Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Какой образ возникает в мыслях при словах «Немецкий бомбардировщик”? Большинство вспомнят Junkers Ju-88 или Heinkel He-111, кто-то припомнит бомбардировщики Dornier. Все эти верные трудяги, разработанные еще в 30-х годах верно служили в Люфтваффе до последних дней Второй Мировой Войны, несмотря на то, что они фактически устарели если не к началу, то к середине войны. Вашему вниманию представляю модель среднего опытного бомбардировщика Dornier Do-317.

Какой образ возникает в мыслях при словах «Немецкий бомбардировщик”? Большинство вспомнят Junkers Ju-88 или Heinkel He-111, кто-то припомнит бомбардировщики Dornier. Все эти верные трудяги, разработанные еще в 30-х годах верно служили в Люфтваффе до последних дней Второй Мировой Войны, несмотря на то, что они фактически устарели если не к началу, то к середине войны. Вашему вниманию представляю модель среднего опытного бомбардировщика Dornier Do-317.

История

Мысль об устаревании основных бомбардировщиков Люфтваффе приходила и в головы деятелей RLM, а потому в июле 1939 года были опубликованы требования к новому среднему бомбардировщику, который должен был сменить Ju-88 и He-111, а так же сделать большой шаг вперед в проектировании средних бомбардировщиков. Требования к новому самолету выдвигались довольно высокие: дальность полета до 3600 км, дабы долетать с баз во Франции и Норвегии до любой точки Британских островов, скорость на высоте 6–7 км определялась на уровне 600 км/ч – как минимум сравнимой со скоростями многих современных проекту истребителей, боевая нагрузка определялась в 2000 кг, при взлетном весе под 20 тонн и экипаже из трех-четырех человек. Двигатели предполагались Jumo-222 или DB-604, которые еще только проектировались (а если заглянуть вперед, то они так и не были доведены до вменяемого состояния). Но главным новшеством должны были стать гермокабина и дистанционно управляемые оборонительные установки.

Программа получила кодовое название „Bomber B”. Первоначально, спецификации были направлены четырех фирмам: Arado, Dornier, Junkers и Focke-Wulf. Немного погодя в этот список был включен и Henschel, специалисты которого имели опыт работы с гермокабинами. Рассмотрение первых четырех предложений фирм проходило в июле 1940, когда из четырех машин Ar-340, Do-317, Ju-288 и Fw-191, первая была сразу же отклонена в силу экстравагантности конструкции, вторая получила низкий приоритет разработки, а вот два последних были выбраны для полной разработки. Фактически, требования к „Бомберу Б” были списаны с проекта Junkers EF-73, который начал разрабатываться еще в 1938 году и уже тогда предусматривал использование гермокабины и дистанционных оборонительных установок. Поэтому он и был выбран для дальнейшей разработки, в качестве основного претендента на победу в конкурсе, хотя первоначальный проект несколько раз был основательно переделан за время работы над ним. На Fw-191 начинали было отрабатывать полностью электрофицированую систему управления, что было продиктовано прямым требованием RLM, и, разумеется, сразу же электросистемы стали основным источником проблем.

Ну, а Do-317 особых новшеств не предлагал. Он основывался на Do-217 и был сильно похож на него внешне. Четыре члена экипажа располагались в гермокабине перед крылом, наддуваемой от нагнетателя двигателя DB-604, и полностью остекленной. Проект Dornier был признан менее перспективным, нежели Ju-288 и Fw-191, после чего работы над ним хоть и продолжались, так как он рассматривался в качестве дублера, на случай неудачи основных проектов, но вяло, и к 1940 году окончательно прекратились. Хотя часть решений, использованных в проекте Do-317, предполагалось использовать на Do-217P, и здесь проект Do-317 снова выступал в качестве дублера.

Так разработка Do-317, дошедшая до стадии изготовления макета, остановилась, казалось бы навсегда. Но нет! В 1941 году проект Do-317 был реанимирован в качестве возможной замены Do-217. Предполагалось два варианта самолета: Do-217A с двигателями DB-603 и обычным составом вооружения в виде пяти пулеметов и пушек в кабине и гораздо более перспективный Do-317B с двигателями DB-610, дистанционно управляемыми оборонительными установками и увеличенным размахом крыла. Do-317B очень походил на „Бомбер Б” в том виде, в каком его видели конструкторы Dornier, и так же как и так же как и „Бомбер Б” особого развития не получил.

