Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80

Несмотря на то, что этот итальянский штурмовик-пикирующий бомбардировщик безнадежно устарел к началу Второй Мировой войны, он все равно ограниченно применялся во время боев в Северной Африке, и при этом достиг определенных успехов. Речь идет об одном из немногих итальянских штурмовиков - Breda Ba.65 A80 и его воплощении в виде модели в масштабе 1/72 чешской фирмы AZ-Models.

Во второй мировой войне в Италии было всего несколько специализированных (если так можно сказать в их отношении) самолетов-штурмовиков: Caproni AP1, Breda Ba.64, Breda Ba.65, Breda Ba.88 и Savoia-Marchetti SM.89. Первые два уже к началу войны были совсем устаревшими, третий, Breda Ba.65, был разработан еще в 1935 году и тоже уже устарел. Но тем не менее он активно использовался в Северной Африке, причем достаточно успешно. Breda Ba.88 и Savoia-Marchetti SM.89 так и не стали широко распространенными.

Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Относительно недавно в мои руки наконец-то попала модель этого самолета в масштабе 1:72 от AZ-models. Хотелось бы представить ее обзор, так как в данном масштабе она, по сути, безальтернативна, да и на сайте производителя находится в статусе «распродажи остатков» («Low stock»). AZ-models производит две модели этого самолета, которые отличаются только декалью и коробкой. У меня есть модель № AZ 7254 «Breda Ba 65 A 80 In Africa», так же они производят набор под номером AZ 7255 «Breda Ba 65 A 80 In Spain». На сайте присутствует и третий вариант, двухместный Breda Ba.65 A80 с турелью и декалями на ВВС Ирака начала 1940-х, но его выпуск вроде отменен (статус «Discontinued»).
Коробка модели выполнена из плотного ламинированного картона, на задней стороне представлены варианты окраски, для 7254 – это два варианта из Северной Африки в 1940 году, для 7255 – один испанский периода гражданской войны и один итальянский довоенный варианты. Кроме коробки вариантов окраски больше нет нигде. Цвета камуфляжа приведены в виде стандартов итальянских ВВС, нет привязки к производителям красок. На цвет не стоит сильно ориентироваться, лучше посмотреть оттенки в специализированных печатных изданиях или ресурсах интернета. Рисунки на передней стороне коробок представляют собой эскизы с реальных фотографий. Надписи на коробке сделаны только на английском и японском языках.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
В коробке находятся один литник из серого пластика, выполненый по технологии ЛНД, пластинка фототравления, пакетик смоляных деталей, фонарь, инструкция и декаль.
Основной полистирольный литник, несмотря на технологию, сделан очень хорошо. Проработка поверхности на высоком уровне, стыкуемость также очень хорошая. Полистирол достаточно мягкий, хорошо обрабатывается и склеивается. На крыле воспроизведены рояльные петли крышек пулеметных отсеков. Поверхность крыла и фюзеляжа матовая.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Есть, правда, следы от толкателей в самых неожиданных местах, например, на задней кромке крыла…
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
В смоле отлиты капот двигателя, собственно двигатель, выхлопной коллектор и колеса основных шасси. На фоне очень хорошей проработки полистирольных деталей смола приводит мягко говоря в шок. Непроливы, наплывы, каверны… Выхлопной коллектор даже без намека на отверстия. Уж лучше бы они сделали эти детали из пластика. Хоть и говорят, что смола позволяет лучше проработать деталировку, но к данному случаю это не имеет никакого отношения...
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Фототравление для набора сделано фирмой Эдуард, и сделано на высоком уровне, но абсолютно бесполезно… В наборе даны толкатели клапанов двигателей, естественно плоские, а не круглые, приборная доска и пленка для нее (похожи на истинные, но вот приборная доска оригинала была не плоская, а состояла из трех сегментов, соединенных под углом, на травлении этот момент не предусмотрен), привязные ремни (тоже похожи, но как их правильно собрать из инструкции не совсем понятно, надо руководствоваться фотографиями), ферма бомбодержателей в закабинном отсеке (вообще-то она была из труб, соответственно, деталь также не сильно пригодится), узлы навески и приводы элеронов и посадочных щитков (похожи на себя), кое что для кабины (педали, подставки для ног – все в ведро, абсолютно не похожи) и самая странная деталь – якобы подкосы стабилизатора, на самом деле являющиеся растяжками, а вот профилированного подкоса (по типу Bf-109E) в наборе нет вообще.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Фонарь представлен в виде вакуумформованной детали, достаточно прозрачной, на всякий случай дано 2 экземпляра.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Небольшой листик декали неплохого качества, с достаточно тонким лаковым слоем. Для моей модели представлены варианты 159-14 лейтенанта (teniente) Адриано Висконти из 50-го Stormo Assalto (Штурмового авиаполка) и 159-17 с авиабазы Бенгази.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Инструкция в виде буклета А5, 4 страницы. Все написано на английском языке. Отображены расположение деталей на литниках, комплектность и основные этапы сборки. Вот к ним много вопросов, при сборке лучше полагаться на свой опыт и фото, так как места приклейки некоторых деталей отображены неоднозначно...
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Из литературы по герою нашего повествования можно припомнить HPM (номер не знаю, попадались только чертежи) и Ali D’Italia №7, целиком ему посвященный. В последнем есть достаточно много фото, чертежи 1:48 и 1:72, рентген-схемы – в принципе, для среднего моделиста этого будет достаточно.
Я отмасштабировал чертежи и попробовал вложить в них модель. Результаты очень хорошие. Для точного соответствия необходимо уменьшить хорду стабилизатора примерно на 0,8 мм, увеличить примерно на 1 мм высоту киля и откорректировать его (киля) форму, а также нарастить триммер. На крыле воспроизведена особенность некоторых итальянских самолетов – разные по размаху консоли. Разница на реальном самолете составляла 100 мм, что в 1:72 составляет 1,4 мм, примерно как на модели. Форму крыла также необходимо немного откорректироватькак и форму его зализов.
Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
К недостаткам модели стоит отнести проработку кабины, ее проще сделать заново, используя только приборную доску (после доработки), полное отсутствие подвесного вооружения (в Африке они использовались для бомбометания с пикирования в основном с подвеской пары бомб под крылом), плохую проработку встроенного вооружения. Крупнокалиберные Бреда-Сафат есть, но их лучше поменять на сделанные, например, из пары игл от шприцев, вставленных одна в другую. Перфорация на кожухах стволов на них была очень мелкая. В принципе, можно использовать и точеные стволы Браунинг М2 от польского «Мастера», они больше похожи, чем то, что есть в наборе, хотя и не совсем достоверно будут смотреться. Пулеметы винтовочного калибра на модели отсутствуют и нигде, кроме коробки, не обозначены. Кстати, на некоторых фото видны светлые (серебристые?) стволы пулеметов, это скорее всего чехлы, предохраняющие ствол от засорения при взлете и полете на малой высоте до момента открытия огня.
Из данной модели можно сделать и более раннюю модификацию Ba.65 K14, для чего необходимо переделать капот (другие обтекатели цилиндров и их расположение), винт, сделать его кок, маслорадиатор (можно свить из медноц проволоки), деталировку шасси, оперение (в основном, расшивка), ну и отследить деталировку по чертежам и фотографиям. Также понадобится сделать новый фонарь. При большом желании можно сделать и некоторые двухместные модификации, но тут работы по деталировке будет много.
В целом, модель производит положительное впечатление, если бы не смоляные детали и сравнение фототравления с чертежами и фотографиями…
Вот такой вот, вкратце, обзор, кроме AZ-models его в данном масштабе производили RAREPlane (вакуумформованная) и неизвестная мне компания La Cucaracha (Испания?), низкокачественный ЛНД (фото литников приведено в Ali D'Italia), так что по сути данная модель - единственная доступная и изготовленная с приемлемым качеством.

При написании обзора использовал в основном Ali D’Italia №7 Breda Ba 65, а также чертежи из HPM и фото, найденные на просторах интернета.

P.S. Дополнения и комментарии приветствуются...

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Morgys в 05.07.2011 - 20:07

нет даже намека на панель,закрывающую место под турель сзади.
А он точно должен быть? )))
Судя по фото и чертежам - да. А у спешалов там совершенно гладкое место.
organic в 05.07.2011 - 20:57
Панель есть, практически все одноместные, отметившиеся в Африке, были переделаны из двухместных. А вот специализированные штурмовики Италии можно перечислить по пальцам, если не брать во внимание Ba.88 и Ca.314, они все же бомбардировщики, да и SM.89 не совсем штурмовик.
organic в 07.07.2011 - 15:21
Из дополнений недостатков модели: винт в диаметре на 10 мм(!) меньше, чем должен быть, повеселило...
По остеклению. В принципе, можно и оставить, нарушены пропорции переднего стекла (оно шире примерно на 0,8 мм), от этого идет нарушение всех остальных передних стекол.
sw(ws) в 10.07.2011 - 18:41
Добрый день!

Несколько замечаний по поводу статьи.

Ба-65 был все-таки штурмовиком (assalto), а не пикировщиком (tuffatori) как, например, SM-85, SM-86. Одним из вариантов его боевого применения были использование с пологого (до 35гр.) пикирования, при котором сохранялась возможность использования внутренней подвески бомб. Поэтому внутренние бомбодержатели в Африке сохранялись и использовались по назначению.
Итальянцы проводили эксперименты по превращению Ба-65 в полноценный пикировщик, и для этой цели оснащали его тормозными решетками, однако дальше проб дело не пошло. Справедливости ради необходимо отметить, что есть упоминания о применении Ба-65 во время ГВИ с отвесного пикирования вплоть до 80гр., что, однако, не было массовым явлением. Ил-4 тоже пытались научить бомбить с пикирования :smile:
В качестве курьеза – пикировщиком Ба-65 не был, а вот побывать истребителем ему пришлось: во время ГВИ на нем пытались перехватывать СБ, и, якобы, один раз это даже удалось :smile:

Что же касается вопроса о наличии/отсутствии остекления снизу – вопрос спорный. Есть как минимум одно фото, на котором изображен одноместный Ба-65 А80, на котором точно сохранялось нижнее остекление. Однако это фото относится к периоду ГВИ.
На фото сгоревшего Ба-65 К14 из 50 Stormo, сделанного в декабре 1940г. в Африке (К14 - это не только Испания!), можно также предположить наличие остекления. Учитывая, что на войну в Африку Ба-65 собирали со свалок, можно предположить, что вряд ли кто-то всерьез занимался модификацией самолетов, поэтому, скорее всего, на тех самолетах, где остекление оставалось, оно сохранялось, если не требовалось для более важных нужд.

Переделка А80 в К14, к сожалению, требует больших затрат, чем Вы указали. В дополнение к упомянутым переделкам будет необходимо нарастить правое крыло на 20мм в масштабе 1:1 (у К14 левое крыло было короче правого 4525мм-4625мм, а у А80 наоборот 4525мм-4425мм, что связано с разным направлением вращения винта), сделать с нуля, либо взять из запасников винт на другое направление вращения, уменьшить площадь руля высоты, увеличить размах закрылков – точнее, для модели АЗ оставить как есть, для А80 АЗ дает неправильные закрылки, - переделать створки бомбоотсека, найти 14цилиндровый двигатель К14 вместо 18цилиндрового А80, скорее всего, делать капот с нуля, т.к. диаметр К14 – 1290мм, А-80 - 1335мм., капоты отличались помимо выколоток еще и формой, изменять форму триммеров на элеронах. Ну, и по мелочи…

С ув.,
SW
organic в 11.07.2011 - 15:43
Добрый день!

Несколько замечаний по поводу статьи.

Ба-65 был все-таки штурмовиком (assalto), а не пикировщиком (tuffatori) как, например, SM-85, SM-86. Одним из вариантов его боевого применения были использование с пологого (до 35гр.) пикирования, при котором сохранялась возможность использования внутренней подвески бомб. Поэтому внутренние бомбодержатели в Африке сохранялись и использовались по назначению.
Итальянцы проводили эксперименты по превращению Ба-65 в полноценный пикировщик, и для этой цели оснащали его тормозными решетками, однако дальше проб дело не пошло. Справедливости ради необходимо отметить, что есть упоминания о применении Ба-65 во время ГВИ с отвесного пикирования вплоть до 80гр., что, однако, не было массовым явлением. Ил-4 тоже пытались научить бомбить с пикирования :smile:
В качестве курьеза – пикировщиком Ба-65 не был, а вот побывать истребителем ему пришлось: во время ГВИ на нем пытались перехватывать СБ, и, якобы, один раз это даже удалось :smile:

Что же касается вопроса о наличии/отсутствии остекления снизу – вопрос спорный. Есть как минимум одно фото, на котором изображен одноместный Ба-65 А80, на котором точно сохранялось нижнее остекление. Однако это фото относится к периоду ГВИ.
На фото сгоревшего Ба-65 К14 из 50 Stormo, сделанного в декабре 1940г. в Африке (К14 - это не только Испания!), можно также предположить наличие остекления. Учитывая, что на войну в Африку Ба-65 собирали со свалок, можно предположить, что вряд ли кто-то всерьез занимался модификацией самолетов, поэтому, скорее всего, на тех самолетах, где остекление оставалось, оно сохранялось, если не требовалось для более важных нужд.

Переделка А80 в К14, к сожалению, требует больших затрат, чем Вы указали. В дополнение к упомянутым переделкам будет необходимо нарастить правое крыло на 20мм в масштабе 1:1 (у К14 левое крыло было короче правого 4525мм-4625мм, а у А80 наоборот 4525мм-4425мм, что связано с разным направлением вращения винта), сделать с нуля, либо взять из запасников винт на другое направление вращения, уменьшить площадь руля высоты, увеличить размах закрылков – точнее, для модели АЗ оставить как есть, для А80 АЗ дает неправильные закрылки, - переделать створки бомбоотсека, найти 14цилиндровый двигатель К14 вместо 18цилиндрового А80, скорее всего, делать капот с нуля, т.к. диаметр К14 – 1290мм, А-80 - 1335мм., капоты отличались помимо выколоток еще и формой, изменять форму триммеров на элеронах. Ну, и по мелочи…

С ув.,
SW

Большое спасибо за дополнение. Я в статье как раз указал, что он являлся одним из немногих специализированных штурмовиков, правда небронированных. С рулем высоты там переделок чуть больше, надо еще аэродинамическую компенсация заменить на весовую (для К14). Капот проще вообще делать заново, родной сложно довести из-за плохого качества литья. Также в ходе более подробного рассмотрения возникли некоторые вопросы по расположению отсеков вооружения (при сравнении с чертежами в Али Д'Италия они дальше от фюзеляжа находятся, чем по идее должны быть). С крылом еще буду разбираться.
FROGGER в 19.07.2019 - 17:10
Тема: Обзор AZ-model 1/72 Breda Ba.65-A80
Спасибо за обзор. Радует, что, вообще, появился Ва-65 после долгого исчезновения.
Не радует остеклени, за такое бабло могли бы и нормальное сделать, а не косячное ваку..
Ну и смола, правильно замечено, что лучше уж тогда пластик. Только цену набивают этими прибамбасами. Еще бы качество соответствовало, как у других чехов.
KVM в 19.07.2019 - 19:09
:smile:
как раз вышел репак. литое остекление , смолу ликвидировали -всё в пластике....
http://www.azmodel.cz/produkt/breda-ba-65-a-80-nibbio-over-spain/
FROGGER в 20.07.2019 - 11:54
Это хорошая новость.
Там еще есть и итальянский вариант А-80, африканский.
Хорошо, что поправили.
Казанец в 20.07.2019 - 14:14
вышел репак. литое остекление, смолу ликвидировали - всё в пластике
Там еще есть и итальянский вариант А-80, африканский.
Действительно, хорошая новость для действующих моделистов, тем более что самолёт подробно разобран в модельной прессе и даже с необходимыми доработками. Всегда очень-очень нравился, чисто эстетически.
KVM в 20.07.2019 - 18:37
а есть ссылка на доработку модели АЗ ?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy