Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Наконец-то! Долгожданная модель одного из самых интригующих самолетов современности сегодня попала мне в руки.
Появление российского Т-50 ПАК ФА обозначило конец американской четверть вековой монополии в области СТЭЛС технологий. Возможности ПАК ФА четко определяют российскую идеологию воздушного боя Within-Visual-Range (WVR) - в зоне видимости и Beyond-Visual-Range (BVR) – вне зоны видимости, которая фундаментально отличается от традиционной западной идеологии такого боя.
Российская парадигма построена на идее, что BVR и WVR бои схожи по тактике, где в процессе атаки, атакуемая воздушная цель находится в пределах дальности действия системы управления оружием и, средств поражения, доставляемых к цели кинематически. Принципиальное отличие российской модели ведения таких боев состоит в том, что они ведутся с помощью сенсоров дальнего действия, имеющих высокую помехозащищенность и высокие параметры обнаружения малозаметных целей.
Создаваемый в противовес F-22 с его традиционными установками на ведение BVR и WVR воздушных боев, дизайн ПАК ФА несет в себе все ключевые элементы машин пятого поколения, которые до недавних пор были характерными только для американского F-22. А именно: незаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, сопла с УВТ, высокоинтегрированная авионика и мощный пакет активных и пассивных датчиков. ПАК ФА и относится к пятому поколению, этот самолет имеет два важных элемента дизайна, характерных для пятого поколения, которых нет у F-22. Первый – это сверхманевренность, которая стала результатом совершенной аэродинамики, уникального соотношения тяги и веса, управляемого в двух плоскостях сопла и суперсовременной цифровой системы управления полетом. Второй – это уникальные возможности по боевому патрулированию, благодаря внутренним топливным бакам общей емкостью 25 тысяч фунтов. При этом, ПАК ФА, судя по предварительным данным о его возможностях, может нести больше оружия как во внутренних отсеках, так и на внешней подвеске.
Россия планирует использовать как минимум две сотни ПАК ФА, Индия – двести пятьдесят машин индийской модификации - Indian Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), с глобальными заказами ПАК ФА на уровне еще пяти ста машин. Объявлено намерение использовать ПАК ФА как замену существующем самолетам серии Т-10 Су-27 (Flanker). Первичный анализ фотографий и информации о ПАК ФА из официальных источников, включая бюро Сухого показывает, что самолет получил улучшенную аэродинамику и разгонные характеристики по сравнению с конкурентом F-22A и схожую с F-35A JSF2 малозаметность.
Несмотря на то, что на прототипе ПАК ФА применены ставшие уже привычными формы конкурента F-22, этот самолет с его СТЕЛС характеристиками, суперманевренностью и высокой управляемостью, делают его потенциально наиболее «смертоносным» истребителем с высокой степенью выживаемости из всех, когда либо построенных для ведения воздушного боя. Важно понимать, что показываемый публично экземпляр не является окончательным вариантом, предназначенным в серийное производство. Серийная машина, как минимум , получит новые двигатели и специальное радиопоглощающее покрытие. Начало малосерийного производство запланировано на 2013 год, а полномасштабное – на 2015 год. Серийное производство двухместного варианта для Индии запланировано на 2017 год.
Наконец-то! Долгожданная модель одного из самых интригующих самолетов современности сегодня попала мне в руки, спасибо коллегам из M-Hobby Shop.
Каковы мои первые впечатления?... Что вам сказать, очень прочная коробка с изображением T-50 и эмблемой КБ Сухого с надписью «изготовлено по лицензии ОКБ Сухого». Однако печать низкого качества, подобно тому как печатали лет 40 назад. В коробке шесть рамок с пластиковыми деталями. Две – с верхней и нижней частями фюзеляжа, одна – с прозрачной подставкой, одна - с двумя фигурками пилотов, одна – с прозрачными деталям фонаря и одна большая рамка с остальными деталями для сборки. Всего это 70 деталей, не так много, и я думаю, что сборка будет по силам даже новичку.
Небольшой лист декали упакован вместе с прозрачными деталями фонаря в отдельный пластиковый пакетик. И в завершение, мы имеем инструкцию по сборке на русском и английском языках на четырех страницах.
Фюзеляж отлит двумя частями, отдельно верхняя и отдельно нижняя половины, заодно с соответствующими частями крыла. Поверхность отливок слегка шершавая, при этом линии расшивки тонкие и четкие, и что немаловажно, - совпадают с оригиналом (судя по имеющимся у меня фото) Клепки нет, но на оригинале она практически не видна, особенно на фоне трехцветного камуфляжа.
Очень непросто сделать обзор для такой модели. Ведь информации и фотографий по прототипу очень мало, все увиденное и прочитанное необходимо воспринимать с большой долей скептицизма.
Изначально я хочу принести извинения за возможно неверные выводы в этом обзоре, вызванные моим неверным восприятием фотографий и/или анализом общедоступной информации.
Первое, что бросается в глаза по верхней части фюзеляжа – неверное исполнение кожухов двигателей и сопряжение их с гаргротом. Тем не менее, основываясь на моих ощущениях, это может быть относительно легко откорректировано с помощью шпатлевки и простых хирургических операций на пластике. Я не уверен насчет фонаря кабины просто потому, что не достаточно качественных и детальных фотографий в сети, но тем не менее, мне кажется, что фонарь в масштабе 1/72 соответствует прототипу.
Хвостовой ласт имеет неверную форму. Он в целом шире и слегка менее трапециевидной формы в сечении, чем на прототипе. Верхняя и нижняя его поверхности должны быть более узкими, чего можно достичь обработкой этих элементов надфилем, затем шпатлевкой и шкурением.
На отливке нижней части фюзеляжа корневые наплывы неверной формы. Но снова, это не должно стать непреодолимой проблемой, и решается задача по корректировке достаточно просто. Тем более, что все больше и больше фотографий со временем будет появляться в сети. Все что нужно для определения правильной формы наплыва – это парочка хороших фотографий именно этого узла с разных ракурсов.
Чего у нас нет, так это фотографий кабины. Я по-этому не имею права судить о правильности исполнения этой части модели. Единственное, о чем скажу, так это что я не буду использовать декаль приборной доски. Вместо этого я применю все свои умения и попытаюсь на основании картинки на декали воссоздать объемную приборную доску. Кресло K-36 из набора вполне приемлемо по форме, и с ним можно поработать в плане супердеталировки, если только Вы не планируете посадить в кабину пилота.
Последняя ступень турбины и форсажная камера отлиты двумя деталями, что порадовало. К сожалению, сопла отлиты в полностью открытом положении, хотя в стояночном положении у прототипа они должны быть в полностью закрытом положении, а также направлены вниз и вовнутрь. Хотя, если в кабине пилот, то можно предположить, что модель представляет собой самолет в момент перед началом рулежки.
Основные стойки шасси достаточно примитивны (сняты с семейства Су-27 от «Накотне» – примечание переводчика). Вердикт – требуется моделистская импровизация и навыки, чтобы довести эти детали до состояния, хотя бы отдаленно напоминающего реальную машину. Как видно на соседнем фото прототипа, ниши основных стоек шасси также «обвешаны» маленькими деталями.
Передняя стойка отлита чуть лучше, но тем не менее нуждается в облагораживании и дальнейшей деталировке. К сожалению, «Звезда» допустила оплошность и не дает грязеотбойный щиток в комплекте деталей. Как-то нужно исхитриться и его воспроизвести. Будем думать, как и чем его заменить.
Фонарь пилотской кабины может на выбор быть установлен в открытом или закрытом положении. Детали, имитирующие стекла фонаря в модели требуют полировки, чтобы существенно улучшить их прозрачность. Интересные дополнения в наборе – лестница доступа в кабину и фигурки пилотов, одна - для размещения в кресле в кабине, другая - в позе стоя у самолета.
Как обычно, я произвел черновую сборку «на сухую», чтобы присмотреться и продумать план работ и устранения дефектов. Кроме того, что уже описано выше, есть еще одна достаточно серьезная проблема… это сечение воздухозаборников.
На основании фотографий прототипа, пропорции наружного сечения воздухозаборника искажены. Мне кажется, что исправлять эту ошибку будет очень нелегко. Стоит вероятно еще более детально поизучать фотографии, но на этом этапе для обзора, я показал сравнение этих участков на модели и прототипе, чтобы вы сами могли судить о чем идет речь.
Мне кажется, что отличия очевидны.
На первый взгляд мне показалось, что кожуха двигателей на нижней части фюзеляжа имитированы на модели неверно. Но затем разобравшись, я понял, что все дело в неверной форме хвостового ласта. О его недостатках уже написано выше (прим. переводчика). Хорошо, что так, потому что лас намного легче откорректировать чем кожухи. В целом, формы и пропорции первоисточника выдержаны, и внешне модель выглядит похожей на прототип.
Декаль достаточно скромная (лист размером 82мм x 56 мм), но напечатана на очень тонкой подложке, прочная и с четкими без смещений по цветам границами. Представлен трехцветный вариант с синим номером 51. Наиболее заметные технические надписи присутствуют. Также декалью оформлена приборная панель. Если кто пожелает больше технички, есть декали на Су-27 или что-то из запасников, тогда вооружившись фотографиями нужно тщательно подбирать их по форме и цвету надписей. Самая свежая информация от Begemot decals – они готовят новый лист на T-50, так что дополнительная техничка не будет проблемой.
Цвета для окраски модели даны в соответствии с палитрой Model Master Paints.
Несколько дополнительных фото деталей модели::
Я рад, что кто-то выпустил на рынок модель T-50 столь оператитвно. Не так давно у нас вообще не было достойных моделей российских/советских самолетов, даже тех, которые на службе состоят уже более двадцати лет. Выход этой модели уже только поэтому – событие. Судя по надписи на коробке, «Звезда» выпустила модель по лицензии ОКБ Сухого, хотя на самом деле похоже (это мое личное мнение) , что ОКБ Сухого не очень спешило расстаться с точными чертежами внешних видов в пользу «Звезды», или отдала в работу чертежи с заведомо измененными некоторыми элементами планера, поэтому, когда первый экземпляр Т-50 предстал перед объективами камер, у «Звезды» было просто недостаточно времени, чтобы внести коррективы в уже готовящиеся пресс-формы. И тем не менее, на рынке это единственный набор этого самолета в масштабе 1/72 и продается он по очень доступной цене. Большинство неточностей не «смертельны», и могут быть исправлены с учетом опыта и желания каждого конкретного моделиста. Но даже если Вы решите строить его прямо из коробки, у Вас будет прекрасное пополнение коллекции. При этом повторюсь, - набор не идеален и требует навыков и аккуратности, если Вы захотите построить модель более похожую на прототип. Учитывая насколько быстро после первого публичного показа полета прототипа модель попала на полки магазинов, принимая во внимание достаточную аккуратность, масштабность и пропорции, а так же и то, что большинство ошибок поддаются корректировке, модель желанна и своевременна. Наиболее проблемное место в ней – воздухозаборники, место, которое не так легко исправить, и если браться, то это потребует кропотливости и времени. Я поэтому рекомендую устранение этого конкретно дефекта только опытным моделистам. Всех остальных попробую успокоить тем, что расположены эти воздухозаборники под фюзеляжем, глубоко за передней кромкой крыла и потому видны они особо не будут, когда Вы поставите модель на полку.
Даже если бы я не получил эту модель для обзора от M-Hobby shop, я бы все равно купил себе этот набор.
Возможно, в будущем появится более новый и более точный набор, особенно когда Су-50 (или как его еще назовут) пойдет в серию и поступит на вооружение ВВС России. Все равно, именно эта модель от «Звезды» всегда будет занимать почетное место в моей коллекции потому, что именно она будет олицетворять первый летный экземпляр ПАК ФА в масштабе 1/72. Сомневаюсь, что эта модель вызовет большой интерес со сторны производителей афтермаркета просто потому, что они вероятнее всего будут ждать выхода машины в серию. Хотя Бегемот все-таки делает декаль (сделал уже и успешно реализует – прим. переводчика). Я рад, что у меня теперь есть этот набор и я куплю еще один, чтобы сделать модель неокрашенного прототипа. Уверен, я не должен Вас призывать покупать эту модель – и так очевидно, что без нее Ваша коллекция не будет полной.
tolthe1st в 27.04.2011 - 22:01 Niko@inScale
Niko, приношу извинения за неточности. Видимо мой английский все еще недостаточно хорош для таких переводов. :wink: Поговрю с Михаилом и попрошу его внести коррективы в статью, чтобы исправить мои недочеты. Может быть есть еще места, которые на Ваш взгляд нужно было бы поправить? Анатолий |
Niko@inScale в 27.04.2011 - 22:20 Niko@inScale
Niko, приношу извинения за неточности. Видимо мой английский все еще недостаточно хорош для таких переводов. :wink: Поговрю с Михаилом и попрошу его внести коррективы в статью, чтобы исправить мои недочеты. Может быть есть еще места, которые на Ваш взгляд нужно было бы поправить? Анатолий Никаких проблем на всех. В начале я не был уверен, причиной мой русский ржавые. :) Но самое главное, чтобы исправить ошибки. У меня нет никаких плохих чувств, относительно этого. :mrgreen: |
tolthe1st в 06.05.2011 - 15:07 Статья откорректирована и отправлена редактору.
Еще раз - мои искренние извинения за неточности перевода С уважением Анатолий |
BatMan в 07.05.2011 - 15:46 tolthe1st
Толик, привет... Статья перезалита в новой редакции... Обсуждение можно начинать сначала. :grin: |
goldenfox в 29.07.2011 - 23:46 Тема: Обзор Звезда 1/72 Сухой Су-50 (Т-50, ...(#4004) - обсуждение Не могу отделаться от впечатления: чем-то этот ПАК ФА напоминает существовавший в своё время у американеров F-23. |
tolthe1st в 30.07.2011 - 00:45 goldenfox
шутка удалась :grin: как минимум у F-23 кили и стабилизаторы есть одно и то же. так что аэродинамические схемы не сопоставимы... |
Любомирский в 17.01.2012 - 12:39 В обзоре отмечена весьма солидная шероховатость поверхности модели:
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_4004_1302789297_preview_img_0836_1.jpg.h tml Прежде я с таким не сталкивался и созрел вопрос - под грунтовкой-краской эта шероховатость сойдет или нужно шлифовать поверхность? Просто, на мой взгляд будет довольно странно выглядеть чистая поверхность оперения и шероховатый фюзеляж. В общем, как быть? |
AlEx7777 в 22.02.2012 - 21:07 Тема: Обзор Звезда 1/72 Сухой Су-50 (Т-50, ...(#4004) - обсуждение Я заранее извиняюсь о том что не прочитал все комментарии (обещаю исправится). Но как мне кажется инструкции по сборке(окраска) доверять нельзя т. к. окраска от 52-го.
Извините если повторяюсь. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Да зачем ломать? :smile: Просто, ИМХО, имеет смысл исправить эти ошибки в переводе, и все дела...