Было заказано шесть опытных Do-317A, первый из которых Do-317 V-1 поступил на испытания в 1943 году. Оборонительного вооружения он не имел, но в целом был очень близок к серийному Do-317A. На испытаниях самолет потерпел полное фиаско – никаких преимуществ перед Do-217P у него не было, а следовательно не было у него и будущего.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Здесь можно было бы поставить точку в истории этого интересного самолета, но опять же нет, и вот почему. После испытаний Do-317 V-1 началась последняя глава, а скорее эпилог, биографии Do-317. Остававшиеся пять самолетов, находившиеся в разной степени готовности, были достроены без гермокабин, получили обозначение Do-217R и использовались в качестве носителей ракет Hs-293. К этому же времени был готов и макет Do-317B, но Технический департамент, посчитав его недостаточно перспективным, отклонил проект и закрыл программу Do-317.

Китография моделей

Но для нас история продолжается, кратко рассмотрим небогатую китографию Do-317. Моделей существует не так много, в глаза я видел две – смоляную от Anigrand Craftswork, входящую в тематический набор „Bomber B” (нечто в 144-м масштабе, отдаленно напоминающее Do-317 V-1, что уже ляп, так как к этому времени Do-317 не рассматривался в качестве «Бомбера Б”) и ЛНД от Special Hobby. Вроде бы еще существует вакушка от Airmodel, но даже ее фото я так и не нашел, и вполне возможно, что это есть вакушная копия модели от Special Hobby.

История модели

Но для нас интересна модель именно от Special Hobby, отлитая по технологии ЛНД в масштабе 1/72. Производилась она в 1999 году, разошлась не таким уж большим тиражом, и ныне ее можно найти в основном на аукционах, где она время от времени появляется.

Как-то я задался идеей поиска моделей «Бомбера Б” и первым делом наткнулся именно на эту модель. С EBay’ем я до тех пор дел не имел, потому бросил клич помощи и нашел человека, который согласился взять на себя все риски по покупке модели (Роман, спасибо Вам огромное!). И вот модель лежит перед нами. Что же скрывается внутри черной коробки?

Содержимое

Все вполне ожидаемо и предсказуемо – три литника, вакушный фонарь, кучка смоляных деталей и декаль. На первый взгляд все вполне пристойно, но стоит посмотреть внимательнее…
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Кокпит

Начнем, как и полагается, с кокпита.
Он дан той самой кучкой смоляных деталей – пол/стенки, кресла/табуретки экипажа и приборная доска. Был еще штурвал, но мне он не достался – может, остался прежнему владельцу на память. Отлито все чистенько, ремни на креслах смотрятся неплохо, приборка, равно как и стенки кокпита, несколько упрощена. И вот это беда – так как во-первых площадь остекления кабины велика и ее нутро будет видно как на ладони, а во-вторых фото кокпита Do-317 мне найти не удалось. А потому придется дорабатывать деталировку кокпита либо с использованием фантазии, либо в чем-то опираясь на фото кабины Do-217K/M. Та же беда со штурвалом, который придется делать заново.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Но движемся дальше.

Фюзеляж

Фюзеляж отлит чисто, на нем присутствует тонкая внутренняя расшивка, правда ее не очень много. Но с ее дополнением возникает та же проблема, что и с кокпитом – на имеющихся фото ее попросту не видно. При сравнении с фото и чертежами (о них чуть позже) больших недочетов не выявляется – фюзеляж вполне похож на себя, разве что в хвостовой части он немного иной формы. А именно — ему не хватает «квадратности” в форме хвостовой части. Но не хватает самую малость, и на это можно даже закрыть глаза.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Крыло

Отлито оно не лучшим образом – на лицо и шагрень, и облой, но все же достаточно неплохо, чтобы не завопить дурным голосом при ликвидации этих дефектов. В чертежи так же ложится сносно, на фото похоже.
Расшивка на нем так же внутренняя, и ее так же немного. Немногочисленные лючки даны сильно выступающими «пеньками”, и их придется стачивать.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Хвостовое оперение

Горизонтальная часть оперения неплохо отлита – облоя почти нет, а тот, что есть, легко убирается. В чертежи ложится неплохо. Чего не сказать о вертикальных шайбах – они явно длиннее миллиметра на два:
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1
Впрочем, исправить это несложно, благо поверхность у них девственно чистая и портить там нечего. Пинов, которые помогли бы правильно установить оперение, нет, а потому придется это делать фактически на глаз («жиденькая“ черточка на шайбах не в счет, все равно она будет уничтожена при обработке).

Мотогондолы

Они даются половинами, отлиты чисто (хотя на одной половине есть некая инородная выпуклость, которая легко убирается), но совершенно без изысков. Расшивки полторы линии, выхлопные патрубки и воздухозаборники нагнетателей даны отдельно, но если вторые даны цельными деталями и нуждаются лишь в легкой обработке и высверливании, то первые даны как полуцилиндры, и их придется делать заново. Решетки радиаторов сделаны довольно примитивно, но можно оставить и родные, немного их доработав. Винты даны отдельными лопастями и похожи на себя, равно как и коки, в которых надо будет предварительно высверливать отверстия для лопастей.
Мотогондолы вполне похожи на себя, однако стоит поправить несколько неверную форму отверстий перед радиаторами. Так же спорным является вопрос с длинной мотогондол. Родные заметно короче тех, что на чертежах, а по фото однозначно сказать не получится, так как разобрать что-либо под крылом довольно сложно.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Шасси

Обратим внимание на шасси… и увидим грубо отлитые стойки, состоящие из трех деталей, неплохо отлитые колеса (дефекты есть, но если колесо в месте дефекта нагрузить, то будет вполне неплохо).
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Хвостовая стойка шасси дана одной плохо отлитой деталью, но так как ее будет почти не видно, то можно оставить и родную. А вот колеса хвостовой стойки шасси отлиты средненько – производитель пытался показать рельеф, имеющий место на оригинале, но технология убила три четверти их работы – рельеф видно лишь на одной стороне одного колеса:
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Деталировка ниш шасси отсутствует как класс, но, исходя из похожести шасси Do-317 на шасси Do-217, ниши можно деталировать по аналогии. Это же можно сказать и о створках ниш шасси, которые надо будет заодно еще и стачивать до приемлемой толщины.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

В целом мелочевка отлита в традиционном для «спешловского“ ЛНД качестве, что-то поддается обработке и использованию на модели, что-то проще изготовить с нуля.

Остекление

Фонарь исполнен из тонкого и прозрачного пластика, искажений почти не дает и позволит в будущем подробно рассмотреть нутро кабины. Трудностью может стать аккуратное соединение обеих частей фонаря друг с другом, но и это преодолимо. Форма фонаря близка к истине, но все портят вмятины, которые запросто могут появиться на тонком пластике.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Декаль

Декаль дана на один вариант – Do-317 V-1 VK+IY, фото других Do-317 мне найти не удалось. Буквы несколько сплюснуты сверху и снизу, но на себя похожи, как и кресты. Свастики даны двумя частями и имеют слишком тонкую белую кайму, что подписывает им приговор – в ведро. Собственно на этом декаль и заканчивается.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Технички в ней нет, хотя на реальном самолете ее наверняка было предостаточно. Красить самолет предлагается по схеме RLM-74/75/76, что, в принципе, не сильно противоречит имеющимся фотографиям.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1

Источники

 Ах да, чуть не забыл упомянуть про чертежи, если можно их так назвать. А взяты они из книги автора Manfred Griehl по Do-217/317/417. На них изображен Do-317A, но отличий у него от Do-317V-1 было немного. Повторюсь, что модель в эти чертежи легла хорошо, за исключением вертикального оперения, мотогондол и расшивки.
Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-317 V-1
Так же при написании обзора была использована книга Уильяма Грина «Крылья Люфтваффе“.

Заключение

Итак, подведем итоги. Модель есть, и это уже хорошо. Модель похожа на себя, что еще лучше. Ее можно собрать «из коробки”, и она все равно будет похожа на себя, но если серьезно, то многие детали придется доводить до ума (это я не сказал, что придется долго и муторно подгонять консоли крыла к фюзелю!), ибо все таки это ЛНД. Но все же, несмотря ни на что, недочеты модели можно победить и поставить себе на полку маленькую копию неудавшегося «Бомбардировщика Б”, всю свою карьеру пробывшего дублером.

С уважением, Николай.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
ekventor в 16.05.2010 - 14:51
Тема: Обзор Special Hobby 1/72 Dornier Do-3...(#2864) - обсуждение

Совершенно забыл сказать при написании обзора, что

выражаю благодарность Андрею SilverGhost'у за помощь и ценные указания в написании обзора.;-)

С уважением. Николай.
SilverGhost в 18.05.2010 - 08:58
Привет Коль!
Отличная статья получилась! Поздравляю с успешным дебютом!
Желаю дальнейших успехов в литературном поприще!

С уважением, Андрей
ekventor в 18.05.2010 - 16:32
Андрей, спасибо за отзыв!

Попробую продолжить - не все же мне в Вики графоманствовать, да и на полке пара интересностей еще есть :wink:

С уважением, Николай.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy