Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Самая первая брошюра серии TBiU, которая попала мне в руки, был выпуск про Beaufighter и было это давным-давно, где-то в начале 80-ых. И меня пленил этот самолёт. Есть в нём что-то притягательное, в самом облике. И больше всего понравился вариант с двигателями жидкостного охлаждения RR Merlin. Разумеется, была и детская мечта собрать модель Бофайтера, но доступный тогда "минский" набор представлял собой вариант со стандартными "воздушниками" Геркулес. И вот я решил воплотить свою мечту в жизнь уже в другом масштабе и об этом будет дальнейший рассказ.
Но сначала, небольшая историческая справка. Известная британская самолётостроительная фирма Бристоль создала свой тяжёлый двухмоторный истребитель Beaufighter на основе опыта постройки и с применением некоторых частей планера довольно удачного бомбардировщика Beaufort, что обусловило некоторое сходство этих двух разных по назначению летательных аппаратов. Новый самолёт предназначался для решения различных задач - от патрулирования воздушного пространства до нанесения ударов по наземным целям и имел очень мощное вооружение. В фюзеляже устанавливались четыре автоматические пушки калибра 20мм, а консолях крыла 6-8 пулемётов 7,7мм. На поздних модификациях была предусмотрена возможность подвески ударного вооружения (торпеды, бомбы, неуправляемые ракеты).
На самолёте устанавливались двигатели воздушного охлаждения Hercules, которые, также, применялись и для оснащения дальних бомбардировщиков Short Stirling, программа производства которого была приоритетной. Поэтому надо было принимать срочные меры, которые могли бы снизить влияние возможного дефицита этих моторов на темпы производства нового истребителя. Одним из решений, наиболее быстро претворяемых в жизнь, была замена силовой установки. Но, при этом, нельзя было допустить критичного изменения лётных и боевых характеристик в худшую сторону и избежать радикальной переделки уже отработанной конструкции планера самолёта. К тому же, «кандидат» на установку должен был уже выпускаться серийно и иметь надёжную конструкцию. Наиболее подходящими и доступными оказались двигатели водяного охлаждения Роллс-Ройс Merlin XX мощностью 1280л.с. Были и более мощные Griffon, но их производили только для оснащения авиации Королевского военно-морского флота. Для ускорения процесса «приживления» Мерлинов на Бофайтер и для исключения разработки новых систем охлаждения, подведения питания, смазки и управления, в качестве готового образца были приняты силовые установки знаменитого бомбардировщика Avro Lancaster. Они включали, собственно, сам двигатель, мотораму, капоты и радиатор. Замену Геркулесов на Мерлины признали вполне удачной, лётные данные оказались даже немного выше и была выпущена серия Бофайтеров модификации Mk.IIF. Значительную часть оснастили радиолокатором для применения в качестве ночного истребителя.
Модель Бофайтера в масштабе 1/48 выпускает фирма Tamiya, предлагающая несколько модификаций на основе одного и того же пластика, комбинируя различные детали и прикладывая различные декали. Объединяет все варианты то, что они представляют собой модификации с двигателями Hercules. Мне же хотелось собрать именно Mk.IIF с Мерлинами. Для переделки тамиевской модели в эту модификацию, чешская фирма СМК предлагает конверсионный набор с деталями, отлитыми из смолы. В него входят новые мотогондолы, воздушные винты с коками, плоскости стабилизатора, имеющими угол поперечного V=0 (характерная черта ранних модификаций Бофайтера), вставки для замены удаляемых участков пластика и декаль с буквенными кодами.
На лёгкую сборку надежды не было никакой, но и тех трудностей, которые возникли в процессе, я не ожидал. Хотя, морально готовился к нелёгкому труду. Почти все смоляные детали не подходили к своим местам на модели. К тому же, не было их нормальной стыковки даже между собой. Ступеньки и щели стали обычным, а потому, не пугающим явлением. Поэтому, в больших количествах применялась шпаклёвка двух типов, а некоторые смоляные детали оказалось проще заменить на самодельные из листового полистирола. Для восстановления пропавшей расшивки и имитации дефектов поверхности, характерных для дюралевой обшивки самолёта, модель была оклеена фольгой. Сделал заново блистер наблюдателя – деталь из набора имеет приличную толщину, что вместе со сложной формой остекления даёт неприятные искажения. Новую деталь отформовал из прозрачной упаковочной плёнки, используя «родную» в качестве мастер-модели и укрепив её изнутри двухкомпонентным составом Момент Эпоксилин. Наштамповал десятка полтора новых блистеров, выбрав наиболее удачный и качественный.
Вариант оформления был выбран не тот, который предлагает СМК в своей декали. Мне понравился самолёт с бортовым кодом EW@A, принадлежавший 307-ой Львовской эскадрилье ночных истребителей в составе RAF. В этой части воевали польские пилоты, эмигрировавшие в Великобританию после захвата Польши и продолжавшие борьбу с нацизмом. На одной имеющейся у меня фотографии данного самолёта, очень похоже, что на бортах за кабиной пилота нанесены польские опознавательные знаки, так называемые «шаховницы» (шахматная доска). Буквы кода предстояло сделать самостоятельно, а шаховницы я нашёл в старых запасах декалей, подобрав подходящие по размеру изображения.
Особый интерес представляла полностью чёрная окраска, характерная для британских ночных истребителей. Простое нанесение краски соответствующего цвета превратит модель в сплошной, невыразительный массив чёрного пластика. Было бы обидно и несправедливо после всех трудов по конверсированию получить на полку кусок угля. Пришлось обдумывать этот момент. Пришёл к выводу, что надо окрашивать тёмно-сером цветом, комбинируя различные его оттенки в зависимости от освещённости разных участков поверхности. Но до этого этапа предстояло ещё имплантировать довольно «кривые» конверсионные детали в довольно качественную модель Тамии.
Детали конверсионного набора СМК и дополнительные наборы – колёса Aires и фототравление Part.
Кабина собрана с использованием фототравленых деталей, а кресла экипажа сделаны заново из полистирола и двухкомпонентной шпаклёвки.
Интерьер собран, загрунтован, нанесен прешейдинг и окрашен соответствующим цветом.
Приборная доска и мелкие детали окрашены кистью эмалевыми красками Tamiya.
Интерьер полностью готов, можно собирать фюзеляж.
Половины фюзеляжа склеены и нанесена шпаклёвка.
Склеены детали крыла. Зазоры устранены тонким полистиролом.
С помощью пилки и скрайбера удалены заменяемые части модели и примерены смоляные детали
После удаления мотогондол, консоли потеряли жёсткость, которая была восстановлена вставками из тонкого полистирола.
Вставки в крыло из набора СМК имеют профиль, отличный от профиля крыла, поэтому обшивку сделал из листового полистирола, зашпаклевал щели и зачистил наждачной бумагой.
Смоляные детали приклеивал клеем Супер Момент. Обтекатели и вставки из набора СМК потребовали не только подгонки, но заделки щелей двухкомпонентной шпаклёвкой Tamiya.
Поверхности покрыл слоем Mr.Surfacer для устранения царапин и прочих мелких дефектов.
Посадочная фара удалена и сделана новая. Рефлекторы – из набора Elf.
Новый блистер растиражирован в нескольких экземплярах, чтобы была возможность выбрать лучший для установки на модель.
Смоляные мотогондолы и плоскости стабилизатора довольно массивные и для их фиксации использовал минутный эпоксидный клей Момент. И очередное шпаклевание стыков – устранение ступенек и щелей.
Основные стойки шасси доработаны с помощью проволоки и фольги. Все детали шасси окрашены и готовы к установке на модель.
Установлены прозрачные детали. Микропилкой сделал пропилы по торцам рулевых поверхностей.
Для восстановления расшивки модель оклеена фольгой-самоклейкой.
Прозрачные детали закрыты масками из модельного скотча, нанесена грунтовка.
После нанесения грунтовки, с помощью риветера накатаны заклёпки.
По линиям расшивки нанесён прешейдинг. Основной цвет составлен из акриловых красок XF-1 Black и XF-69 NATO Black. Полученный серый оттенок нанесен на модель тонкими слоями, не полностью перекрывающими линии прешейдинга. Снизу нанесён более тёмный, почти чёрный цвет – там краска не выгорала.
Окрашены отдельные детали.
Нанесён слой глянцевого акрилового лака. Ниши шасси окрашены в интерьерный цвет.
Буквы кода изготовлены с помощью трафаретов из модельного скотча на декальной бумаге. Мелкие цифры подобраны из набора сухих декалей, "передавлены" на декальную бумагу и уже потом были переведены, как обычные.
Переведены как самодельные, так и фирменные декали.
Масляной краской на бензине сделана чёрная смывка по линиям расшивки.
Нанесён слой матового лака Mr.Color, сняты маски с остекления, приклеиваются мелкие детали.
На этом, собственно, и всё.
Насколько у меня получилось задуманное, судить не буду. Но результат мне самому нравится, а процесс был интересным и, как ни странно, не превратился в очередной заброшенный долгострой. Вся работа заняла около месяца по вечерам будних дней и в выходные. Хотя, признаюсь, были моменты, когда руки опускались. Но и отчаяния не было. Только задор – сделаю или не сделаю, доведу этот проект до завершения или нет. Сделал, довёл...
Демченко Вячеслав.
» Автор | |
---|---|
Вячеслав_Демченко | |
Опыт: | 22608 |
Репутация: | +1558/–7 |
Откуда: | Куток |
Вячеслав_Демченко в 04.11.2010 - 15:24 Я просто представил, как ты намучился, вертя в одной руке собранный самолет, а в другой пилку.
Никаких мук. Я изначально представлял на что иду. :mrgreen: "Резать к чёртовой матери! Не дожидаясь перитонита!" (х/ф "Покровские ворота"). Пластик ещё до сборки был обречён на кромсание и ампутацию ненужных частей. :roll: Он был к этому готов. И я тоже. :grin: |
Scorpius в 15.02.2011 - 15:55 Тема: Конверсия Tamiya+СМК 1/48 Bristol Bea...(#3385) - обсуждение Отличная работа и замечательная демонстрация процесса + высококачественные фотографии. А фонарь наблюдателя вы в кипятке формовали? |
Вячеслав_Демченко в 15.02.2011 - 16:23 Отличная работа и замечательная демонстрация процесса Спасибо!
фонарь наблюдателя вы в кипятке формовали? Нет, нагревал прозрачный пластик над свечой и вытягивал на болванке. |
Ltl в 28.05.2018 - 13:45 Красивый аппарат! Когда-то такой 72-й из минска делал... Жаль вся фольга под краску ушла! А что, - разве у него другой стабилизатор был? и последний вопрос - что там за труба огромная внутри из кабины в хвост идёт? |
Вячеслав_Демченко в 28.05.2018 - 15:03 А что, - разве у него другой стабилизатор был? 8 лет прошло, уже и не помню... Кажется, дело в поперечном V установки.
что там за труба огромная внутри из кабины в хвост идёт? Понятия не имею. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Теперь понятно. Просто, когда не знаешь набор и не видел процесс, то вопрос закономерен. Я просто представил, как ты намучился, вертя в одной руке собранный самолет, а в другой пилку.
Ну что же... спасибо еще раз за удовольствие от созерцания шедевра моделизма:wink:. Глядя на такую работу, сначала руки у самого опускаются, но потом просыпается злость моделиста и пластик в руках гнется плавится и скрипит. Вследствие чего рождается на свет какая-нибудь новая модель... :grin: