аэроклуб, хотя при дальнейших раздумьях стало понятно, что можно было бы использовать родные стойки если разрезать их на три части.
Одновременно с расчаливанием, которое затянулось на две недели, приводилась в порядок и окрашивалась мелочёвка. Оси основных стоек показались хиловатыми – изготовил самодельные из трубочек Albion Alloys.
На верхнем крыле не хватает двух крышек для стоек - сделал из фольги.
Тем временем - увлекательный процесс расчаливания в полном разгаре
Когда большинство расчалок встали на свои места сделал перегородки бомбоотсека, установил бомбы и створки, после чего подчистил, подкрасил и покрыл модель полуматовым лаком
Для пропеллеров изготовил самодельные декали с логотипом производителя. Они должны быть золотого цвета, но мой принтер так не умеет, но мне подумалось что хотя чёрный хуже золотого но лучше, чем ничего.
Планировал использовать пулемёты Парабеллум от MiniWorld, но и родные из набора вполне прилично смотрятся, поэтому их и поставил.
Ось противокапотажных колёс оказалась коротковата – немного удлиннил её, что сыграло со мной злую шутку – соединение оказалось очень хрупким и перед самой финальной фотосессией оба колеса отвалились – пришлось их по-быстрому и не очень аккуратно приладить на суперклей. Наконец можно произнести это сладкое слово - ГОТОВО!
Я многому научился, в частности одним из удивительных открытий стало то, что я оказывается могу делать тонкую работу левой рукой - из-за размеров модели не везде можно подлезть правой с кисточкой или пинцетом, и однажды я попробовал сделать это левой и что бы вы думали? Получилось!
Модель нельзя назвать сложной, она скорее трудоёмкая – большие размеры, лозенг и изрядное количество деталей исключают возможность собрать бомбардировщик за один вечер, однако в ней ничего, что могло бы испугать моделиста однажды собравшего биплан.
Более подробно за ходом стройки можно было наблюдать в ветке
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_51756.html
Спасибо всем кто поддерживал, консультировал, критиковал и следил за постройкой, и, конечно Родену за замечательную модель выдающегося самолёта
Тема: Roden 1/72 Zeppelin Staaken R.VI - Ужас, летящий на крыльях