Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
О разнообразных моделях истребителя ПАК-ФА, именуемого в разных источниках то Т-50, то Су-50, сказано много. Однако, фотографий, показывающих этот самолет в сборе, без модификаций, с корректной покраской, в Интернете очень немного. Вот и эта статья скорее не о самолете или модели. Это, своего рода, некоторые замечания о сборке и комментарии на тему творения "Звезды" по мотивам истребителя пятого поколения ОКБ Сухого... особенно для тех, кто хочет собрать эту машину просто "чтобы было".
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21, Су-50) это российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации - ОКБ Сухого. Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году. Видимо, что печально, именно к этому сроку нужно ждать вменяемую модель сего аппарата.
Т-50 имеет особый, отличающий этот самолет от всех предыдущих российских и зарубежных истребителей, вид планера. Почти половину размаха крыла составляет широкий фюзеляж. В значительной степени форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех разрабатываемых истребителей пятого поколения.
О данном самолете еще мало что известно, в связи с чем довольно тяжело найти подробные описания или же характеристики данного самолета. Модель, выпущенная фирмой «Звезда» (впоследствии перепакованная фирмой Revell, обладающая одним несомненным плюсом - о нем пойдет речь немного позже), имеет массу огрехов, ошибок и неточностей в области соответствия модели реальному самолету, даже в видимых на фотографиях особенностях. Кроме того, пластик и качество изготовления модели, для последних моделей "Звезды", на редкость некачественные. Мне пришлось иметь дело с двумя моделями.
Первая имела явное продольное искривление фюзеляжа и, как результат, у нее было абсолютно нереально нормально установить детали двигателей. У этой модели, после очередной неудачной попытки собрать фюзеляж, просто треснула шпаклевка и, в сердцах, я закинул модель в мусорный бак. У второй модели искривление было поперечное..... Крылья пришлось нагревать над пламенем горелки и выгибать в нужном направлении, зажимая в струбцины. Делать это нужно было в любом случае, т.к. разница в высоте крыльев была около 5-8 мм. Однако несколько порций шпаклевки, шлифовка и доработка модели привели к весьма обрадовавшему меня результату - ведь основной задачей было поставить в витрину нечто интересное, хотя бы отдаленно напоминающее новый российский самолет. Радует еще и то, что на этот раз в продольном сечении все было в порядке и двигатели встали на модель без проблем. Я не претендую на максимальную точность в создании модели - на данном сайте есть примеры куда более доработанных версий Т-50. Мне лишь хочется поделиться с коллегами своими наблюдениями и замечаниями, возникшими при сборке модели.
Самое интересное в Т-50 - окраска фюзеляжа. И вот тут надо вспомнить про модель от Revell. Странно, но немцы дают гораздо более точную (!) цветовую схему для этого самолета. Инструкцию по сборке ПАК-ФА от Revell можно найти на их официальном сайте. Именно в их цветовой гамме и красился самолет (с небольшими коррекциями цвета по имевшимся у меня фото). Красилось все эмалями Revell. Финальное покрытие - лак Mr.Color и МИГовская смывка. Маскировка модели сложная - геометрия камуфляжа довольно неординарная. Занятно, что только Revell указывает на другой цвет фронтальных аэродинамических элементов самолета. На схеме от "Звезды" их нет, при этом они отлично видны на фото.
Моей задачей было собрать интересный самолет в коллекцию. При этом, совсем "из коробки", без заморочек... не вышло.... Но, в итоге, получился весьма красивый истребитель, отличающийся от множества подобных, встречающихся в Интернете - хотя бы точностью цветовой гаммы (на сколько это возможно для экспериментального самолета). При постройке модели использовались декали фирмы «Бегемот».
В завершение несколько итоговых снимков самолета.
Надеюсь, что мой опыт будет полезен тем, кто только планирует сборку этого, несомненно красивого и элегантного творения российских техников, инженеров и ученых.
boroda76 в 04.06.2013 - 19:37 В общем, самое главное - не бояться геометрии. В этот раз у Звезды, к сожалению, не получилось... а учитывая, какие замечательные модели они сделали до и после ПАК-ФА - становится не понятно почему все так вышло...
Ну потому, что по тем чертежам, что были в процессе разработки зд-модели получалось нечто, вообще не похожее на оригинал. А когда полетел первый образец, по фото исправлялось то, что можно было оперативно исправить. Декали - Бегемот - в оригинале нет пунктира и бОльшей части технических обозначений. Так что декаль - обязательное приобретение. У того же Revell декаль много хуже бегемотовской. Про геометрию - мои модели были куплены - одна в конце прошлого года, вторая - после неудачи в первый раз - в этом году. Может быть беда с последними отливками и раньше было лучше? Декали - и те, что в коробке, и те, что использовали вы - печатает "Бегемот". В коробке, как всегда, ограниченный вариант. Я просто не считал, что моя статья вызовет такой резонанс - в первую очередь хотелось обратить внимание уважаемых коллег на вероятные трудности, с которыми пришлось столкнуться мне при сборке и еще раз поднять тему этого интересного самолета. А что вы хотели после такого заявления? "Предостережение и демонстрация"! Назвали бы - "мой опыт сборки" и вопросов бы вообще не возникло. Если будут вопросы по сборке или покраске - всех приглашаю, например, сюда: , в теме уже собралось много комментариев и интересных замечаний. Ну так там же и есть ответы на все вопросы. В том числе и выше перечисленные. |
w33zing в 04.06.2013 - 20:29 Простовато как-то. Сам в начале года на суд публики выставлял свой вариант ПАК-ФА от звезды, но статью оформить не рискнул.
В целом не хватает каких-то минимальных доработок модельки и внимания к мелочам, например, окраска колесных дисков. Средний цвет, на мой вкус, слишком сильно ушел в голубизну. Я рассматривал десятки фото этого самолета и такой же "ломаный" Су-35, который, лично я так считаю, окрашен ровно теми же цветами и по той же схеме, и считаю что вообще голубого на этом самолете нет, лишь три оттенка серого. Плюс, самолет выглядит плоско из-за отсутствия вменяемой расшивки. То что её не видно в оригинале - не показатель. Не понравились двигатели - мало оттенков, слишком много коричневого и отчетливо виден стык сопла и мотогондолы. А так в целом, симпатичная моделька, которая, увы звезде, ничего общего не имеет с реальным прототипом, да и собирается в части ВЗ весьма погано. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=43727&highlight= Что бы не быть голословным - моя модель. |
James в 04.06.2013 - 20:54 Средний цвет, на мой вкус, слишком сильно ушел в голубизну. Я рассматривал десятки фото этого самолета и такой же "ломаный" Су-35, который, лично я так считаю, окрашен ровно теми же цветами и по той же схеме, и считаю что вообще голубого на этом самолете нет, лишь три оттенка серого.
Ну в части геометрии - ждем новые модели самолета! Думаю, что они обязательно появятся, как минимум при начале серийного производства. Про цвет - мне кажется, что на всех фото в металле отражается небо. Очевидно, что Revell в своей гамме опирался на внешнее сходство цветов именно с фотографиями, а не на конкретную гамму - но на мой субъективный взгляд - так интереснее - в витрине неба нет.... На счет двигателей - мои эксперименты с окраской продолжаются! Буду стараться - спасибо за замечания! Ну потому, что по тем чертежам, что были в процессе разработки зд-модели получалось нечто, вообще не похожее на оригинал. А когда полетел первый образец, по фото исправлялось то, что можно было оперативно исправить. Согласен - но все равно - жаль. А про декали я не знал - спасибо! |
w33zing в 05.06.2013 - 00:29 Обязательно надо тренироваться с углублением и выделением расшивки. Без этого получается лишь пластиковая игрушка. Ну а по части сопел - тамиевские пудренницы. У меня 4 разных.
По поводу дисков, сначала окрашивается сердцевина нужным цветом, а потом делается из патафикса аккуратный шарик и приклеивается чётко по границе диска. Далее красится шина. Ну и не забыть её слегка "спустить" напильником, или горячим ножом. |
James в 05.06.2013 - 00:47 w33zing, расшивку я изначально не хотел делать очень темной - самолет то новый, но потом она оказалась возможно и в самом деле слишком светлой... но мне понравился именно этот вариант и делать темнее я не стал. Следующий ПАК-ФА буду делать уже иначе. Зацепила меня эта машина, так что буду ждать когда появится полноценная модель самолета.
А на счет дисков - советы интересные, спасибо. Я их раньше вообще всегда красил кисточкой - а тут видимо с масками не очень угадал, хотя и резал циркулем... |
w33zing в 05.06.2013 - 10:06 Попробуйте выделять расшивку контрастно, только не толстыми линиями, а тонкими и полупрозрачными. Модель сразу станет живее и ближе к реальности.
Клеить маски на диски далеко не всегда получается удачно, просто потому что у колесного диска сложный рельеф и маска обязательно где-нибудь отвалится. Мне дали хороший совет - прежде чем красить вторым цветом, надо пройтись по всем краям маски предыдущим, как-бы задувая краску под маску, а красить новым уже наоборот от маски, тогда не будет поддувов. |
sivic в 05.06.2013 - 20:20 James
как ни странно, модель понравилась. Да, практически изкоробочная. И есть огрехи. Но в общем-то смотрится хорошо и правдоподобно. По части расшивки поддержу Вас: выделена в меру. Интеллигентно так. И глаз не режет, рассекая всю поверхность самолёта на геометрические фигуры, и в то же время видно, что она есть, и самолёт получается не "замыленный". Хороший баланс. За статью критиковать не буду, а скажу Спасибо! Потому-что наглядно даёт понять, что даже из такой далёкой от совершенства модели может получиться вполне правдоподобно выглядящий модельный Т-50, причём, без особых "перепилов". Желаю дальнейшего развития и успехов! |
Oleg83tt в 05.06.2013 - 23:36 Тема: Звезда 1/72 ПАК-ФА - предостережение и демонстрация Птаха знатная вышла... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В общем, самое главное - не бояться геометрии. В этот раз у Звезды, к сожалению, не получилось... а учитывая, какие замечательные модели они сделали до и после ПАК-ФА - становится не понятно почему все так вышло...
SVova
Декали - Бегемот - в оригинале нет пунктира и бОльшей части технических обозначений. Так что декаль - обязательное приобретение. У того же Revell декаль много хуже бегемотовской.
Про геометрию - мои модели были куплены - одна в конце прошлого года, вторая - после неудачи в первый раз - в этом году. Может быть беда с последними отливками и раньше было лучше?
orange_orange
Я просто не считал, что моя статья вызовет такой резонанс - в первую очередь хотелось обратить внимание уважаемых коллег на вероятные трудности, с которыми пришлось столкнуться мне при сборке и еще раз поднять тему этого интересного самолета.
На форуме есть куда более детализированные и продуманные с геометрической точки зрения модели самолета (кстати рекомендую обратить внимание на травление - оно сильно улучшает вид модели, особенно стойки шасси) - я всего лишь показал как может выглядеть модель "изкоробки" в корректной покраске (Revell, конечно, вышел позже, но все таки - их попадание в цвет просто замечательное) - смешивание цветов было почти один в один с инструкцией - мне лишь показалось что их основной серо-синий оттенок немного бледный. Я его делал темнее.
Если будут вопросы по сборке или покраске - всех приглашаю, например, сюда: , в теме уже собралось много комментариев и интересных замечаний.