Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Здравствуйте, уважаемые коллеги по увлечению и все им сочувствующие! Несколько лет назад в одном из номеров журнала М-хобби я увидел замечательную статью Г. Касяненко о постройке модели Харрикейна от АРК Моделс, и подумалось мне, что это неплохая модель для отдыха от запилов, тренировки окраски и так далее… Детская наивность! Эта статья – о безумном поступке, о битве между человеком и моделью, о выдержке, терпении, дружбе, о поражениях и победах.
Каждый из нас когда-нибудь совершал глупые и безумные поступки – и у вас таких примеров, наверное, будет больше, чем у меня. Многие эти глупости совершаются по незнанию, и моя история началась точно так же. В одном из номеров журнала М-хобби, кажется, датированного 2009м годом, была опубликована замечательная статья Геннадия Касяненко о постройке модели Харрикейна от фирмы АРК моделс. И до того здорово вышел этот харрикейн, до того красиво расшит, покрашен и оттонирован, что невольно и мне захотелось заиметь себе такой же. К тому же, в этом же номере были и чертежи этого чуда, и я принял решение, опрометчивое и довольно неразумное – купить и собрать эту модель! Трудности меня не пугали, а вот заиметь на выходе красивую модель очень хотелось.
Ну-с, подумано-сделано, и вот тем же летом 2009го года модель лежит у меня в руках, и я с замиранием сердца открываю коробку… первое впечатление было очень двояким. С одной стороны – заваленные кромки, гнутые отливки, замыленные детали, невнятное остекление. С другой – местами деталировка очень неплоха, плюс отзыв мастера – модель-то стоящая, надо просто взять и сделать! Набравшись сил, я сел за работу. Зашпаклевал самые вопиющие утяжины на капоте, за кабиной, еще в паре мест, прорезал окошечки гильзосбросов в крыле, срезал старую нишу шасси – уж до того она была убогая, что я решил делать ее с нуля – должно же быть хоть что-то геройское в этой модели! Примерил кусочек доширачного пластика, вырезал по форме новую нишу, подклеил стенки, вырезал из литника бачок в нишу. И… и всё. Энтузиазм пропал, я осознал всю крамольность этой идеи. Полуобработанные запчасти отправились в коробку, а сама коробка – на полку, пылиться долгих три года…
И так-бы ей и лежать на своей полке, наводя ужас на соседние коробки, если-бы не было объявлено весной 2012го года одно событие – групбилд «Крылья Британской Империи». Чем не повод собрать долгострой, закрыть гештальт, так сказать? К тому же, изначально я хотел собрать еще одну модель – бомбардировщик Блэкберн Скуа, но с ним не повезло. Итак, узнав о предстоящем групбилде, я создал соответствующую тему, заявив о своих наполеоновских планах относительно Харрикейна, и взялся за работу. Достал пыльную коробку с верхней полки, открыл и осмотрел ее содержимое.
Как и прежде, набор внушал ужас и трепет своим исполнением. Обо всех его косяках я уже знал, и на тот момент решил: будем делать «изкоробку», с максимальными ручными доработками без всякого афтермаркета. Обязательно буду менять ниши шасси, ибо родные – вообще ни на что не похожи. Вооружившись разной проволокой, пластиком, клеями-шпаклевками, взялся за дело. В первую очередь сел за шпаклевание утяжин – этого добра на модели в избытке. Забегая вперед, скажу, что не все были вовремя обнаружены и устранены – самые обидные парные утяжины на подкилевом гребне остались. Но пока я об этом не знал, и с упоением шпаклевал патрубки.
На первом этапе самой большой работой было изготовление ниш шасси.
Параллельно склеил обтекатель водорадиатора под фюзеляжем – удивительно, между двумя деталями – ступенька почти в миллиметр! Ай да конструкторы…
Отложив подшпаклеванный и подшкуренный радиатор, сел за ниши. Вклеил кусочек пластика по оси симметрии, к нему - гнутую проволочку-трубопровод где-то миллиметра полтора диаметром. Самая большая проблема – изогнуть под нужным углом такой маленький и довольно жесткий отрезок, но плоскогубцы, мощный пинцет и такая-то мать решили эту проблему. Началось наполнение ниши всякими деталями, силовым набором и так далее. В этом здорово помогла книга The Hawker Hurricane Scale Aviation Modelling, в которой нашлись и фотки реальных машин, и схемы окраски по годам, и многое другое. Также в паре с ней смотрел волкараунд (книгу), тоже здорово помогла.
Параллельно со сборкой ниш начал еще два дела. Первое – доработка водорадиатора, в котором просверлил дырочку под монтаж хорошо заметной трубки с сеточкой.
На самом деле, это – мартышкин труд, ибо на харрикейнах модификации mk. IA никакой этой трубочки не было! Так что тут АРК моделс правы, а я совершил ошибку, как и до этого – Геннадий Касяненко, чью ошибку я скопировал. Что касается трубочки – ее свернул из жести от свечных гильз, а внутрь вклеил сеточку от чайных пакетиков и полоску пластика. Параллельно просверлил зашпаклеванные патрубки. После этого тщательно осмотрел кабину – трубы какие-то овальные, заваленные, приборы мутные… переделать! А раз начал делать шасси с нуля, то и весь кокпит можно с нуля запилить. Сказано-сделано. Натянул штук десять палочек из разогретых литников, откопал подарочный пластик (спасибо призам за статьи, на которые я взял чудесный пластик Эвергрин!), выбрал нужные толщины и диаметры, и принялся ваять, аки Микеланджело, ориентируясь на изкоробочную кабину и, конечно, фотографии.
Сформировав каркас кокпита, вернулся к нишам шасси. Сверяясь с фотками и изкоробочной деталью, сделал перемычки с замками – из трёх слоев доширакостирола общей толщиной в миллиметр, прорезая сверлом фигурные отверстия. По периметру насверлил маленьких отверстий, в которые вклеил тянутый литник-головки болтов, и чуть дальше – полоску-полочку. Сверившись с фотографиями, работой остался доволен и вклеил детали в нишу.
Попутно добавил пару деталей на внутреннюю поверхность низа центроплана – трубочку с двумя проводками, деталь в общем-то малозаметная, но для порядка она там быть должна.
Занялся маленькими проводками-трубками в передней части ниши - они идут от баллона к цилиндрам уборки стоек, и имеют два завитка. Вклеил один цилиндр и приклеил к нему такой проводок – вышло довольно симпатично, на мой взгляд.
Следующий элемент – длинные стержни-подпорки в нишах, уходящие своим одним концом куда-то в кокпит через верхнюю стенку ниш, а другим упирающиеся в перемычки, вклеенные ранее. Сперва прорезал окошечки под них, затем взял проволоку примерно 0.5 мм диаметром и, посмотрев на фотографии, обработал концы надфилем соответствующим образом, под вилку. Согнул из той же жести ответные вилки, затем спаял все это дело и вклеил в ниши. Выглядели они здорово.
Пришла пора примерять стойки шасси. Первый же взгляд на них ввел меня в состояние уныния – утяжины, смещение половинок – просто ужас! Так и напрашивается замена их на самодельные… но я не знал, из чего их сделать. Благо лежали у меня в запасе замечательные латунные трубочки от Lion Roar, диаметром 1,5 и 2 мм. Еще более замечательным было то, что они практически идеально подходят по диаметру к родным стойкам! Итак, стало ясно – стойки шасси будут самодельными, металлическими. Взялся за дело – вырезал трубочки нужной длины, ориентируясь на изкоробочные, вставил одну трубку в другую, запаял – вышло замечательно! Вдохновленный этим успехом, вырезал из остатков травла хомутики с ушками под тяги, подточил до нужного размера и припаял к стойкам, просверлил в ушках отверстия под тяги. Но и это еще не всё! Припаял оси для шасси (тем, кто возьмется идти по моему пути – делайте их почти перпендикулярно стойкам, я взял слишком большой угол), проточил в медицинских иголках 0,6мм надфилем отверстия под проволочки и вставил всю эту конструкцию в ушки. Теперь тяги стали подвижными! Припаял, обрезал в размер – и поставил насухую. К торцам стоек, уходящих в ниши, приклеил обрезанные с родных стоек крепления – единственная изкоробочная деталь в стойках. Приложил к нишам – неплохо!
В сами ниши вклеил несколько нужных деталей – полоску пластика к задней стенке, показывающую переход от задней к верхней стенке, просверлил в ней 2 окошечка, приклеил к потолку ниши две полоски пластика поменьше и 2 кусочка фольги с имитацией клепки. Вклеил второй цилиндр уборки шасси, провел проволочку-трубопровод к нему. Настала пора приклеивать самодельную нишу к низу центроплана. Клеил в несколько этапов, обильно проливая клеем и фиксируя самые трудные места сперва на суперклей. Большие щели также заливал суперклеем. Но вот, работа позади – и ниша вклеена.
С облегчением выдохнув и оглядев успешно завершенный этап строительства ниш и стоек, я занялся следующей большой работой – самодельным кокпитом. На тот момент пришло осознание того, что изкоробочные колеса я точно ставить не буду – как можно на такие красивые стоечки лепить это убожество?.. С помощью друзей нашел уважаемого производителя шикарных смоляных колес Экипаж и сделал заказ. Уже через две недели я держал в руках благословенный пакетик с филигранно выполненными смоляными дисками и резиновыми пневматиками – единственный афтермаркет, примененный в модели, и действительно достойное украшение этой птички. Впрочем, вернемся к кабине. Борта кокпита были совершенно лысыми, и пришлось наполнять эту пустоту содержанием. Попутно глядя на родную деталь, сделал щиток с маховичком и еще несколько деталей на левую часть ферменного набора.
По мере обрастания деталями, приходило какое-то уныние, ощущение рутинной работы. Тем не менее, кабина становилась красивее, и почти доделав левый борт, отвлекся и посмотрел на результаты – они, конечно, не были профессиональными, но тем не менее, радовали глаз. Все было самодельным, и в той или иной степени отражало истину. Сделал два маленьких фонарика на кронштейнах на левый борт из литничка и жести, щиток и что-то вроде магнето – углубление в кругляше из литника сделал с помощью сверла. Система такая: сперва засверливаем неглубокое углубление, потом осторожно капаем туда супержидкий клей, и когда пластик уже начинает застывать, уже не липнет ко всему, но и еще не схватился – аккуратно продавливаем ровное углубление торцом хвостовика того же сверла. Выходит неплохо. Всяческие жгуты, проводка к приборам – тонкая проволока, суперклей, сверло 0.2 мм и много терпения.
Заскучав за кабиной, вспомнил про собранный центроплан с нишами – к ним пора было клеить консоли крыла. Само крыло – та еще песня. Половинки склеиваются неплохо, но вот толщина кромок – тихий ужас. Сперва долго и усердно выводил задние кромки склеенных консолей, и уже потом, вклеив внутрь распорки, чтобы крыло не продавливалось и не гуляло, пристыковал - по иному и не скажешь – консоли к центроплану. Выравнивал стык по нижней кромке, и то – поведенные детали наводили на мысль о диком ужасе, ибо везде были ступеньки, щели, и так далее. Клеил сперва на суперклей, потом – супержидкий акан, и уже после того, как он схватился – всё густо-густо заливал тамиевской жидкой шпаклевкой-грунтовкой из стеклянной банки.
После этого вернулся к деталировке кокпита – доделал несколько приборов на левой половинке, добавил проволочек, начал делать правый борт – кармашки, две таблички на двери, мелкие детали. Кресло со штурвалом оставил родные – вышли они очень неплохо, стоит признать это. Правда, в стойке штурвала прорезал отверстия, которые там должны быть – деталь отлита сплошной и глухой, как доска.
Попутно озаботился изготовлением приборной панели – с этим у меня вечная беда. Изкоробочная, ясно дело, не подходила – решил делать новую. Вырезал детальку, просверлил отверстия под приборы, сравнил – вроде бы похоже.
Но потом наметил себе новую панель, нарисовал на ней приборы, положил сверху еще один слой пластика с уже просверленными дырками, и на этом успокоился.
Продолжил оформлять кабинет – занялся доработкой правой половинки ферменной конструкции, добавил рычажки, проводку и так далее. Попутно и облагородил левую часть.
После этого склеил все вместе, загрунтовал и покрасил эмалями Тамия. Немного промахнулся с цветом – вместо английского зеленого интерьерного взял XF-5, который больше идет для американских кокпитов, и покрасил все им. Как оказалось, неверно… но что сделано, то сделано. Ремешки на кресло – тамиевский скотч (использовал впервые), покрашенный и простроченный черной темперой.
После этого занялся вживлением получившегося кокпита в фюзеляж. Фюзеляж же склеивался с большим трудом и, что называется, со скрипом. Главный его косяк – смещенный влево киль – врожденный дефект пресс-формы. Исправить его непросто, а на тот момент я вообще об этом не думал. Тем безумцам, кто захочет сделать эту модель, советую отрезать киль напрочь, склеить фюзеляж, просверлить отверстия по оси симметрии и вклеить киль на металлических штифтах. Есть и другие способы, но мне на ум идет только этот. Клеить начинал с хвоста – прижал половинки большой прищепкой, пролил сверхжидким клеем – подождал. Фюзеляж сперва сажал на суперклей, подклеивая литник для большей площади склеивания, а сверху проливал супержидким клеем. Половинки очень не хотели сходиться, норовили расползтись, благо суперклей и недавно приобретенный активатор здорово способствовали укрощению этого норовистого бревна. К слову о бревнах… говорят, плохая модель – это дрова. Так вот, на мой взгляд, эта модель – не просто дрова. Дрова хотя бы немного обработаны. Тут же имеем дело с натуральным бревном, толстокорым и упрямым. Ну да ничего, глаза боятся – а руки делают. Склеил худо-бедно фюзеляж, залив изнутри швы толстым слоем суперклея, снаружи заполнил щели той же тамиевской шпаклевкой. Когда все это дело подсохло, начал имплантировать в нашего буратину кокпит. Приборка и кокпит никак не хотели лезть в узкий просвет, пришлось ставить внутрь распорку из обрезанной зубочистки – чуть расширил обводы, но зато кокпит влез нормально. Приклеил, закрепил зубочистку тем же суперклеем, и для полноты картины склеил фюзеляж и крыло. Вот и планер готов!
Но на самом деле это было лишь половиной работы, и теперь начиналось долгое и нудное выведение стыков, шпаклевание щелей, приведение поверхности в более-менее божеский вид. На зализах стык между центропланом и фюзеляжем был такой большой, что пришлось сперва вклеивать пластик и заполнять суперклеем, и только потом шпаклевать, потом – грунтовка, и «шкурные работы».
Стоит упомянуть об инструментах, которыми производил все работы. В основном это были мягкие поролоновые палочки из женских магазинов, стеклянные пилки для ногтей – для прямых ровных поверхностей, а для поверхностей с радиусом – разогнутый пинцет с приклеенной между губками полоской шкурки. Кое-где пришлось шлифовать и свернутой полоской шлифовальной бумаги зернистостью порядка 1500-2000. Шли в ход и ватные палочки, смоченные в тамиевском растворителе для шпаклевки – он не ест пластик, что очень удобно.
В процессе обработки приклеил стабилизаторы, также зашпаклевав стыки, подкилевой гребень (встал очень ровно, на удивление), панель под капотом, и многое другое. В общем, все самые крупные детали планера уже были приклеены, кое-где восстановил мелочевку навроде выштамповок на лентах крепления консолей. В носовую часть вклеил деталь со срезанным валом винта – вместо него вклеил трубку 2 мм, в которую замечательно входил вал 1,5 мм, приклеенный к коку винта. Лопасти тоже шпаклевал и шкурил, истончая кромки. В общем, всему самолету досталось, всего пошкурил…
Когда совесть договорилась с ленью и я заключил, что достаточно хорошо вывел поверхность и стыки деталей на планере, принял еще одно решение, реализованное и в статье М-хобби – клёпка. Благо был чертеж, и ориентируясь на восстановленную местами расшивку (резал самодельным штихелем, переточенным из обломка мед.пинцета) и родные стыки панелей, начал накатывать заклепки самодельной клепалкой из колесика от часов. Первый вариант колесика с мелким шагом быстро вышел из строя – да и линии клепок были кривоваты, посему вооружившись гравером переточил еще одно более толстое колесико, насадил на болтик от циркуля, вписанный в еще один пинцет с отверстием, и принялся накатывать новые клепки прямо по пластику. Также восстановил клепку на нижней части капота, равно как и головки винтов.
Головки винтов делал с помощью сточенной иголки от шприца разных диаметров, кое-где пришлось накалывать иголкой ряды заклепок, куда не мог подлезть каталкой. К слову о сточенных иголках – брал новую, и стачивал кончик не до ровного цилиндра на торце, а с небольшой канавкой на боку – то есть, кончик иглы как бы спилен, но не до конца. Края оставшейся полукруглой выемки впиваются в пластик наподобие резака, улучшая нарезание головки винта. Расшивал и расклепывал модель впервые. Сперва рисовал линии заклепок карандашом, потом – приклеивал полоски тамиевского скотча и по самому краешку катал колесиком. К тому моменту приклеил уже и обтекатель водорадиатора, накатав клепку и на нем. Под совком сделал имитацию четырех тяг, идущих к нему – если смотреть снизу, они неплохо просматриваются, и это добавляет копийности. Вся модель была уже разбита на сборочные единицы для финальной сборки: винт, руль, планер, стойки с колесами, фонарь, мелкие детали. Составил список сборочных единиц и, особенно, мелочей – какую когда приклеивать и на каком этапе красить. Планирование – штука важная и очень удобная. И всё это вместе выглядело уже более-менее удобоваримо.
Пришла пора грунтовать модель.
Покрыв модель грунтом, начал готовиться к окраске. Осталось лишь несколько подготовительных этапов – маскировка фонаря, изготовление АНО и посадочных фар. И еще одно лирическое отступление – а коли вся моя статья наполнена ими, еще одно не будет заметно – всю постройку мне помогали замечательные люди: Андрей avcooper и Олег Матвеев (omega). И в этот раз, когда встал вопрос – делать АНО из прозрачного литника, или просто покрасить законцовки, поддержали и помогли советом эти замечательные люди. Также дядя Олег и уважаемый foxbot помогли с выбором камуфляжной схемы, цветов и прототипа. За что им огромное спасибо.
АНО выточил из прозрачного литника от тамиевского тандерболта – вырезал кусок литника, сточил один бок, примерил, засверлил лампочку, капнул акрилового цветного лака – приклеил на место, и выждав, очень аккуратно принялся снимать лишний пластик. После того, как форма заготовке была придана (ножом и стеклянной палочкой), выводил поверхность мелкой шкуркой и полиролями тамия.
Еще одна нужная мелочь – прицел – сделал из пластика, отрезка проволоки, остатков тонкого травления (которое идет уже на второй по счету прицел) и прозрачной пленки.
Закрыв АНО скотчем, а кабину – ваткой и блу-таком, замаскировал фонарь клейкой массой «Секунда» (аналог блу-така) и тамийским же скотчем, закрыл маской кок винта.
Всё было готово, можно начинать красить.
Сперва нанес прешейдинг черным акрилом.
Положил маски на нижнюю поверхность крыла, ибо по плану красить должен был от светлого к темному, все по фэн-шую. Нижнюю поверхность самолета задул имеющимся в наличии небесным Sky акрилом Тамия, постаравшись нанести полупрозрачный слой, дабы сохранить замечательный эффект прешейдинга.
Затем – маскировка нижней поверхности, окрашенной небесным, дабы не допустить случайных капелек и прочих косяков. Особого внимания потребовала маскировка мелких деталей, ниши и всяческих воздухозаборников, в чем мне опять здорово помог блу-так.
После этого намешал подсказанный foxbot-ом темно-зеленый и принялся за нанесение камуфляжных пятен. Края пятен наметил карандашиком и аккуратно задул аэрографом, краска – опять-таки тамиевский акрил с добавкой глянцевого лака. Попутно покрасил фонарь и кок винта в белый и красный.
После этого выложил края камуфляжных пятен колбасками клейкой массы «секунда», промежутки закрыл тамийским скотчем. Колбаски наклеивал прямо по камуфляжному цвету, дабы на границе цветов не было видно цвета грунтовки.
Далее – выбор коричневого цвета. Тут была целая эпопея… нужных красок в наличии не было даже для намешивания, пришлось выдумывать свою ядерную смесь. В итоге смешал четыре краски в разных комбинациях, сделал пробные выкраски, предъявил публике. Несколько раз пришлось менять комбинацию цветов, пока не нашел нужное сочетание. Уважаемые Foxbot и Omega подтвердили правильность моих попыток, и итоговый вариант был утвержден.
Самолет стал нежно-шоколадным и довольно аппетитным, хотя на тот момент, конечно же, я не был удовлетворен проделанной работой. Предстояло снять маски и засвидетельствовать полученный результат. И, могу сказать, результат был лучше, чем я о нем думал. Правда, местами остались непрокрасы, которые я потом точечно исправлял, но в итоге получилось то, что нужно.
После удаления колбасок на местах их нанесения остались странные темные следы, и я было забеспокоился, но как потом Omega, это так называемый эффект псевдолакировки, и угрозы особой не представляет. Итак, остался последний слой краски – черный на половине крыла снизу, и закрыв оставшиеся части маской, нанес черный акрил Тамия.
После этого снял маски и покрыл модель полуглянцевым акриловым лаком тамия, и взялся за декали. Тут сразу возникла небольшая проблема. Бегемотовские декали очень тонкие и чуткие к спецсоставам, и потому от микро сета и сола их нещадно морщило, а приварить после высыхания морщинок уже не выходило. Таким образом я успел запортачить кокарду на правой верхней плоскости. Чуть не плача кинулся за помощью на форум, где добрые друзья дали много дельных советов. И я попросил помощи у многоуважаемого «человека и бегемота» - Андрея Коткова. Он отреагировал на мою просьбу спокойно (видно, что я не первый, кто задает ему глупые вопросы, позор мне), и сказал, как нужно обращаться с его чудесными декалями. Итак, инструкция:
Вот такой рецепт, надеюсь, он пригодится новичкам и избавит их от лишних вопросов, позволяя насладиться работой с замечательными бегемотовскими декалями.
Еще один момент – снизу на фюзеляже прямо за водорадиатором у моего бревна есть лампа, ее красил в 2 этапа: сперва металликом Алклад, а потом – прекрасным акриловым оранжевым лаком тамия. Вышло, на мой взгляд, изумительно. С горем пополам доделав декальную работу, принялся за два узких момента работы: восстановление попорченной кокарды и накрашивание желтого ободка вокруг кокарды на нижней плоскости. Сложность в том, что это все – ровные круги, и сделать их вручную, без специнструмента – задача непростая. К счастью, специнструмент у меня был – замечательный циркульный резак олфа. Сперва – простое, вырезал на сложенных вместе двух полосках скотча круг диаметром чуть больше кокарды на нижней плоскости, приклеил на крыло, задул желтым – после этого снял маску и спокойно нанес декаль. Вышло замечательно.
Второе – кокарда сверху. Она у нас двухцветная – красный и темно-синий. Вырезав круг нужного диаметра, приклеил маску, внутрь нее накрасил сперва белым (под красный, обязательное условие), после – красным. Затем вырезал маленькую круглую масочку на красную часть, аккуратно отцентровал её и занялся темно-синим. Для этого использовал тамиевскую синюю глянцевую эмаль с добавкой черного – вышло достаточно аутентично для намешивания на глазок. Накрасив последний цвет, подождал высыхания, снял маску, сравнил с декалью на левой плоскости – вышло неплохо!
Беды с декалью продолжались и после. Запортачил хвостовой триколор, но там было проще – наклеил маску из стикера и тамийского скотча, покрасил синим, где нужно – белым. Что получилось, то получилось.
Далее – окраска патрубков. Предварительно зашпаклеванные, вышлифованные и засверленные патрубки были окрашены тамиевской эмалью XF-56, вымочены в акановском аквапигменте «молодая ржавчина» и припудрены коричневыми пигментами МИГ на фиксаторе.
Покрыл планер глянцевым лаком и начал готовиться к смывке.
Сперва решил попробовать миговскую нейтральную смывку на левой плоскости – на мой взгляд, получилось слишком уж светло и субтильно.
Намешал собственную смывку из нескольких оттенков масляной краски – черный, коричневый, немного зеленого.
После всех разнообразных экспериментов, наконец, пришел к какой-то диной системе тонировки, более-менее устроившей своим результатом. На черном смывку делал серым, на остальной поверхности – смесью, указанной выше.
Во время смывки установил на руль направления замечательную лампочку от фирмы Эльф – правда, это следовало бы сделать после финишного лака, но теперь буду знать. Также покрасил стойки и диски шасси алюминием от Алклад. Подсобрал все самые крупные детали и поставил насухую. Выглядело не очень – костыля нет, фонарь (убогий, кривой изкоробочный фонарь), искупанный в футуре, нелепо топорщился, винт косил. Тем не менее, модель выглядела как самолет, а не как то убогое бревно, каким она была сначала. Еще подкрасив более светлыми цветами пятна, нанес подтеки маслом (марс коричневый) и начал монтаж мелких деталей. Начал с шасси, затем – трубка Пито, хвостовое колесо, патрубки, руль направления на штифтах.
Далее – натяжка антенны. Антенную мачту должным образом доработал, вживив в неё жесткую проволочку, а в выведенном на верхнем стыке половинок фюзеляжа шве, состоящем теперь уже по большей части из шпаклевки, аккуратно просверлил посадочное отверстие под антенну и лампочку. Вклеил мачту, прорезал в посадочных местах канавки под антенну, и натянул шикарную нить от Хобби-плюс – использовал второй раз в жизни, лучше штуки я не видел! Зафиксировал кончики суперклеем, отвел еще один хвостик рядом с мачтой вниз – он никак не хотел приклеиваться к фюзеляжу, поэтому капнул слишком много клея, вышло некрасиво, да еще и подкрашивать пришлось. Тогда же вклеил прицел и подогнанный фонарь кабины, зеркало сверху, мушку на капот, вырезанную из остатков травления (родная излишне толста), подножку, стеклышко на нижний огонь, и покрыл модель эмалевым полуматовым лаком.
После этого снял все маски, вклеил восхитительную белую лампочку перед антенной мачтой, накрасил акановским акрилом «черная резина – новая» дорожки на зализах, положил обтекатели посадочных фар из обычного упаковочного скотча, подкрасил некоторые места, и начал готовиться к фотосессии.
Фотографировал на новый фотоаппарат Nikon D3100 18-105VR на макросъемке. Конечно, до маститых фотографов мне ой как далеко, но по сравнению с прошлыми фотосессиями, считаю, качество немножко улучшилось. Фотографировал при искусственном освещении (1 лампа холодного света на 16 Вт, 1 лампа дневного света на 30 вт), на фоне матовых листов А1. Вся обработка в фотошопе свелась только к подрезке фотографии, балансе белого и добавлении контраста. Ну, а что получилось – судить вам, уважаемые коллеги.
Конечно, о многих моментах я не упомянул, ибо всего и не упомнишь, как то – подрезка декалей с заводскими номерами по фотографиям и их последующая наклейка, окраска, расклепка и тонировка щитков шасси, и многое другое. Но все это видно на фотографиях – уважаемые коллеги все могут увидеть на них. К слову, в Групбилде модель взяла приз зрительских симпатий, что можно считать свидетельством удачной работы, проведенной над этой весьма непростой моделью.
Ну и в качестве итога хочу сказать о том, что еще помимо удовлетворения и готовой модели дала мне эта постройка. Во время групбилда я познакомился и подружился со многими замечательными людьми, моделистами, дававшими дельные советы, помогавшими и подсказывавшими в трудную минуту, и думаю, в этом и есть душа моделизма – весь вкус нашего занятия проявляется в коллективе, в дружеской и деятельной творческой атмосфере. Я безмерно благодарен организаторам за то, что благодаря этому групбилду я смог почувствовать весь вкус нашего хобби. И, конечно, мои благодарности людям, без которых эта модель не получилась бы такой, какая она есть: дяде Олегу Omega, Андрею Avcooper, foxbot-у, Dr. Pirogov, Максиму Былкину, и другим коллегам, проявившим интерес к моей стройке. Спасибо вам всем большое!
За сим откланяюсь, с уважением ко всем коллегам, Михаил Беляев.
Shinji в 01.11.2012 - 18:06 freeman да, глаз замылился) Учту на будущее, спасибо)) Ммм, я пока хочу отдохнуть от авиации) посижу пособираю ЗиС-3 и Су-122 в 48м, отдохну немножко. Но до конца года надо еще доделать Як-3 звездовский в 72м - завис на покраске. Потом - доделать хоббибоссовский хеллкэт - тоже та еще коряга х) Но скорее всего в ближайшие полгода сяду за Як-3 от Звезды в 48м, и за мессер в 48м от неё же.) А если из прям запилов-запилов... либо это будет Skua в 48м от Спешл Хобби, либо таки возьмусь за ЛАГГ-3 с полным фаршем от айсиэм. Но пока морально к этому не готов)) |
avcooper в 01.11.2012 - 20:32 У тебя тоже замечательный Ураган вышел)) До Сушки еще не добрался, но тоже посмотрю -судя по отзывам, модель шикарная) Ну, вроде ничего такой вышел. Твой красивее. С Су-34 я провозился почти 2 года. :shock: С перерывами, конечно.
А на счет победы, чего ты так? Достойная модель! :wink: |
Shinji в 01.11.2012 - 20:36 avcooper модель-то может и достойная... но ты в голосовалку смотрел? :wink: Вот то-то и оно... |
Ares в 31.12.2012 - 13:39 Тема: ARK Models 1/48 Hawker Hurricane Mk.IA - Летающее бревно Огромный обьем работы, прекрасная статья, отличная модель! Поздравляю с окончанием и наступающим Новым годом! + |
tsilinchuk в 01.01.2013 - 00:13 Тема: ARK Models 1/48 Hawker Hurricane Mk.I...(#5916) - обсуждение Красивая модель в итоге, приятно посмотреть. |
omega в 01.01.2013 - 00:23 Толковая статья, Миша. Такая же тщательная, как и модель.
С уважением - Олег. |
Shinji в 02.01.2013 - 09:11 Ares, tsilinchuk, omega спасибо за отзывы, уважаемые коллеги! Постарался описать всё, что вспомнил) Наверное, великовата получилась по объему, ну а что поделать... 10 страниц) В следующий раз буду более сдержанным. |
Карабас-Барабас в 02.01.2013 - 22:15 Тема: ARK Models 1/48 Hawker Hurricane Mk.I...(#5916) - обсуждение Пора вводить номинацию лучший "запил"! А главное прекрасная работа по постройке дополнена отличной покраской! И статья достойная, здесь краткостью не обойтись. Единственное название. Немножко оно обидное для замечательного трудяги Харрикейна, не он же бревно, а набор! |
Usatiymen в 09.01.2013 - 15:35 Тема: ARK Models 1/48 Hawker Hurricane Mk.I...(#5916) - обсуждение Отлично все получилось. Доработки внушают! Класс! |
avcooper в 11.01.2013 - 02:16 Тема: ARK Models 1/48 Hawker Hurricane Mk.I...(#5916) - обсуждение Миша, Привет! Молодец, добротную статью по борьбе со сложной моделью написал! Это называется "Как это было". ))) Благодаря сборке и пересечению интересов мы подружились. Удачи в новых проектах! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|